«Развитие связной речи детей второй группы раннего возраста
через различные формы и виды детской деятельности».
Подготовила: воспитатель
Гладкова Анастасия Сергеевна
Овладение речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий:
· речевой среды,
· социального окружения,
· семейного благополучия,
· индивидуальных особенностей личности,
· познавательной активности ребенка и т. д.
В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью. Диалогическая речь – это первичная естественная форма языкового общения, состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики.
Владение связной монологической речью – высшее достижение речевого развития детей дошкольного возраста. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.
Особенности развития связной речи у детей
второй группы раннего возраста
В раннем возрасте связная речь носит ситуативный, диалогический характер (когда ребенок испытывает необходимость удовлетворить свои потребности, или задает вопросы любопытства, при знакомстве с новыми предметами). Ситуативная речь проявляется в конкретной ситуации, в которой находится ребенок и к которой относится его речь.
В общении с детьми мы поддерживаем первые попытки ребенка в речи, для того чтобы ребенок был успешен как участник коммуникации в самом процессе диалога и заодно предлагаем ему модели для более продвинутых форм речи.
Пример: Ребенок: «Ляля топ-топ». Мы поясняем: «Ляля идет, топ-топ» (вводим глагол, расширяем лексико-грамматический строй). Ребенок: «Папа гулять». Мы поясняем: «Папа гуляет, папа пошел гулять» (изменение грамматической формы, предложение вариантов высказывания на выбор)
Общаясь со взрослым в данном возрасте, ребенок чаще использует виды диалога: зов, просьба, жалоба, приказ, запрет. Глаголы используются почти всегда в повелительном наклонении.
2,5 года жизни – слова имеют смысл предложения из 2, 3, слов. Появляются грамматически оформленные предложения. Может изменять форму слов (например, «дай – дает – не дам», начинает понимать простые вопросы и отвечает на них, сам задает вопросы типа «что это?», «зачем?», «куда?».
3 года - Развивается активная речь, возрастает словарный запас и усложняется структура предложений. От простой двухсловной фразы ребенок переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных форм существительных, единственного и множественного числа, увеличивается число прилагательных.
Для развития связной речи, мы реализуем следующие задачи:
- Помогаем детям отвечать на простейшие вопросы («Что?», «Кто?, «Что делает?») и более сложные вопросы («Во что одет?», «Что везет?», «Кому?», «Какой?», «Где», «Когда», «Куда?»
- Поощряем попытки детей старше 2,5 лет по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта.
- Во время игр-инсценировок учим детей повторять несложные фразы. Помогаем детям старше 2,6 лет драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок.
- Учим слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
Связная речь в различных видах деятельности:
Общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого.
Беседу со взрослым дети начинают с удовольствием, особенно когда общаются именно с ним. Характеристика диалога в данном возрасте: как правило, общаются 2 человека, если присоединяется третий человек, то один из предыдущих выходит, это связано с неумением распределять внимание между 3-мя и более собеседниками.
Отсутствуют параллельные высказывания, то есть диалог абсолютно последовательный вопрос-ответ и на одну тему.
Учим общаться через игру: В начале проводим игры только с одним или двумя детьми (игры в парах) при непосредственном участии взрослого с целью привлечение внимания к сверстнику, развития понимания речи взрослого.
Пример: “Бубен”
Поиграй, (имя ребенка), в бубен,
Мы в ладоши хлопать будем.
Поиграй, поиграй,
Бубен (имя ребенка) передай!
Прием: Вопросы — ответы.
Данный прием используем, прежде всего, для активизации речи детей. Развиваем у детей умение вслушиваться в содержание обращенной речи, т. е. развиваем внимание к речи взрослого, учим правильно отвечать на вопросы.
Поэтому, используя обращение в форме вопроса ко всем детям, сначала с тут же конкретизируем его, назвав имя конкретного ребенка:
Пример: «Все дети взяли карандаши... Что взяли дети? Саша, что ты взял?» — «Карандаш». — «Стасик, что ты взял?» — «Карандаш». — «Что взяла ты, Маша?» — «Карандаш»
Общение со сверстниками.
