Развитие связной речи посредством сказки
Оценка 4.6

Развитие связной речи посредством сказки

Оценка 4.6
doc
30.01.2020
Развитие связной речи посредством сказки
Методическая разработка.doc

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад № 18 «Теремок»

г. Новая Ладога Волховского района

 

 

 

Методическая разработка

на тему:

 

Развитие связной речи детей
посредстом сказки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработана:

  воспитателем высшей категории

Александровой Светланой Валерьевной

 

 

 

Сказка — это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели. Красота родного слова — его эмоциональные краски и оттенки доходит до ребенка, трогает его, пробуждает чувство собственного достоинства, когда сердце касается сердца, ум ума. Поэтическое звучание родного слова становится музыкой для ребенка, когда он сам берет в руки инструмент, сам творит музыку, видит, чувствует, как его музыка влияет на других людей.

 (В.А. Сухомлинский).

Актуальность

 

В наш стремительный век компьютеризации мы стремимся дать детям повышенный уровень математических знаний, научить английскому языку, развить логическое мышление.

В концепции дошкольного образования подчеркивается, что «основное значение имеют поддержка и всемерное развитие качеств, специфических для возраста, так как создаваемые им уникальные условия больше не повторятся и то, что будет «недобрано» здесь, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно. Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию  дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности — игре, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной  деятельности и др.  Любимое занятие каждого ребенка —  игра, и конечно, чтение сказок.

 

Введение

 

Сказка для ребенка — это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность. Сказки — это не только прекрасное творение искусства. Их социальная, художественная и педагогическая ценность несомненна и общепризнанна.  Сказка – неизменный спутник детства, т.к. воображаемая ситуация роднит сказку с игрой главным видом деятельности дошкольника. Именно сказке присуща креативная функция, т.е. способность выявлять, формировать, развивать и реализовать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление.

 Сказка корректирует мышление, внимание, память, воображение. С помощью сказки мы можем научить ребенка проявлять творческую активность в разных видах деятельности. Т.к. сказка учит сравнивать  сопоставлять,  сопереживать, развивать нравственные качества, связную речь.

Известно: речь – основа психического развития дошкольников, поэтому  одной из главных педагогических задач является развитие речи. Это достаточно трудная задача,  требующая целенаправленного, системного педагогического воздействия на развитие речевых умений и коммуникативных навыков детей. Развитие связной речи у детей является одной из главных задач   педагогов дошкольных образовательных учреждений. Связная речь является главным основным показателем умственного развития и общего кругозора дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), предъявляемые к дошкольному образованию, выделяют связную речь, как один из компонентов устной формы речи детей, в образовательную область «Речевое развитие», при этом особо подчеркивая интеграцию образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественное- эстетическое развитие».

Особое место в словотворческом процессе по праву занимает русский фольклор, а точнее один из самых излюбленных детьми его жанров – сказка.

 

Цель работы:

 

Ø развитие связной речи у детей посредством  сказки;

Ø развитие познавательных и творческих способностей, творческого воображения;

Ø нестандартности мышления.

 

Задачи:

 

Ø  Разработать технологию развития связной речи через сказку.

Ø  Создать развивающую среду для развития детей.

Ø  Отследить эффективность использования сказки при развитии связной и диалогической речи.

 

«Традиционно» педагогическая деятельность с детьми по работе со сказкой включает в себя следующие формы:

v  Непосредственно образовательная деятельность;

v  Викторины;

v  Изодеятельность по мотивам сказок;

v  Драматургия (театрализованные игры, игры-драматизации);

v  Экскурсия в библиотеку;

v  Изготовление кукол для театра.

 

«Нетрадиционно» - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовать ход повествования.

 

v  Придумывание различных концовок; сказок;

v  вводить непредвиденные ситуации;

v   смешивать несколько сюжетов в один и т.д.

Направления в работе со сказкой

Направления в работе

Формы организации

Методы и приемы

Познавательное развитие

Социальное развитие

Физическое развитие

Развитие творческого воображения

 

Предлагаю следующие формы организации:

игровые занятия;

комплексные занятия;

самостоятельная игровая деятельность детей;

самостоятельная продуктивная деятельность детей;

экскурсии;

встречи с интересными людьми;

праздники.

 

элементы  ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы;

игровые задания;

игры- экспериментирования с предметами и материалами;

моделирование сказочных сюжетов;

творческие задания;

пластические игры и упражнения;

элементы драматизации;

пиктографические изображения;

Выразительные движения

 

Использование данных методов и приемов способствует развитию речевой, познавательной  активности, формированию креативности - как качества личности у дошкольников; учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество.

