Развитие связной речи детей группы раннего возраста через различные формы и виды детской деятельности
Оценка 4.9

Развитие связной речи детей группы раннего возраста через различные формы и виды детской деятельности

Оценка 4.9
docx
07.10.2021
Развитие связной речи детей  группы раннего возраста через различные формы и виды детской  деятельности
связная речь в раннем возрасте Гладкова.docx

 

«Развитие связной речи детей второй группы раннего возраста

через различные формы и виды детской  деятельности».

                                                                      Подготовила: воспитатель

 Гладкова Анастасия Сергеевна

Овладение речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение  зависит от многих условий:

·         речевой среды,

·         социального окружения,

·         семейного благополучия,

·         индивидуальных особенностей личности,

·         познавательной активности ребенка и т. д. 

          В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью. Диалогическая речь – это первичная естественная форма языкового общения, состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики.

         Владение связной монологической речью – высшее достижение речевого развития детей дошкольного возраста. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.

Особенности развития связной речи у детей

второй группы раннего возраста

В раннем возрасте связная речь носит ситуативный, диалогический характер (когда ребенок испытывает необходимость удовлетворить свои  потребности, или задает вопросы любопытства, при знакомстве с новыми предметами). Ситуативная  речь проявляется  в конкретной ситуации, в которой находится ребенок и к которой относится его речь.

В общении с детьми мы  поддерживаем первые попытки ребенка в речи, для того чтобы ребенок был успешен как участник коммуникации в самом процессе диалога и заодно  предлагаем ему  модели для более продвинутых форм речи.

Пример: Ребенок: «Ляля топ-топ». Мы поясняем: «Ляля идет, топ-топ» (вводим глагол, расширяем лексико-грамматический строй). Ребенок: «Папа гулять». Мы поясняем: «Папа гуляет, папа пошел гулять» (изменение грамматической формы, предложение вариантов высказывания на выбор)

    Общаясь со взрослым в данном возрасте, ребенок чаще использует виды диалога: зов, просьба, жалоба, приказ, запрет. Глаголы используются почти всегда в повелительном наклонении.

 2,5 года жизни – слова имеют смысл предложения из 2, 3, слов. Появляются грамматически оформленные предложения.  Может изменять форму слов (например, «дай – дает – не дам», начинает понимать простые вопросы и отвечает на них, сам задает вопросы типа «что это?»«зачем?»«куда?».

      3 года  - Развивается активная речь, возрастает словарный запас и усложняется структура предложений.  От простой двухсловной фразы ребенок переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных форм существительных, единственного и множественного числа, увеличивается число прилагательных.

Для развития связной речи, мы реализуем следующие задачи:

- Помогаем  детям отвечать на простейшие вопросы («Что?», «Кто?, «Что делает?») и более сложные вопросы («Во что одет?», «Что везет?», «Кому?», «Какой?», «Где», «Когда», «Куда?»

- Поощряем попытки детей старше 2,5 лет по собственной  инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта.

- Во время игр-инсценировок учим детей повторять несложные фразы. Помогаем детям старше 2,6 лет драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок.

- Учим слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

Связная речь в различных видах  деятельности:

Общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого.

Беседу со взрослым дети  начинают с удовольствием, особенно когда общаются именно с ним.  Характеристика диалога в данном возрасте: как правило, общаются 2 человека, если присоединяется третий человек, то один из предыдущих выходит, это связано с неумением распределять внимание между 3-мя и более собеседниками.

Отсутствуют параллельные высказывания, то есть диалог абсолютно последовательный вопрос-ответ и на одну тему.

          Учим общаться через игру: В начале проводим игры только с одним или двумя детьми (игры в парах)  при непосредственном участии взрослого с целью привлечение внимания к сверстнику, развития понимания речи взрослого.

 

 

Пример: Бубен”

Поиграй, (имя ребенка), в бубен,

Мы в ладоши хлопать будем.

Поиграй, поиграй,

Бубен (имя ребенка) передай!

Прием:  Вопросы — ответы.

Данный прием используем, прежде всего, для активизации речи детей.  Развиваем у детей умение вслуши­ваться в содержание обращенной речи, т. е. развиваем внимание к речи взрослого,  учим правильно отвечать на вопросы.

Поэтому, используя обращение в форме вопроса ко всем детям, сначала с тут же конкретизируем его, назвав имя конкретного ребенка:

Пример: «Все дети взяли карандаши... Что взяли дети? Саша, что ты взял?» — «Карандаш». — «Стасик, что ты взял?» — «Карандаш». — «Что взяла ты, Маша?» — «Карандаш»

Общение со сверстниками.

