РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
Современные детские сады являются учреждениями нового типа, которые созданы с целью оказания «особым» детям социально-психологической и социальнопедагогической помощи, обеспечения их максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, в семье, к обучению и труду. В детском саду созданы группы детей с ограниченными возможностями. Деятельность педагогов данных групп направлена на обучение и воспитание детей, не имеющих возможность посещать специализированные учреждения. Данные группы посещают дети с разными патологиями и наличием сочетанных дефектов развития: дети с нарушениями слуха, зрения, эндокринной системы гемофилия, имеющие задержку психического развития (ЗПР). Общеизвестно, что дошкольный возраст – это возраст чувственного познания окружающего. В этот период у детей происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно-двигательного, слухового, формируются представления о предметах и явлениях окружающего мира. Чувственный опыт дети приобретают в процессе широкой ориентировочно-исследовательской деятельности. Одной из эффективных форм коррекционной педагогической работы с детьми со сложной структурой дефекта по развитию сенсорного восприятия является индивидуальные занятия с использованием дидактических игр и упражнений: с предметами, игрушками, активными движениями. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка, в том числе и ребенка, имеющего отклонения в развитии. Дидактическую игру как средство воспитания и обучения, можно использовать при усвоении любого материала. Играя с детьми, необходимо создавать такие условия, в которых каждый ребенок смог бы самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей со сложной структурой дефекта, у которых опыт действия с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен. Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Дидактические игры и упражнения оказывают большое влияние на формирование целостного восприятия: узнавание, здесь дети испытывают трудности; создание полноценного образа, учитывающего все свойства предметов (форму, цвет, величину и др.). Важное условие результативного использования дидактических игр и упражнений в обучении – это соблюдение последовательности в подборе игр. Для того чтобы игры были доступны детям, прежде всего нужно учитывать основные дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий. С целью организации эффективной коррекционно-педагогической работы дидактические игры необходимо включать во все виды деятельности детей, так как они служат как для развития познавательной деятельности, так и для формирования собственной игры, воспитания навыков поведения в коллективе. У детей со сложной структурой дефекта чувственное познание без специального коррекционного воздействия развивается медленно. Дети данной категории не овладевают поисковыми способами ориентировки, что препятствует развитию представлений и восприятий. Развитию восприятия и представлений препятствует то, что дети не всегда овладевают поисковыми способами ориентировки. Они действуют или хаотично, совсем не учитывая свойства предметов, пытаясь достигнуть результата силой, либо привычным, усвоенным в обучении способом, который они относят только к данной, знакомой игрушке или привычной бытовой ситуации, и не переносят знания на новую игрушку и даже на сходную ситуацию, ребенок действует методом проб и подбора. Но на самом деле – это перебор вариантов. Ведь в процессе поискового опыта ребенок отбрасывает неудачные, нерезультативные варианты и больше к ним не возвращается. Он как бы фиксирует удачные пробы, стараясь их повторить. Игры и упражнения, в которых дети действуют путем проб и подбора развивают у них внимание к свойствам и отношениям предметов, умение учитывать эти свойства в практических действиях, в дальнейшем будет совершенствоваться зрительное восприятие. Все эти принципы предусмотрены в системе расположения игр. Игры и упражнения традиционной направленности были систематизированы. Данная система была апробирована в практике работы групп детей дошкольного возраста от 4-х до 6-ти лет со сложной структурой дефекта, организованной в детском саду. В каждом разделе распределены игры по возрастающей сложности и по этапам усвоения. Подготовительный этап: проводятся игры, направленные на формирование сотрудничества ребенка со взрослым, усвоение действий по образцу. I этап. Игры на выполнение заданий по практической ориентировке: дидактические игры на развитие ручной моторики. II этап. Игры, основанные на зрительной ориентировке: развитие зрительного восприятия формы, величины. Зрительное соотнесение цветов. III этап. Игры, с опорой на приобретенные в процессе дидактических игр чувственный опыт и опыт обобщенный в слове: восприятие величины. Практическое выделение величины. Восприятие цвета. Развитие слухового восприятия. Включение дидактической игры в различные виды деятельности помогают добиться позитивных результатов в развитии познавательной деятельности и формирования собственной игры. Игровая деятельность является ведущей в развитии сенсорного восприятия у детей со сложной структурой дефекта. Система использования упражнений для развития и совершенствования сенсорного восприятия I серия. Зрительное восприятия формы. 