«Развитие социально-гуманитарного направления в условиях модернизации дополнительного образования» и «Наставничество как условие профессионального становления молодого педагога»
Оценка 4.8

«Развитие социально-гуманитарного направления в условиях модернизации дополнительного образования» и «Наставничество как условие профессионального становления молодого педагога»

Оценка 4.8
docx
16.04.2024
«Развитие социально-гуманитарного направления в условиях модернизации дополнительного образования» и «Наставничество как условие профессионального становления молодого педагога»
Описание системы работы Белоусовой Н.А..docx

«Развитие социально-гуманитарного направления в условиях модернизации дополнительного образования» и «Наставничество как условие профессионального становления молодого педагога»

Описание системы работы

педагога-наставника Белоусовой Натальи Александровны, заведующей

МБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи»

Ленинского района г. Кемерово

 

В современном образовании наставничеству как методу и способу адаптации молодого специалиста в профессиональной деятельности уделяется большое значение. Наставничество рассматривается как система отношений и процессов, когда один человек предлагает помощь, руководство, совет и поддержку другому.

Почти две трети выпускников вузов чувствуют себя дезадаптированными в новых для них условиях, не ощущают в себе потенциала для профессионального роста и развития карьеры. Наставник – человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией.

Администрация Дворца творчества ежегодно привлекает молодежь в коллектив и сразу же начинается работа по выявлению признаков адаптационного синдрома и работа над ними.

Приказом директора Дворца творчества назначается наставник молодому специалисту. Помощь оказывается во всем: набор детей, проведение родительских собраний, проведение занятий, составление плана работы, плана занятий, создание дополнительной общеразвивающей программы. В отделах знакомство с молодым педагогом  начинается за круглым столом, где присутствуют все педагоги отдела. Здесь происходит знакомство с коллективом, с традициями отдела, с его успехами и проблемами. В День Учителя на праздничном выездном мероприятии Дворца творчества обязательно происходит посвящение молодых специалистов в педагоги с вручением подарков. И начинается система новых взаимоотношений, строящихся на профессиональных отношениях. Во Дворце творчества  в начале учебного года заведующий отделом  несколько открытых занятий, мастер-классов готовит специально для показа молодым специалистам.

С коллективом молодых специалистов Дворца творчества, только пришедших на работу, ведется работа по годовому плану, включающему инструктажи, семинары, собеседования, практические мастер – классы и другое. https://docs.google.com/document/d/1pJQcAFPXJ33wm15wEgzfpt6xPqQwUPIm/edit?usp=sharing&ouid=118155278250822985157&rtpof=true&sd=true

В организацию этой сложившейся системы работы вовлекаются заместитель директора по УВР, заведующие отделами, методисты и опытные педагоги со стажем работы.

На первом семинаре сразу же у молодых специалистов формируется рабочая папка, куда входят «листовки-помощники»: должностные обязанности педагога дополнительного образования, алгоритм написания дополнительной общеразвивающей программы, виды, тип, формы занятий в объединениях, форма плана открытого занятия, форма самоанализа занятия, умения правильно поставить цель и задачи к занятиям, формы деятельности в дополнительном образовании. Заведующие отделами делают все для того, чтобы  деятельность молодого педагога была направлена на предупреждение педагогических ошибок.

  • В социально-гуманитарном МБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи» Ленинского района г. Кемерово работают педагоги - выпускники ВУЗов по специальности «Педагогика детско-юношеского досуга», «Театрализованные представления и праздники», «Постановка и продюсирование культурно-досуговых программ» в основном, это выпускники КемГИК. Молодые специалисты, пришедшие в учреждение на работу сразу же после окончания ВУЗа, чувствуют себя в новой для себя роли педагога довольно неуверенно.

