государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования Калининградской области
«Педагогический институт»
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира методом проектов»
Выполнена: студенткой группы ВО – 32. нд.
Тавастшерна Екатериной Александровной
Основная образовательная программа высшего образования – программа бакалавриата
Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование
Профили «Начальное образование. Дошкольное образование»
Форма обучения: очная
Руководитель:
к.х.н., доцент Трофимова Е.А._______________________________________
Заведующий кафедрой:
старший преподаватель Сашнёва О.А._________________________________
Черняховск, 2017
Оглавление
Введение. 3
Глава I. Теоретическая часть исследования по теме «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира методом проектов». 5
1.1 Метод проектов в урочной деятельности младших школьников. 5
1.2. Возрастные особенности младшего школьного возраста. 13
1.3 Развитие творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира методом проектов. 17
Глава II. Практическая часть по теме: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира методом проектов». 19
2.1. Примеры реализации метода проектов в начальной школе. 19
2.2. Примеры проектов, направленных на развитие творческих способностей младших школьников. 24
Список использованной литературы: 27
Приложения. 30
Новые социальные запросы, связанные с переходом нашей страны к постиндустриальному информационному обществу, обусловили возрождение интереса к идеям развивающего обучения. Именно поэтому одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний обучающихся, развития их познавательных и творческих способностей необходимо направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении.
В современном образовании важен переход от технологий репродуктивного характера к технологиям творческого характера, связанных с изменением социального опыта природопокорительного характера, развития опыта изучения и решения реальных экологических проблем. Решению данной задачи полностью отвечает метод проекта или технология проектного обучения. В основе метода проекта — развитие познавательных интересов обучающихся; умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления. В статье В.В. подчеркивается: «Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, потому что оно: личностностно-ориентированное; использует множество дидактических подходов - обучение в деле, независимые занятия; представляет собой совместное учение, мозговой штурм, ролевую игру, эвристическое и проблемное обучение, дискуссию, командное обучение; поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной психомоторной областях на всех уровнях - знания, понимания, применения; анализ и синтез - приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда»
Метод проектов - это инновационный метод обучения школьников, активизирующий их исследовательскую деятельность и познавательную активность. Именно поэтому актуальность данной проблемы в современном образовании не вызывает сомнений
Объект исследования – развитие творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира.
Предмет исследования – развитие творческих способностей младших школьников методом проектов.
Цель исследования: изучить особенности применения метода проектов в начальной школе на уроках окружающего мира.
Задачи:
1) изучить и проанализировать психолого–педагогическую, методическую и специальную литературу по теме исследования;
2) определить роль метода проектов в начальной школе;
3) изучить возрастные особенности младшего школьника;
4) выявить особенности использования метода в процессе изучения окружающего мира в начальной школе.
Глоссарий
Проект - это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта (состояния), в некоторых случаях - план, замысел какого-либо действия. [9]
Методом проектов - это система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. [2]
Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. [28]
По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
Проект (от латинского projectus -брошенный вперед) - это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта (состояния), в некоторых случаях - план, замысел какого-либо действия [1, с.35].
Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении практической и теоретической проблемы.
Проект - это "пять П":
Проблема,
Проектирование (планирование),
Поиск информации,
Продукт,
Презентация.
Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Метод проектов в начальной школе рассматривается как способ организации педагогического процесса, обладающий рядом отличительных особенностей: - предполагает взаимодействие педагога, воспитанников и их родителей между собой и окружающей средой в процессе планирования и поэтапного выполнения постепенно усложняющихся практических заданий по достижению поставленной цели и получению продукта совместной деятельности;
- обеспечивает единство и преемственность различных сторон образовательного процесса, межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков;
- предусматривает высокую степень самостоятельности, инициативности обучающихся и их познавательной мотивированности, приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;
- служит средством развития творческой активности, мышления, способности к анализу ситуаций, постановке задач и умений нестандартно решать проблему, воспитания таких качеств личности, как целенаправленность, изобретательность, настойчивость;
- включает формирование у детей навыков по организации и использованию рабочего пространства и времени, умений оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;
- ориентирован на развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
Типология учебных проектов. К типологическим признакам можно отнести [2, с.75].:
1. Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, приключенческий и т.д.
