Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста. Методы и приёмы.
Оценка 4.9

Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста. Методы и приёмы.

Оценка 4.9
docx
15.01.2023
Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста. Методы и приёмы.
Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста. Методы и приёмы..docx

 

Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста: методы и приемы

 

Слово вводит ребёнка в мир людей, помогает понять его и освоиться в нём, помогает осознать себя и стать активным участником в жизни общества. Слово является основным средством коммуникации и формой самовыражения. Оно служит средством регуляции его поведения. С помощью слова ребёнок познаёт природное и предметное окружение.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

 

Ле́ксика (от др.-греч. τὸ λεξικός «относящийся к слову; слово; оборот речи») - словарный состав языка, совокупность слов (точнее, лексем) того или иного языка, части языка. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания о каких-либо объектах, явлениях.

 

Лексикон (гречlexikon - словарь) - 1то жечто словарь (устаревшее выражение).

 2) Запас слов, выражений (напр., "бедный лексикон у кого-нибудь").

 

Лексикон, словарный запас - это словарь языка или отрасли знаний  (например, морской или медицинской). В лингвистике лексикон - это языковой инвентарь лексем. Слово лексикон происходит от греческого слова λεξικόν (lexikon), среднего от λεξικός (lexikos), означающего "из или для слов".

 

Словарь делят на активный и пассивный. Объем активного словаря у любого человека меньше объема пассивного. Развитие словарного запаса при нормальном развитии ребёнка приводится в таблице:

 

 

Количественный рост словарного запаса

 

от 1 до 1,5 лет

в 2 года

в 3 года

в 4 года

в 5 лет

в 7 лет

100 слов        

300-400 слов   

1000 - 1100 слов    

1600 слов   

2200 слов

3000-4000 слов

 

Из данных таблицы видно, что у детей дошкольного возраста развитие словарного запаса происходит особенно быстро, как ни в каком другом возрасте.
(Павлова, И. Ю. Развитие и обогащение лексики у детей дошкольного возраста / И. Ю. Павлова. - Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). - Москва : Буки-Веди, 2012. - С. 212-215. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/1934/)

Особенности развития словаря дошкольника

1- 3 года

Годовалый малыш знает и умеет употреблять 5- 9 одно- или двухсложных слов («дай», «ма-ма», «па-па», «ля-ля»). В следующие 2 года его словарь быстро расширяется за счет слов, которые употребляют его родители в бытовом общении, и достигает 800 -1000 лексических единиц.

Тематические категории, которыми оперирует малыш в 1-3 года:

·       имена членов семьи, клички домашних животных;

·       названия игрушек, окружающих его бытовых вещей (посуды, мебели, пищи);

·       наименования 5-10 животных и растений;

·       названия времен года и погодных явлений («дождь», «снег», «солнце»).

 

Основа словаря трехлетнего малыша - существительные с конкретным значением и глаголы. Прилагательные и наречия в этом возрасте не используются: ребенок не может с помощью слов описать предмет или свое эмоциональное состояние.

 

4 - 5 лет

В этот период происходит качественный скачок: словарь ребенка обогащается новыми тематическими группами и достигает объема в 1900 - 2200 слов.

Новые тематические категории в словаре ребенка в 4 - 5 лет:

·       душевные переживания, чувства и эмоции («веселый», «злой», «грустный», «обиженный»);

·       качественные характеристики предметов («большой», «зеленый», «холодный»);

·       уменьшительно-ласкательные формы («мамочка», «братик»);

·       названия детенышей животных («котенок», «утенок»).

 

В 5 лет ребенок познает основы словообразования. Теперь он может создавать группы однокоренных слов, используя приставки и суффиксы: «снег» - «снеговик», «утка» - «утенок», «шапка» - «шапочка». При этом он осознает не только родство таких лексических единиц, но и их различия («утка - это взрослая птица, а утенок - птенец»).

 

5 - 7 лет

Словарный запас ребенка увеличивается примерно в 2 раза: теперь его объем составляет около 3000 - 4000 слов.

Тематические группы, которыми должен пользоваться ребенок в 5 - 7 лет:

·       временные интервалы («минута», «час», «год»), дни недели, месяцы и времена года;

·       пространственные понятия («верх», «низ», «лево», «право»);

·       числительные (от 1 до 10, иногда – до 100);

·       имена и фамилии родителей, близких родственников, известных писателей;

·       некоторые термины обществознания («страна», «Родина», «народ», «труд», «Россия»), названия городских достопримечательностей и праздников («Новый год», «День рождения», «Рождество»);

·       профессии и виды спорта, цвета и оттенки, части человеческого тела, природные явления;

·       бытовые предметы (одежда, обувь, головные уборы, игрушки, посуда, мебель, средства гигиены), транспортные средства (водные, наземные, воздушные);

·       домашние и дикие животные, растения, фрукты, ягоды, овощи, цветы;

·       слова с обобщающим значением («животные», «транспорт», «посуда»);

·       эмоционально-оценочные слова со значением чувств и переживаний человека.

