Турдалиева Гульбахор Уктамовна,
ведущий преподаватель русского языка
и литературы Академического лицея при
Чирчикском государственном педагогическом
институте Ташкентской области
Формирование письменной речи является одним из важных компонентов общего развития детей. Письменная речь, как и устная, служит основным средством мышления. Она не только выражает уже готовую мысль, но и включается в процесс становления мышления. И в этом ее существенное значение для умственного развития детей.
Л.С. Выготский отмечал, что формирование личности и речи ребенка происходит путем усвоения индивидом общественного опыта, накопленного предшествующими поколениями. Человеческая личность по своей природе социальна и исторические развития ее психических процессов находятся в окружающей социальной среде, в обществе.
Исходя из этих положений, Л.С. Выготский говорит о том, что созревание психики ребенка имеет социальную природу. В качестве решающего условия при этом выступает обучение. Оно строится не только на завершенных циклах развития, но, прежде всего, на тех психических функциях, которые еще не сформированы, и способствует их совершенствованию.
В ходе обучения детей возникает и развивается осознанность и произвольность психических процессов. Ребенок начинает обучаться письменной речи, которая в противоположность устной, требует детального восприятия, обдумывания высказывания. Всё это естественным образом значительно продвигает школьника в его развитии.
Развитие ребенка, писал Л.С. Выготский, не сводится к простому усвоению знаний и навыков. В процессе обучения его психические функции изменяются, перестраиваются и совершенствуются. Л.С. Выготским была высказана мысль о том, что обучение письменной речи вызывает к жизни целые новые, чрезвычайно сложные циклы развития таких психических процессов, возникновение которых означает столь же принципиальное изменение в общем, духовном облике ребенка, как и обучение речи при переходе от младенческого возраста к раннему детству.
Упражнения, направленные на развитие устной и письменной речи, теснейшим образом связаны друг с другом. Они способствуют формированию комплекса речевых умений: умения правильно и точно воспринимать чужую речь, передавать ее содержание, создавать свой текст.
Развитие речи - важная задача обучения родному языку. Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития.
Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию основ орфографической грамотности.
Огромное значение имеет устная речь для овладения письменной речью. Л.С. Выготский характеризует письменную речь как речь - монолог: "Эта речь-монолог, разговор с белым листом бумаги, с воображаемым собеседником, в то время как всякая ситуация устной речи само по себе без всяких усилий со стороны ребенка, есть ситуация разговорная[1].
Речь возникает из потребности высказаться. Необходимо научить школьников правильно строить предложения, т.е. не пропускать слова, ставить слова в определённой последовательности, правильно согласовать их друг с другом и правильно произносить слова, а потом это все оформлять письменно. При обучении связной речи необходимо давать детям теоретические сведения, т.к. навыки и умения формируются успешнее, когда они осмысленны. Учащиеся постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляются к их речи, в процессе выполнения различных упражнений осознают, что значит говорить на тему, раскрывать основную мысль, говорить по порядку, связно. Необходимо помочь учащимся уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение; чем отличается описание предмета от описания картины или описания по наблюдениям; чем отличается рассказ о том, что видел и наблюдал, от рассказа по картине или по наблюдению, в чём заключается разница между подробным и выборочным рассказами, между устным сочинением и письменным, между изложением и сочинением. Все это получают дети только практическим путем в процессе выполнения тех или иных упражнений и заданий.
Развитие речи – процесс овладения речью: средствами языка и механизмами речи (восприятие речи и её выражение в своих мыслях).
Этот процесс протекает при опредёленных условиях:
ü развитие физиологических механизмов речи;
ü потребность в общении, выражении мысли;
ü наличие среды (социума);
ü наличие материала;
ü овладение теоретическими знаниями о языке, его закономерностях, корректировка речи.
Существует 4 вида речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо. Коммуникативный подход к развитию речи характеризуется тем, что деятельность направлена на развитие всех видов речевой деятельности.
Разделы работы по развитию речи учащихся
Разделы школьной программы по русскому языку |
Единица языка |
Разделы работы по развитию речи |
фонетика |
Звук |
работа над языковой стороной речи |
словообразование |
Морфема |
работа над значением части слова |
лексика |
Слово |
работа над словом и фразеологизмом |
морфология |
слово в тексте |
работа над морфологическими средствами языка |
синтаксис |
словосочетания и предложения |
работа над синтаксическими средствами языка |
связная речь |
Текст |
работа над связной речью |
В каждом разделе работа ведётся по направлениям:
ü исправление и преодоление различного вида речевых ошибок
ü обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Следует подчеркнуть, что значение работы по развитию речи детей всегда осознавалось обществом и было предметом особой заботы педагогов в любой цивилизованной стране. В современной отечественной методике выделяются три основных направления в работе по развитию речи:
ü обогащение речи учеников (их словарного запаса, грамматического, интонационного строя речи и т.д.);
ü предупреждение речевых ошибок (в употреблении слов, в построении словосочетаний и предложений и т.д.);
ü формирование коммуникативных умений, известных под названиями «Работа над связной речью», «Работа над изложениями и сочинениями».
Первое направление – обогащение речи – реализуется практически на всех школьных предметах, когда в процессе обучения формируются предметные (специальные) умения и вместе с ними – интеллектуально-коммуникативные умения. Вопросы и задания к каждой теме по русскому языку, литературе и другим предметам учат говорить на языке этих предметов. Эти задания служат не только усвоению учебного материала, но одновременно и обогащают речь учащихся.
Второе направление – предупреждение и преодоление речевых ошибок – реализуется прежде всего на уроках русского языка, так как именно этот предмет дает представление о нормах литературного языка, когда ученикам говорят: «Так говорят (пишут) – так не говорят (не пишут)».
Третье направление – совершенствование связной (устной и письменной) речи учащихся – предусмотрено программами и реализуется в соответствующих учебниках по русскому языку и литературе. Однако на эту работу отводится недостаточное количество учебного времени, поэтому преподаватель в полной мере не может осуществить целенаправленное обучение умениям создавать текст. Кроме того, работа над изложениями и сочинениями на уроках русского языка, как правило, подчинена изучению текущей темы программы. И в этом смысле она оправдана, так как дети учатся умелому и уместному употреблению в своей речи прилагательных, глаголов, наречий и т.д.
Но в жизни мы идем не от слова к мысли, а от мысли к слову, от ситуации общения, коммуникативной задачи – к высказыванию, уместному в данном случае. Поэтому, ограничивая работу над связной речью только изложениями и сочинениями с языковым заданием, мы не можем подготовить учащихся к тем естественным ситуациям общения, когда нужно что-то доказать, в чем-то убедить, утешить собеседника, посоветовать и т.д. Человек должен уметь общаться, и этому надо учить.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Выготский Л.С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. М., 1956, с. 264
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.