«Развитие социально-гуманитарного направления в условиях модернизации дополнительного образования» и «Наставничество как условие профессионального становления молодого педагога»
Описание системы работы
педагога-наставника Белоусовой Натальи Александровны, заведующей
МБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи»
Ленинского района г. Кемерово
В современном образовании наставничеству как методу и способу адаптации молодого специалиста в профессиональной деятельности уделяется большое значение. Наставничество рассматривается как система отношений и процессов, когда один человек предлагает помощь, руководство, совет и поддержку другому.
Почти две трети выпускников вузов чувствуют себя дезадаптированными в новых для них условиях, не ощущают в себе потенциала для профессионального роста и развития карьеры. Наставник – человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией.
Администрация Дворца творчества ежегодно привлекает молодежь в коллектив и сразу же начинается работа по выявлению признаков адаптационного синдрома и работа над ними.
Приказом директора Дворца творчества назначается наставник молодому специалисту. Помощь оказывается во всем: набор детей, проведение родительских собраний, проведение занятий, составление плана работы, плана занятий, создание дополнительной общеразвивающей программы. В отделах знакомство с молодым педагогом начинается за круглым столом, где присутствуют все педагоги отдела. Здесь происходит знакомство с коллективом, с традициями отдела, с его успехами и проблемами. В День Учителя на праздничном выездном мероприятии Дворца творчества обязательно происходит посвящение молодых специалистов в педагоги с вручением подарков. И начинается система новых взаимоотношений, строящихся на профессиональных отношениях. Во Дворце творчества в начале учебного года заведующий отделом несколько открытых занятий, мастер-классов готовит специально для показа молодым специалистам.
С коллективом молодых специалистов Дворца творчества, только пришедших на работу, ведется работа по годовому плану, включающему инструктажи, семинары, собеседования, практические мастер – классы и другое. https://docs.google.com/document/d/1pJQcAFPXJ33wm15wEgzfpt6xPqQwUPIm/edit?usp=sharing&ouid=118155278250822985157&rtpof=true&sd=true
В организацию этой сложившейся системы работы вовлекаются заместитель директора по УВР, заведующие отделами, методисты и опытные педагоги со стажем работы.
На первом семинаре сразу же у молодых специалистов формируется рабочая папка, куда входят «листовки-помощники»: должностные обязанности педагога дополнительного образования, алгоритм написания дополнительной общеразвивающей программы, виды, тип, формы занятий в объединениях, форма плана открытого занятия, форма самоанализа занятия, умения правильно поставить цель и задачи к занятиям, формы деятельности в дополнительном образовании. Заведующие отделами делают все для того, чтобы деятельность молодого педагога была направлена на предупреждение педагогических ошибок.
С молодым специалистом педагог-наставник составляет план работы, включающий 4 этапа:
https://docs.google.com/document/d/1k09nnoc4L0FnOGPad41vN7kwctJ1FpQl/edit?usp=sharing&ouid=118155278250822985157&rtpof=true&sd=true
Как педагогу – наставнику, работая с молодыми специалистами, мне приходится совмещать разные роли в зависимости от ситуации и профессиональных потребностей молодого педагога. Находясь в роли проводника, помогаю специалисту осознать свое место в учреждении. Знакомлю педагога с системой организации Дворца творчества, структурными подразделениями. Выступая в роли защитника интересов, помогаю в разрешении конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе педагогической деятельности молодого специалиста; стараюсь организовать вокруг профессиональной деятельности молодого педагога атмосферу сотрудничества; а также помогаю педагогу осознать значимость и важность его работы.
