Развитие речи детей мигрантов в начальной школе
Оценка 4.8

Развитие речи детей мигрантов в начальной школе

Оценка 4.8
docx
03.01.2020
Развитие речи детей мигрантов в начальной школе
Развитие речи детей мигрантов в начальной школе.docx

Развитие речи детей мигрантов в начальной школе

Миграционные процессы привели к появлению в русских школах детей-мигрантов.

Все эти дети попадают в группу риска. Для большинства из них русский язык не только не являлся родным, но и не был даже языком обучения: он изучался как предмет. Конечно, уровень владения русским этими школьниками не соответствует требованиям, предусмотренным государственным образовательным стандартом. Таким образом, возникает задача довести владение русским языком до уровня рабочего языка - на нём дети будут получать образование, а позже смогут использовать его в своей трудовой деятельности.

Однако следует принимать во внимание, что филологические знания и умения учащихся разные. Можно выделить следующие критерии уровня владения языком:

-  не понимает, не говорит

-  понимает, но не говорит;

-  понимает, но говорит плохо:

-  понимает, говорит. но не читает:

-  говорит, читает, но не осознает прочитанное.

В силу этого в практике работы с детьми используется дифференцированный подход,

С чего же начать школьному учителю, как создать комфортные условия учащимся, чтобы они овладели русским языком? Прежде всего, для успешного обучения необходимо:

-  определить уровень владения языком:

-  создать в классе комфортные условия;

-  найти индивидуальный подход к каждому учащемуся:

- сформировать у учащихся интерес к изучению языка и положительную
мотивацию,

У детей-мигрантов есть одна особенность, которую необходимо обязательно учитывать учителю: закономерности русского языка они воспринимают через призму родного и переносят явления родного языка в русскую речь, что часто и приводит к ошибкам. Такой перенос называется интерференцией. Задача учителя — преодолеть влияние родного языка, предупредить интерференционные ошибки в русской речи. Но для этого самому учителю надо "видеть" языковой материал глазами нерусского ребенка. Особую трудность для детей-мигрантов представляют категория рода, категория одушевленности - неодушевленности, русская предложно - падежная и видовременная системы.



Однако эти затруднения легко преодолеваются в процессе речевого общения.

«Цель речевого общения - обучение не языку, а общению на данном языке». Несмотря на привычность сочетаний «обучение языку», «обучение речи», их употребление носит условный характер, фактически же мы учим общению на том или ином языке.

Учить общению можно лишь путем:

а) формирования и поддержания конкретного мотива общения;

б) организации различных видов активной творческой деятельности
учащегося, которая способствует реализации общения.

Главная задача обучения иноязычному общению - не пассивное воспроизведение, а активное производство, не натаскивание на готовые способы общения, а наталкивание на самостоятельный поиск таких способов.

- 2 -

Один из приемов организации активной творческой деятельности учащегося. вызывающий наибольший интерес — это игра и игровые ситуации, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют эффективной отработке языкового материала, обеспечивают практическую направленность обучения. Игра снимает напряжение, непроизвольно побуждает обучаемых к активному участию в учебном процессе, вызывает интерес к языку.

Путь формирования мотива общения - погружение в языковую среду. Речевая деятельность на любом языке связана с мотивами, требует от человека ряда умений и имеет свою структуру. В соответствии с условиями речевого общения, независимо от того, на каком языке осуществляется речевое общение, различаются такие виды речевой деятельности как ау­дирование, говорение, чтение, письмо, Отсюда, обучая русскому языку в начальной школе, мы вооружаем учащихся общими учебными навыками и умениями - чтению, письму, восприятию речи, говорению, умению участвовать в беседе, вести наблюдения, делать выводы, выражать их в словесной форме.

Методику, позволяющую в любом классе начать обучение детей русскому языку, условно назвать методикой обучения мигрантов. В этой методике нет ничего нового. Она основана на принципах доступности и посильности предъявляемого учебного материала, полного усвоения знаний на уроке всеми учащимися и др. Ядром методики является организация учителем самостоятельной языковой познавательной деятельности ребенка: он должен читать, писать, говорить, теть первоначально с ошибками, но по-русски.

Успешно реализовать методику можно при условии, что учитель преодолел барьер молчания нерусских детей, возбудил активность учащихся, пробудил интерес к работе.