1. Раскладывание предметов на «кучки» с учетом величины, формы. 2. Различение высоты предметов. Специальные игры: «Почтовый ящик». 1. Различение формы (круг - шар), размеров (большой – маленький). 2. Различение формы (шар – куб, круг – квадрат). 3. Игры с разборными игрушками. 4. Специальные игры со строительным материалом. II серия. Развитие дифференцированного слухового восприятия. 1. Слушание музыки, сказок. 2. Использование различных музыкальных инструментов. 3. Игры - упражнения с картинками. III серия. Развитие представлений о цвете. Этапы: сличение цвета; выполнение задания по словесной инструкции; самостоятельное называние цвета. Специальные занятия аппликацией, рисованием, лепкой. IV серия. Формирование зрительно-тактильного восприятия. 1. Игры-упражнения на тренировку тактильных ощущений. 2. Игры по типу «Волшебного мешочка». Система использования дидактических игр Подготовительный этап. Проводятся игры, направленные на формирование сотрудничества ребенка со взрослым. I этап. Игры на выполнение заданий по практической ориентировке. Пальчиковый театр. Цель: Развивать движения кистей рук и пальцев. Мозаика. Цель: Учить хватанию щепотью. «Гирлянды для елки». Цель: Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук. «Бусы для куклы». Цель: Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук. «Помоги Незнайке». Цель: Учить детей застегивать пуговицы; развивать мелкие движения рук. «Куклы пришли с прогулки». Цель: Учить расстегивать пуговицы, развивать мелкие движения рук. «Кто ловкий?». Цель: Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук. II этап. Игры, основанные на зрительной ориентировке. «Что катится, что не катится». Цель: Показать детям значимость формы; учить опираться на нее в деятельности. «Почтовый ящик». Цель: Учить видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм и их частей, подбирая нужное с помощью проб и примеривания. «Найди свою пару». Цель: Учить воспринимать плоскостную форму, осуществлять выбор по образцу, проверять ее с помощью наложения, примеривания. «Лото». Цель: Нахождение формы. «Магазин». «Найди форму в предмете». Цель: Учить выбирать объемные формы по плоскостному образцу, отвлекаясь от функционального назначения предмета. «Угадай, чего не стало». Цель: Учить детей называть геометрические формы, оперировать образом форм в представлении. «Бегите ко мне». «Оденем куклу». «Найди свое место». Цель: Учить осуществлять выбор цвета по образцу, действовать по цветовому сигналу. «Подарим куклам бусы». Цель: Учить выполнять чередование цветов по образцу. «Лото» (узнавание цвета). Цель: Учить выбирать цвет по образцу; воспринимать и определять не только резко различные, но и близкие цвета и оттенки. III этап. Игры, с опорой на приобретенные в процессе дидактических игр чувственный опыт и, опыт обобщенный в слове. «Оденем куклу». Цель: Учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине. «Кто скорее свернет ленту?». Цель: Формировать отношение к величине как значимому признаку. «Лото». Цель: Учить определять зрительно предметы резко различной величины. «Где такие?». Цель: Учить детей соотносить предметы по величине, зрительно проверяя правильность выбора. «Цветные кубики». «Найди цветок для бабочки». Цель: Учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении. «Помоги Незнайке собрать букет». Цель: Осуществлять выбор по образцу и проверять его примериванием. «Времена года». Цель: Формировать представление о том, что каждое время года имеет свой определяющий цвет (зима – белый; осень – желтый; весна – зеленый; лето – пестрый). «Узнай и назови». Цель: Учить соединять представление о цвете со словаминазваниями. «Какого цвета нет». Цель: Формировать интерес к игре с цветом: ориентировку на цвет. Апробация системы дидактических игр и упражнений в практике работы групп с «особенными» детьми показала эффективность коррекционной педагогической работы и положительное влияние на развитие сенсорного восприятия у детей со сложной структурой дефекта, позволила установить степень доступности выбранных игр для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями. Список используемой литературы: 1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева, М.,МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2014 2. «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» Л.Б. Баряева, Е.А. Логинова, СПб ЦДК проф Л.Б. Баряевой, 2010. 3. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубевал. 4. Воображаем, думаем, играем. Дидактические игры для детей 3-4 лет (комплект). Дидактические материалы. Изд.1 / Глебова А.О., Салмина Н.Г., Милаева М.С.. - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ООО, 2015. 5. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие / Давидчук Антонина Николаевна. - М.: Сфера, 2017. 6. Развитие высших психических функций у детей с нарушением зрения при помощи оригинальных наглядных средств. Мельничук Н.В. // http://festival.1september.ru/articles/415957. 7. Лыкова, И. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников / И. Лыкова. - М.: Карапуз, 2015. 8. Нищева, Н.В. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2015.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.