РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
6-ой класс слабослышащее отделение
Классный руководитель: Моисеева Раиса Ивановна
Программа обеспечивает доступность обучения, способствует формированию устойчивого интереса обучающихся с нарушениями слуха к предмету – развитие речи, накоплению вычислительных словаря, развитию логического мышления, памяти, внимания. Развитие речи – важный общеобразовательный предмет, который готовит учащихся к вербальному взаимодействию в обществе, к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Содержание курса развитие речи располагает необходимыми предпосылками для развития познавательных способностей.
Нормативные документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»;
-Методическое письмо Минпроса РСФСР от 13.08.1981 № 241-М «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся»;
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья – нарушениями слуха, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, нравственному, гражданскому и эстетическому воспитанию.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного специального коррекционного обучения.
В процессе изучения предмета «Развитие речи» реализуется
цель:
создание условий для овладения знаниями в объёме базового ядра обязательных учебных курсов, единых для специальных (коррекционных) учреждений и коррекция недостатков в развитии, направленная на преодоление трудностей в овладении русского языка, учитывая особенности познавательной деятельности учащихся с нарушениями слуха.
Задачи программы:
1. Развивать умения грамматически правильно оформлять предложение.
2. Осваивать элементарные сведения о фонетике, грамматике русского языка.
3. Корректировать недостатки в развитии диалогической и монологической форм устной речи.
4. Воспитывать уважительное отношение и интерес к русскому языку, приобщать учащихся к культуре и литературе русского народа.
Коррекционные задачи:
-в процессе изучения письма и развития речи у учащихся развивается речь, воспитывается интерес к русскому языку, формируется понятие о нравственности и гражданское сознание, прививаются чувства патриотизма, любви и уважения к ценностям отечественной культуры; развиваются эмоциональное восприятие художественного текста, образное мышление, творческое воображение.
Настоящая программа предусматривает проведение систематической работы по отслеживанию динамики развития и обучению учащихся, результаты которой используются для индивидуальной работы.
Формы, методы и приёмы обучения:
Форма обучения – урок
Методы обучения - наблюдения, беседа, объяснение, работа с учебником, сравнения, дидактические игры.
Приёмы обучения - осуществление индивидуального и дифференцированного подхода с учётом возрастных особенностей, уровня развития и интеллектуальных возможностей.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения детей с ОВЗ (нарушениями слуха).
Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности. Основную роль играет внешний контроль учителя за деятельностью учащихся. Однако большое внимание в ходе обучения уделяется взаимоконтролю и самоконтролю, так как при этом учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.
Обогащение словаря
Слова, выражающие морально-этическую оценку, нравственные понятия и чувства. Слова с переносным значением. Образные выражения.
Развитие связной речи
Понимание и употребление в речи сложных предложений с придаточными изъяснительными и условия.
Работа над композиционным построением текста составляемого рассказа (начало, середина, конец), над особенностями построение устного ответа по учебному материалу (стиль учебно-деловой речи).
Подобранный и сжатый рассказ (сочинение) по картинке и сериям картинок.
Изложение текста (подробное и сжатое) по плану.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Обучающиеся должны знать, что:
- одно и то же смысловое содержание может оформляться разными речевыми средствами;
-различные по структуре высказывания могут иметь сходное по смыслу содержание;
-запас вариативных выражений с одинаковым смысловым значением обогащает речь;
-для развития общения с окружающими, понимания словесной информации полезно постоянно не только накапливать речевые средства (слова, словосочетания, фразы), но и упражняться в разных видах речевой деятельности;
-употребление регулярно вводимых в общение речевых средств в новых контекстах и речевых ситуациях уточняет значение слов и фраз и ускоряет их запоминание;
Обучающиеся должны уметь:
-строить новые высказывания и тексты с учетом вида работы над речевым материалом (диалог, рассказ, описание, рассуждение);
-применять усвоенные в обучающих и тренировочных упражнениях способы работы над речью в аналогичных заданиях и условиях;
-использовать в сочинениях и изложениях языковой материал из прочитанных художественных произведений в соответствии с темой и логикой продуцируемого текста.
Список литературы
1. Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка. Учебное пособие в 4-х частях для работы с учащимися 4-7 классов специальных ( коррекционных) образовательных учреждений. М.; «Владос».
2. Русский язык 5 класс. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 2 вида. Авторы: А.Г. Зикеев, К.Г. Коровина Владос, 2012.