Интерес к занятиям формируется содержанием учебного материала, организацией учебной деятельности учащихся. Внимание учеников привлекает новизна учебного материала, его практическая значимость, расширение знаний по определенным темам.

Познавательный интерес учащихся во время занятий поддерживается изучением художественных и научно-популярных текстов, беседами, выра­зительным чтением, викторинами, введением в учебный процесс дополни­тельных языковедческих знаний. Подбираемые для занятий тексты ориентированы на развитие познавательных возможностей учащихся, формирование умений анализировать, обобщать, видеть яв­ления во взаимосвязи и взаимообусловленности.

Работая с текстом, школьник одновременно осваивает произношение, правописание, словарь языка, овладевает умением задавать вопросы, участвует в общении с учителем и друг с другом. Следует отметить, что учитель должен заметить желание ребенка к общению на русском языке и поддержать его, предоставив 1-е слово плохо говорящим, а затем тем, кто лучше освоил язык.



На начальном этапе обучения чтению независимо от возраста ребенка надо добиться, чтобы все ученики полностью знали алфавит, умели распределять слова в алфавитном порядке, правильно произносили трудные для них звуки. Именно этот этап в овладении необходимыми элементарными умениями чтения является самым ответственным, так как учащиеся овладевают механизмом чтения.

- 3 -

Механизм (техника) чтения ученика зависит от того, каким способом чтения он овладел, т. е. какие единицы реально выступают в качестве оперативных единиц чтения:

1)  первоначальный этап - овладение способностью различать буквы как элементы письменной речи и устанавливать букво-фонемные соответствия;

2)  расширение зрительного поля узнавания до буквосочетания, равного слогу, который воспринимается уже целостно;

3) восприятие буквенного комплекса, равного слову, овладение
умением цельно прочитывать слова с соблюдением ударений.

Чтение имеет особое значение: оно положительно влияет на становление и совершенствование других видов речевой деятельности: аудирование говорения, письма.

Для формирования и развития практических навыков владения русским языком большое значение имеет и чтение вслух. В начальных классах оно является основной формой обучения чтению как речевому умению. Но оно необходимо и в основной школе, где тоже учатся дети-мигранты. Чтение вслух помогает учителю своевременно выявить и исправить речевые, смысловые, логические ошибки ученика.

Изучение характера ошибок учащихся позволило сделать вывод: в процессе чтения дети чаще всего испытывают трудности в произношении тех слов, смысл которых им непонятен. Поэтому одним из основных звеньев в обучении нерусских детей русскому языку, в развитии их речи является словарная работа, обогащение словарного запаса.

Работа над словом в начальных классах проводится в определенной последовательности: четко произношу новое слово и объясняю его значение. Вслед за мной учащиеся произносят это слово. Затем слово записываю на доске, учащиеся пишут в тетради. Таким образом, каждое новое слово ребенок слышит, видит, сам произносит, читает, пишет, т. е. каждое слово проводится через все виды чувственного восприятия учащихся. С учетом этого составляется ряд упражнений на употребление усваиваемых слов в изученных конструкциях предложений. При этом особое внимание обращается на постановку ударения, на правильное произношение новых слов.

Для словарной работы можно использовать как предметные, так и сюжетные картины. Виды упражнений по картине могут быть следующие: а) название или запись слов, обозначающих предметы на картине; б) составление и запись подписей под картинками; в) ответы на вопросы по сюжетным картинам с целью закрепления изучаемой лексики; г) беседа по картине с использованием данных учителем слов. На уроках, когда закрепляется определенный словарный материал, беседа по картине всегда носит целенаправленный характер: учащимся необходимо употребить в ответах (или записать в тетради) предложения или словосочетания со словами, усвоение которых являлось образовательной задачей урока. Работа по картине активизирует в речи учащихся определенный лексико-грамматический материал, способствует, таким образом, развитию навыков связной русской речи.

Для закрепления в памяти учащихся русских слов, навыков правильной русской речи полезны упражнения в заучивании наизусть стихотворений (или небольших стихотворных отрывков), песен, пословиц, поговорок, загадок, призывов. Она способствует еще усвоению различных конструкций предложений и учит детей правильно ставить ударение в русских словах, тренирует память учащихся. К заученному наизусть следует возвращаться и постоянно повторять его.

- 4 -

Известно, что устная речь бывает диалогической и монологической.