С молодым специалистом педагог-наставник составляет план работы, включающий 4 этапа:

https://docs.google.com/document/d/1k09nnoc4L0FnOGPad41vN7kwctJ1FpQl/edit?usp=sharing&ouid=118155278250822985157&rtpof=true&sd=true

Как педагогу – наставнику, работая с молодыми специалистами, мне приходится совмещать разные роли в зависимости от ситуации и профессиональных потребностей молодого педагога. Находясь в роли проводника, помогаю специалисту осознать свое место в учреждении. Знакомлю педагога с системой организации Дворца творчества, структурными подразделениями. Выступая в роли защитника интересов, помогаю в разрешении конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе педагогической деятельности молодого специалиста; стараюсь организовать вокруг профессиональной деятельности молодого педагога атмосферу сотрудничества; а также помогаю педагогу осознать значимость и важность его работы.

Стараясь всегда и во всем быть примером для молодого специалиста, своими личными и профессиональными достижениями, общественным положением, стилем работы и общения, стимулирую профессиональное самосовершенствование молодого педагога. Я всегда рада, если мой молодой коллега фиксирует и перенимает образцы моего поведения, ответственно начинает относиться к педагогической деятельности, его начинает увлекать работа. Тогда я могу выступать в качестве консультанта. Эта роль реализует функцию поддержки. Всегда приду на помощь, если это потребуется, но никогда не буду требовать. В организованной таким образом наставнической поддержке молодой педагог самостоятельно осуществляет педагогическую деятельность, а я контролирую правильность ее организации, эффективность форм, методов, приемов работы, проверяю его успехи с помощью системы диагностических тестов, творческих заданий, проблемных ситуаций

https://docs.google.com/document/d/1evRiqCWhlQSKinwr2l1uRkAGUokSs1WG/edit?usp=sharing&ouid=118155278250822985157&rtpof=true&sd=true

Уже в конце первого полугодия молодым специалистам я предлагаю заполнить диагностическую анкету успешности педагога.

https://docs.google.com/document/d/1TuYCaqV5fv_qtpenN31m_IhN0BpsF2d8/edit?usp=sharing&ouid=118155278250822985157&rtpof=true&sd=true

На основании проанализированных ответов, строится работа во втором полугодии, ориентация молодых специалистов на подготовку к аттестации на первую квалификационную категорию.

Профессионально – личностное становление молодого специалиста является центральным условием развития его трудовой деятельности и зависит от старта, который во многом предопределяет не только профессию, но и социальную позицию, образ жизни, судьбу. Поэтому так серьезно и ответственно я отношусь к профессиональной адаптации начинающего педагога, который приходит ко мне в отдел.

Перед составлением индивидуального плана профессионального становления и развития молодого специалиста, в ходе беседы я выясняю, на каком уровне находятся его профессиональные знания, умения и навыки.

Целью моего педагогического общения, как наставника, с молодым педагогом является развитие его профессионально значимых качеств, а также создание оптимальных условий для повышения его педагогической квалификации.

Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным и приносило желаемый эффект, всегда помню о правилах общения, которые необходимо соблюдать. В работе с молодыми специалистами я не высказываю свое мнение в категоричной или приказной форме, а разбираю конкретные педагогические ситуации или реальные примеры. Стараюсь дать возможность молодому специалисту проявлять самостоятельность в выборе решения учебных задач, подборе методов.

Для успешной профессиональной адаптации молодых специалистов, я привлекаю их к участию в разнообразных формах коллективной работы отдела и Дворца творчества – педагогические советы, подготовка к празднику «День знаний-1сентября», к календарным праздникам, участие в работе педагогических семинаров, а также участие в работе методического объединения отдела.

Основной задачей этой формы работы является расширение знаний молодых педагогов обо всех сферах педагогической деятельности, о педагогических приемах взаимодействия с детьми, с родителями учащихся; изменение отношения к самому процессу образования. Педагоги вовлекаются в обсуждение и осмысление своих профессиональных проблем, обмениваются опытом, рассказывают о своих «педагогических находках».