3. Русский язык 6 класс. Грамматика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 2 вида. Автор: И.А. Шаповал.- М.: Владос, 2012.
4. Зикеев А.Г. Читай! Размышляй! Пиши! - Пособие по развитию речи для 3-6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений I, II вида в 3х частях. – М.: Владос, 2000г.
Литература по сурдопсихологии и сурдопедагогике
1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия, 2009 – 224 с.»
2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. Пособие для учителя-логопеда /Р.И. Лалаева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 223 с.
3. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия У детей с нарушениями слуха: Учеб. Пособие для студ. Пед. Высш. Учеб. Заведений / под ред. В.И. Селивёрстова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 288 С.
Объём и сроки изучения программы
Продолжительность учебного года - 34 недели. Количество часов в неделю - 3
Количество часов в год – 102
Количество часов в I четверти – 8 недель – 24 часа
Количество часов в II четверти – 8 недель – 24 часа
Количество часов в III четверти – 10 недель – 30 часов
Количество часов в IV четверти – 8 недель – 24 часа
Календарно-тематическое планирование
I четверть, развитие речи
3 часа в неделю 8 недель, всего 24 часа
№ |
Содержание программного материала |
К/ч |
Речевой материал |
1. |
День Знаний. Как я провёл лето? |
1 |
Звенит звонок, зовёт на урок |
2. |
Составление рассказа «Моя мама». С. 87 |
1 |
Тёмно-коричневая, маленькие и большие, необыкновенный, прочная, широкие |
3. |
«Мамин помощник». Составление рассказа. С. 88 |
1 |
Отполированный, выдвигал и задвигал крышку, перебрал пеналы, пахло смолой |
4. |
Диагностическая работа |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
5. |
Работа над ошибками |
1 |
Проанализировать ошибки, допущенные в работе. |
6. |
«Урожай». Ответы на вопросы |
1 |
Здравствуйте, русский язык, урок математики, перешли в 6 класс |
7. |
«Чья помощь лучше?». Ответы на вопросы. С. 90 |
1 |
Мы будем читать по цепочке, я нашла ответ на этот вопрос |
8. |
Дополнение предложений. |
1 |
Я читаю, я прочитал, я буду читать |
9. |
Составление плана сказки С. 91 |
1 |
|
10. |
Практическая работа Семейный альбом |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
11. |
Работа над ошибками Беседа о бабушке (дедушке) по вопросам. С. 92 |
1 |
Проанализировать ошибки, допущенные в работе. Как фамилия вашей бабушки? Назовите бабушку по имени и отчеству. |
12. |
Беседа по рассказу «Моя семья» С.93 |
1 |
Говорили о подарке, солнечными лучами… |
13. |
Работа с текстом «Пятёрки». |
1 |
Остались, поставили, стояли, стали |
14. |
Герои сказок |
1 |
В начале лета, около месяца, всего три месяца |
15. |
Дополнение предложений по сказкам |
1 |
Зарядка по утрам, соревнования по волейболу, однодневные походы |
16. |
Пересказ сказки по плану (по выбору сказки) С. 114 |
1 |
Употребление слов автором |
17. |
Ответы на вопросы по тексту. С. 19 |
1 |
Брызги воды, маленькие медвежата, мама-медведица |
18. |
Работа с текстом «Лето». С.21 |
1 |
Гостил, помогал, поливал, убирал, собирал, научился косить |
19. |
Ответы на вопросы по тексту «Лето» С. 21 |
1 |
Сопоставление темы и основной мысли события |
20. |
Рассказ «Белая рубашка». С. 25 |
1 |
Старый парк, смелые, бесстрашные белки |
21. |
Контрольная работа |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала |
22. |
Работа над ошибками |
1 |
Проанализировать ошибки, допущенные в работе |
23. |
Ответы на вопросы по тексту «Белая рубашка» |
1 |
|
24. |
Итоговый урок |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. Вопросы и задания по темам |
II четверть, развитие речи
3 часа в неделю, 8 недель, всего 24 часа
№ |
Содержание программного материала |
К/ч |
Речевой материал |
1. |
Чтение текста «Весело, полезно, вкусно», ответы на вопросы. С. 31, упр. 7 |
1 |
Работать вдохновенно, с душой, солнце отражается в лужице. |