 

 

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е. И. Тихеевой [41], О. И. Соловьевой [37], М. М. Кониной и уточнены в последующие годы.

Сегодня принято выделять четыре основные задачи развития словаря детей среднего дошкольного возраста:

1. Обогащение словаря новыми лексическими единицами; усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также открытие новых значений некоторых слов, уже имеющихся в их лексиконе. В первую очередь, обогащение словаря происходит за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

2. Закрепление и уточнение словаря. Необходимость этой задачи объясняется тем, что у детей слово не всегда соотнесено непосредственно с предметом. Дети часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения использовать в речи общеупотребительные слова.

3. Активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). При работе над развитием словаря средних дошкольников важно добиваться того, чтобы новое слово вошло в активный словарь детей. Такого результата можно добиться только в том случае, если новое слово будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении - еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы. Новое слово легче и быстрее войдет в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Например, дети свободно говорят строфы К. Чуковского: «Да здравствует мыло душистое!» - но редкий ребенок, нюхая розу, скажет: «Какой душистый цветок» или, трогая пушистую шапочку: «Какая пушистая шапочка!» В первом случае он скажет, что цветок хорошо пахнет, во втором - что шапочка мягкая.

Стоит уделять достаточно внимания уточнению значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также усвоению оттенков значений слов, развитию гибкости словаря, употреблению слов в связной речи, в речевой практике.

4. Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектных, просторечных, жаргонных). Особую важность представляет данная задача при работе с детьми, находящимися в условиях неблагополучной языковой среды.

Способы развития словарного запаса

Существует общепринятая формула, описывающая механизм пополнения детского словаря:

1.   ребенок слышит слово;

2.   понимает его значение;

3.   запоминает слово (отправляет в пассивный словарный запас);

4.   учится применять его в речи (переводит в активный словарный запас).

 

Именно на этой универсальной формуле должны быть построены упражнения и занятия, способствующие увеличению словарного запаса ребенка. Если хотя бы одно звено будет упущено, необходимое слово не станет частью детского словаря.

Наблюдение с комментариями

С самого рождения ребенка начинайте разговаривать с ним: малыш должен привыкнуть к звучанию человеческой речи. Варианты занятий:

1.        Во время прогулки рассказывайте малышу обо всем, что вы видите. Постарайтесь сделать рассказ живописным и образным: используйте много прилагательных, употребляйте синонимы. Пример: «Это дерево. Оно зеленое, яркое, с сочной листвой. А какое оно большое, высокое и величественное! Это по-настоящему гигантское дерево!» Постарайтесь комментировать события эмоционально: говорите, какие чувства вы испытываете от созерцания радуги или что вы ощущаете, когда к руке прикасается горячий предмет.

2.        Восьмимесячному ребенку уже можно рассказывать о строении тела. Дотроньтесь до него и скажите: «А вот это ручка, твоя ручка; маленькая розовая ручка». Потом покажите свою руку и скажите: «А вот это моя ручка: посмотри, какая она большая». Не забывайте использовать как можно больше прилагательных.

3.        Организуйте совместное наблюдение за чем-нибудь: за домашним животным, за насекомым, за колышущимся на ветру деревом или за происходящим на улице. Одновременно комментируйте происходящее: «Смотри, кузнечик ползет по листочку. Сейчас он пошевелил лапкой. Забавный, не правда ли? О, ну все, он ускакал». Если есть возможность, дайте ребенку потрогать наблюдаемый предмет, понюхать или даже облизнуть.

4.        Можете провести несколько экспериментов с ребенком. Поднесите его ручку к шерстке кошки и скажите: «Это кошка; она мягкая, теплая и гладкая». Потом предложите крохе подержать кусочек льда и скажите: «Это холодный, твердый и мокрый лед».

5.        С 2 лет можно целенаправленно вводить в словарь малыша новые лексические единицы. Для этого вы должны продемонстрировать ребенку предмет, произнести его название несколько раз и убедиться, что малыш его запомнил. Старайтесь делать это естественно. На прогулке, как бы между прочим, покажите ему дерево и скажите: «Это береза». Покажите на другую березу и снова скажите: «И это береза». Потом, указав на дерево, спросите: «Как ты думаешь, это береза?». Чтобы убедиться, что малыш запомнил слово, покажите на березу и спросите: «Что это за дерево?».