В общении со сверстниками дети чаще пользуются контекстной речью (более сложной), а в общении со взрослыми – ситуативной речью (простой).

        Взрослый воспринимается ребенком как источник удовлетворения естественных потребностей. Сверстник воспринимается дошкольником как «тренажер» для отработки полученных речевых умений и знаний и, именно, на нем ребенок пробует чаще, чем на взрослом употреблять контекстную речь. Мы в этих случаях, не мешаем им общаться, а наблюдаем за их успехами.

Предметная деятельность и игры с составными игрушками и

 динамическими игрушками.

При выполнении действий с предметом, игрушками, в пер­вом случае ребенок усваивает главным образом слова, обозначающие предметы и их признаки, а при выполнении действий — слова, обо­значающие движения, состояния предмета, признаки действий.

Пример: «Принеси игрушку»

Оборудование: 4-5 игрушек (машина, мяч, пирамидка, кукла, книжка и т.п.).

Ход: На столе или ковре расставлены игрушки. Воспитатель просит ребенка принести, например, машинку. Если он ошибается, воспитатель указывает на нужный предмет. Затем спрашивает, что это. Малыш отвечает. Или: «Это машина. Повтори». Ребенок называет предмет или использует слова-заместители: «би-би». Игра повторяется.

Пример: Игры «Спрячь мячик»

 Цель: Формировать у детей навыки понимания предложных конструкций.

Оборудование: Мяч.

Ход: Воспитатель предлагает ребенку выполнить действия с мячом по его указанию: «Положи мяч на стул, под стул, за стул, около стула» и т.д. При этом воспитатель спрашивает малыша, куда он положил мяч, активизируя словарь по теме.

Пример: Игра  «Волшебный кубик». Цель: называть предмет, чётко произносить звуки. Ход: Ребёнок бросает кубик и вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись». Затем ребёнок изображает то, что нарисовано на верхней грани кубика (например, самолёт), и произнести соответствующий звук (У-у-у).

         Выполняя ряд действий с игрушкой, дети переносят усвоенные навыки и в самостоятельные игры. В наблюдениях за игрой мы увидели, как дети, выполняя действия с игрушкой, ведут «разговор» с нею, тем самым проявляют речевую активность, «пробуют свои силы» в рече­вом общении с неодушевленным предметом.

Восприятие смысла музыки, сказок, стихов; рассматривание картинок

Игры и занятия, направленные на развитие речи:

•  игры-потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки, звукоподражательные игры и др.;

• чтение и рассказывание сказок, стихов, историй; пересказывание их детьми;

• рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям;

• игры-занятия с предметными и сюжетными картинками;

Игры-потешки, хороводные игры  включают повторы слов с четкой концовкой («топ-топ», «да-да» и т. п.) и действий. «Ручками мы хлопнем-да,да,да,да…»Они полезны тем, что слушание ребенком речи взрослого происходит с опорой на собственные действия и движения. Все это облегчает малышу понимание и подражание речи взрослого.  «Паучок, паучок, тоненькие ножки; паучок, паучок красные сапожки; мы тебя кормили, мы тебя поили; на ноги поставили, танцевать заставили…»

В звукоподражательных играх развиваем фонематический слух, интонационную сторона речи, отрабатываем четкость произношения.

Пример: Игра «Птичий двор» – подражания с речевым сопровождением.

Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.

Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,

Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,

Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»,…

     Игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса,  интонационного и грамматического строя речи.

Пример: Сюжетная  игра «Купание куклы»

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

Затем говорит детям.

-Кукла Катя испачкалась. Надо её выкупать. Что нам для этого нужно? Ответы…

Когда мытьё куклы закончено, воспитатель предлагает  (ребенку) вытереть её полотенцем.

-Кукла стала чистой.

     Для развития речи проводим совместное чтение книг.  Во время чтения показываем детям иллюстрации, задаем вопросы, в случае затруднения сами называем предметы, персонажей, их действия, стимулируем детей  к повторению речевых образцов.

          Особое место в работе по развитию речи детей занимают занятия и игры с предметными и сюжетными картинками (карточками). Например: «Дети играют в кубики», «Дети кормят курицу и цыплят».

     Рассматривая картинки, даем возможность рассмотреть ее, дети узнают персонажей, изображенных на картинке, охотно называют их, вспоминают то, что знали раньше.   Знакомя с картиной, мы используем сначала предваряющий рассказ, беседу по картинке и завершаем завершающим рассказом. Предваряющий должен отличаться от завершающего рассказа.

       Пример: Картина «Таня и голуби»  (из серии «Наша Таня» О. Соловьевой.