2. Доминирующий в проекте содержательный аспект: литературное творчество, естественно - научные исследования, экологические, языковые, культурологические (страноведческие), географические, исторические, музыкальные.
3. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
4. Количество участников проектов (индивидуальные, парные, групповые);
5. По продолжительности проведения (краткосрочные, долгосрочные, эпизодические).
В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы проектов:
- исследовательские проекты. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов;
- творческие проекты. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, т.д.);
- приключенческие, игровые проекты. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая;
- информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом;
- практико-ориентированные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно носит четко ориентированный на социальные интересы, интересы самих участников результат ( газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, т.д.).
По второму признаку - доминирующему содержательному аспекту проекты могут быть[3, с.112]:
- литературно-творческий проект. Это наиболее распространенные типы совместных проектов. Дети разных возрастных групп, разных стран мира, разных социальных слоев, разного культурного развития, разной религиозной ориентации объединяются в желании творить, вместе написать какой-то рассказ, повесть, сценарий видеофильма, статью в газету, альманах, стихи и т.д.;
- естественно - научные проекты чаще всего бывают исследовательскими, имеющими четко обозначенную исследовательскую задачу (например, состояние лесов в данной местности и мероприятия по их охране; самый лучший стиральный порошок; дороги зимой, т.д.);
- экологические проекты так же, требуют привлечения исследовательских, научных методов, интегрированного знания из разных областей (кислотные дожди; флора и фауна наших лесов; памятники истории и архитектуры в промышленных городах; беспризорные домашние животные в городе и т.д.);
- языковые (лингвистические) проекты чрезвычайно популярны, поскольку они касаются проблемы изучения иностранных языков, что особенно актуально в международных проектах и потому вызывает живейший интерес участников проектов;
- культурологические проекты связаны с историей и традициями разных стран. Без культурологических знаний очень трудно бывает работать в совместных международных проектах, так как необходимо хорошо разбираться в особенностях национальных и культурных традиций партнеров, их фольклоре;
- спортивные проекты объединяют ребят, увлекающихся каким-либо видом спорта. Часто они в ходе таких проектов обсуждают предстоящие соревнования любимых команд (или своих собственных); методики тренировок; делятся впечатлениями от каких-то новых спортивных игр; обсуждают итоги крупных международных соревнований;
- исторические проекты позволяют их участникам исследовать самые разнообразные исторические проблемы; прогнозировать развитие событий политических, социальных, анализировать какие-то исторические события, факты;
- музыкальные проекты объединяют партнеров, интересующихся музыкой. Это могут быть аналитические проекты, творческие, когда ребята могут даже совместно сочинять какое-то музыкальное произведение, т.д.
Что касается таких признаков, как характер контактов, продолжительность проекта и количество участников проекта, то они не имеют самостоятельной ценности и полностью зависят от типов проектов, выбранных по названным выше признакам [4, с.87].
Этапы разработки проекта:
1 этап - Погружение в проект.
2 этап - Организация деятельности.
3 этап - Осуществление деятельности.
4 этап - Защита проекта (презентация).
Прообразом проекта в начальной школе являются проектные задачи, вокруг которых и может развернуться вся работа, связанная с новым подходом к обучению. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность. Они помогают сложиться учебному сообществу. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри её, управление собственным поведением в групповой работе.
Основная цель проектных задач – вовлечение детей в размышление о том, что неизвестно, формирование у них разных способов сотрудничества [5, с.35].
Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт (текст, схема таблица и др.).
Проектные задачи могут быть предметными. В любом случае главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных, - это возможность переноса известных детям способов действий (знаний и умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский «продукт».
В содержании проектной задачи нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, к которым относятся те или иные задания. Школьники находятся в состоянии неопределенности относительно способа решения и, тем более, конечного результата. Решение проектной задачи требует коллективно-распределённой деятельности обучающихся – работы в малых группах (в отдельных случаях в парах).