Учащимся начальных классов, когда у них нет определенного запаса русских слов, не известны словоформы, трудно самостоятельно рассказать о прочитанном или увиденном. Им легче говорить о чем-либо, отвечая на вопросы учителя или собеседника. Поэтому работа над развитием связной речи учащихся начальных классов на первых порах сводится к овладению диалогом. Диалог строится из простых предложений, часто неполных, дополняется мимикой, жестами, интонацией, большую роль здесь играет ситуация.

Осознанное чтение способствует овладению грамматикой. Изучение грамматики не должно быть самоцелью, грамматика должна помогать практическому овладению языком, способствовать осмыслению наиболее важных языковых явлений, без знаний которых дети-мигранты затрудняются пользоваться русским языком в устной и письменной форме. При этом долж­но быть больше практики в чтении, рассказывании, письменном изложении мыслей.

В процессе обучения необходимо осуществлять межпредметную связь, что позволит обнаружить пробелы в знаниях учащихся, наметить дополнительные упражнения. Действия учителя должны быть подчинены правилу, согласно которому все выполняемые учеником работы подвергаются контролю и рука об руку с обучаемым идет работа.

Опыт показывает, что в результате каждодневной, целенаправленной работы учащиеся к концу начальных классов будут читать вполне осознанно, правильно, бегло и выразительно, смогут отвечать на вопросы по тексту, самостоятельно задавать их и озаглавливать отдельные части текста, писать грамотно.

Подготовка учащихся к выпускному экзамену

по русскому языку в форме ЕГЭ. ( )

С каждым годом увеличивается количество детей, не справляющихся с учебной программой. Причины этого – отдельный вопрос исследования педагогов и психологов. Кроме этого происходит сокращение количества часов, отводимых на предмет, что усложняет освоение учебного материала, особенно слабоуспевающими учащимися.

Однако эти трудности в учебном процессе не снимают ответственности с учителя при подготовке учащихся к экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.

Но сама подготовка к экзамену данной формы не должна стать самоцелью, не должно быть как таковых тренировок, репетиций, «натаскивания». Все задания должны выполняться осознанно. Так как, только зная материал по предмету, помня и умело применяя правила, можно наиболее верно ответить на вопросы и справиться с заданиями в тестах ЕГЭ. Поэтому целесообразно начинать подготовку к выпускному экзамену с 5-го класса, представляя уже тогда перспективу знаний, умений и навыков, получаемых на данном периоде обучения. Изученное в 5-м классе имеет свое продолжение в последующих классах, но уже с усложнением, с освоением новых видов учебной деятельности, развитием учебных навыков.

В основе этой работы лежит индивидуально-дифферинцированный подход к учащимся, т. к. в условиях массового обучения нет такой возможности. В этом случае в зависимости от цели и задач, поставленных на конкретном уроке, необходимо производить мысленную группировку учащихся, объединенных схожими индивидуальными особенностями:

по уровню фактических знаний, умений и навыков, отношению к предмету, связанному с интересом, проявленным к данному школьному предмету, индивидуальному стилю познавательной деятельности и т. д.

Таким образом, во время урока учащиеся могут выполнять отличные друг от друга задания и упражнения, различающиеся по объему и уровню сложности.

Изучение нового материала лучше предлагать учащимся, особенно слабоуспевающим, в удобном для них стиле познавательной деятельности, сняв таким образом напряжение и переутомление.

К слабоуспевающим учащимся можно отнести и часто болеющих учеников, которые из-за долгого отсутствия в школе по причине болезни не успевают осваивать учебный материал в том же темпе, как другие ученики. К ним нужен индивидуальный подход и особое внимание. Необходимо во время урока давать им индивидуальные задания. Так, например, во время уроков, на которых происходит закрепление темы, слабоуспевающим и долго отсутвующим по причине болезни детям необходим особый контроль и помощь со стороны учителя или «сильного» ученика-консультанта.

Поэтому заранее им дается меньшее по объему и более легкое и доступное задание, включающее в себя повторение прошлого материала. Работая со «слабыми» учениками, учитель действует по алгоритму:

·  изучение – контроль

·  помощь учащимся, если что-то не понятно – контроль

·  самостоятельная работа – контроль

·  коррекция ошибок при работе – контроль.