 

Чтение художественной литературы

 

Обязательно читайте ребенку вслух. Ведь чтение художественной литературы - важнейший способ обогащения словаря. Дети, которые с детства полюбили книги, обладают более развитой речью, чем их сверстники, умеют грамотно строить предложения, лучше пишут сочинения в школе.

Читая ребенку книгу, постарайтесь четко, громко и правильно произносить слова, не допускать ошибок в артикуляции и постановке ударений. Если в тексте встречаются незнакомые слова, объясняйте их значение малышу.

Беседы

С 3 лет ребенок уже понимает смысл звучащего текста и осознает содержание стихов и сказок, которые читает ему мама. Поэтому вы можете обсуждать прочитанные книжки или просмотренные иллюстрации.

Эффективные упражнения:

·           ребенок рассказывает, что изображено на картинках, составляет по ним рассказы;

·           малыш отвечает на вопросы по только что прослушанному тексту (удачные вопросы: кто тебе больше всех понравился? какое событие запомнилось? как бы ты поступил на месте героя? почему?);

·           ребенок подробно описывает какой-либо предмет (родители могут задавать уточняющие вопросы: а какой он формы? какого цвета?).

 

Чтобы изучить названия частей тела и предметов одежды, предложите ребенку описать себя или куклу.

 

Словарные игры

1.   «Назови животное (растение, имя и т.д.)». Возьмите мяч и поставьте детей перед собой полукругом. Кидайте мяч детям по очереди: ребенок, который поймал мяч, должен назвать слово из заданной тематической группы и кинуть мяч обратно. Малыш, который не смог вспомнить слово, выбывает из игры. Победителем считается ребенок, который смог остаться в игре. 

2.   «Съедобное - несъедобное». Ведущий называет любое слово и кидает ребенку мяч. Если слово обозначает съедобный предмет, ребенок ловит мяч, если несъедобный - отбрасывает. Упражнение помогает понять, насколько правильно ребенок освоил значение слов. Например, если малыш утверждает, что тарелка относится к группе съедобных предметов, есть повод призадуматься.

3.   «Большой - маленький». Правила такие же, как и в предыдущей игре. Ведущий произносит одно слово из пары («стул» или «стульчик», «стол» или «столик», «ложка» или «ложечка»). Если ребенок считает, что ведущий назвал маленький предмет, он ловит мяч, если большой - отбрасывает.

4.   «Посылка». Каждый игрок получает «посылку» с каким-либо предметом. Ребенок должен подробно описать свой предмет, чтобы остальные поняли, о чем идет речь.

5.   «Аналогии». Напишите на карточке «уравнение»: «Голубь - птица, кошка - ?». Ребенок должен понять, к какой тематической группе относится второе слово. Это упражнение помогает изучить слова с конкретным и обобщающим значением.

 

Один из критериев развитие речи ребенка является богатый словарный запас (объем слов, которым ребенок может пользоваться в ходе общения). Уже с первого года жизни нужно обогащать словарный запас ребенка. Занятия, направленные на расширение и активизацию словаря, должны вестись не от случая к случаю, а ежедневно. Только при условии регулярной и систематической словарной работы, можно добиться успеха.

Для формирования словарного запаса ребенка выбирайте разнообразные методы.

Активным и подвижным детям придутся по вкусу игры с мячом: они будут старательно вспоминать слова, лишь бы игра продолжалась. А вот спокойные дети

предпочитают прослушивание книг и выполнение упражнений с описанием. И помните! Развитый словарный запас - гарантия успешного обучения в школе.

 

Интернет- ресурсы:

https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/1934/

https://core.ac.uk/download/pdf/154819233.pdf

https://jliza.ru/razvitie-slovarnogo-zapasa-detej.html


 

Скачано с www.znanio.ru

Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста: методы и приемы

Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста: методы и приемы

Особенности развития словаря дошкольника 1- 3 года

Особенности развития словаря дошкольника 1- 3 года

Родина», «народ», «труд», «Россия»), названия городских достопримечательностей и праздников («Новый год», «День рождения», «Рождество»); · профессии и виды спорта, цвета и оттенки, части человеческого тела,…

Родина», «народ», «труд», «Россия»), названия городских достопримечательностей и праздников («Новый год», «День рождения», «Рождество»); · профессии и виды спорта, цвета и оттенки, части человеческого тела,…

В первом случае он скажет, что цветок хорошо пахнет, во втором - что шапочка мягкая

В первом случае он скажет, что цветок хорошо пахнет, во втором - что шапочка мягкая

Можете провести несколько экспериментов с ребенком

Можете провести несколько экспериментов с ребенком

Съедобное - несъедобное». Ведущий называет любое слово и кидает ребенку мяч

Съедобное - несъедобное». Ведущий называет любое слово и кидает ребенку мяч
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.