Я – ЧЕЛОВЕК
Цель: формировать представление о себе как о человеке («у меня есть тело», «тело нужно, чтобы жить»; «я отличаюсь от животных», «из каких частей состоит моё тело?»); закреплять понятие «один – много». Расширять словарный запас: люди, человек, голова, туловище, ноги, руки; развивать умение соотносить свои движения со словами песенки. Воспитывать навыки культурного поведения.
Оборудование: картинки, где изображены один человек и много; кошка, зайчик, грязная морковка, картинка "Дети делают зарядку".
Ход занятия
1. Я – человек! Дети садятся на коврик в кружок рядом с воспитателем.
– Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь! И я вам улыбнусь: и Насте, и Ване, и Матвею.
– А как можно назвать Настю? Кто она? (Человек.)
– А Ваня кто? Тоже – человек. И я человек, и Матвей тоже.
– Все вместе – мы люди!
– Когда один – называют «человек», когда много – «люди»!
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие, в страну, которая называется «Человек». В этой стране живут люди, все они разные, но они имеют тело и этим похожи друг на друга.
2. Моё тело.
– Ребята, на Земле живёт очень много людей. Все они имеют своё тело и похожи друг на друга.
И у каждого из вас тоже есть своё тело. Вставайте, рассмотрим наше тело.
– Тело человека состоит из головы, туловища, двух верхних конечностей – это руки и двух нижних конечностей – это ноги. Тело человека гибкое, подвижное. Человек может управлять своим телом. Голова соединяется с туловищем при помощи шеи. Проверим, нужна ли нам шея? (повороты головы).
Дети повторяют названия частей тела и показывают руками.
– Посмотрите, моё тело похоже на Настино, на Ванино, мы все с вами похожи, потому что мы – люди!
– А теперь, ребята, покажите и назовите части тела у нашего Вани.
Дети подходят, называют и показывают части тела: голова, туловище, руки, ноги.
3. Тело кошки
– Ребята, все люди похожи друг на друга и у нас одинаковое тело. А на животных мы похожи? У них есть тело, как у человека?
За дверью раздаётся мяуканье кошки. Воспитатель приносит кошку, дети здороваются, гладят её, рассматривают.
– У кошки – лапы, а у человека – руки и ноги.
– Кошка ходит на четырёх лапах, а человек на двух ногах.
– У кошки – хвост, а у человека – нет.
– Но у кошки есть голова, и у человека есть голова. Воспитатель:
- А для чего нам нужна голова?
Воспитатель:
- В голове у человека есть мозг, чтобы думать. Давайте подумаем и отгадаем загадки.
Загадки.
1.Не снимают на пороге вместе с сапогами …(ноги).
2.Оля ягодки берёт по две, по три штучки.
А для этого нужны нашей Оле …(ручки).
3.Оля весело бежит к речке по дорожке.
А для этого нужны нашей Оле …(ножки).
– У кошки – пушистая шерсть, а у человека – гладкая кожа.
– Человек разговаривает, а кошка – мяукает.
– Похожи мы на кошку или нет?
– Конечно, нет. Мы – люди, а кошка – животное. У кошечки своё тело, а у человека своё.
4. Игра «Где наши детки?».
Где же, где же наши ручки? (Дети прячут руки за спину.)
Вот они, вот они! ) (Дети вытягивают руки вперёд, вертят ими и показывают.)
Где же, где же наши ножки? (Дети приседают и закрывают руками ноги.)
Вот они, вот они! (Дети встают и топают ножками.)
Где же, где же наши детки? (Закрывают лицо руками.)
Вот они, вот они! (Открывают лицо и улыбаются.)
5. Стихотворение « Что такое наше тело?»
- Послушайте стихотворение о нашем теле.
Что такое наше тело?
Что оно умеет делать?
Улыбаться и смеяться
Прыгать, бегать, баловаться.
