РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 6-ой класс слабослышащее отделение Классный руководитель: Моисеева Раиса Ивановна

  • docx
  • 15.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РАЗВИТИЕ РЕЧИ.docx

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

6-ой класс слабослышащее отделение

Классный руководитель: Моисеева Раиса Ивановна

 

 

Программа обеспечивает доступность обучения, способствует формированию устойчивого интереса обучающихся с нарушениями слуха к предмету – развитие речи, накоплению вычислительных словаря, развитию логического мышления, памяти, внимания. Развитие речи – важный общеобразовательный предмет, который готовит учащихся к вербальному взаимодействию в обществе, к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Содержание курса развитие речи располагает необходимыми предпосылками для развития познавательных способностей.

Нормативные документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»;

-Методическое письмо Минпроса РСФСР от 13.08.1981 № 241-М «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся»;

Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья – нарушениями слуха, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, нравственному, гражданскому и эстетическому воспитанию.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного специального коррекционного обучения.

В процессе изучения предмета «Развитие речи» реализуется

цель:                                                                 

создание условий для овладения знаниями в объёме базового ядра обязательных учебных курсов, единых для специальных (коррекционных) учреждений и коррекция недостатков в развитии, направленная на преодоление трудностей в овладении русского языка, учитывая особенности познавательной деятельности учащихся с нарушениями слуха.

Задачи программы:

1.                  Развивать умения грамматически правильно оформлять предложение.

2.                  Осваивать элементарные сведения о фонетике, грамматике русского языка.

3.                  Корректировать недостатки в развитии диалогической и монологической форм устной речи.

4.                  Воспитывать уважительное отношение и интерес к русскому языку, приобщать учащихся к культуре и литературе русского народа.

Коррекционные задачи:

-в процессе изучения письма и развития речи у учащихся развивается речь, воспитывается интерес к русскому языку, формируется понятие о нравственности и гражданское сознание, прививаются чувства патриотизма, любви и уважения к ценностям отечественной культуры; развиваются эмоциональное восприятие художественного текста, образное мышление, творческое воображение.

Настоящая программа предусматривает проведение систематической работы по отслеживанию динамики развития и обучению учащихся, результаты которой используются для индивидуальной работы.

Формы, методы и приёмы обучения:

Форма обучения – урок

Методы обучения - наблюдения, беседа, объяснение, работа с учебником, сравнения, дидактические игры.

Приёмы обучения - осуществление индивидуального и дифференцированного подхода с учётом возрастных особенностей, уровня развития и интеллектуальных возможностей.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения детей с ОВЗ (нарушениями слуха).

Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности. Основную роль играет внешний контроль учителя за деятельностью учащихся. Однако большое внимание в ходе обучения уделяется взаимоконтролю и самоконтролю, так как при этом учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.

Обогащение словаря

 

Слова, выражающие морально-этическую оценку, нравственные понятия и чувства. Слова с переносным значением. Образные выражения.

Развитие связной речи

Понимание и употребление в речи сложных предложений с придаточными изъяснительными и условия.

Работа над композиционным построением текста составляемого рассказа (начало, середина, конец), над особенностями построение устного ответа по учебному материалу (стиль учебно-деловой речи).

Подобранный и сжатый рассказ (сочинение) по картинке и сериям картинок.

Изложение текста (подробное и сжатое) по плану.

 

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Обучающиеся должны знать, что:

- одно и то же смысловое содержание может оформляться разными речевыми средствами;

-различные по структуре высказывания могут иметь сходное по смыслу содержание;

-запас вариативных выражений с одинаковым смысловым значением обогащает речь;

-для развития общения с окружающими, понимания словесной информации полезно постоянно не только накапливать речевые средства (слова, словосочетания, фразы), но и упражняться в разных видах речевой деятельности;

-употребление регулярно вводимых в общение речевых средств в новых контекстах и речевых ситуациях уточняет значение слов и фраз и ускоряет их запоминание;

Обучающиеся должны уметь:

-строить новые высказывания и тексты с учетом вида работы над речевым материалом (диалог, рассказ, описание, рассуждение);

-применять усвоенные в обучающих и тренировочных упражнениях способы работы над речью в аналогичных заданиях и условиях;

-использовать в сочинениях и изложениях языковой материал из прочитанных художественных произведений в соответствии с темой и логикой продуцируемого текста.