В общении со сверстниками дети чаще пользуются контекстной речью (более сложной), а в общении со взрослыми – ситуативной речью (простой).
Взрослый воспринимается ребенком как источник удовлетворения естественных потребностей. Сверстник воспринимается дошкольником как «тренажер» для отработки полученных речевых умений и знаний и, именно, на нем ребенок пробует чаще, чем на взрослом употреблять контекстную речь. Мы в этих случаях, не мешаем им общаться, а наблюдаем за их успехами.
Предметная деятельность и игры с составными игрушками и
динамическими игрушками.
При выполнении действий с предметом, игрушками, в первом случае ребенок усваивает главным образом слова, обозначающие предметы и их признаки, а при выполнении действий — слова, обозначающие движения, состояния предмета, признаки действий.
Пример: «Принеси игрушку»
Оборудование: 4-5 игрушек (машина, мяч, пирамидка, кукла, книжка и т.п.).
Ход: На столе или ковре расставлены игрушки. Воспитатель просит ребенка принести, например, машинку. Если он ошибается, воспитатель указывает на нужный предмет. Затем спрашивает, что это. Малыш отвечает. Или: «Это машина. Повтори». Ребенок называет предмет или использует слова-заместители: «би-би». Игра повторяется.
Пример: Игры «Спрячь мячик»
Цель: Формировать у детей навыки понимания предложных конструкций.
Оборудование: Мяч.
Ход: Воспитатель предлагает ребенку выполнить действия с мячом по его указанию: «Положи мяч на стул, под стул, за стул, около стула» и т.д. При этом воспитатель спрашивает малыша, куда он положил мяч, активизируя словарь по теме.
Пример: Игра «Волшебный кубик». Цель: называть предмет, чётко произносить звуки. Ход: Ребёнок бросает кубик и вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись». Затем ребёнок изображает то, что нарисовано на верхней грани кубика (например, самолёт), и произнести соответствующий звук (У-у-у).
Выполняя ряд действий с игрушкой, дети переносят усвоенные навыки и в самостоятельные игры. В наблюдениях за игрой мы увидели, как дети, выполняя действия с игрушкой, ведут «разговор» с нею, тем самым проявляют речевую активность, «пробуют свои силы» в речевом общении с неодушевленным предметом.
Восприятие смысла музыки, сказок, стихов; рассматривание картинок
Игры и занятия, направленные на развитие речи:
• игры-потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки, звукоподражательные игры и др.;
• чтение и рассказывание сказок, стихов, историй; пересказывание их детьми;
• рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям;
• игры-занятия с предметными и сюжетными картинками;
Игры-потешки, хороводные игры включают повторы слов с четкой концовкой («топ-топ», «да-да» и т. п.) и действий. «Ручками мы хлопнем-да,да,да,да…»Они полезны тем, что слушание ребенком речи взрослого происходит с опорой на собственные действия и движения. Все это облегчает малышу понимание и подражание речи взрослого. «Паучок, паучок, тоненькие ножки; паучок, паучок красные сапожки; мы тебя кормили, мы тебя поили; на ноги поставили, танцевать заставили…»
В звукоподражательных играх развиваем фонематический слух, интонационную сторона речи, отрабатываем четкость произношения.
Пример: Игра «Птичий двор» – подражания с речевым сопровождением.
Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.
Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,
Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,
Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»,…
Игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи.
Пример: Сюжетная игра «Купание куклы»
Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Затем говорит детям.
-Кукла Катя испачкалась. Надо её выкупать. Что нам для этого нужно? Ответы…
Когда мытьё куклы закончено, воспитатель предлагает (ребенку) вытереть её полотенцем.
-Кукла стала чистой.
Для развития речи проводим совместное чтение книг. Во время чтения показываем детям иллюстрации, задаем вопросы, в случае затруднения сами называем предметы, персонажей, их действия, стимулируем детей к повторению речевых образцов.
Особое место в работе по развитию речи детей занимают занятия и игры с предметными и сюжетными картинками (карточками). Например: «Дети играют в кубики», «Дети кормят курицу и цыплят».