На методическом объединении отдела обсуждаются общепедагогические вопросы, а также узкоспециализированные темы, по которым предлагается подготовиться и выступить также и молодым педагогам. Темы методического объединения включают вопросы аттестации педагога дополнительного образования, организации исследовательской  деятельности и другие. Формы проведения методического объединения в отделе разнообразны: «круглый стол», мастер – класс, деловая игра, групповые дискуссии, «мозговой штурм», обзоры педагогической литературы и другие.

Деловая игра максимально приближает участников к реальной обстановке, формирует навыки принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку, помогает в саморазвитии и идентификации себя в роли педагога

https://docs.google.com/document/d/1IWSUuQeqRbHqXGmKRLdMzfHXgxXvBACq/edit?usp=sharing&ouid=118155278250822985157&rtpof=true&sd=true

В основе групповых дискуссий – конкретные педагогические ситуации, пережитые молодыми педагогами. Цель дискуссии заключается в совместной выработке оптимального подхода к решению той или иной ситуации, основываясь на понимании ее психологического и педагогического смысла.

При обзоре педагогической литературы проводится обсуждение содержания специально подобранных научно-популярных, методических пособий, посвященных проблемам организации учебно-воспитательного процесса.

Важным моментом в организации наставничества является индивидуальная работа с молодым специалистом, включающая беседы, индивидуальные консультации и практические занятия.

Молодые специалисты обязательно составляют поурочные планы занятий совместно не только со мной, но с другими педагогами отдела. Мы все вместе обсуждаем выбранные методы и формы проведения занятия.

В отделе налажено взаимопосещение занятий опытных педагогов и молодых специалистов, и обязательно с самоанализом занятия. Данная форма направлена на выработку и закрепление педагогических умений и навыков и является действенной формой повышения профессионализма молодых педагогов.

Индивидуальные консультации могут носить инструктивный характер, а также могут проходить в форме обсуждения сложных воспитательных ситуаций, которые вызвали затруднения у молодых педагогов.

На первых этапах становления молодого специалиста я знакомлю его с особенностями воспитательно-образовательного процесса по социально-гуманитарному направлению, методами и формами работы, учу грамотно составлять календарно-тематическое планирование в соответствии с дополнительной общеразвивающей программой, грамотно ставить перед собой цели и задачи учебного занятия, составлять его план. Молодой педагог учится владеть различными формами проведения учебного занятия, использовать на практике разнообразные выразительные средства обучения.

Формы проведения учебного занятия подбираются соответственно возрасту учащихся:

Дошкольный и младший школьный возраст

Средний школьный возраст

Старший школьный возраст

Беседа с игровыми элементами

Рассказ педагога

Занятия - диалоги

Коллективная работа (решение ситуаций)

Сказка

Учебная игра

Пресс-конференция

Сюжетно-ролевая игра

Творческий проект

Практические занятия

(лабораторная работа, экспериментальная работа)

Игра-путешествие

Конкурс (КВН)

Семинар

Игра-имитация

Заочная экскурсия

Тематическая дискуссия

Соревнования, состязания и др.

Тематические задания по подгруппам

Групповая консультация

Защита творческой работы

Деловая игра: презентация (вида деятельности, выставки т.п.)

 

Для активизации воспитательно - образовательного процесса в работе с младшими школьниками часто используются игры - путешествия, тематиче ские театрализованные представления, интерактивные викторины и конкурсы, практическая и игровая деятельность. В работе со школьниками среднего звена проводятся  познавательные игры, практическая и конкурсная работа, решение проблемных дидактических задач, конкурсы по типу КВН и знатоков интеллектуального клуба «Что?Где?Когда?», проектная деятельность. Для школьников старшего школьного возраста организуются семинары-практикумы, лекции с презентациями, военно-патриотическая деятельность.