 

Список литературы

 

1.         Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка. Учебное пособие в 4-х частях для работы с учащимися 4-7 классов специальных ( коррекционных) образовательных учреждений. М.; «Владос».

2.         Русский язык 5 класс. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 2 вида. Авторы: А.Г. Зикеев, К.Г. Коровина Владос, 2012.

3.         Русский язык 6 класс. Грамматика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 2 вида. Автор: И.А. Шаповал.- М.: Владос, 2012.

4.         Зикеев А.Г. Читай! Размышляй! Пиши! - Пособие по развитию речи для 3-6 классов    специальных (коррекционных) образовательных учреждений I, II вида в 3х частях. – М.: Владос, 2000г.

 

Литература по сурдопсихологии и сурдопедагогике

1.         Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия, 2009 – 224 с.»

2.         Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. Пособие для учителя-логопеда /Р.И. Лалаева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 223 с.

3.         Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия У детей с нарушениями слуха: Учеб. Пособие для студ. Пед. Высш. Учеб. Заведений / под ред. В.И. Селивёрстова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 288 С.

 

Объём и сроки изучения программы

Продолжительность учебного года - 34 недели. Количество часов в неделю - 3

Количество часов в год – 102

Количество часов в I четверти – 8 недель – 24 часа

Количество часов в II четверти – 8 недель – 24 часа

Количество часов в III четверти – 10 недель – 30 часов

Количество часов в IV четверти – 8 недель – 24 часа

 

Календарно-тематическое планирование

I четверть, развитие речи

3 часа в неделю 8 недель,  всего 24 часа

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

1.

День Знаний. Как я провёл лето?

1

Звенит звонок, зовёт на урок

2.

Составление рассказа «Моя мама». С. 87

1

Тёмно-коричневая, маленькие и большие, необыкновенный, прочная, широкие

3.

«Мамин помощник». Составление рассказа. С. 88

1

Отполированный, выдвигал и задвигал крышку, перебрал пеналы, пахло смолой

4.

Диагностическая работа

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

5.

Работа над ошибками

1

Проанализировать ошибки, допущенные в работе.

6.

«Урожай». Ответы на вопросы

1

Здравствуйте, русский язык, урок математики, перешли в 6 класс

7.

«Чья помощь лучше?». Ответы на вопросы. С. 90

1

Мы будем читать по цепочке,  я нашла ответ на этот вопрос

8.

Дополнение предложений.

1

Я читаю, я прочитал, я буду читать

9.

Составление плана сказки С. 91

1

 

10.

Практическая работа

Семейный альбом

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

11.

Работа над ошибками

Беседа о бабушке (дедушке) по вопросам. С. 92

1

Проанализировать ошибки, допущенные в работе.

Как фамилия вашей бабушки? Назовите бабушку по имени и отчеству.

12.

Беседа по рассказу «Моя семья» С.93

1

Говорили о подарке, солнечными лучами…

13.

Работа с текстом «Пятёрки».

1

Остались, поставили, стояли, стали

14.

Герои сказок

1

В начале лета, около месяца, всего три месяца

15.

Дополнение предложений по сказкам

1

Зарядка по утрам, соревнования по волейболу, однодневные походы

16.

Пересказ сказки по плану (по выбору сказки) С. 114

1

Употребление слов автором

17.

Ответы на вопросы по тексту. С. 19

1

Брызги воды, маленькие медвежата, мама-медведица

18.

Работа с текстом «Лето». С.21

1

Гостил, помогал, поливал, убирал, собирал, научился косить

19.

Ответы на вопросы по тексту «Лето» С. 21

1

Сопоставление темы и основной мысли события

20.

Рассказ «Белая рубашка». С. 25

1

Старый парк, смелые, бесстрашные белки

21.

Контрольная работа

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала

22.

Работа над ошибками

1

Проанализировать ошибки,  допущенные в работе

23.

Ответы на вопросы по тексту «Белая рубашка»

1

 

24.

Итоговый урок

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. Вопросы и задания по темам

 

II четверть, развитие речи

3 часа в неделю, 8 недель,  всего 24 часа

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

1.

