Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения
Оценка 4.8

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

Оценка 4.8
doc
18.12.2020
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения
Доклад на МО.doc

Ребенок – не кувшин,

который надо наполнить,

а лампада, которую надо зажечь.

Средневековые гуманисты

Что же такое "творческие способности", или «креативность"?  Так, П. Торренс под креативностью понимал способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии.

Литературное чтение должно решать комплексно задачи эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребёнка, а также его нравственно-эстетического воспитания. Следует помнить, что чтение для ребёнка – это труд, и творчество, и новые открытия, и самовоспитание, и конечно, удовольствие. Развитие детского творчества в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, всё понимающего учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед учителем стоят следующие задачи: замечать любые творческие проявления учеников; создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе. К сожалению, работа по развитию творческих способностей младших школьников  имеет ряд трудностей:

1)  в программе содержатся рекомендации по развитию творческих способностей, но нигде нет описания методики работы по данному вопросу;

2)   у значительной части детей снижен или качественно неполноценен лексический запас, недостаточно сформированы фонематические процессы или грамматический строй речи. Однако, учить писать собственные тексты необходимо каждого ребёнка, так как поэтическая речь развивает творческое воображение, ассоциативное мышление, языковое чутьё, интуицию и интеллектуально – эмоциональную активность.

     В организации творческого подхода к выполнению задания можно выделить три этапа: первый этап - это формирование у учеников качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти и быстроты припоминания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты.

Второй этап - это элементы исследовательской деятельности учащихся в познавательном процессе, а также их коллективная работа, совместное выполнение поставленных задач. Третий этап - это самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество, главным образом, через различные виды искусства.

    Школьники испытывают затруднения в выполнении различных видов творческой литературной деятельности.

     Каковы же условия успешной реализации этих задач? Во - первых каждый урок литературы строится на основе приобщения ребёнка к искусству. Во – вторых учитель ведёт школьников от игры к авторской работе на основе непосредственного восприятия. Поэтому  непреднамеренно возникающие у играющего школьника художественные образы должны вызывать у одноклассников положительный эмоциональный отклик. В – третьих работа по созданию детских «авторских» произведений строится с опорой на авторские возможности каждого ученика в отдельности и общего уровня класса. В – четвёртых обязательным условием является момент двойного открытия. Данное средство используется в 3 классе. Для его обработки следует выделять отдельные уроки ( два раза в четверть ) и время на уроках, связанных с другой тематикой (10-15 минут).

Поскольку творческая деятельность предполагает наличие у детей литературно-творческих умений, необходима специальная система упражнений и заданий, которая позволила шаг за шагом формировать умение выполнять творческие задания.

В зависимости от вида творческой деятельности можно выделить 3 группы методов и приемов, которые нацелены на стимулирование творческой активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроках литературного чтения:

1. Словесное развертывание образов  произведения; ассоциации.

2. Театральная творческая деятельность; самостоятельное творчество.

3. Изобразительная творческая деятельность.

Возможно использовать в работе над  словом следующие задания:

            Сравнение нескольких произведений – это творческая работа, которая носит

исследовательский характер. Например, сравнение начала сказок. Дети с первого

класса проводят исследовательский поиск и приходят к выводу, что сказки начинаются по-разному: «Жили-были…», «В некотором царстве…», «Жил на свете…» и т.д. Ответы на вопрос «На что похоже?..»

Опыт творческой деятельности младшие школьники получают не только в процессе  чтения и анализа художественного произведения, но и в ходе создания собственных текстов. Это могут быть не только сказки, но и рассказы. Начиная с 1 класса, дети учатся составлять рассказы по аналогии с прочитанным художественным произведением. С помощью учителя, родителей дети составляют сказки, в которых главными героями выступают окружающие их люди или предметы. (сказки О.Пилипенко, А.Пантилеевой и др.)

   Самостоятельное творчество -предполагает самостоятельное создание произведений малых жанров. Многие дети стремятся  научиться рифме. Вот, например, первые пробы пера Семененко Елены:

 

Изобразительная творческая деятельность на уроках литературного чтения:

-       рисование эпизода, который больше понравился;

-       рисование заданного эпизода, персонажа, серии рисунков;

-       изображение настроения эпизода, произведения или персонажа;

 - составление рисованного диафильма;

 - аппликацию, лепку, изготовление макета книги, рассматривание и обсуждение

иллюстраций художников;

 -составление картинного плана.

Синквейн-(с фр.) – «пять строк», пятистрочная строфа нерифмованного стихотворения.

Работа над созданием синквейна является одним из эффективных методов развития образной речи, который позволяет быстро получить результат

Правила составления синквейна.

·        первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

·        вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

·        третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

·        четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

 ·        пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы

                   ЕЛЬ                                                  Творчество

                   ДУШИСТАЯ, ЧУДЕСНАЯ.            Литературное, изобразительное

                   РАСТЕТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ.      Развивает, радует, воодушевляет

                   Я ЛЮБЛЮ ЗИМНЮЮ ЕЛЬ.          Творчество обогащает душу человека

                   ЗИМА, НОВЫЙ ГОД, ДЕТСТВО  Картина, стихотворение, сказка

     В результате применения творческих заданий у многих детей появляется положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они постепенно проявляют более высокую степень самостоятельности; научаются задавать вопросы и находить на них ответы, соразмышлять и сопереживать, а также делать анализ прочитанного текста; понимать чужие мысли, заключённые в тексте; представлять картины, нарисованные автором, и видеть, какими языковыми средствами созданы эти картины; чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию.  У детей изменяется отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе творческой деятельности: они воспринимаются ими более спокойно; возрастает  умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца. Более ярко проявляется способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а также способность моделировать нестандартные ситуации. Таким образом, можно сделать вывод, что при создании в классе атмосферы дружелюбия и серьезного отношения к творчеству в результате упорной и трудоемкой работы от урока к уроку развиваются творческие способности детей.

Мне бы хотелось, чтобы никто не забывал о том, что мы обучаем и воспитываем того, кого хотим видеть.

Пройдёмте по миру, как дети

Полюбим шуршанье осок.

И терпкость прошедших столетий,

И едкого знания сок.

Таинственный рай сновидений

Овеял рассвет наших дней.

Ребёнок – непризнанный гений

Средь буднично серых людей.

М.Волошанин.


Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

Ребенок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь

Ребенок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь

Поскольку творческая деятельность предполагает наличие у детей литературно-творческих умений, необходима специальная система упражнений и заданий, которая позволила шаг за шагом формировать умение выполнять творческие задания

Поскольку творческая деятельность предполагает наличие у детей литературно-творческих умений, необходима специальная система упражнений и заданий, которая позволила шаг за шагом формировать умение выполнять творческие задания

Я ЛЮБЛЮ ЗИМНЮЮ ЕЛЬ. Творчество обогащает душу человека •

Я ЛЮБЛЮ ЗИМНЮЮ ЕЛЬ. Творчество обогащает душу человека •
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2020