На сегодняшний день использование метода проектов на уроках в начальной школе способствует более эффективному усвоению обучающимися учебного материала.
Т.Лазарев указывает [6, с.25], что проектная деятельность направлена на решение таких образовательных задач, как освоение предмета, то есть получение знаний и умений, развитие универсальных учебных и проектных умений, социальной компетентности.
Уже в начальной школе у детей отсутствует желание учиться – как неинтересный вид деятельности учебу оценивают 30% первоклассников и 65% выпускников начальной школы. У школьников нет мотивации к получению новых знаний. Мотивация – это не только «хорошо учиться, чтобы поступить в институт». Дети должны понимать, зачем им нужны знания или конкретные навыки. Если дети не видят, что эти навыки им будут нужны по жизни, то класса с третьего они почувствуют, что обучение – это насилие. Но если поиски ответа на вопрос «Зачем нужно писать грамотно?» сделать целью проектной деятельности, и детям самим придется давать на этот вопрос ответ, у них появляется интерес и даже азарт исследователя, и на фоне ярко выраженного познавательного мотива новая и нужная информация хорошо усвоится.
Тут самое время вспомнить о проблемном методе обучения и проблемной ситуации, лежащей в его основе. Проблемная ситуация, как отмечают психологи, есть начальный момент творческого мышления. Именно проблемная ситуация помогает вызвать познавательную потребность у обучающихся. Высшим уровнем реализации проблемного обучения и является метод проектов, который подразумевает учение через открытия, через разрешение проблемных ситуаций.
В основе проектной деятельности лежит проблема, интересная для ребенка, вызванная его потребностями, и потому участие в проекте – замечательная возможность для каждого ученика реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности. Интересная работа не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит метод проектов можно считать здоровьесберегающей технологией. Участие в проектной деятельности активизирует школьников, у детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их и сразу использовать для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – успешно разработать проект – оказывается более сильной, чем выдвигаемое родителями и педагогами требование учиться, чтобы получать хорошие оценки, или копить знания впрок.
При этом развиваются их интеллектуальные и личностные качества: творческие способности, самостоятельность мышления, способность к самоорганизации, готовность к сотрудничеству и чувство личной ответственности. Проектный метод позволяет решать эти задачи.
Метод проектов не заменяет традиционную систему обучения, а дополняет, расширяет ее. Последовательное применение этого метода позволяет выстроить учебный процесс как серию взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От участвующего в проекте ребенка требуется не только умение применять все имеющиеся у него знания на практике, но и добывать необходимые знания, думать и рассуждать, доказательно, четко, логично и грамотно излагать свои мысли, координировать свои усилия с усилиями других. У детей появляется чувство ответственности: ведь если кто-то из них не выполнит свою часть общей работы, то необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, ребята начинают осознавать, что проблемы часто имеют не одно решение, и в исследовании вариантов проявляются творческие способности детей. В проектную деятельность могут вовлекаться и родители, что тоже немаловажно.
Проектная деятельность в начальной школе отличается от проектной деятельности в среднем и старшем школьном звене. Во-первых, проекты, выполняемые учениками младших классов, минимальной сложности, не такие трудоемкие и информационно насыщенные, как у старшеклассников. Младших школьников обучают лишь основам проектирования. Проектно-исследовательский метод в начальной школе – это подготовительный этап для дальнейшей его реализации. Поэтому исполнение проектов должно быть доступно детям. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения, и потому ученик испытывает желание работать над другими проектами, чтобы закрепить свой успех. Тем не менее, следует учитывать, что легко достижимый результат не является для многих обучающихся мобилизующим фактором.
Во-вторых, все этапы подготовки и планирования ребята осуществляют совместно с учителем. Учитель с детьми формулирует тему, цели проекта, основные направления деятельности, формы отчета и презентации, определяет состав групп, распределяет обязанности между ее членами, планирует ход исполнения проекта. Дальнейшие действия по реализации проекта ребята выполняют самостоятельно, но обязательно под руководством учителя.