2. |
Замена словосочетаний из текста «Урожай пришёл в город». С. 32-33, упр. 8 |
1 |
Труженики села, палатки с овощами. |
3. |
Составление и запись рассказа по картинке. С. 34, упр. 12 |
1 |
Расписной кувшин с осенними цветами. |
4. |
Чтение диалога «Как варят варенье», изменение словосочетаний по образцу. С. 35, упр.14 |
1 |
Варенье из земляники – земляничное варенье, клубничное варенье, абрикосовое варенье |
5. |
Ответное письмо от имени Оли. С. 36, упр.16 |
1 |
План. Городской осенний парк. Осенние овощные базары. Осенние домашние заготовки.. |
6. |
Чтение сказки «Как берёзка листья раздарила». С. 37, упр. 18 |
1 |
Явления природы в осеннее время года |
7. |
Словосочетания для описания поздней осени. С. 39, упр. 22 |
1 |
Свинцовые тучи, пустые поля, первые заморозки |
8. |
Составление рассказа «Как я увидел приход зимы». С. 39, упр. 23 |
1 |
Утром всё переменилось… |
9. |
Чтение рассказов «После уроков». С. 40-42, упр. 1-2 |
1 |
Составление правил поведения в обществе, используя слова надо, нужно, нельзя. |
10. |
Самостоятельная работа |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
11. |
Работа над ошибками |
1 |
Проанализировать ошибки, допущенные в работе |
12. |
Составление диалога. Чтение готовых ответом, поиск вопросов. С.43, упр. 5 |
1 |
В каком кружке ты занимаешься? В какие дни ты посещаешь кружки? С кем из ребят ты ходишь в кружки? |
13. |
Чтение текста по Ю. Ермолаеву. Озаглавливание, ответы на вопросы. С.44-45, упр. 9 |
1 |
Должник – человек, который взял вещь и не вернул её во время. |
14. |
Ответы на вопросы с использованием заданных слов. С.45, упр. 10 |
1 |
Вовремя, иногда с опозданием, задерживаю очень редко. |
15. |
Чтение диалога школьного библиотекаря и ученика. С.46, упр. 12 |
1 |
Потерять день (время, час, минуту) |
16. |
Составление плана рассказа «Спасение рыбы». Чтение, разбор текста, план. С. 61 |
1 |
Необходимо составить план. Я отлично разобрал текст |
17. |
Самостоятельная работа Изложение «Спасение рыбы» |
1 |
Индивидуальные карточки. |
18. |
Работа над ошибками |
1 |
Проанализировать ошибки, допущенные в работе. |
19. |
Составление рассказа об однокласснике, который умеет беречь время. |
1 |
Жить по часам, ценить каждый час. |
20. |
Заметка для школьной стенгазеты. |
1 |
|
21. |
Контрольная работа |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
22. |
Работа над ошибками |
1 |
Проанализировать ошибки, допущенные в работе. |
23. |
Мои домашние дела |
1 |
|
24. |
Итоговый урок. Закрепление пройденного материала. |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. Вопросы и задания по темам |
III четверть, развитие речи
3 часа в неделю, 10 недель, всего 30 часов
№ |
Содержание программного материала |
К/ч |
Речевой материал |
1. |
Анализ рассказа «Топик и Катя». Выразительное чтение рассказа «Топик и Катя». Рус. яз. 5 класс. часть 1. С. 56-57, задание 31, упр.1 |
1 |
Какими прилагательными пользуется автор для описания? |
2. |
Чтение рассказа «Белые медведи». Обозначение предметов, обозначающих одушевлённые или неодушевлённые существительные в рассказе «Белые медведи». Рус. яз. 5 класс. часть 1. С. 58, задание 32, упр.1-1 С. 58 |
1 |
Белые медведи живут … Питаются белые медведи … Белые медведи охотятся… Белые медведи спят… Белые медведи умею… |
3. |
Выразительное чтение рассказа с постановкой вопросов к выделенным существительным «Зимняя крепость». Рус. яз. 5 класс. часть 1. С. 60, задание 33, упр.1 |
1 |
Зимние забавы для весёлой детворы. Зимние забавы для шумной детворы. Зимние забавы для … детворы. |
4. |
Чтение рассказа «На уроке рисования». с. 60, упр.3 |
1 |
|
5. |
Самостоятельная работа. |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
6. |
Работа над ошибками |
1 |
Проанализировать ошибки, допущенные в работе. |
7. |
Чтение стихотворений. Ответы на вопросы. С. 64, упр. 35 |
1 |
Я читаю выразительно, старательно, правильно |
8. |
