РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
Аннотация: в данной статье раскрывается актуальность развития социально-коммуникативных навыков у младших школьников с трудностями в обучении, описывается важность использования во внеурочной деятель- ности игровых форм работы, которые способствуют развитию этих навыков, а также представлены приемы ра- боты с детьми, имеющими трудности в обучении.
В заключении статьи можно ознакомиться с анализом проделанной работы по формированию социально- коммуникативных навыков у младших школьников с трудностями в обучении.
Ключевые слова: социально-коммуникативные навыки, игра, игровая деятельность, внеурочная деятель- ность.
Актуальность:
Тема данной статьи носит актуальный характер, так как от развития социально – коммуникативных навыков зависит то, насколько полноценно ребенок сможет научиться общаться и взаимодействовать с окружающими в процессе своего развития и становления, как личности, насколько грамотно он сможет контактировать с обще- ством и приобщаться к нему.
В социальном развитии младших школьников значимую роль играют коммуникативные навыки, которые способствуют формированию умения ощущать и воспринимать состояние других людей в конкретных ситуа- циях и на основе этого, грамотно и логично выстраивать свое собственное поведение.
Большое количество трудностей в обучении детей связано с неумением общаться и взаимодействовать с окружающими, особенно со сверстниками, в той мере, в которой это необходимо. Многие дети не способны по собственному желанию обратиться к определенному человеку, иногда даже стесняются ответить надлежащим образом, если к ним обращается кто-то из окружающих. Они не способны поддержать и закрепить установлен- ный контакт, выразить свое отношение, чувства и эмоции.
Исходя из всего этого, данная проблема возникает на фоне неполноценного формирования или полного от- сутствия формирования социально-коммуникативных навыков у детей в младшем школьном возрасте, что яв- ляется веской причиной для ее преодоления.
Учитывая то, что мы рассматриваем вопросы развития социально-коммуникативных навыков у младших школьников во внеурочной деятельности посредством игры. То, во-первых, необходимо разобраться в терми- нологии словосочетания – «внеурочная деятельность».
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС требуется понимать образовательную деятель- ность, которая осуществляется в методах, отличных от классно-урочной работы. Данная деятельность направ- лена на дополнительное развитие младших школьников в рамках обучения и воспитания.
Еще один вопрос, который необходимо разобрать: развитие социально-коммуникативных навыков посред- ством игры. Так что же такое игра?
П. П. Блонский считает, что «игра есть только общее название для самых разнообразных деятельностей ре- бенка».
Наиболее полная и законченная мысль была представлена Д. Б. Элькониным: «Игра как деятельность, в ко- торой складывается и совершенствуется управление поведением. Отличительными признаками развертывания игры являются быстро меняющиеся ситуации и быстрое приспособление действий к новой ситуации».
Необходимо разобраться в том, насколько важна игровая деятельность в жизни каждого ребенка. Известно, что в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является – ученье, однако, несмотря на данный факт и, учитывая физиологические особенности организма ребенка в этом возрасте, становится понятно, что игровая деятельность, безусловно, приобретает не менее ведущее значение в жизни детей младшего школьного возрас- та.
С помощью игры ребенок намного лучше воспринимает смысл объектов и явлений, учится нравственным мотивам поведения, знакомится с тем, как следует подстраиваться под установленные правила.
Игра в младшем школьном возрасте является не только важной деятельностью для ребенка, но также спо- собствует развитию многих психических функций младшего школьника. Таковыми являются: воображение, навыки общения в играх с правилами.
А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, изучая и раскрывая учение Л.С. Выготского, доказывают, что «развитие ре- бёнка определяется той деятельностью, в которую включается». В семилетнем возрасте в ролевых играх детей формируется представление о нормах отношений между взрослыми людьми.
На основании вышесказанного, можно сделать следующий вывод, что отечественные педагоги и психологи внесли огромный вклад в раскрытие сущности игры, в педагогическую роль игры в процессе воспитания и обу- чения. Это позволяет рассматривать игру с точки зрения ее педагогической полезности. Огромную ценность несет за собой педагогическая характеристика игры, которая была представлена Е. А. Покровским. Он считал, что игра является одним из методов, направленных на освоение внешнего мира ребенком.