В-третьих, необходимое условие проектной деятельности в начальной школе – интегрированный подход к обучению. Например, знакомя детей с домашними животными, учитель на уроках познания мира исследует роль домашних животных в жизни человека, на занятиях по чтению – дает образы домашних животных в произведениях писателей, на уроках рисования школьники рассматривают картины с изображением домашних животных и т.д. Естественно возникший интерес детей может вылиться в проект «Откуда в нашем городе бродячие собаки». Вариативность использования интегрирования в проекте разнообразна, но объединена общей проблемой проекта и направлена на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.
Таким образом, ученик включается в проектную деятельность, начиная со старшего школьного возраста. Но все же, практика показывает, что уже младший школьник, а по некоторым данным и дошкольник, активно включатся в проектную деятельность. Применять технологию проектов в начальной школе следует иначе, чем в средних и старших классах. Начиная знакомить младших школьников с проектной деятельностью, необходимо учитывая уровень их готовности к самостоятельной работе, к сотрудничеству, к анализу и рефлексии. Переносить способы работы из основной школы в начальную школу нужно аккуратно.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет [7, с.85].
В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности - учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.
Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.
Социальная ситуация в младшем школьном возрасте:
1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.
2. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников к отметкам).
3. Мотивация достижения становится доминирующей.
4. Происходит смена референтной группы.
5. Происходит смена распорядка дня.
6. Укрепляется новая внутренняя позиция.
7. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.
Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте — учебная деятельность. Ее характеристики: результативность, обязательность, произвольность [8, с.135].
Речь. Увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов. Проявляет собственную активную позицию к языку. При учении легко овладевает звуковым анализом слов. Ребенок прислушивается к звучанию слова. Потребность в общении младших школьников определяет развитие речи. Контекстная речь - показатель уровня развития ребенка.
В письменной речи различают правильность орфографическую (правильное написание слов), грамматическую (построение предложений, образования морфологических форм) и пунктуационную (расстановка знаков препинания).
Мышление. Мышление в младшем школьном возрасте становится доминирующей функцией, завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
К концу младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия в мышлении (теоретики, мыслители, художники) [9, с.15].
В процессе обучения формируются научные понятия (основы теоретического мышления).
Память. Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности.
В
учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная,
кратковременная и оперативная.
Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Активно
формируется произвольное запоминание.
Внимание. Дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание.
Произвольность познавательных процессов возникает на пике волевого усилия (специально организует себя под воздействием требований). Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации.
Восприятие. Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте. Восприятие отличается слабой дифференцированностью (путают предметы, их свойства). В младшем школьном возрасте нарастает ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени [10, с.12].
Воображение. Воображение в своем развитии проходит две стадии: на первой - воссоздающее (репродуктивное), на второй - продуктивное. В первом классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.
7-8 лет - сензитивный период для усвоения моральных норм (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил к их повседневному выполнению).
Самосознание. Интенсивно развивается самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие отметки снижают уверенность в себе, в своих возможностях. У них возникает компенсаторная мотивация. Дети начинают утверждаться в другой области - в занятиях спортом, музыкой [11, с.65].
Потребность в самоутверждении. Большое значение имеет авторитет взрослых. Существенное значение имеет место, которое занимает ребенок в семье.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением.
Согласно Л.С. Выготскому [12, с.99], с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим». Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникновению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ; внутренний план действий.
Согласно концепции Ж. Пиаже [13, с.54], интеллектуальное развитие ребенка 7-11 лет находится на стадии конкретных операций. Это значит, что в указанный период умственные действия становятся обратимыми и координированными. Приобретается понятие сохранения для дискретных и непрерывных величин. У ребенка возникает способность преодолеть влияние непосредственного восприятия и применить логическое мышление к конкретным ситуациям. В настоящее время существуют многочисленные доказательства, опровергающие понимание младшего школьного возраста как латентного. В действительности в этот период ни общее психическое, ни психосексуальное развитие ребенка не останавливается, напротив, здесь происходят глубокие и очень важные изменения. Переход к операциональному мышлению влечет за собой существенную перестройку всех психических процессов (восприятия, памяти, воображения, речи, воли), а также сознания ребенка, его моральных суждений способности к сотрудничеству с другими людьми.