 

Схема работы

С К А З К А

 

 


1.Работа с опорными картинками.

2.Работа с фигурками-шаблонами.

3.Моделирование сказки с использованием

фигурок-шаблонов.

 

4.Рассказывание сказок детьми с

использованием рисуночных схем.

           5.Моделирование сказок с использованием

             фигурок-заместителей, ниток.

           6.Работа с опорами на символы /образы/.

            /Мнемотаблица для лучшего запоминания/.

 

           7.Придумывание нового конца сказки.

           8.Придумывание нового эпизода в сказке.

           9.Моделирование сказок с помощью

            опор-символов.

                  10.Придумывание новой сказки.

 

 

 

Этапы работы:

 

I этап работы (начальный)

 

(Работа с опорными картинками, фигурками – шаблонами)

Задачи:

ü Умение пересказывать хорошо знакомые сказки:

ü  рассказывать сказки при помощи опорных картинок;

ü через драматизацию знакомых сказок составлять высказывания повествовательного типа.

 

Методы и формы работы

ü Рассматривание иллюстраций;

ü Рассказывание сказки «Курочка ряба» с использованием опорных карт;

ü Составление рассказа по сказке «Репка» с помощью опорных карт + интеграция(«Художественное творчество»)

ü Рассказывание сказки с использованием различных театров;

ü Загадывание загадок;

ü Заучиваание песенок – повторов;

ü Беседы после чтения сказок;

ü Работа с фигурками – шаблонами.

 

II этап работы  (соответствует среднему возрасту)
(Моделирование сказки с использованием фигурок – шаблонов, фигурок заместителей.  Решение проблемных ситуаций).

 

Работа направлена на совместную деятельность педагога и ребенка.

Цель  работы на данном этапе -  с помощью заместителей, выделять самые главные события, последовательность изложения; помочь детям понять принципы замещения: заместители обладают теми же признаками и свойствами, что и реальные предметы.

Задачи:

ü  в рассказывании по картинке сначала рассказывать по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно строить  высказывания  повествовательного  и описательного характера.

ü  Учить пересказывать содержание не только хорошо знакомых сказок, но и тех которые они услышали впервые с помощью заместителей.

вопросам воспитателя, а затем самостоятельно строить высказывания повествовательного и описательного характера.

ü  Обращать внимание на структурное оформление описаний и повествований, дать представление о разных зачинах сказок, средствах связи между предложениями и частями высказывания.

 

Методы и формы работы

ü  Чтение произведения;

ü  Беседы после чтения сказок;

ü  Рассматривание иллюстраций;

ü  Пересказ сказки;

ü  задания на воспроизведение традиционных особенностей сказок;

ü  Демонстрация сказки с помощью демонстрационного материала;

ü  Рассказывание с помощью заместителей (сериационный ряд);

ü  Настольно – печатные игры;

ü  Решение проблемных ситуаций;

ü  Рассказывание сказки с использованием различных театров;

ü  Загадывание загадок;

ü  Работа с фигурками – шаблонами;

ü  Двигательное моделирование.

 

Алгоритм обучения детей приемам моделирования.

 

Этапы работы

Деятельность педагога и ребенка

1.Начальный этап.

1. Работа с текстом.

2.Театрализация с введением заместителей

Прослушивание выразитель -ного чтения сказки. Разыгрывание сюжета в настольном театре или по ролям.

Рассматривание иллюстраций к произведению.

Применение в театрализованной деятельности предметов-заместителей.

2. Совместная деятельность педагога и ребенка

1.Отслеживание ребенком последовательности готовой модели.

2. Совместная работа педагога и ребенка в соотношении текста и последовательности модельной схемы.

3. Выбор элементов для составления сказки, данного педагогом текста.

4. Самостоятельное изображение модели на бумаге данного педагогом текста.

При чтении педагог обращает внимание на части текста, а также на соотношение текста и элементов схемы.

Предлагает детям описать новые объекты с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими.

Организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства.

Самостоятельный выбор элементов моделей к предложенному педагогом литературного произведения.

Педагог руководит созданием моделей элементарных понятий.

Определение количества элементов модели к данному произведению.

Самостоятельная зарисовка модельной схемы к данному педагогом произведению.

3.Самостоятельная деятельность ребенка.

1.Самостоятельное продумывание сюжета сказки.

2. Зарисовка или составление модельной схемы к придуманному рассказу или сказке.

3. Творческое рассказывание ребенком придуманной истории.