Стараясь всегда и во всем быть примером для молодого специалиста, своими личными и профессиональными достижениями, общественным положением, стилем работы и общения, стимулирую профессиональное самосовершенствование молодого педагога. Я всегда рада, если мой молодой коллега фиксирует и перенимает образцы моего поведения, ответственно начинает относиться к педагогической деятельности, его начинает увлекать работа. Тогда я могу выступать в качестве консультанта. Эта роль реализует функцию поддержки. Всегда приду на помощь, если это потребуется, но никогда не буду требовать. В организованной таким образом наставнической поддержке молодой педагог самостоятельно осуществляет педагогическую деятельность, а я контролирую правильность ее организации, эффективность форм, методов, приемов работы, проверяю его успехи с помощью системы диагностических тестов, творческих заданий, проблемных ситуаций
https://docs.google.com/document/d/1evRiqCWhlQSKinwr2l1uRkAGUokSs1WG/edit?usp=sharing&ouid=118155278250822985157&rtpof=true&sd=true
Уже в конце первого полугодия молодым специалистам я предлагаю заполнить диагностическую анкету успешности педагога.
https://docs.google.com/document/d/1TuYCaqV5fv_qtpenN31m_IhN0BpsF2d8/edit?usp=sharing&ouid=118155278250822985157&rtpof=true&sd=true
На основании проанализированных ответов, строится работа во втором полугодии, ориентация молодых специалистов на подготовку к аттестации на первую квалификационную категорию.
Профессионально – личностное становление молодого специалиста является центральным условием развития его трудовой деятельности и зависит от старта, который во многом предопределяет не только профессию, но и социальную позицию, образ жизни, судьбу. Поэтому так серьезно и ответственно я отношусь к профессиональной адаптации начинающего педагога, который приходит ко мне в отдел.
Перед составлением индивидуального плана профессионального становления и развития молодого специалиста, в ходе беседы я выясняю, на каком уровне находятся его профессиональные знания, умения и навыки.
Целью моего педагогического общения, как наставника, с молодым педагогом является развитие его профессионально значимых качеств, а также создание оптимальных условий для повышения его педагогической квалификации.
Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным и приносило желаемый эффект, всегда помню о правилах общения, которые необходимо соблюдать. В работе с молодыми специалистами я не высказываю свое мнение в категоричной или приказной форме, а разбираю конкретные педагогические ситуации или реальные примеры. Стараюсь дать возможность молодому специалисту проявлять самостоятельность в выборе решения учебных задач, подборе методов.
Для успешной профессиональной адаптации молодых специалистов, я привлекаю их к участию в разнообразных формах коллективной работы отдела и Дворца творчества – педагогические советы, подготовка к празднику «День знаний-1сентября», к календарным праздникам, участие в работе педагогических семинаров, а также участие в работе методического объединения отдела.
Основной задачей этой формы работы является расширение знаний молодых педагогов обо всех сферах педагогической деятельности, о педагогических приемах взаимодействия с детьми, с родителями учащихся; изменение отношения к самому процессу образования. Педагоги вовлекаются в обсуждение и осмысление своих профессиональных проблем, обмениваются опытом, рассказывают о своих «педагогических находках».
На методическом объединении отдела обсуждаются общепедагогические вопросы, а также узкоспециализированные темы, по которым предлагается подготовиться и выступить также и молодым педагогам. Темы методического объединения включают вопросы аттестации педагога дополнительного образования, организации исследовательской деятельности и другие. Формы проведения методического объединения в отделе разнообразны: «круглый стол», мастер – класс, деловая игра, групповые дискуссии, «мозговой штурм», обзоры педагогической литературы и другие.
Деловая игра максимально приближает участников к реальной обстановке, формирует навыки принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку, помогает в саморазвитии и идентификации себя в роли педагога
https://docs.google.com/document/d/1IWSUuQeqRbHqXGmKRLdMzfHXgxXvBACq/edit?usp=sharing&ouid=118155278250822985157&rtpof=true&sd=true
В основе групповых дискуссий – конкретные педагогические ситуации, пережитые молодыми педагогами. Цель дискуссии заключается в совместной выработке оптимального подхода к решению той или иной ситуации, основываясь на понимании ее психологического и педагогического смысла.
При обзоре педагогической литературы проводится обсуждение содержания специально подобранных научно-популярных, методических пособий, посвященных проблемам организации учебно-воспитательного процесса.
Важным моментом в организации наставничества является индивидуальная работа с молодым специалистом, включающая беседы, индивидуальные консультации и практические занятия.