В современных требованиях, рекомендуемых федеральными государственными образовательными стандартами, предполагается развитие в обучении и воспитании школьников активных инновационных практико - ориентированных методов, одним из которых является исследовательская деятельность учащихся. Грамотно организованная исследовательская работа имеет огромное значение для гармоничного развития учащихся, способствует их высокой творческой активности, развитию самостоятельности мышления, логики, устной и письменной речи, гуманности, бережному отношению к окружающему миру, а также развивает компьютерную грамотность, наблюдательность и поисковые способности. Молодые специалисты в отделе, приступая к работе, планируют деятельность творческого объединения, обязательно включая учебно-исследовательскую, экспериментальную работу с воспитанниками. В помощь молодым специалистам при организации исследовательской деятельности разработаны методические рекомендации «Культура оформления исследовательской работы»

https://docs.google.com/document/d/1_IZcm-BIcc6-JYLfM_mu40F9bjGvpSJe/edit?usp=sharing&ouid=118155278250822985157&rtpof=true&sd=true

Исследовательская работа проводится учащимися совместно с педагогом как на базе Дворца творчества, так и в условиях города Кемерово и его окрестностей. Я помогаю молодому педагогу правильно спланировать экспериментальную деятельность, учитывая возраст юных исследователей. Подсказываю в выборе темы, методики проведения опыта, оформлении работы и публичной защиты.

Ежегодно педагогами отдела проводятся культурно-массовые и тематические мероприятия. В подготовке и организации этих мероприятий принимают активное участие молодые специалисты. Молодые специалисты получают задание разработать сценарии  мероприятий «Посвящение в кружковцы», «День Защиты детей», «Прощание с Азбукой», «День Защитника Отечества» и др. Это всегда является совместной деятельностью наставника и молодого специалиста. При совместном составлении индивидуального плана профессионального развития педагога, в основу берется система повышения профессиональной компетентности

https://docs.google.com/document/d/1NX56wEXLnaVLD-x1_8mldUBIOJdoSLeh/edit?usp=sharing&ouid=118155278250822985157&rtpof=true&sd=true

В отделе работает  молодой специалист, педагог Шабанова Анастасия Романовна, руководитель творческого объединения «Гармония».

Педагог Шабанова Анастасия Романовна проработала во Дворце творчества 1 год и за это время успешно показала активный профессиональный рост педагогической деятельности. В 2024 году  Анастасия Романовна подала документы на первую квалификационную категорию. Шабанова Анастасия Романовна самостоятельно разработала дополнительную общеразвивающую программу «Театральные ступени», по которой работает в творческом объединении «Гармония». Воспитанники Анастасии Романовны активно участвуют в конкурсах социально-гуманитарной и художественной направленности, показывая отличные результаты.

- Диплом участника в региональном конкурсе детских театральных коллективов «Театральные подмостки», 2023 год;

https://disk.yandex.ru/i/Df2i7oAhGSdlUQ

- Диплом участника городского конкурса - фестиваля детского художественного творчества «Успех». Номинация иные формы, 2024 год.

https://disk.yandex.ru/i/laBUX9jUwamYdQ

 

 Анастасия Романовна проводит мастер – классы, принимает активное участие во всех культурно-досуговых  мероприятиях на уровне учреждения и города. На методическом объединении отдела Анастасия Романовна подготовила интересный доклад «Мотивация педагогов к развитию творческого потенциала и повышению эффективности образовательной деятельности для организации полноценного качественного образования и воспитания в рамках новых требований и возможностей»

https://docs.google.com/document/d/1SUDHowNVEYYTVGO1kturkePZTP8Vbh5U/edit?usp=sharing&ouid=118155278250822985157&rtpof=true&sd=true

За время работы во Дворце творчества педагог успешно развивается и в личностном саморазвитии и в профессиональном плане

Конспект: Интерактивная игра «Дорогой мужества и славы»

https://infourok.ru/interaktivnaya-igra-dorogoy-muzhestva-i-slavi-1858093.html

Презентация по актёрскому мастерству "Конферанс как жанр"

https://infourok.ru/scenarij-koncerta-lyubimym-mamam-posvyashaetsya-4604864.html

Сценарий концерта "От всей души"

https://infourok.ru/scenarij-koncerta-ot-vsej-dushi-5683232.html

Участие в работе аттестационных, экспертных комиссий, жюри,  в судействе указываются годы и уровни участия (уровень образовательной организации, муниципальный, региональный и др.)