Чтение текста «Весело, полезно, вкусно», ответы на вопросы. С. 31, упр. 7

1

Работать вдохновенно, с душой, солнце отражается в лужице.

2.

Замена словосочетаний из текста «Урожай пришёл в город». С. 32-33, упр. 8

1

Труженики села, палатки с овощами.

3.

Составление и запись рассказа по картинке. С. 34, упр. 12

1

Расписной кувшин с осенними цветами.

4.

Чтение диалога «Как варят варенье», изменение словосочетаний по образцу. С. 35, упр.14

1

Варенье из земляники – земляничное варенье, клубничное варенье, абрикосовое варенье

5.

Ответное письмо от имени Оли. С. 36, упр.16

1

План.

Городской осенний парк.

Осенние овощные базары.

Осенние домашние заготовки..

6.

Чтение сказки «Как берёзка листья раздарила». С. 37, упр. 18

1

Явления природы в осеннее время года

7.

Словосочетания для описания поздней осени. С. 39, упр. 22

1

Свинцовые тучи, пустые поля, первые заморозки

8.

Составление рассказа «Как я увидел приход зимы». С. 39, упр. 23

1

Утром всё переменилось…

9.

Чтение рассказов «После уроков». С. 40-42, упр. 1-2

1

Составление правил поведения в обществе, используя слова надо, нужно, нельзя.

10.

Самостоятельная работа

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

11.

Работа над ошибками

1

Проанализировать ошибки,  допущенные в работе

12.

Составление диалога. Чтение готовых ответом, поиск вопросов. С.43, упр. 5

1

В каком кружке ты занимаешься? В какие дни ты посещаешь кружки? С кем из ребят ты ходишь в кружки?

13.

Чтение текста по Ю. Ермолаеву. Озаглавливание, ответы на вопросы. С.44-45, упр. 9

1

Должник – человек, который взял вещь и не вернул её во время.

14.

Ответы на вопросы с использованием заданных слов. С.45, упр. 10

1

Вовремя, иногда с опозданием, задерживаю очень редко.

15.

Чтение диалога школьного библиотекаря и ученика. С.46, упр. 12

1

Потерять день (время, час, минуту)

16.

Составление плана рассказа «Спасение рыбы». Чтение, разбор текста, план. С. 61

1

Необходимо составить план. Я отлично разобрал текст

17.

Самостоятельная работа Изложение «Спасение рыбы»

1

Индивидуальные карточки.

18.

Работа над ошибками

1

Проанализировать ошибки,  допущенные в работе.

19.

Составление рассказа об однокласснике, который умеет беречь время.

1

Жить по часам, ценить каждый час.

20.

Заметка для школьной стенгазеты.

1

 

21.

Контрольная работа

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

22.

Работа над ошибками

1

Проанализировать ошибки, допущенные в работе.

23.

Мои домашние дела

1

 

24.

Итоговый урок. Закрепление пройденного материала.

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. Вопросы и задания по темам

 

III четверть, развитие речи

3 часа в неделю, 10 недель, всего 30 часов

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

1.

Анализ рассказа «Топик и Катя». Выразительное чтение рассказа «Топик и Катя». Рус. яз. 5 класс. часть 1. С. 56-57, задание 31, упр.1

1

Какими прилагательными пользуется автор для описания?

2.

Чтение рассказа «Белые медведи». Обозначение предметов, обозначающих одушевлённые или неодушевлённые существительные в рассказе «Белые медведи». Рус. яз. 5 класс. часть 1. С. 58, задание 32, упр.1-1 С. 58

1

Белые медведи живут …

Питаются белые медведи …

Белые медведи охотятся…

Белые медведи спят…

Белые медведи умею…

3.

Выразительное  чтение рассказа с постановкой вопросов к выделенным существительным «Зимняя крепость». Рус. яз. 5 класс. часть 1. С. 60, задание 33, упр.1

1

Зимние забавы для весёлой детворы.

Зимние забавы для шумной детворы.

Зимние забавы для … детворы.

4.

Чтение рассказа «На уроке рисования». с. 60, упр.3

1

 

5.

Самостоятельная работа.

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

6.

Работа над ошибками

1

Проанализировать ошибки, допущенные в работе.

7.

Чтение стихотворений. Ответы на вопросы. С. 64, упр. 35

1

Я читаю выразительно, старательно, правильно

8.