Таким образом, младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых (учителей, родителей, воспитателей, психологов), основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Именно поэтому использование проектных задач в этот период так актуально и необходимо [14, с.98].
Возрастные и психологические особенности младших школьников не позволяют ставить перед ними слишком сложные задачи, предлагать далекие перспективы, требовать охвата одновременно нескольких направлений деятельности и привлечения множества вспомогательных дидактических материалов (памятки, инструкции, шаблоны). Разумеется, детям необходима помощь со стороны не только учителя, но и родителей.
Наиболее сложными из всех видов проектов по типу деятельности являются исследовательские проекты. В полном объеме исследовательскую деятельность можно организовать в рамках учебного предмета «Окружающий мир», где и учитель, и ученик являются исследователями, наблюдателями, экспертами, участвуют в поисковой деятельности, цель которой – найти что-то новое в привычном, раскрыть тайны окружающего мира. В процессе познания окружающей действительности происходит совершенствование мышления и речи обучающихся, развивается их любознательность [15, с.65]. В курсе «Окружающий мир» формируются многие первоначальные представления детей о закономерностях окружающего мира, обеспечивающие переход от созерцания явлений к осмыслению их сущности. Работа над учебной темой и исследовательским проектом позволяет связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое, так как учебные исследования я рассматриваю, как особое направление внеклассной работы тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а так же на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков. Эту работу я провожу индивидуально с каждым ребенком или с группой детей.
Для работы над проектом отвожу часть урока, или часть занятий в группе продленного дня, внеурочное время школьников. Небольшое количество урочного времени целесообразно использовать для того, чтобы познакомить детей с новой темой, обменяться мнениями, обсудить возможные аспекты темы, дать детям возможность выбрать интересующий их предмет исследования. В процессе работы над темой и реализацией проектов делаем обзоры текущего состояния дел, дети представляют промежуточные презентации своей деятельности, решаем организационные вопросы.
В практической части работы приведен опыт реализации проектов на уроках окружающего мира педагогов начальной школы. Несмотря на различие учебно-методических комплексов, можно выявить общие темы проектов, которые неоднократно применяются учителями начальной школы.
Формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска в УМК «Начальная школа 21 века» в курсе «Окружающий мир» начинается с первого класса. При изучении темы «Зимние изменения в природе» дети участвуют в исследовательском метапредметном проекте. Он нацелен на применение обучающимися интегрированных знаний из области естествознания, математики, филологии, изобразительного искусства. По срокам проведения это среднесрочный проект, рассчитанный на 4 учебные недели, из которых экспериментальная часть заняла 3 недели. Результаты собственной исследовательской работы первоклассники представляют на мини конференции. Доминирующая деятельность в этом проекте – исследовательская, выполнение творческих заданий позволяет использовать разнообразные источники информации, в том числе и собственные наблюдения. В проекте реализуются следующие темы: «Пришла зима», «Снежные загадки», «Жизнь лесных зверей зимой», «Как помочь птицам зимой», «Есть ли жизнь в воде подо льдом?», «Как зимуют травы, кустарники и деревья». Основополагающий вопрос данного проекта «Изменилась ли природа с приходом зимы?» На организационном этапе все обучающиеся делятся на группы по интересам. На первом уроке определяется тема, цель, выдвигается гипотеза, составляется план, и определяются вопросы для исследования, раздаются командам опросные листы, шаблоны, список литературы. Работа по исследованию проблемы, находящейся в центре внимания данного проекта, проводится учениками самостоятельно либо с участием родителей. Продуктом этого проекта являются небольшие сообщения по данным темам, которые оформляются в виде книги-малышки. Презентация книжки проводится на празднике «Здравствуй, зимушка – зима!», на котором дети получают оценку своего труда. Ученики, принявшие участие в проекте, награждаются призами и грамотами.