Молодые специалисты обязательно составляют поурочные планы занятий совместно не только со мной, но с другими педагогами отдела. Мы все вместе обсуждаем выбранные методы и формы проведения занятия.
В отделе налажено взаимопосещение занятий опытных педагогов и молодых специалистов, и обязательно с самоанализом занятия. Данная форма направлена на выработку и закрепление педагогических умений и навыков и является действенной формой повышения профессионализма молодых педагогов.
Индивидуальные консультации могут носить инструктивный характер, а также могут проходить в форме обсуждения сложных воспитательных ситуаций, которые вызвали затруднения у молодых педагогов.
На первых этапах становления молодого специалиста я знакомлю его с особенностями воспитательно-образовательного процесса по социально-гуманитарному направлению, методами и формами работы, учу грамотно составлять календарно-тематическое планирование в соответствии с дополнительной общеразвивающей программой, грамотно ставить перед собой цели и задачи учебного занятия, составлять его план. Молодой педагог учится владеть различными формами проведения учебного занятия, использовать на практике разнообразные выразительные средства обучения.
Формы проведения учебного занятия подбираются соответственно возрасту учащихся:
Дошкольный и младший школьный возраст |
Средний школьный возраст |
Старший школьный возраст |
Беседа с игровыми элементами |
Рассказ педагога Занятия - диалоги |
Коллективная работа (решение ситуаций) |
Сказка |
Учебная игра |
Пресс-конференция |
Сюжетно-ролевая игра |
Творческий проект |
Практические занятия (лабораторная работа, экспериментальная работа) |
Игра-путешествие |
Конкурс (КВН) |
Семинар |
Игра-имитация |
Заочная экскурсия |
Тематическая дискуссия |
Соревнования, состязания и др. |
Тематические задания по подгруппам |
Групповая консультация |
Защита творческой работы |
||
Деловая игра: презентация (вида деятельности, выставки т.п.) |
Для активизации воспитательно - образовательного процесса в работе с младшими школьниками часто используются игры - путешествия, тематиче ские театрализованные представления, интерактивные викторины и конкурсы, практическая и игровая деятельность. В работе со школьниками среднего звена проводятся познавательные игры, практическая и конкурсная работа, решение проблемных дидактических задач, конкурсы по типу КВН и знатоков интеллектуального клуба «Что?Где?Когда?», проектная деятельность. Для школьников старшего школьного возраста организуются семинары-практикумы, лекции с презентациями, военно-патриотическая деятельность.
В современных требованиях, рекомендуемых федеральными государственными образовательными стандартами, предполагается развитие в обучении и воспитании школьников активных инновационных практико - ориентированных методов, одним из которых является исследовательская деятельность учащихся. Грамотно организованная исследовательская работа имеет огромное значение для гармоничного развития учащихся, способствует их высокой творческой активности, развитию самостоятельности мышления, логики, устной и письменной речи, гуманности, бережному отношению к окружающему миру, а также развивает компьютерную грамотность, наблюдательность и поисковые способности. Молодые специалисты в отделе, приступая к работе, планируют деятельность творческого объединения, обязательно включая учебно-исследовательскую, экспериментальную работу с воспитанниками. В помощь молодым специалистам при организации исследовательской деятельности разработаны методические рекомендации «Культура оформления исследовательской работы»
https://docs.google.com/document/d/1_IZcm-BIcc6-JYLfM_mu40F9bjGvpSJe/edit?usp=sharing&ouid=118155278250822985157&rtpof=true&sd=true
Исследовательская работа проводится учащимися совместно с педагогом как на базе Дворца творчества, так и в условиях города Кемерово и его окрестностей. Я помогаю молодому педагогу правильно спланировать экспериментальную деятельность, учитывая возраст юных исследователей. Подсказываю в выборе темы, методики проведения опыта, оформлении работы и публичной защиты.
