Технологическая карта урока |
|
Класс: 5-Б |
Предмет: русский язык |
Тема урока: Описание предмета.
Форма урока: урок развития речи «Заседание кают-компании».
Тип урока: урок формирования и совершенствования умений и навыков.
Методическое обеспечение урока: на основе личностно-ориентированной технологии, деятельностного подхода в обучении создаются условия для формирования у обучающихся навыка различать типы речи; обеспечиваются условия для развития устной и письменной монологической речи нахимовцев, совершенствования навыка правописания, урок способствует обогащению словарного запаса воспитанников через умение работать со словарем, выбирать из текста необходимую информацию для определения лексического значения слова; развитию внимания, наблюдательности, творческих, коммуникативных способностей; для формирования способности к рефлексии, фиксированию собственных затруднений, осуществлению контроля и коррекции; урок строится на принципах здоровьесберегающей технологии, которая реализуется через смену видов деятельности, проведение физминутки; реализуется военный компонент:
Формирование познавательных УУД: создаются условия для формирования умения осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной и письменной форме в процессе аналитического чтения текстов-описаний предмета; обучающиеся учатся работать с информацией, выделять общее и частное, выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Формирование личностных УУД: обучающиеся приобретают интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; обеспечиваются условия для формирования уважительного отношения к атрибутам военной формы, символам училища, к русскому языку как родному языку русского народа; урок способствует формированию устойчивого интереса к учению, потребности к самовыражению
Формирование регулятивных и коммуникативных УУД: создаются условия для формирования умений совместно с преподавателем формулировать тему и цели урока; прогнозировать учебную деятельность; выполнять самопроверку по эталону и корректировать результаты достижений; внимательно слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие, адекватно использовать речевые средства для решения заданной коммуникативной задачи.
Средства обучения: медиапроектор, интерактивная доска, презентация, дидактический материал, «личные бортовые журналы», толковые словари под ред. С.И. Ожегова.
Приемы и методы формирования общеучебных умений и навыков: постановка аналитических задач, работа с информацией в группах, тестовые задания, анализ текста.
№ п/п |
Название современных образовательных технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе |
Этапы урока/занятия (мероприятия), на которых технология применяется |
1. |
Личностно-ориентированные технологии. |
Мотивация учебной деятельности. Целеполагание |
2. |
Работа в группах. |
Первичная проверка усвоения знаний. |
3. |
Исследовательские технологии. |
Первичное закрепление знаний. |
4. |
Технология деятельностного подхода. |
На всех этапах урока |
5 |
Здоровьесберегающая технология |
Физминутка. |
Ход урока
Дидактическая структура урока |
Деятельность учителя и задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты (формирование УУД) |
Организационный момент Цель: создать позитивный эмоциональный настрой обучающихся, включить их в деловой ритм урока. |
Создаёт положительный психологический настрой на урок; проверяет готовность нахимовцев к уроку.
|
Настраиваются на рабочую обстановку, проверяют готовность к уроку, приветствуют преподавателя и гостей урока.
|
1) Регулятивные: волевая саморегуляция. 2) Личностные: смыслообразование. 3) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Мотивация учебной деятельности Цель: через проблемную ситуацию создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность, подготовить к осознанному восприятию нового материала, стимулировать познавательный интерес обучающихся. |
Осуществляет подготовку к осознанному восприятию материала, стимулированию познавательного интереса. Предложив нахимовцам немного пофантазировать: «На уроках русского языка мы часто путешествуем. Вот и сегодня предлагаю вам провести заседание кают-компании в открытом море. Давайте представим, что буквально через несколько секунд мы все на корабле отправимся в плавание и окажемся посреди огромного необозримого моря», организует работу по подбору словесных ассоциаций к слову «море»: - Какие ассоциации у вас рождает слово «море»? Подводит итог обсуждению: «Море непредсказуемо, в любую минуту может произойти всё, что угодно. Поэтому на каждом судне есть бортовой журнал, в котором записываются все сведения о корабле и деятельности экипажа. Каждый из вас во время путешествия будет вести такой свой бортовой журнал». Раздаёт рабочие листы и знакомит с правилами их оформления: «Бортовой журнал нахимовца» — это отчёт о проделанной на уроке работе. Оценка за урок будет складываться из плюсов и минусов (за правильный ответ +1 балл, за неправильный -1), которые каждый подсчитает в конце урока. А сейчас – Отдать швартовые! |
Слушают учителя.