Выполненные работы рецензируются учителем, где ученик получает совет для улучшения работы. Для оценки результатов формируется жюри. В его состав входят учитель, родители, дети. В работе оценивается познавательная ценность темы, оригинальность и ценность собранного материала, структура и логика, язык и стиль изложения, ответы на вопросы (таблицы 1, 2).
На защите своего проекта дети учатся излагать информацию, доказывать точку зрения, анализировать, вести дискуссию; получают положительные эмоции, которые служат стимулом для дальнейшей работы.
Таблица 1
Критерии оценивания исследовательского проекта для родителей и учителя
Критерии |
0 |
1-3 |
4-5 |
Соответствие теме задания |
Работа не соответствует теме. Тема не раскрыта |
Работа частично соответствует теме. Тема раскрыта не полностью |
Работа соответствует теме. Тема раскрыта полностью |
Оформление (цвет, фон, рисунки, фотографии |
Плохое оформление, много рисунков или не соответствует теме |
Несущественные недочеты в оформлении |
Хорошее оформление |
Представление информации (содержание, шрифты, объем информации) |
Плохое представление: неудачное содержание информации, ее расположение, шрифты, объем неблагоприятствуют восприятию |
Недочеты в представлении информации |
Хорошее представление, краткое, четкое достоверное содержание |
Итого |
Таблица 2
Критерии оценивания исследовательского отчета для обучающихся
Критерии оценивания |
Оценка |
Соответствие темы задания |
|
Наличие цели, выводов |
|
Четкий ход исследования |
|
Работа в группе (активное участие всех членов группы), оформление (наличие рисунков, аккуратность, яркость) |
|
Опыт работы показывает, что использование проектного метода на уроках окружающего мира не вытесняет классно-урочную систему, а наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться и в начальных классах. При этом учебный процесс, организованный на основе метода проектов, конечно же, отличается от традиционного обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе – наличие познавательного интереса. В первом классе это наличие только ситуативного интереса, но уже во втором классе отмечается рост устойчивого и обобщенного интереса к исследовательской деятельности. Метод проектов реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, обеспечивает рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.
Примеры использования метода проектов на уроках «Окружающий мир» УМК « Школа России»:
¾ на уроках окружающего мира в 4 классе
Материал раздела «Человек – защитник своего Отечества» очень важен для воспитания патриотических чувств у детей, осознания того, что защита Родины – долг каждого гражданина. На уроках технологии изготавливаются аппликации по выбору обучающихся на темы: «Ледовое побоище», «Невская битва», «Куликовская битва». Во внеурочное время проводится игра-путешествие «По маршруту ополчения 1612 года», «По маршруту отступления французской армии 1812 года». Во внеурочное время обучающиеся готовят сообщения на темы: «Александр Невский», «М.И. Кутузов - великий русский полководец». На экскурсиях в школьный краеведческий музей ребята знакомятся с памятниками Славы в своём селе, орденами и медалями. На уроках технологии дети выполняют творческие работы - памятники героям–воинам, а также работу в технике оригами – журавлик мира. На классных часах проводятся встречи с воинами городской воинской части; экскурсии в полк, к памятникам воинской Славы в городе. На уроках русского языка дети пишут мини-сочинения на тему: «Что такое война?». Кроме этого, во внеурочное время, ребята, работая в группах, готовят защиту своих проектов. Первая группа на тему: «Пусть всегда будет солнце». Вторая группа на тему: «Нам не нужна война». Третья группа – «Мир нужен всем». Четвёртая группа проводит исследование-интервью, в котором задается вопрос: «Хотят ли люди войны?». Итоги данной работы подводятся на обобщающем уроке по разделу.
¾ на уроках окружающего мира в 3 классе. Материал раздела «Как жили наши предки» включает тему: «Из истории имен», которая вызывает живой интерес у детей, и они охотно включаются в работу над проектом «Что в имени моем?».
1 группа. Исследование распространённых имён.