Рассматривая картинки, даем возможность рассмотреть ее, дети узнают персонажей, изображенных на картинке, охотно называют их, вспоминают то, что знали раньше. Знакомя с картиной, мы используем сначала предваряющий рассказ, беседу по картинке и завершаем завершающим рассказом. Предваряющий должен отличаться от завершающего рассказа.
Пример: Картина «Таня и голуби» (из серии «Наша Таня» О. Соловьевой.
Предваряющий рассказ: «Это Таня. Она гуляет. На улице прохладно, поэтому Таня тепло одета. Девочка кормит голубей. Рядом стоит ведерко. В ведерке – листья и цветы»
Завершающий рассказ: «Наступила осень. Стало холоднее. Таня надела рейтузы, куртку, ботинки, теплую кофту и вышла на улицу. Она собрала букет из листьев и цветов. Таня поставила букет в свое ведерко. Заглянула в него, а там хлебные крошки. Таня принесла их голубям. «Гули, гули, гули», - позвала Танюша и стала кормить прилетевших к ней птиц.
Воспитатель дважды повторяет рассказ, побуждая детей договаривать слова и фразы.
Картину мы не убираем, предлагаем в течение последующих месяцев детям для рассматривания вне занятий.
Для развития умения слушать, понимать и пересказывать содержание текста (начиная с 2,5 лет) используем рассказы без наглядного сопровождения. Это позволяет ребенку выйти за рамки наглядной ситуации, способствует формированию вербального общения и мышления, побуждает использовать в речи сложноподчиненные предложения, слова, обозначающие свойства объектов и их действия.
Самообслуживание и действия с бытовыми предметами – орудиями.
Речью сопровождаются все повседневные дела в группе: подготовка к завтраку, накрывание на стол, одевание и пр. Помогая воспитателю, наблюдая за его действиями, дети узнают новые слова, учатся слушать речь, действовать по инструкции взрослого. Совершая ежедневные процедуры, воспитатель комментирует свои действия, используя в речи подходящие присказки, стихи, песенки.
В раннем возрасте развивается еще одна важнейшая функция речи — регулятивная. У ребенка появляется способность управлять своим поведением с помощью слова, планировать свои действия. (Желание играть, но звучит колокольчик, ребенок понимает…). Выполняя инструкции и поручения взрослых, малыш учится действовать не импульсивно, а подчинять свое поведение сначала слову взрослого, а потом и своему собственному.
Двигательная деятельность.
В двигательной деятельности используем упражнения, где речь взаимосвязана с движениями:
- в утренней гимнастике и физкультурных занятиях; «Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп…»;
- в подвижных играх с речевым сопровождением.
Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи. Например: «У медведя во бору», «На лесной лужайке прискакали зайки, …».
Систематически используем игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, которые способствует активации речевых центров. Упражнения пальчиковой гимнастики поставлены таким образом, чтобы в них сочетались такие виды нагрузки, как сжатие и растяжение с расслаблением кисти, а также движения каждого пальца. Например: «Этот пальчик - дедущка…»
Ээкспериментирование с материалами и веществами.
Экспериментируя, играя с природным материалом, ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним.
Игры-занятия по экспериментированию с различными материалами (водой, песком, солёным тестом, природным материалами) сопровождаются художественно-литературным материалом (стихами, потешками, , загадками, сказками).
Пример: «Чего не стало» помогаем детям научиться пользоваться одним из самых доступных и популярных методов исследования – методом наблюдения.
В экспериментальной деятельности мы также развиваем речевую активность, т. е. умение составлять вопросительные и восклицательные предложения, умение отвечать на вопросы, побуждать детей к передаче чувств и мыслей в речи. Дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы как и почему. Пример: Игра «Мельница». Вода льется - мельница крутится.
Изучая формирование связной речи в онтогенезе, Г. Р. Шашкина пришла к выводу о том, что у детей, развивающихся в норме, этот процесс происходит постепенно и, что особенно важно, – происходит вместе с развитием мышления, общения и разных видов деятельности – игровой, познавательной, исследовательской и т. д
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.