Ножки могут быстро бегать,
Ручки всё умеют делать.
Пальчики хватают цепко
И сжимают крепко-крепко.
Чтобы стать здоровым телу,
Надо нам зарядку делать.
Надо спать и заниматься
Витаминами питаться.
Так владеем мы умело
Нашим стройным, сильным телом!
Приход зайчика.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а кто это к нам в гости пришел?
Дети: Зайка.
Воспитатель: Давайте с ним поздороваемся /дети здороваются с Зайкой/. Зайка, что ты такой невеселый?
Зайка: Я постоянно болею. Вот и хотел у вас узнать, что вы делаете, чтобы никогда не болеть?
Воспитатель: так вот, в чем дело. Мы с ребятами с удовольствием расскажем тебе и покажем, что нужно делать, чтобы не болеть. Смотри и слушай внимательно. А лучше за нами повторяй. Ребята, с чего мы начинаем каждый наш день?
Дети: С зарядки.
- Вот, так Зайка, мы начинаем каждое утро.
Зайка: Я понял! Чтобы быть здоровым, надо делать зарядку!
Воспитатель: Но не только. Ребята, что еще нужно делать, чтобы не болеть?
Дети: Кушать полезную еду: овощи, фрукты.
Зайка: Да, да, да! У меня как раз есть морковка! Я ее с грядки сорвал. Сейчас съем /достает грязную морковь/
Воспитатель: Что ты, зайка, нельзя ее есть.
Зайка: Глупости говорите, можно, она же вкусная и полезная.
Воспитатель: Ребята, а почему нельзя есть грязную морковку. Что может случиться?
Дети: Живот заболит.
Зайка: Живот? Ой-ой, не хочу, чтобы животик болел. Лучше я ее дома помою и съем.
Воспитатель: Зайка, а знаешь, что нужное еще делать, чтобы сохранить здоровье? Ходить на прогулку. Но прежде чем пойти, надо одеться по погоде.
Стих: На прогулку выходи
Свежим воздухом дыши
Только помни при уходе
Одевайся по погоде
- А чтобы с пользой провести время на прогулке, надо поиграть, подвигаться. Ребята, поиграем с зайчиком?
Холод, холод, холодок,
Не пугай ты нас, дружок,
Будем вместе дружно топать
И в ладоши звонко хлопать.
Хлоп-хлоп, раз, два, три,
Нам не холодно, смотри.
Ну что, Зайка, не замерз?
Зайка: Мне понравилось. Я всех своих друзей так научу играть.
Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться и раздеваться. А что же мы делаем после прогулки?
Дети: Моем ручки с мылом.
Зайка: А зачем?
Стих: Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.
Зайка: Понял, понял! Я тоже теперь буду свои лапки мыть пред едой.
Зайка: я теперь никогда болеть не буду. Вы, ребята, меня научили, что надо делать, чтобы не болеть, дали мне очень важные советы.
- Перед тем, как попрощаться, я хочу вам пожелать
Здоровья крепкого, почаще улыбаться, и никогда не унывать!
Тело нужно, чтобы жить!
– Ребята, а зачем нам нужно тело? (Ответы детей.)
– Наше тело действует, как чудесная машина, которая умеет смеяться, плакать, ходить, бегать, а также играть, любить, рисовать, кушать кашу.
– Посмотрите на эти картинки. Что делает мальчик? Что делает девочка?
– Давайте проверим, что умеет тело каждого из вас.
Воспитатель предлагает детям набор предметов и игрушек для совершения с ними различных действий: машина на верёвочке, мяч, большая пирамида, книга с картинками, бумага и карандаши и др.
– Вот видите, ребята, как много умеет ваше тело.
6. Итог занятия.
– Как можно назвать Ваню? (Человек.)
– А когда нас много? (Люди.)
– Какие части тела вы уже знаете? (Голова, туловище, руки, ноги.)
– Зачем нам нужно тело? (Ответы детей.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.