Работа с текстом «Сосна». Замена местоимений. С. 7, упр.3

1

Ей, она, оно, у неё, им

9.

Чтение рассказа «Как я покатался». С.7-8, Рус. яз. 5 класс. часть 2. С.7-8, задание 4. Выделение местоимений вместе с глаголами и предлогами.

1

Я сильно простудился. Я заболел. Я занемог. У меня болело горло. Врач долго не пускал меня в школу.

10.

Сложные предложения.  Союз который (-ая, -ое, -ые). Работа с картинкой. Рус. яз. 5 класс. часть 1. С. 117-119, задание 62-63

1

Девочка берёт стул, который стоит у окна (какой стул?). Мальчик берёт стул, который стоит у шкафа. (какой стул?)

11.

Ознакомительное чтение рассказа «На вершине горы». Имена прилагательные, обозначающие признаки предмета.

Рус. яз. 5 класс. часть 1. С. 106-107, задание 55

1

Имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какие? и обозначают разные признаки предметов: цвет (красный, синий, жёлтый)

12.

Подготовка к изложению в соответствии с  составленным планом: вводная часть, основная, заключение

1

Узкая кривая тропинка, низкий колючий кустарник, небольшая зелёная лужайка

13.

Изложение «На вершине горы».

1

 

14.

Самостоятельная работа

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

15.

Работа над ошибками

1

Проанализировать ошибки, допущенные в работе.

16.

Анализ рассказа «Находка». Рус. яз. 5 класс. часть 1. С. 78, задание 42

1

Я выразительно и вдумчиво читаю. Я внимательно слушаю вопрос. Я даю полный ответ на поставленный вопрос. Я отвечаю по тексту. 

17.

Выразительное чтение стихотворения «Песня зарянки» Г. Ладонщиков. Рус. яз. 5 класс. часть 1. С. 79, задание 42

1

Над лесом за речкою солнце встаёт. Утро встречая, зарянка поёт. Зарянка, зарянку, зарянкой, о зарянке.

18.

«Зимушка-зима» сочинение по плану:

1. Вступление.

2. Описание времени года.

3. Характерные события этому времени года.

1

Зима, это очень красивое время года. Зимой падает снег. Белое  покрывало укрывает землю, ёлки надевают мохнатые серебристые шапки. Только лесным жителям трудновато. Не так просто найти пропитание и пережить морозы. Хорошо нам помнить о птицах, покормить их, сделать кормушки… (Примерный текст)

19.

Выразительное чтение стихотворения «Март».  Будущее время. Рус. яз. 5 класс. часть 2. С. 58, задание 42, упр.1, 2, 3

1

Теперь уж скоро! Март настанет,

Грачи к нам с юга прилетят, растает снег, теплом потянет,

И новый примет всё наряд.

20.

Составление сложных предложений с союзом НО. Рус. яз. 5 класс. часть 2. С. 349-41, задание 27-28, упр.1, 2, 3, 4

1

Задача была трудная, но я ей решил. Дети вышли на прогулку, но вдруг пошёл дождь.

21.

Знакомство с текстом «Хорошие проводники». Рус. яз. 5 класс. часть 2. С. 43, задание 29, упр.1, 2

1

Собирал, заблудился, отдохнуть, наблюдать, перебирались, вспомнил, выбирают, отправился, летели

22.

Знакомство с текстом, его озаглавливание. Определение глаголов в тексте, обозначающих законченное и незаконченное действие. Рус. яз. 5 класс. часть 2. С. 53, задание 37

1

Признаки наступления весны. На сугробах ломкие льдинки-кружева, первые проталинки, первая трава. Мёрзлая земля ещё звенела под ногами.

23.

 Подготовка к  сочинению. Беседа «Поговорим о семье»

1

Мама у меня добрый человек. Она – отличный друг. Ей можно признаться в любой своей проблеме. Папа у нас серьезный, много работает, но старается найти время с нами поиграть.

24.

Сочинение по плану: «Моя семья»

План:

1.Большая и дружная семья

2.Родители

3.Мои сёстры

4.Прекрасное и радостное время

1

Семья – это самое лучшее, что есть у человека. У меня есть родители… Еще у меня есть…,  Мама у меня добрый человек. Она – отличный друг. Ей можно признаться в любой своей проблеме.  Мы любим всей семьей кататься на лыжах в парке зимой, или на коньках. Лепим замки и играем в снежки,  а летом стреляем друг в друга водяными пистолетами. (Примерный текс

25.