Работа с текстом «Сосна». Замена местоимений. С. 7, упр.3 |
1 |
Ей, она, оно, у неё, им |
9. |
Чтение рассказа «Как я покатался». С.7-8, Рус. яз. 5 класс. часть 2. С.7-8, задание 4. Выделение местоимений вместе с глаголами и предлогами. |
1 |
Я сильно простудился. Я заболел. Я занемог. У меня болело горло. Врач долго не пускал меня в школу. |
10. |
Сложные предложения. Союз который (-ая, -ое, -ые). Работа с картинкой. Рус. яз. 5 класс. часть 1. С. 117-119, задание 62-63 |
1 |
Девочка берёт стул, который стоит у окна (какой стул?). Мальчик берёт стул, который стоит у шкафа. (какой стул?) |
11. |
Ознакомительное чтение рассказа «На вершине горы». Имена прилагательные, обозначающие признаки предмета. Рус. яз. 5 класс. часть 1. С. 106-107, задание 55 |
1 |
Имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какие? и обозначают разные признаки предметов: цвет (красный, синий, жёлтый) |
12. |
Подготовка к изложению в соответствии с составленным планом: вводная часть, основная, заключение |
1 |
Узкая кривая тропинка, низкий колючий кустарник, небольшая зелёная лужайка |
13. |
Изложение «На вершине горы». |
1 |
|
14. |
Самостоятельная работа |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
15. |
Работа над ошибками |
1 |
Проанализировать ошибки, допущенные в работе. |
16. |
Анализ рассказа «Находка». Рус. яз. 5 класс. часть 1. С. 78, задание 42 |
1 |
Я выразительно и вдумчиво читаю. Я внимательно слушаю вопрос. Я даю полный ответ на поставленный вопрос. Я отвечаю по тексту. |
17. |
Выразительное чтение стихотворения «Песня зарянки» Г. Ладонщиков. Рус. яз. 5 класс. часть 1. С. 79, задание 42 |
1 |
Над лесом за речкою солнце встаёт. Утро встречая, зарянка поёт. Зарянка, зарянку, зарянкой, о зарянке. |
18. |
«Зимушка-зима» сочинение по плану: 1. Вступление. 2. Описание времени года. 3. Характерные события этому времени года. |
1 |
Зима, это очень красивое время года. Зимой падает снег. Белое покрывало укрывает землю, ёлки надевают мохнатые серебристые шапки. Только лесным жителям трудновато. Не так просто найти пропитание и пережить морозы. Хорошо нам помнить о птицах, покормить их, сделать кормушки… (Примерный текст) |
19. |
Выразительное чтение стихотворения «Март». Будущее время. Рус. яз. 5 класс. часть 2. С. 58, задание 42, упр.1, 2, 3 |
1 |
Теперь уж скоро! Март настанет, Грачи к нам с юга прилетят, растает снег, теплом потянет, И новый примет всё наряд. |
20. |
Составление сложных предложений с союзом НО. Рус. яз. 5 класс. часть 2. С. 349-41, задание 27-28, упр.1, 2, 3, 4 |
1 |
Задача была трудная, но я ей решил. Дети вышли на прогулку, но вдруг пошёл дождь. |
21. |
Знакомство с текстом «Хорошие проводники». Рус. яз. 5 класс. часть 2. С. 43, задание 29, упр.1, 2 |
1 |
Собирал, заблудился, отдохнуть, наблюдать, перебирались, вспомнил, выбирают, отправился, летели |
22. |
Знакомство с текстом, его озаглавливание. Определение глаголов в тексте, обозначающих законченное и незаконченное действие. Рус. яз. 5 класс. часть 2. С. 53, задание 37 |
1 |
Признаки наступления весны. На сугробах ломкие льдинки-кружева, первые проталинки, первая трава. Мёрзлая земля ещё звенела под ногами. |
23. |
Подготовка к сочинению. Беседа «Поговорим о семье» |
1 |
Мама у меня добрый человек. Она – отличный друг. Ей можно признаться в любой своей проблеме. Папа у нас серьезный, много работает, но старается найти время с нами поиграть. |
24. |
Сочинение по плану: «Моя семья» План: 1.Большая и дружная семья 2.Родители 3.Мои сёстры 4.Прекрасное и радостное время |
1 |
Семья – это самое лучшее, что есть у человека. У меня есть родители… Еще у меня есть…, Мама у меня добрый человек. Она – отличный друг. Ей можно признаться в любой своей проблеме. Мы любим всей семьей кататься на лыжах в парке зимой, или на коньках. Лепим замки и играем в снежки, а летом стреляем друг в друга водяными пистолетами. (Примерный текс |
25. |