 

 

II этап работы  (соответствует старший дошкольный  возраст)

 

Задачи:

v  Связно, последовательно и выразительно передавать готовый текст без помощи взрослого, интонационно окрашивая диалоги действующих лиц и давая характеристику персонажам.

v  Самостоятельно составлять описательные  и повествовательные рассказы.

v  Рассказывать по серии сюжетных картинок.

v  Развивать диалогическую и монологическую речь детей.

v  Обращать  внимание на структурное оформление пересказа.

v  Самостоятельно продумывать сюжеты сказок.

v  Придумывать предшествующие и последующие события в сказках по одной картинке.

 

Методы и приемы:

        Непосредственно образовательная деятельность;

        Дидактические, настольно – печатные игры;

        Игры – драматизации;

        Использования передвижного фланелеграфа, мини- фланелеграфа и заместителей;

        Пересказ с использованием заместителей;

        Мнемотехника;

        Придумывание нового конца сказки, нового эпизода, придумывание сказки, с сохранением содержания, но с заменой героев.

        Творческие задания

        Разыгрывание придуманных сказок;

        Моделирование с помощью заместителей, ниток, математического планшета.

 

МОДЕЛИРОВАНИЕ.
 Предметные модели                    
Сериационный вид модели к сказке «Репка

Условные обозначения к

сказке «Репка»

1. Репка – жёлтый круг

2. Дед – голубой прямоугольник

3. Баба – красный прямоугольник

4. Внучка – зелёный прямоугольник

5. Жучка – коричневый прямоугольник 

6. Мурка – белый прямоугольник                    

7. Мышка – серый прямоугольник.

 

Двигательный вид модели к сказке «Заюшкина избушка»

 

 

 

 

Условные заместители к сказке

«Заюшкина избушка»

1. Лиса – оранжевый круг

2. Заяц – белый круг

3. Волк – серый круг

4. Медведь – коричневый круг

5. Петух – красный круг

6. Избушка лисы (ледяная) – голубой квадрат

7. Избушка зайца (лубяная) – коричневый квадрат

 

Предметно – схематическая модель

Модель составления сказки «Лиса и козел»

 

 

 

 

 


Условные обозначения: прямоугольник с выемкой – яма; лиса – круг (оранжевый); козёл треугольник (серый); хозяин – прямоугольник с линией (верёвка)

 

Модель составления новой сказки «Лиса и козёл»

Условные обозначения: серый круг — лиса, серый перевернутый треугольник — козел, белые перевернутые треугольники — зайцы, черные круги — бобры, белый квадрат — хрюшка, серый треугольник с волнистой линией, мальчик Петя -  прямоугольник с линией.

Образец составленной детьми сказки. Лиса упала в колодец и заманила туда козла. Козел оказался в колодце. Стал он просить помощи. К колодцу подбежали животные: зайцы, бобры, хрюшка, мышка. Они все по очереди пытались достать козла из колодца, но ни чего не получалось. Тогда к колодцу подошёл мальчик Петя с длинной верёвкой в руке и спас козла.

 

Картинно – схематическая модель (план – рамки)

Представляет собой схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Каждое изображение  «картина»  - это квадрат (рамка), в которой в виде схемы отражены события отдельного эпизода. Рамки связаны между собой стрелкой, показывающей последовательность развития событий.

Данный вид модели помогает выделить смысловые части текста, определить последовательность изложения, сосредоточиться при пересказе литературных произведений и придумывании самостоятельных рассказов и сказок на основе предложенной модели.

Картинно – схематическая модель сказки
«Два жадных медвежонка»

Условные обозначения:

1 рамочка – ёлочка (лес), овал – медведица, два круга – медвежата;

2 рамочка – дорога, два круга – медвежата по обе стороны дороги;

3 рамочка – ёлочка (лес), дорога, медвежата, С – сыр;

4 рамочка – лиса – треугольник, медвежата, С – сыр;

5 рамочка – медвежата, маленькая С (маленький кусочек сыра).

 

Дидактическая игра «Угадай – ка»

Сказка «Волк и семеро козлят»

Сказка «Три поросёнка»

Сказка «Три медведя»

 

Дидактические игры

 

Цель. Упражнять детей в умении соотносить условные наглядные обозначения с реальными компонентами объектов

«На что похоже?»

1. Зелёный овал – огурец, шарик

2. Красный круг – яблоко, помидор, гранат, мяч

3. Оранжевый треугольник – морковь, шапка

4. Жёлтый круг – цыплёнок, колобок, яблоко, солнце

«Из каких частей состоит?»

 

 

 

«Найди по размеру»

 

Составление творческих рассказов.

Картинно – схематическая модель

 

 

 

 

 

 


Составление сказок по силуэтным изображениям

 

Каждая работа раскрывается в разных видах творческой деятельности с постепенным углублением и расширением впечатлений.  Эта работа направлена еще и на развитие творческих способностей и влияет на развитие неординарного мышления. Закрепление впечатлений от сказки происходит в художественном творчестве — лепке, аппликации, конструировании. Этому способствует проведение тематических выставок детских работ.

