Развитие свойств внимания детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром
Наше дошкольное учреждение направлено на формирование целевых ориентиров Образовательной программы ДУО и помогает развитию у детей не только общего педагогического образования, но и психологическое.
Наблюдая за детьми, отмечается слабое развитие свойств внимания. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению. Усложнение условий работы ведёт к значительному замедлению выполнения задания, продуктивность деятельности при этом резко снижается.
Раскрытие проблемы по развитию свойств внимания детьми позволяет эмпирическим путем выявить некоторые психологические особенности ребенка дошкольника. А это, в свою очередь, способствует разработке комплекса воспитательно-педагогических, психопрофилактических мероприятий. Всё вышеуказанное определяет практическую значимость данной проблемы.
Важной является проблема ознакомления с окружающим миром дошкольников, потому что внимание – один из главных психологических процессов, одно из основных средств, механизмов освоения, обобщения, систематизации и получения знаний, от характеристики которого зависит оценка готовности ребенка к обучению в школе, зависит степень способности к обучению ребенка. В дошкольной педагогике совместная деятельность по ознакомлению с окружающим миром рассматриваются как средства развития не только свойств внимания, но и всестороннего развития ребенка. Ознакомление с окружающим миром – прежде всего важное средство умственного воспитания детей. Развивая свойства внимания к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста, можно помочь адаптироваться в новых для него условиях обучения.
Интегрируя образовательную область «Познание» с другими образовательными областями (коммуникация, социализация, труд, безопасность, здоровье), создается эмоционально благоприятную среду, поддерживается речевая активность детей и создаются условия для практического применения полученных знаний в повседневной жизни, обеспечивается обогащение чувственного, эмоционального, социально-бытового, игрового опыта.
При разработке методических рекомендаций по развитию внимания у дошкольников за основу берутся следующие принципы.
1. Принцип комплексности и системности - значимость связи между отдельными психическими функциями (восприятием, памятью, вниманием, мышлением) в процессе психического развития речи.
2. Принцип деятельностного подхода - необходимость формирования наряду с различными свойствами внимания, мотивационной сферы и формирования навыков контроля за собственной деятельностью. Так, в процессе экспериментального обучения большое внимание уделяю вызыванию интереса к выполнению заданий, использованию большого количества наглядности, игровых приемов, значимых для ребенка игровых, реальных ситуаций, особенно на начальном этапе работы.
4. Учет психологической структуры процесса овладения вниманием. При выборе путей и методов формирования внимания у дошкольников надо исходить также из того, что внимание ребенка формируется в процессе различных видов деятельности (предметной, игровой). Сюда я всключаю словесные игры, настольно-печатные игры и игры с предметами.
5. Принцип единства развивающего обучения - развитие свойств внимания необходимо осуществлять в комплексе с решением таких задач, как: развитие личностных качеств детей; развитие коммуникативных умений и навыков, совершенствование способности к приему, переработке, хранению и использованию информации, развитию эмоциональной сферы дошкольников.
6. Индивидуальный и дифференцированный подход - предполагает ориентировку на индивидуальные особенности детей (склад ума, темп мыслительной деятельности, обучаемость и пр.).
В связи с этим, в процессе работы вырабатывается мотивация и интерес к развивающим занятиям и к заданиям, имеющим познавательный характер, дети учатся преодолевать трудности и находить выход в сложной ситуации, формируются у детей навыки самоконтроля и самостоятельного исправления ошибок, развивается устойчивость внимания, стремление довести работу до конца.
Совместная деятельность является самым оптимальным средством развития свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста, так как именно в совместной деятельности можно создать условия для повышения уровня внимания. Используя совместную деятельность по ознакомлению с окружающим миром, формируется у детей активная и самостоятельная мыслительная деятельность, усиливается память, развиваются свойства внимания. От этой активности и самостоятельности во многом зависит динамика развития ребенка.
И именно в совместной деятельности по ознакомлению с окружающим создаются методические условия для развития всех психических процессов, интереса, потребностей, а, следовательно, развития свойств внимания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.