Домашнее задание также дается таким учащимся только одно, посильное, чтобы избежать перенапряжения после болезни и стресса или боязни не выполнить его, что часто провоцирует невыполнение домашнего задания.

- 2 -

Необходимым условием успешного обучения является правильно поставленные и постоянно проводимое повторение изученного материала. Для этого следует постоянно повторять правила и проводить упражнения по закреплению изученного ранее. Это могут быть тесты по пройденным темам, контрольные работы, диктанты с проверкой, проведенной тут же в классе, работа по тренированным заданиям, индивидуальная работа, по вариантам и т. д. Любое упражнение, выполняемое в классе, кроме данных в них заданий, дает возможность использовать его в качестве повторения изученных тем. Для этого достаточно заострить внимание учащихся на правилах, орфограммах, встречаемых в нем, выполнить их и закрепить еще раз. Внимание также заслуживают знаки препинания, проставленные в тексте. Надо дать возможность учащимся объяснить их постановку, составить схему предложения, вспомнив таким образом виды предложений, их отличительные черты.

В любом предложении всегда можно найти слово, которое можно использовать для фонетического разбора и произвести транскрипцию.

Все эти задания позже встретятся в тестах ЕГЭ.

Кроме перечисленных трудностей при изучении и повторении материала встречаются и такие, как врожденная грамотность. Само это понятие включает в себя слово «грамотность», но при этом имеет свои специфические особенности. Если нормой в учебном процессе является требование проверять написание слов в соответствии с грамматическими правилами, то на учащихся обладающих врожденной грамотностью, это правило не распространяется, т. к. для них концентрация внимания на правиле приводит к обратному эффекту: ошибкам, исправлениям правильного написания на неправильное.

Получить полный текст

 

Обучая ребенка грамотному письму, нельзя разрушать основы «врожденной» грамотности. Нужно найти причины неграмотности, проанализировать ошибки. Трудности в обучении испытывают и дети-мигранты, плохо знающие русский язык. В работе с ними важно взаимодействие педагогов, которые следуют специальному правилу: вне зависимости от преподаваемого предмета обязательно работать с текстом и правильным написанием понятий. Для многих учителей стало нормой обращать внимание на новые, незнакомые или трудные слова, их значение и написание.

Новые слова, понятия выписываются на доске, в словарь. Те орфограммы, где могут быть допущены ошибки, объясняются учителем. Таким образом, связь всех учителей-предметников способствует сокращению ошибок.

В старших классах, 10-х и 11-х продолжается и активируется подготовка к выпускному экзамену в форме ЕГЭ, происходит нарастание темпа при повторении, усложняются тексты, появляются новые виды тестов, которые в будущем схожи с тестами ЕГЭ, проводится работа по обучению заполнения анкетных листов ЕГЭ, увеличивается темп выполнения заданий.

Сборники для подготовки к тестам ЕГЭ сегодня продаются в каждом книжном магазине. Поэтому учащиеся могут самостоятельно приобрести примерные задания, которые могут быть на экзамене.

На уроках же есть возможность провести повторениенаиболее трудных и часто встречающихся в заданиях ЕГЭ тем, что что также способствует лучшему усвоению материала и его закрепления, а также облегчает подготовку к ЕГЭ.

После такой планомерной, кропотливой работы были показаны довольно высокие результаты по тестам, проведенным в период очередной аттестации школы.

(Таблица результатов).

В течении периода учебы в 11 классе учащимся были предоставлены возможности испытать свои силы на пробных ЕГЭ, где также результаты были хорошими. Поэтому, пройдя все эти подготовительные испытания, на выпускном ЕГЭ результаты стали лучше предыдущих.

Формы и методы работы школьной психологической службы по предупрпеждению и преодолению неуспеваемости.

( )

Работа школьной психологической службы по предупреждению и преодолению неуспеваемости идет по различным направлениям:

Диагностика (познавательной сферы, индивидуально-личностной). Консультирование (учащихся, родителей, учителей). Просветительско-развивающая (учителя, учащиеся, родители).

Диагностика учащихся строится с учетом прогнозирования педагогического процесса, традиционных диагностических направлений, опытно-экспериментальной работы в школе.

Цель различных видов этой работы:

выявление проблемных учащихся; причин неуспеваемости; личностных (поведенческих) проблем.