         Предваряющий рассказ: «Это Таня. Она гуляет. На улице прохладно, поэтому Таня тепло одета. Девочка кормит голубей. Рядом стоит ведерко. В ведерке – листья и цветы»

        Завершающий рассказ: «Наступила осень. Стало холоднее. Таня надела рейтузы, куртку, ботинки, теплую кофту и вышла на улицу. Она собрала букет из листьев и цветов. Таня поставила букет в свое ведерко. Заглянула в него, а там хлебные крошки.  Таня принесла их голубям. «Гули, гули, гули», - позвала Танюша и стала кормить прилетевших к ней птиц.

     Воспитатель дважды повторяет рассказ, побуждая детей договаривать слова и фразы.

         Картину мы не убираем, предлагаем в течение последующих месяцев детям для рассматривания вне занятий.

         Для развития умения слушать, понимать и пересказывать содержание текста (начиная с 2,5 лет) используем  рассказы без наглядного сопровождения. Это позволяет ребенку выйти за рамки наглядной ситуации, способствует формированию вербального общения и мышления, побуждает использовать в речи сложноподчиненные предложения, слова, обозначающие свойства объектов и их действия.

 

 

Самообслуживание и действия с бытовыми предметами – орудиями.

Речью  сопровождаются все повседневные дела в группе: подготовка к завтраку, накрывание на стол, одевание и пр. Помогая воспитателю, наблюдая за его действиями, дети узнают новые слова, учатся слушать речь, действовать по инструкции взрослого. Совершая ежедневные процедуры, воспитатель  комментирует свои действия, используя в речи подходящие присказки, стихи, песенки.

В раннем возрасте развивается еще одна важнейшая функция речи — регулятивная. У ребенка появляется способность управлять своим поведением с помощью слова, планировать свои действия. (Желание играть, но звучит колокольчик, ребенок понимает…). Выполняя инструкции и поручения взрослых, малыш учится действовать не импульсивно, а подчинять свое поведение сначала слову взрослого, а потом и своему собственному.

 Двигательная деятельность.

         В  двигательной  деятельности используем  упражнения, где речь взаимосвязана с движениями:

- в утренней гимнастике и  физкультурных занятиях; «Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп…»;

- в подвижных играх с речевым сопровождением.

         Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше  игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи. Например: «У медведя во бору», «На лесной лужайке прискакали зайки, …».

Систематически используем   игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, которые способствует активации речевых центров.  Упражнения пальчиковой гимнастики поставлены таким образом, чтобы в них сочетались такие виды нагрузки, как сжатие и растяжение с расслаблением кисти, а также движения каждого пальца. Например: «Этот пальчик - дедущка…»

Ээкспериментирование   с материалами и веществами.

Экспериментируя, играя  с природным материалом, ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним.

Игры-занятия по экспериментированию с различными материалами (водой, песком,  солёным тестом, природным материалами) сопровождаются  художественно-литературным материалом (стихами, потешками, , загадками, сказками). 

 Пример: «Чего не стало» помогаем детям научиться пользоваться одним из самых доступных и популярных методов исследования – методом наблюдения.

В экспериментальной деятельности мы также развиваем речевую активность, т. е. умение составлять вопросительные и восклицательные предложения, умение отвечать на вопросы, побуждать детей к передаче чувств и мыслей в речи. Дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы как и почему. Пример: Игра «Мельница». Вода льется - мельница крутится.

           Изучая формирование связной речи в онтогенезе, Г. Р. Шашкина пришла к выводу о том, что у детей, развивающихся в норме, этот процесс происходит постепенно и, что особенно важно, – происходит вместе с развитием мышления, общения и разных видов деятельности – игровой, познавательной, исследовательской и т. д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Развитие связной речи детей второй группы раннего возраста через различные формы и виды детской деятельности»

Развитие связной речи детей второй группы раннего возраста через различные формы и виды детской деятельности»

Общаясь со взрослым в данном возрасте, ребенок чаще использует виды диалога: зов, просьба, жалоба, приказ, запрет

Общаясь со взрослым в данном возрасте, ребенок чаще использует виды диалога: зов, просьба, жалоба, приказ, запрет

Пример : “ Бубен” Поиграй, (имя ребенка), в бубен,

Пример : “ Бубен” Поиграй, (имя ребенка), в бубен,

Цель: Формировать у детей навыки понимания предложных конструкций

Цель: Формировать у детей навыки понимания предложных конструкций

Пример: Сюжетная игра «Купание куклы»

Пример: Сюжетная игра «Купание куклы»

Самообслуживание и действия с бытовыми предметами – орудиями

Самообслуживание и действия с бытовыми предметами – орудиями

Пример: Игра «Мельница». Вода льется - мельница крутится

Пример: Игра «Мельница». Вода льется - мельница крутится
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.10.2021