 

Приемы работы в интеграции

v  Составление фильма – сказки.

v  Составление рисунков к фильму-сказке "Лисичка-сестричка и серый волк".

v  Драматизация сказки;

v  Составление собственной книги сказок;

v  Трафаретный театр;

v  Викторины

v  Сюжетно- ролевые, театрализованные игры;

v  Оформление книжек – малышек

 

 

Организация предметно – развивающей среды

Основные принципы  концепции предметно - развивающей среды:

1.Дистанция, позиция при взаимодействии.

2. Активность, самостоятельность творчества.

3.Стабильностб – динамичность.

4. Комплексирование  гибкого зонирования.

5. Эмоциогенность среды, индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

6. Сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

7. Открытость – закрытость.

8. Учет половых и возрастных различий детей.

 

Совместное партнерство с родителями

 

Методы и формы работы

q Консультации

q Папки – передвижки

q Буклеты и памятки

q Конкурсы, викторины

q Праздники и развлечения

q Выставки рисунков

q Совместное сочинение

q сказок

q Оформление книг .

 

Уже стало традицией привлечение родителей для участия в утренниках, где частой гостьей опять же является сказка.  Наши родители принимают участие в подготовке костюмов, атрибутов к спектаклям и праздникам. Наша группа является призером в конкурсе «Лучшее театрализованное представление» с участием родителей , где показали сказку «Колобок» (на новый лад).

Проводим  совместные с родителями развлечения «В гостях  у сказки», КВН «Что за прелесть эти сказки», спортивное развлечение «Путешествие в страну «Сказок» и др. Наши родители участвуют в конкурсах на лучшие рисунки. Вместе с родителями мы оформляем книги сказок. Привлекали родителей принять участие в коллекционировании детских книг на тему «Сказки». Устраиваем выставки работ детей и родителей ( "Наши любимые сказки", "Зимние сказки").
Проводимая работа помогает сплотить родителей и детей, по – иному оценить друг друга, открыть новые грани взаимоотношений в семье, способствует сотрудничеству семьи и детского сада.

 

Результаты работы:

 

        Значительно расширился активный словарь.

        Дети усвоили ряд языковых средств необходимых для составления речевых высказываний.

         Улучшилась монологическая и диалогическая речь.

В целом использование сказки дает весьма высокие результаты в плане детского развития (познавательного, эмоционального, личностного, творческого). Обучение детей сочинению сказок является базовым этапом работы по успешной речевой подготовке ребенка к школе.

 

Вывод

 

Работа дала положительный результат. По развитию связной речи у детей интенсивнее развивается активный словарь, логическое мышление, формируются различные языковые системы связей, воспитывается умение придумать нужное слово, предложение, рассказ. Устная связная речь достаточно логична, стройна, интересна по своему содержанию, их рассказы творчески разнообразны, один рассказ не похож на другой. Следовательно, у детей, посредством сказки, развивается речь. Поставленную  цель мы выполнили.

 


Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 18 «Теремок» г

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 18 «Теремок» г

Сказка — это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели

Сказка — это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), предъявляемые к дошкольному образованию, выделяют связную речь, как один из компонентов устной формы речи детей, в образовательную область «Речевое развитие»,…

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), предъявляемые к дошкольному образованию, выделяют связную речь, как один из компонентов устной формы речи детей, в образовательную область «Речевое развитие»,…

Познавательное развитие Социальное развитие

Познавательное развитие Социальное развитие

Этапы работы: I этап работы (начальный) (Работа с опорными картинками, фигурками – шаблонами)

Этапы работы: I этап работы (начальный) (Работа с опорными картинками, фигурками – шаблонами)

Рассказывание с помощью заместителей (сериационный ряд); ü

Рассказывание с помощью заместителей (сериационный ряд); ü

Самостоятельная деятельность ребенка

Самостоятельная деятельность ребенка

Внучка – зелёный прямоугольник 5

Внучка – зелёный прямоугольник 5

Петя - прямоугольник с линией

Петя - прямоугольник с линией

Сказка «Волк и семеро козлят»

Сказка «Волк и семеро козлят»

Найди по размеру» Составление творческих рассказов

Найди по размеру» Составление творческих рассказов

Организация предметно – развивающей среды

Организация предметно – развивающей среды

В целом использование сказки дает весьма высокие результаты в плане детского развития (познавательного, эмоционального, личностного, творческого)

В целом использование сказки дает весьма высокие результаты в плане детского развития (познавательного, эмоционального, личностного, творческого)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2020