Слушают ответы одноклассников, делятся своим мнением, перечисляют ассоциации, связанные со словом «море».
Получают «Личные бортовые журналы» (Рабочие листы); знакомятся с инструкцией по их заполнению. Под руководством учителя оформляют «бортовые журналы» в течение урока.
|
1) Познавательные: умение ставить и формулировать проблемы, осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 2) Коммуникативные: моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач, правильное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме
|
Целеполагание и актуализация опорных знаний (5 мин) Цель: создать условия для формулирования темы, определения целей и задач урока; проверить знание ранее изученного теоретического материала об описании как типе речи, на основе которого будут осваиваться навыки и умения. |
Организует работу с текстом, спроектированным на экран, цель которой подвести нахимовцев к формулированию темы, цели и задач урока. Читает отрывок: Павел Степанович Нахимов построил красивейший парусный корабль «Паллада». Строился фрегат по лучшим образцам своего времени. Он был первым в мире кораблем с круглыми иллюминаторами. На нём впервые применили цепи вместо канатов для якорей, а питьевая вода стала храниться в квадратных цистернах. «Паллада» — трехмачтовое парусное судно. Все мачты фрегата были оснащены прямыми парусами, поэтому площадь корабля увеличивалась, и он мог развить самую высокую в мире скорость среди парусных кораблей того времени. «Палладу» и сейчас называют лучшим фрегатом в отечественном парусном судостроении. Предлагает определить тему и основную мысль текста: - О чем текст? - Какова его основная мысль? В чём стремиться убедить нас автор? - Какое предложение текста подтверждает ваш ответ? Организует деятельность нахимовцев по актуализации знаний об описании как типе речи: - Определите тип речи данного отрывка. Какие знания помогли вам это сделать? - Что является объектом описания в данном тексте? - В каком стиле составлено описание? - В каком стиле ещё может быть составлено описание? От чего это зависит? Создаёт условия для самостоятельного предположения и формулирования темы, целей и задач урока. - Сформулируйте тему урока и определите цель. - Решение, каких задач поможет в достижении поставленной цели? Комментирует ответы обучающихся, подводит итог обсуждению: Без умения описывать предмет в жизни не обойтись. Поэтому необходимо учиться составлять тексты-описания предмета. Чтобы достичь поставленной цели, мало знать, какой тип речи называют описанием, надо иметь представление о его структуре, об используемых в описании языковых средствах. Организует наблюдение над структурой и средствами языка, характерными для текста-описания. Предлагает, прежде всего, обратить внимание на структуру анализируемого текста-описания: - Из скольких частей состоит текст? - О чем говорится в первой части? – Во второй? – В третьей? Как их можно озаглавить? - Обобщите материал, собранный в результате наблюдения над структурой текста-описания фрегата, и, заменив слово «фрегат» на слово «предмет», составьте план описания, который подошёл бы для любого предмета.
Организует эксперимент: предлагает прочитать текст, сначала – исключив последнее предложение, потом – переставив его на место первого, обратить внимание, насколько и изменился ли вообще смысл высказывания.
Предлагает ответить на вопрос – почему?
Акцентирует внимание нахимовцев собственно на описании фрегата, просит определить, какая часть речи играет главную роль в создании этого описания. Почему? В ходе работы комментирует ответы обучающихся, дает оценку, отмечает наиболее активных воспитанников, раздает «плюсы». |
Внимательно слушают чтение текста учителем. Следят глазами за строками текста на экране. Осмысливают содержание фрагмента.
Определяют тему и основную мысль текста, высказывают своё мнение, слушают ответы одноклассников, дополняют их. Находят в тексте и зачитывают предложение, отражающее основную мысль высказывания: «Палладу» и сейчас называют лучшим фрегатом в отечественном парусном судостроении.
Определяют тип речи как описание предмета, объясняют, на основании чего сделан такой вывод.
Устанавливают объект описания: корабль – судно – предмет.