- Благодарственное письмо за работу в составе жюри районного конкурса детских театральных коллективов «Шаги к успеху- 2024».

https://disk.yandex.com.am/i/bJZc8vtDC-WWug

- Благодарственное письмо за работу в составе жюри районного  конкурса «Живая классика –  2024»

https://disk.yandex.com.am/i/idnVDoQsPBgu5g

 

Представляет опыт практической профессиональной деятельности для студентов педагогического колледжа и  для студентов  Кузбасского колледжа культуры и искусств  в  форме открытых  занятий и мастер-классов.

 

     https://disk.yandex.com.am/i/OVhVHAnyA51fyQ

 

Стаж моей педагогической деятельности и работы во Дворце творчества 22 года У меня высшая квалификационная категория. Я стремлюсь к тому, чтобы мои молодые коллеги сочетали в себе черты настоящего педагога дополнительного образования – творца, психолога, мастера и, самое главное, воспитывали в детях доброту и любовь.

 

 

Директор МБОУ ДО «Дворец

творчества детей и молодёжи»

Ленинского района г. Кемерово                                                        Е.А.Шалёва


Скачано с www.znanio.ru

Развитие социально-гуманитарного направления в условиях модернизации дополнительного образования» и «Наставничество как условие профессионального становления молодого педагога»

Развитие социально-гуманитарного направления в условиях модернизации дополнительного образования» и «Наставничество как условие профессионального становления молодого педагога»

В День Учителя на праздничном выездном мероприятии

В День Учителя на праздничном выездном мероприятии

КемГИК. Молодые специалисты, пришедшие в учреждение на работу сразу же после окончания

КемГИК. Молодые специалисты, пришедшие в учреждение на работу сразу же после окончания

RiqCWhlQSKinwr2l1uRkAGUokSs1WG/edit?usp=sharing&ouid=118155278250822985157&rtpof=true&sd=true

RiqCWhlQSKinwr2l1uRkAGUokSs1WG/edit?usp=sharing&ouid=118155278250822985157&rtpof=true&sd=true

Стараюсь дать возможность молодому специалисту проявлять самостоятельность в выборе решения учебных задач, подборе методов

Стараюсь дать возможность молодому специалисту проявлять самостоятельность в выборе решения учебных задач, подборе методов

IWSUuQeqRbHqXGmKRLdMzfHXgxXvBACq/edit?usp=sharing&ouid=118155278250822985157&rtpof=true&sd=true

IWSUuQeqRbHqXGmKRLdMzfHXgxXvBACq/edit?usp=sharing&ouid=118155278250822985157&rtpof=true&sd=true

Молодой педагог учится владеть различными формами проведения учебного занятия, использовать на практике разнообразные выразительные средства обучения

Молодой педагог учится владеть различными формами проведения учебного занятия, использовать на практике разнообразные выразительные средства обучения

В работе со школьниками среднего звена проводятся познавательные игры, практическая и конкурсная работа, решение проблемных дидактических задач, конкурсы по типу

В работе со школьниками среднего звена проводятся познавательные игры, практическая и конкурсная работа, решение проблемных дидактических задач, конкурсы по типу

Подсказываю в выборе темы, методики проведения опыта, оформлении работы и публичной защиты

Подсказываю в выборе темы, методики проведения опыта, оформлении работы и публичной защиты

Df 2 i 7 oAhGSdlUQ - Диплом участника городского конкурса - фестиваля детского художественного творчества «Успех»

Df 2 i 7 oAhGSdlUQ - Диплом участника городского конкурса - фестиваля детского художественного творчества «Успех»

JZc8vtDC-WWug - Благодарственное письмо за работу в составе жюри районного конкурса «Живая классика – 2024» https://disk

JZc8vtDC-WWug - Благодарственное письмо за работу в составе жюри районного конкурса «Живая классика – 2024» https://disk
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2024