 

https://pandia.ru/text/78/502/images/image001_78.gif

Познавательная

сфера

 

«Трудные дети»

 

https://pandia.ru/text/78/502/images/image002_55.gif

https://pandia.ru/text/78/502/images/image003_42.gif

Адапционные

периоды

 

Психологическая готовность к школе

 

https://pandia.ru/text/78/502/images/image003_42.gif

Индивидуальные особенности личности учащихся

 

Решение индивидуальных проблем

 

https://pandia.ru/text/78/502/images/image004_35.gif

 


- 2 –

Результаты фронтальных исследований используются для составления психолого-педагогической карты класса, карт индивидуального развития учащихся, для сравнительного анализа данных за несколько лет и составления программы индивидуального развития учащихся, осуществления им психолого-педагогического сопровождения в процессе обучения в школе.

Получить полный текст

 

Результаты диагностики помогают выявить ряд причин школьной неуспеваемости. По результатам диагностики проводятся консультации, как индивидуальные, так и групповые для учителей, родителей, учащихся.

Одной из форм работы в нашей школе по преодолению неуспеваемости является педагогический консилиум. В основном мы изучаем адаптационные моменты 4-х, 5-х, 9-х классов. Наибольшее количество проблем учебного характера возникает именно в это время.

Цель консилиума: проследить развитие учащихся по разным направлениям, выделить индивидуальные особенности каждого учащегося и класса в целом, выяснить причины тех, или иных ситуаций, наметить пути их решения. Учителя имеют возможность глубже познать учащихся, обменяться мнениями, поделиться опытом работы со слабоуспевающими и трудными учащимися, выработать единые требования к обучению и воспитанию детей.

Итогом консилиума является составление карты индивидуального развития школьника.

В консилиуме принимают участие учителя, работающие и работавшие в недавнем прошлом в данном классе, школьный психолог, логопед, школьная администрация.

Каждый участник консилиума приносит результаты своей аналитической деятельности:

·  психолог – обобщенные материалы диагностики;

·  классный руководитель и педагоги – дают педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников и класса в целом;

·  социальный педагог – информацию о составе семьи и особенностях семейного воспитания конкретного ребенка;

·  медицинский работник – выписки из медкарт, информацию из поликлиники для обсуждения на консилиуме;

·  заместитель директора – информацию об учащихся, в отношении которых предстоит индивидуальное обсуждение;

·  логопед – дает характеристику речевых проблем учащихся.

Работа консилиума заключается в следующем:

1.  Информационный обмен между участниками.

2.  Обсуждение конкретного случая.

3.  Обсуждение форм работы по оказанию помощи учащемуся и определение единых педагогических требований.

4.  Установление сроков той или иной работы, ответственности и форм контроля.

Развивающая работа в большинстве случаев строится индивидуально, часто в сотрудничестве с педагогическим коллективом коллективом и родителями.

Она тесно связана с консультационно-просветительской деятельностью.

Это выступления на педсоветах, на секциях методсовета школы с целью поднятия уровня психологических знаний педагогов, а также выступления на родительских собраниях (знакомство с результатами диагностики, особенностями возрастного периода, различными рекомендациями по преодолению неуспеваемости).

- 3 -

Наша школа сотрудничает с ЦкиД «Теплый Стан», который оказывает нам содействие с особо проблемными учащимися (в виде консультаций, занятий с различными специалистами психологической службы), а также осмотром проблемных учащихся на психолого-медико-педагогических комиссиях (ПМПК) с разработкой рекомендаций по коррекции и работе с такими учащимися.

К сожалению возможности ЦкиД «Теплый Стан» ограничены. При потребности школы в направлении на консультацию 32% учащихся от общего количества проблемных детей, мы имеем возможность проконсультировать там только 4% таких учащихся. В то время, как известно, чем раньше будет установлена необходимость обучения ребенка в специальном учреждении, тем больший развивающий эффект это окажет. Часть детей, не прошедших через консультацию, естественно продолжает обучение в массовой школе. Переходя из класса в класс с усугубляющейся проблемой. Эти дети в основной школе оказываются неспособными освоить образовательную программу и образуют наиболее тяжелый контингент учащихся, т. к. к учебным проблемам начинают добавляться поведенческие: прогулы, нарушения дисциплины на уроках, уход в асоциальные группы и возможность совершения правонарушений.