Работа над ошибками. |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. Вопросы и задания по темам |
26. |
Работа с картинками. «Мальчики на остановке». Рус. яз. 5 класс. часть 2. С. 77-79, задание 51-52, упр.7-9 |
1 |
Миша подошёл к тому месту, … стоял автобус. Юра посмотрел туда, ушёл автобус. Вова смотрел туда, … сейчас стоит автобус. |
27. |
Работа с картинками «Моя комната». Рус. яз. 5 класс. часть 2. С. 74-75, задание 53-54, упр.3-4 |
1 |
Стоит, стоял, стояла. Мы поставили письменный стол на то место, где стояла тумбочка. |
28. |
Контрольная работа |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. |
29. |
Работа над ошибками |
1 |
Проанализировать ошибки, допущенные в работе. |
30. |
Итоговый урок. Закрепление словаря, повторение пройденных тем по системе вопрос – краткий ответ |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. Вопросы и задания по темам |
IV четверть, развитие речи
3 часа в неделю, 8 недель, всего 22 часа
№ |
Содержание программного материала |
К/ч |
Речевой материал |
1. |
Работа с текстом «Домашние грибы», деление текста на части |
1 |
Развивать умение связанно передавать текст |
2. |
Составление рассказов по вопросам к тексту «Домашние грибы» |
1 |
Развивать умение подбирать по смыслу слова, относящиеся к тексту. |
3. |
Изложение «Домашние грибы» |
1 |
Развивать умение работать с текстом, опираясь на план. |
4. |
Текст «Домой на самолёте». Ответы на вопросы, составление плана. |
1 |
Развивать умение связанно передавать текст с учётом заданной тематики. |
5. |
Составление рассказа по плану. Текст «Домой на самолёте». Подготовка к изложению. |
1 |
Развивать умение подбирать по смыслу слова, относящиеся к тексту. Развивать письменную речь, орфографическую зоркость. |
6. |
Самостоятельная работа. Изложение. |
1 |
Развивать умение работать с текстом, опираясь на план. |
7. |
Работа над ошибками. Тексты: «Сёмкина каша», «Самое большое хозяйство». Ответы на вопросы. |
1 |
Развивать умение подбирать речевой материал по готовому плану. |
8. |
Текст «Лиса и виноград». Ответы на вопросы. Составление плана. |
1 |
Определить степень устойчивости знаний учащихся. |
9. |
Работа с текстом «Как обращаться с книгой». Полные ответы на вопросы. |
1 |
Проанализировать ошибки, допущенные в работе. |
10. |
Работа с текстами: «Белка у школы», «Птенчик». Полные ответы на вопросы. |
1 |
Развивать умение связанно передавать текст. |
11. |
9 мая – праздник Победы! Беседа о войне. |
1 |
Развивать умение давать полные и краткие ответы на вопросы. |
12. |
«У Вечного огня». Беседа о войне. Написание рассказа по вопросам. |
1 |
Развивать письменную и орфографическую зоркость. |
13. |
Самостоятельная работа. Составление рассказа о войне «У Вечного огня». |
1 |
Развивать письменную речь, орфографическую зоркость. |
14. |
Работа над ошибками. Написание рассказа «У Вечного огня» по вопросам. |
1 |
Проанализировать ошибки, закрепить навык работы с текстом. |
15. |
Работа с текстом «Лиса и козёл». Составление плана. Рассказ по плану. |
1 |
Проанализировать ошибки, допущенные в работе. На подобном материале отработать навык работы с текстом. |
16. |
Контрольная работа |
1 |
Проверить уровень знаний по изученным темам. |
17. |
Работа над ошибками |
1 |
Проанализировать ошибки, допущенные в работе. |
18. |
Составление рассказа: «Я живу среди людей». |
1 |
Человек живет среди людей. Все его радости и горести, дела и заботы связаны с людьми. Так построена жизнь. |
19. |
Составление рассказа: «Мой самый лучший друг». |
1 |
С другом приятно и легко общаться. Он умеет посмеяться над другими, и над собой. |
20. |
Беседа по теме: «Летние каникулы». |
1 |
Доброта – это солнце, которое согревает душу человека. |
21. |
Составление рассказа: «Летние каникулы». |
1 |
Всё лучшее в жизни – от человека. |
22. |
Итоговый урок. Закрепление. |
1 |
Проверить уровень знаний |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.