Развитие социальных компетентностей учащихся на уроках литературы. (Из опыта работы)
Оценка 5

Развитие социальных компетентностей учащихся на уроках литературы. (Из опыта работы)

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
воспитательная работа +1
5 кл
20.09.2020
Развитие социальных компетентностей учащихся на уроках литературы. (Из опыта работы)
Развитие социальных компетентностей учащихся на уроках литературы. (Из опыта работы)
Развитие социальных компетенций.docx

В.П.Солодянникова

МБОУ лицей№ 81

г.Новосибирск

Развитие социальных компетентностей учащихся на уроках литературы. (Из опыта работы)

В процессе обучения особую роль отвожу развитию коммуникативных умений, информационной грамотности, умению работать с новыми информационными технологиями; способности к работе в группе и индивидуально, способности к разрешению конфликтов и проблем, ответственности за порученное дело; сформированности позитивной мотивации учения.

Формированию социальных компетентностей учащихся как нельзя лучше помогают специальные уроки, например, «Урок толерантности по рассказу Ю.Нагибина «Эхо», «Урок – конференция по книге А.Приставкина «Ночевала тучка золотая» в 6 классе; «Урок-диспут по повести В.Закруткина «Матерь человеческая» в 9; «Урок-исследование по повести А.Грина «Алые паруса» и другие. Реализации в моей педагогической практике культурных традиций и норм разных народностей и национальностей помогает изучение литературных произведений ближнего и дальнего зарубежья: «Сказание о Кише» и «Мексиканец» Д.Лондона, «Плаха»Ч.Айтматова, «Маттео Фальконе» П.Мериме, «Айвенго» В. Скотта и  другие.

Лучших результатов при выполнении социального заказа общества – воспитания всесторонне развитой личности – можно добиться только при условии внимательного отношения к каждому ребёнку. Постоянно наблюдая, анализируя, сопоставляя, стараюсь найти такие методы и приёмы, которые в оптимальной степени могут помочь мне в решении одновременно и воспитательных и образовательных задач, не травмируя ребят, делая их жизнь в школе более комфортной, а самих школьников свободней и раскованней.

Отсюда, возможно, постоянная готовность и желание учащихся выполнять любые творческие задания (написать сочинение – рассказ, интервью, рецензию на ответ товарища, составить кроссворд, выпустить стенгазету с собственными заметками на тему: “Я хочу рассказать о …” или “Если бы я был …”, “Люби и охраняй природу”, “Люби книгу – источник знаний” и другие).

  Ни для кого не секрет, что за последние годы  интерес к литературе  в обществе катастрофически  снизился. В наше время литература , которую принято было называть «учебником жизни», перестала быть нужной, читательская аудитория значительно сократилась. И как следствие этого, приходится наблюдать процесс духовного распада общества, крушение традиционных ценностей.

  Общество теряет молодое поколение, погруженное в виртуальную реальность мира фильмов, игр и развлечений. Нравственные и интеллектуальные последствия всего этого видны невооруженным глазом. Об этом свидетельствуют и многочисленные социальные и криминальные болезни нашего общества, а также равнодушие к ближнему,  бездуховность и отставание в целом ряде областей интеллектуальной жизни, которое год от года становится более заметным.

  Главная цель образования в школе — развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.

  Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников.   Уроки литературы—это  особые  уроки . Задача учителя через произведения, изучаемые на уроках, воспитывать высокую духовно-нравственную культуру личности. 

Языком искусства возможно убеждать, утверждать, отстаивать, воспитывать. Если я хочу добиться глубокого воздействия литературы на нравственный облик учащихся, то должна заставить их на уроках радоваться, грустить, размышлять, и спорить – воспитывать чувства.

    В 5 классе этому способствуют  программные произведения: русские, народные сказки, «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого, «Лапти» И.А.Бунина, «В дурном обществе» В.Г.Короленко, «12 месяцев» С.Я.Маршака,   произведения К.Г.Паустовского  и  другие.  Именно они, как нельзя лучше,  помогают решать нравственные задачи, формировать у учащихся такие понятия как доброта, милосердие, сострадание,  отзывчивость, соболезнование,  взаимопомощь, взаимовыручка  и так далее.  Как нельзя лучше этому способствуют уроки развития речи по обучению сочинению в формате ОГЭ. В любом произведении можно найти подходящую для анализа тему. Что я успешно и делаю с 5 по 9  класс. 

    Таким образом, подходя к итоговой аттестации, учащиеся свободно владеют навыком написания сочинения, следовательно, успешно сдают экзамен. Параллельно с этим у них естественным образом формируются социальные компетентности.


 

В.П.Солодянникова МБОУ лицей№ 81 г

В.П.Солодянникова МБОУ лицей№ 81 г

Общество теряет молодое поколение, погруженное в виртуальную реальность мира фильмов, игр и развлечений

Общество теряет молодое поколение, погруженное в виртуальную реальность мира фильмов, игр и развлечений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2020