Отмечают, что в зависимости от цели высказывания и коммуникативной ситуации описание может быть составлено и в худ., и в научном, и в разговорном стиле.
Формулируют тему урока «Описание предмета» и записывают её в тетрадь.
Определяют цель и задачи урока.
Определяют три смысловых блока в тексте, устно озаглавливают их.
Обобщают собранный материал, высказывают собственное мнение, слушают ответы одноклассников, комментируют их. Делают вывод о трёхчастной структуре описания. План записывают в тетрадь. 1. Вступление. Общее впечатление о предмете. 2. Описание предмета (цвет, форма, материал, назначение). 3. Заключение. Отношение к предмету. Наблюдают, изменяется ли смысл высказывания после трансформации текста, обсуждают результаты эксперимента. Приходят к выводу: последнее предложение в текстах-описаниях может отсутствовать или может быть помещено в начале текста. Высказывают предположения, приходят к выводу, что отношение к предмету текстах разговорного и худ. стилей передаётся на протяжении всего описания; в научном стиле – не нужно. Определяют, что особое место в тексте-описании занимают прилагательные.
Ставят «плюсы» в «личные бортовые журналы». |
1) Регулятивные: целеполагание, планирование учебной деятельности. 2) Познавательные: формулирование проблемы; анализ объектов с целью выделения признаков; поиск и выделение необходимой информации; умение находить ответы на вопросы, используя свои знания. 3) Коммуникативные: умение выражать свои мысли, слушать и понимать речь других. |
Физминутка (1 мин)
|
На основе здоровьесберегающей технологии организует выполнение физминутки: Взять штурвал! Лево руля! (повернулись влево) Право руля! (повернулись вправо) Корма! (повернулись на 180) Нос! (повернулись на 180) Драить палубу! Снаряд! (присели) Адмирал на борту! (отдают честь) Вольно! Сесть! |
Выполняют упражнения для снятия усталости. |
Регулятивные, личностные: реализация установок здорового образа жизни. |
Первичная проверка усвоения знаний. Первичное закрепление знаний. Контроль и самопроверка знаний. Цели: обеспечить пробное применение знаний на практике для углубления и расширения границ ранее усвоенных знаний; установление преемственных связей прежних и новых знаний, применение их в новых ситуациях; проведение коррекции выявленных недочетов на основе технологии деятельностного подхода.
Упражнение с перенесением знаний в новые условия.
|
Стимулирует интерес, мыслительную, речевую деятельность обучающихся с помощью вопроса: Нас окружают разнообразные предметы, каждому из которых отведена в нашей жизни определенная роль: какие-то мы особенно ценим, какие-то вообще не замечаем. Как вы думаете, какие предметы могут быть одинаково дороги любому военному моряку? Предлагает узнать о тельняшке, гюйсе и бескозырке больше, выполнив задание в группах. Обеспечивает мотивацию выполнения этого задания, обращая внимание нахимовцев на выставку книг, посвященных морской тематике: Тельняшка, гюйс, бескозырка – атрибуты военно-морской формы – они дороги каждому, кто служит (или служил) на флоте. О них рассказывается в этих книгах, им посвящены тексты, с которыми мы будем работать. Распределяет воспитанников по группам. Представителям групп (капитанам) раздаёт конверты с заданием и тексты с информацией об одном из «морских» предметов. Текст для 3 группы. Описание бескозырки: Бе_козырка – форменный флотский г_л_вной убор без козырька. Особой лентой на _скозырках м_ряков является лента гвардейских к_раблей, которая имеет ра_цветку ленты Ордена Славы из чередующихся полос оранжевого и черного цвета, что соответствует цв_там георгиевской ленты (оранжевый — цвет пламени и чёрный — цвет порохового дыма). Бе_козырку с_храняют после службы на флоте, потому что традиция ее ношения с_хранилась по сей день. Текст для 4 группы. Описание эмблемы училища: Эмблема – символ училища. О чём она нам расскаж_т? Эмблема представля_т собой щит в обрамлении золотого «кадетского сияния». «Кадетское сияние» – исторический символ кадетских корпусов. Щит эмблемы разделен на два поля. В верхнем пол_ на фоне государственного флага изображён герб страны. Герб России символизиру_т справедливость, победу добра над злом, защиту Отечества, а цвета флага: белый цвет – чистоту, синий – честность, красный – смелость. В нижнем пол_ на черном фон_ изображен погон как символ чести. Перекрещенные перо и шпага острием вниз символизируют знание и готовность к защите Отечества. Мы с уважением относимся к символам нашего училища.