За период с 2005 по 2007 г. из нашей школы 22 человека прошло ПМПК. Для 9 учащихся была определена форма дальнейшего обучения, и они перешли в образовательные учреждения коррекционного типа. 7 человек по заключениям и рекомендациям ПМПК мы записали для занятий в логопедические группы нашей школы, т. к. ранее не были проинформированы, что они в этом нуждаются. Некоторые из учащихся, прошедшие ПМПК, стали посещать КРЗ с педагогом-психологом по необходимым им программам; есть и такие, кто обратился к врачам неврологам и психоневрологам за соответствующим лечением.

Имеют место случаи, когда родители отказываются от прохождения с детьми ПМПК (5-6 чел.), т. к. они боятся осмотра психоневрологом, негативных разговоров о ребёнке в школе или изменения форм обучения. В основном это родители учащихся средней школы. В отличие от них родители учащихся начальной школы легче идут на такую форму работы с их детьми.

У нас в начальной школе есть очень проблемный ребёнок, родители которого считали его абсолютно здоровым и отказывались от консультации в ПМПК, в итоге их сын проходил лечение в психиатрическом стационаре и сейчас стоит вопрос о его переводе в специализированное коррекционное учебное заведение.

Мы стараемся уже в начальной школе, в 1-м классе, выделить проблемных учащихся и отправить их на комиссию, т. к. именно на раннем этапе можно реально помочь проблемному ребёнку.

Еще одна форма работы, которая имеет место в нашей школе – это семинар-тренинг. Один из них проходил по теме: «Психология развития творческого потенциала личности». В числе целей тренинга было ознакомление учителей с приемами психологической коррекции, прямо выходящей проблемы успеваемости и поведения учащихся. Семинар представлял собой цикл занятий с учителями в форме лекций и тренингов.

Для проведения семинара-тренинга использовались каникулы. Занимались те учителя, которые проявили интерес к этой форме самообразования. С целями, тематикой занятий Вы можете познакомиться в методических материалах (приложение к семинару).

- 4 -

Индивидуальные формы работы с учителями, учащимися, родителями (диагностика, консультирование и т. д.) не предполагают обязательного оглашения в процессе работы другим сотрудникам, т. к. результаты индивидуальной работы с клиентом являются конфиденциальными, и в то же время, помогают выявить причины различных психологических проблем и наметить пути их решения, построить коррекционную работу.

Социально-психологическую службу школы образуют педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед. Каждый из них ведет работу с неуспевающими в своих напрвлениях. Занятия логопеда с детьми, имеющими речевые проблемы; сопровождение неуспевающих социальным педагогом, такое взаимодействие специалистов психологической службы, а также взаимосвязь с учителями-предметниками, классными руководителями, дает позитивный результат работы с неуспевающими детьми.

Меняются формы и методы организации познавательной деятельности слабоуспевающих детей. Учителя иначе начинают строить взамоотношения с ними. Приосуществлении индивидуального подхода к таким учащимся активно используется знание их индивидуально-психологических особенностей и индивидуального стиля познавательной деятельности и др. особенностей. Все это помогает добиваться освоения учебного материала такими учащимися на уровне государственных стандартов.

 

Развитие речи детей мигрантов в начальной школе

Развитие речи детей мигрантов в начальной школе

Развитие речи детей мигрантов в начальной школе

Развитие речи детей мигрантов в начальной школе

Развитие речи детей мигрантов в начальной школе

Развитие речи детей мигрантов в начальной школе

Развитие речи детей мигрантов в начальной школе

Развитие речи детей мигрантов в начальной школе

Развитие речи детей мигрантов в начальной школе

Развитие речи детей мигрантов в начальной школе

Развитие речи детей мигрантов в начальной школе

Развитие речи детей мигрантов в начальной школе

Развитие речи детей мигрантов в начальной школе

Развитие речи детей мигрантов в начальной школе

Развитие речи детей мигрантов в начальной школе

Развитие речи детей мигрантов в начальной школе

Развитие речи детей мигрантов в начальной школе

Развитие речи детей мигрантов в начальной школе

Развитие речи детей мигрантов в начальной школе

Развитие речи детей мигрантов в начальной школе

Развитие речи детей мигрантов в начальной школе

Развитие речи детей мигрантов в начальной школе

Развитие речи детей мигрантов в начальной школе

Развитие речи детей мигрантов в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.01.2020