Приёмы и методы работы:
Моя работа включает в себя серию игр и внеурочных занятий. Каждое занятие и методические игры направ- лены на развитие социально-коммуникативных навыков у младших школьников, формирование умения уста- навливать контакт и обращаться к другому человеку без ощущения дискомфорта. В процессе разработки проек- та главным ориентиром стала цель формирования коммуникативных универсальных учебных действий, разви- тия навыка общения и желания взаимодействовать в коллективе. Все игры и внеурочные занятия объединены общей идеей социально-коммуникативного развития младших школьников.
Воспитательно-образовательная работа по развитию социально-коммуникативных навыков у детей младше- го школьного возраста с трудностями в обучении посредством игровой деятельности, выстраивалась с учетом требований программы образовательного учреждения.
Перед началом работы была проведена диагностика в виде анкеты наблюдения, которая состояла из крите- риев, описывающих сформированность социально-коммуникативных навыков на начальной стадии работы.
Данной работой было охвачено 9 детей младшего школьного возраста 6-7 лет, испытывающих трудности в обучении, которые были включены в процесс деятельности с сентября по март.
Примерами подобранных игр являются:
1. Игра «Моё имя», где учащиеся знакомятся друг с другом, запоминают имена одноклассников, учатся идентифицировать себя со своим именем.
2. Игра «Дрозд», где рушится барьер при использовании тактильных действий, а также формируется поло- жительное отношение к одноклассникам.
3. Игра «Чувствую», которая направлена на развитие эмпатии между детьми, умении понимать пережива- ния другого человека.
Всего, за период подготовки и апробирования данной работы на учениках, было проведено 10 игр. На каж- дую игру потребовалось по 2 недели, для полного ее понимания и умения действовать в соответствии с прави- лами.
Помимо непосредственной работы в классе с учениками, было решено включить в процесс формирования социально-коммуникативных компетенций у детей, их родителей, которые, в соответствии с планом работы, развивали у детей эмпатию и отзывчивость, посредством игр «Пожалей любимую игрушку» и «Проснись».
Заключение:
По итогам деятельности можно сказать о том, что проблема развития коммуникации между учениками до конца не устранена, потому что процесс этот очень планомерный и постепенный. Внеурочная работа, направ- ленная на развитие социально-коммуникативных навыков в определенной степени, помогла детям раскрыться и проявить себя, во время контакта дети стали чувствовать себя более свободно, можно отметить способность к
эмпатии и сопереживанию. Однако, следует применять разные методы по этому вопросу не только во внеуроч- ной деятельности, но и на протяжении всего учебного процесса.
Анализируя диаграммы на сентябрь и март, можно говорить о том, что у большинства учащихся улучшился результат в каждой категории, для удобства предлагаю рассмотреть общий балл по каждому ученику.
Таким образом, можно сделать вывод, что подобранные игры эффективны, т.к. присутствует динамика в развитии социально-коммуникативных навыков у учеников с трудностями в обучении во внеурочной деятель- ности посредством игры.
Библиографический список
1. Андреева Г.М. Социальная психология / М.: Просвещение, 2006. 289 с.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой/Н. П.Аникеева. М.: Март, 2004. 188 с.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 2005. 258 с.
4. Болотина Л.Р. Методика внеклассной работы в начальных классах / Л.Р. Болотина. М.: Просвещение, 2008. 252 с.
5. Васильев Г.С. Проблема коммуникативных способностей членов первичных учебно-воспитательных коллективов. Автореф. дисс. канд. психол. наук / Г. С. Васильев. М.: 2007. 15 с.
6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. 2006. № 6. С. 62-76.
7. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие / М. Г. Ермолаева. СПб.: Питер, 2005. 112 с.
8. Казарцева О.М. Культура речевого общения / О.М. Казарцева. М.: Флинта, 2006. 496 с.
9. Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися / Т.Н. Калечиц. М.: Просвещение. 2003. 364 с.
10. Карасева Н.И. Игра и ее возможности / Н.И. Карасева. М.: Знание, 2003. 241 с.
11. Клюева Н.В. Учим детей общению / Н.В. Клюева. Ярославль, Наука, 2006. 188 с.
12. Крупская Н.К. Ставить учебу ближе к окружающей жизни / Н.К. Крупская. М.: Знание, 2000. 147 с.
13. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение / А.Н. Леонтьев. М.: Просвещение. 2006. 251 с.
14. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. М.: Академия, 2007. 296 с.
15. Назаретян А.П. Коммуникативность и коммуникативные способности / А.П. Назаретян. М.: Наука, 2006. 236 с.
16. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие / П.И. Пидкасистый. М.: Просвещение, 2006. 269 с.
17. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. М.: Новая школа, 2009. 222 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.