Организует самостоятельную работу в группах над текстами-описаниями предметов-атрибутов моряка. Основное задание. «Собрать текст»: определить тему и основную мысль, количество структурных частей текста. Задание (повторительное). Выписать из текста слова с пропусками. Вставить пропущенные буквы. Объяснить правописание. Создаёт интригу, предлагая назначить в каждой группе своего лексикографа. - Вы знаете, кто это такой? Организует словарную работу над словами «лексикография», «лексикограф». Лексикографам предлагает выполнить индивидуальное задание: используя содержание текстов-описаний, составить словарную статью для слов – «морских» предметов, – которым посвящен анализируемый группой текст. Стиль словарной статьи – научный. Организует самопроверку выполнения повторительного задания, сравнение ответов с эталоном, коррекцию ошибок. Контролирует процесс самопроверки, оказывает обучающимся в случае необходимости помощь. Организует лексико-орфографическую словарную работу класса над словами: Орден славы, георгиевская лента, корабль, погон.
Организует выступления групп, обеспечивает положительную реакцию учащихся на выступления одноклассников. Слушает отчеты I – IV групп. Организует обсуждение результатов выполнения задания, в ходе которого комментирует ответы, дает оценку, отмечает степень вовлеченности кадет, раздает «плюсы». Подводит итог выполнению задания. Предлагает ответить на вопросы: 4 группа: Закончите фразу: у матроса не рубашка – полосатая _____? 3 группа: Какой атрибут военной формы символизирует 3 крупных победы русского флота: в Гангутском, Чесменском и Синопском сражениях? 2 группа: Этот символ есть у каждого военного училища? 1 группа: О каком атрибуте военной формы идёт речь: Если этот флот военный,/ То тогда уж непременно/ На судах его матросы/ С ленточками её носят? Организует блиц-опрос между группами. Предлагает группам задать друг другу по одному вопросу, связанному с темой своего описания. Контролирует правильность ответов на вопросы, корректность составленных вопросов, отмечает степень вовлеченности кадет, раздает «плюсы». Организует выступление лексикографов, которые знакомят одноклассников с составленными в научном стиле словарными статьями. Слушает выступающих. Предлагает сравнить статьи воспитанников со словарными статьями из словаря С.И. Ожегова. Организует обсуждение результатов выполнения индивидуального задания. Комментирует ответы, дает оценку, отмечает степень вовлеченности кадет, раздает «плюсы». |
Высказывают свои предположения, слушают ответы одноклассников, соглашаются/ не соглашаются с их мнением. Обосновывают свой выбор. Большинство считают «дорогими для моряка предметами» тельняшку, гюйс, бескозырку – атрибуты военно-морской формы.
Представитель каждой группы получает конверт с заданием. Текст для 1-й группы. Описание тельняшки: Знаменитая русская тельняшка имеет европейские корни. Нательные полосатые рубахи появились во времена парусного флота: чередующиеся бело-синие полоски помогали видеть матроса на фоне парусов любого цвета. Да и в случае падения моряка в воду, расцветка тельника помогала его быстро обнаружить и спасти. М_ряки всех поколений русского флота называют т_льняшку м_рской душой. Свое название т_льняшка получила, потому что над_вается на голое тело. Т_льняшка – это трикотажная рубашка с поперечными белыми и синими полосами, Цвет п_лос соответствует цв_там русского военно-морского Андреевского флага. П_лоски матросской рубахи создают иллюзию большего количества людей. Есть знаменитая фраза: «Нас мало, но мы в тельняшках». Т_льняшка – символ мужества и отваги. Текст для 2 группы. Описание гюйса: Интересна его история. В старину матросам предписывалось ношение париков и намасленных косичек из конского волоса. Косички пачкали робу, а матросов за это наказывали, вот они и придумали подвешивать под косичку кожаный лоскут. Косичек на флоте уже давно не носят, а кожаный лоскут превратился в синий воротник, напоминающий нам о старых временах Укр_шением нашего флотского костюма является в_ротник синего цвета с тремя белыми пол_сами по краю. Форменный в_ротник сшит из ткани темно-синего цвета, с тремя белыми полосками по краям, которые символизируют п_беды ру(с,сс)кого флота в трех крупных сражениях: Гангутском, Чесменском и Синопском. На к_нцах в_ротника по одной петле, посредине выреза горловины пуговица для пристегивания воротника к форменке. Ношение гюйса – напоминание о героическом прошлом нашего народа. Работают в группах, выполняют задания в соответствии со своими учебными возможностями.