Работа над ошибками.

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. Вопросы и задания по темам

26.

Работа с картинками. «Мальчики на остановке». Рус. яз. 5 класс. часть 2. С. 77-79, задание 51-52, упр.7-9

1

Миша подошёл к тому месту, … стоял автобус.

Юра посмотрел туда, ушёл автобус.

Вова смотрел туда, … сейчас стоит автобус.

27.

Работа с картинками «Моя комната». Рус. яз. 5 класс. часть 2. С. 74-75, задание 53-54, упр.3-4

1

Стоит, стоял, стояла. Мы поставили письменный стол на то место, где стояла тумбочка.

28.

Контрольная работа

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала.

29.

Работа над ошибками

1

Проанализировать ошибки, допущенные в работе.

30.

Итоговый урок. Закрепление словаря, повторение пройденных тем по системе вопрос – краткий ответ

1

Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. Вопросы и задания по темам

 

IV четверть, развитие речи

3 часа в неделю, 8 недель, всего 22 часа

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

1.

Работа с текстом «Домашние грибы», деление текста на части

1

Развивать умение связанно передавать текст

2.

Составление рассказов по вопросам к тексту «Домашние грибы»

1

Развивать умение подбирать по смыслу слова, относящиеся к тексту.

3.

Изложение «Домашние грибы»

1

Развивать умение работать с текстом, опираясь на план.

4.

Текст «Домой на самолёте». Ответы на вопросы, составление плана.

1

Развивать умение связанно передавать текст с учётом заданной тематики.

5.

Составление рассказа по плану. Текст «Домой на самолёте». Подготовка к изложению.

1

Развивать умение подбирать по смыслу слова, относящиеся к тексту. Развивать письменную речь, орфографическую зоркость.

6.

Самостоятельная работа. Изложение.

1

Развивать умение работать с текстом, опираясь на план.

7.

Работа над ошибками. Тексты: «Сёмкина каша», «Самое большое хозяйство». Ответы на вопросы.

1

Развивать умение подбирать речевой материал по готовому плану.

8.

Текст «Лиса и виноград». Ответы на вопросы. Составление плана.

1

Определить степень устойчивости знаний учащихся.

9.

Работа с текстом «Как обращаться с книгой». Полные ответы на вопросы.

1

Проанализировать ошибки, допущенные в работе.

10.

Работа с текстами: «Белка у школы», «Птенчик». Полные ответы на вопросы.

1

Развивать умение связанно передавать текст.

11.

9 мая – праздник Победы! Беседа о войне.

1

Развивать умение давать полные и краткие ответы на вопросы.

12.

«У Вечного огня». Беседа о войне. Написание рассказа по вопросам.

1

Развивать письменную и орфографическую зоркость.

13.

Самостоятельная работа. Составление рассказа о войне «У Вечного огня».

1

Развивать письменную речь, орфографическую зоркость.

14.

Работа над ошибками. Написание рассказа «У Вечного огня» по вопросам.

1

Проанализировать ошибки, закрепить навык работы с текстом.

15.

Работа с текстом «Лиса и козёл». Составление плана. Рассказ по плану.

1

Проанализировать ошибки, допущенные в работе. На подобном материале отработать навык работы с текстом.

16.

Контрольная  работа

1

Проверить уровень знаний по изученным темам.

17.

Работа над ошибками

1

Проанализировать ошибки, допущенные в работе.

18.

Составление рассказа: «Я живу среди людей».

1

Человек живет среди людей. Все его радости и горести, дела и заботы связаны с людьми. Так построена жизнь.

19.

Составление рассказа: «Мой самый лучший друг».

1

С другом приятно и легко общаться. Он умеет посмеяться над другими, и над собой.

20.

Беседа по теме: «Летние каникулы».

1

Доброта – это солнце, которое согревает душу человека.

21.

Составление рассказа: «Летние каникулы».

1

Всё лучшее в жизни – от человека.

22.

Итоговый урок. Закрепление.

1

Проверить уровень знаний