Ежегодно педагогами отдела проводятся культурно-массовые и тематические мероприятия. В подготовке и организации этих мероприятий принимают активное участие молодые специалисты. Молодые специалисты получают задание разработать сценарии мероприятий «Посвящение в кружковцы», «День Защиты детей», «Прощание с Азбукой», «День Защитника Отечества» и др. Это всегда является совместной деятельностью наставника и молодого специалиста. При совместном составлении индивидуального плана профессионального развития педагога, в основу берется система повышения профессиональной компетентности
https://docs.google.com/document/d/1NX56wEXLnaVLD-x1_8mldUBIOJdoSLeh/edit?usp=sharing&ouid=118155278250822985157&rtpof=true&sd=true
В отделе работает молодой специалист, педагог Шабанова Анастасия Романовна, руководитель творческого объединения «Гармония».
Педагог Шабанова Анастасия Романовна проработала во Дворце творчества 1 год и за это время успешно показала активный профессиональный рост педагогической деятельности. В 2024 году Анастасия Романовна подала документы на первую квалификационную категорию. Шабанова Анастасия Романовна самостоятельно разработала дополнительную общеразвивающую программу «Театральные ступени», по которой работает в творческом объединении «Гармония». Воспитанники Анастасии Романовны активно участвуют в конкурсах социально-гуманитарной и художественной направленности, показывая отличные результаты.
- Диплом участника в региональном конкурсе детских театральных коллективов «Театральные подмостки», 2023 год;
https://disk.yandex.ru/i/Df2i7oAhGSdlUQ
- Диплом участника городского конкурса - фестиваля детского художественного творчества «Успех». Номинация иные формы, 2024 год.
https://disk.yandex.ru/i/laBUX9jUwamYdQ
Анастасия Романовна проводит мастер – классы, принимает активное участие во всех культурно-досуговых мероприятиях на уровне учреждения и города. На методическом объединении отдела Анастасия Романовна подготовила интересный доклад «Мотивация педагогов к развитию творческого потенциала и повышению эффективности образовательной деятельности для организации полноценного качественного образования и воспитания в рамках новых требований и возможностей»
https://docs.google.com/document/d/1SUDHowNVEYYTVGO1kturkePZTP8Vbh5U/edit?usp=sharing&ouid=118155278250822985157&rtpof=true&sd=true
За время работы во Дворце творчества педагог успешно развивается и в личностном саморазвитии и в профессиональном плане
Конспект: Интерактивная игра «Дорогой мужества и славы»
https://infourok.ru/interaktivnaya-igra-dorogoy-muzhestva-i-slavi-1858093.html
Презентация по актёрскому мастерству "Конферанс как жанр"
https://infourok.ru/scenarij-koncerta-lyubimym-mamam-posvyashaetsya-4604864.html
Сценарий концерта "От всей души"
https://infourok.ru/scenarij-koncerta-ot-vsej-dushi-5683232.html
Участие в работе аттестационных, экспертных комиссий, жюри, в судействе указываются годы и уровни участия (уровень образовательной организации, муниципальный, региональный и др.)
- Благодарственное письмо за работу в составе жюри районного конкурса детских театральных коллективов «Шаги к успеху- 2024».
https://disk.yandex.com.am/i/bJZc8vtDC-WWug
- Благодарственное письмо за работу в составе жюри районного конкурса «Живая классика – 2024»
https://disk.yandex.com.am/i/idnVDoQsPBgu5g
Представляет опыт практической профессиональной деятельности для студентов педагогического колледжа и для студентов Кузбасского колледжа культуры и искусств в форме открытых занятий и мастер-классов.
https://disk.yandex.com.am/i/OVhVHAnyA51fyQ
Стаж моей педагогической деятельности и работы во Дворце творчества 22 года У меня высшая квалификационная категория. Я стремлюсь к тому, чтобы мои молодые коллеги сочетали в себе черты настоящего педагога дополнительного образования – творца, психолога, мастера и, самое главное, воспитывали в детях доброту и любовь.
Директор МБОУ ДО «Дворец
творчества детей и молодёжи»
Ленинского района г. Кемерово Е.А.Шалёва
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.