Высказывают свои предположения. Записывают слова и их лексические значения в тетрадь. Выбирают лексикографа из своей группы.
Лексикографы самостоятельно выполняют задание.
Осуществляют самопроверку, сравнивают свой ответ с эталоном, устанавливают причины ошибок, исправляют их.
Записывают слова в тетрадь, графически обозначая орфограммы; опираясь на информацию в тексте, объясняют лексическое значение выписанных слов. Поочередно представители групп выступают с отчетами о проведенной работе, остальные члены группы слушают, дополняют сказанное. Класс слушает, кратко комментируют, выражают своё отношение к работе товарищей. Ставят «плюсы» в «личные бортовые журналы».
Представители групп (по желанию) отвечают на заданный учителем вопрос. Зарабатывают «плюсы».
Группы по очереди задают друг другу вопросы и отвечают на поставленные. Зарабатывают «плюсы».
Слушают составленные словарные статьи, сравнивают их со словарными статьями в словаре С.И. Ожегова.
Анализируют информацию, комментируют ответы одноклассников. Ставят «плюсы» в «личные бортовые журналы».
|
1) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: - анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). 4) Коммуникативные: работать в группе, создавать устное/письменное монологическое высказывание.
Коммуникативные: умение задавать вопросы /отвечать на них.
|
Обобщение и систематизация знаний Цель: проверить степень усвоенности материала, повторить изученные на уроке понятия. |
Организует деятельность обучающихся по закреплению изученного. Предлагает выполнить тест. 1. Изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия их основных признаков – это ____? а) описание; б) повествование; в) рассуждение. 2. Какая часть описания может отсутствовать в тексте? а) отношение к предмету; б) указание на признаки, детали предмета; в) общее впечатление о предмете. 3. В каком стиле может быть составлено описание предмета? а) разговорный; б) научный; в) художественный. 4. Какая часть речи преобладает в описании? а) глагол; б) прилагательное; в) местоимение. Организует взаимопроверку по данному эталону: 1а, 2а, 3 абв, 4б Подводит итог выполнению теста. |
Выполняют тестовые задания.
Меняются тетрадями, осуществляют взаимопроверку, сравнивая ответы с эталоном. |
Познавательные: способность устанавливать взаимосвязь между объемом знаний, умений, навыков, приобретенных на уроке, и операционных, аналитических, исследовательских умений как интегрированных, сложных действий |
Рефлексия Цель: инициировать рефлексию. |
Организует подведение промежуточных итогов, предлагая завершить урок, по традиции, оценив свою работу с помощью словесных формул. Вопросы для проведения рефлексии: 1) Сегодня я узнал… 2) Было интересно… 3) Я понял, что…вал 4) Теперь я могу… 5) Я почувствовал, что… 6) Я смог… 7) Урок дал мне для понимания жизни… 8) Мне захотелось… 9) Было трудно… |
Далее обучающиеся оценивают свою работу по предложенным моделям, в «бортовых журналах» определяют своё эмоциональное состояние на уроке.
|
1) Познавательные: умение структурировать знания; оценка процессов и результатов деятельности; 2) Регулятивные: умение осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё подлежит усвоению. |
Подведение итогов и выставление оценок |
Оценивает работу каждого нахимовца, комментирует и выставляет отметки.
|
Слушают замечания и пожелания преподавателя, выставляют отметку в дневник. |
|
Домашнее задание Цель: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения задания. |
Дает комментарий к домашнему заданию: 1) написать словарную статью или 2) составить художественное описание рынды. |
Записывают домашнее задание и комментарий к нему. |
Познавательные, регулятивные: осознанный выбор способов деятельности |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.