С целью исследования рассматривается список обучающихся начальной школы. По этому списку выявляются распространённые имена поколения детей (мужские и женские), имена их мам и пап, а по отчествам родителей – имена дедушек. Имена бабушек выявляются по данным опроса обучающихся. Данные заносятся в таблицы.
2 группа. Анкетные сведения об именах.
Чтобы выяснить, почему каждому человеку родители дают именно такое имя, а не какое-то другое, и нравятся ли людям их имена, проводится анкета среди третьеклассников и их родителей.
3 группа. Значение имен. Работа с дополнительной литературой.
Во внеурочное время происходит обработка полученных результатов, составляется презентация проектной работы под руководством учителя. Защита проекта происходит на обобщающем уроке по разделу.
¾ на уроках окружающего мира во 2 классе при изучении раздела «Ты и твое здоровье» ведется проектная работа по теме: «Друзья Мойдодыра». Класс делится на 4 группы, каждая из которых получает свое задание:
1 группа – подготавливает загадки и рисунки о предметах личной гигиены;
2 группа – готовит сообщения по теме: «Из истории мыла»;
3 группа – находит материал по теме: «Когда появилась зубная щетка?»
4 группа – работает со справочной литературой по теме: «Из истории носового платка»
На уроках окружающего мира 2 - 4 группа знакомит ребят с полученной информацией, совместно выбирается наиболее интересный материал.
По результатам исследования создается презентация, в которую включаются не только полученная информация, но также различные тесты и игровые упражнения. Защиту проектной работы можно провести на обобщающем уроке по разделу или во время проведения классного часа.
Кроме урочной деятельности такой вид работы проводится и на классных часах. Например, можно провести классный час на тему: «Можно ли собакам поставить памятник?» Обучающиеся делятся на 5 групп, каждая из которых проводит поиск материала по заданной теме, затем информация анализируется, обобщается, делается вывод, и представитель группы подводит итог на презентации проектной работы. После выступления каждой группы делается вывод по общему вопросу.
Предложенные темы для работы:
1 группа – обсуждение рассказа Е.И. Чарушина «Верный Трой», рисунки.
2 группа – собирает информацию по теме: «Собаки –поводыри».
3 группа - сообщения по теме: «Собаки – спасатели».
4 группа - находит материал по теме: «Собаки – ищейки».
5 группа – рисунки, сообщения по теме: «Собаки – актеры»
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому «проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения»1.
Входя в науку не через освоение готовых знаний, а через собственные наблюдения, впечатления и размышления, ребенок сохранит свое видение мира, а значит, и способность к самостоятельным открытиям.
Проект 1. (приложение 1)
1. Название проекта: « Покормите птиц зимой»
2. Цель проекта для учеников:
- расширить знания об окружающем мире (условия жизни животных, среда их обитания, питание, др.);
- оказать посильную помощь зимующим птицам - изготовить кормушки тематического плана и обеспечить их подкормку);
- принять участие в экологических неделях, проводимых в школе
- применить знания, полученные в урочное и внеурочное время по теме проекта, на практике.
3. Цель проекта для учителя:
- обобщить и систематизировать опыт работы по организации проектной деятельности младших школьников;
- использовать новые формы работы в организации внеурочной деятельности младших школьников;
4. Задачи проекта:
- создать условия и формировать у обучающихся познавательный интерес и бережное отношение к природе;
- расширить рамки внеклассной работы с обучающимися через организацию конкурсов мини-проектов, рисунков, организацию выставок.;
- привлечь к участию в проекте родителей обучающихся;
- использовать разные формы участия в подготовке и оформлении результатов, формы представления результатов проекта;
- создать условия и формировать культуру представления результатов проектной деятельности, включая ИКТ-компетентность младших школьников.
5. Планируемый результат:
- изготовить кормушки для зимующих птиц;
- представить в удобной для обучающихся форме отчет о ходе выполнения проекта: фотоотчет, презентация, рекомендации, комментарии, т.д.;
- подготовка и защита мини-проектов в рамках классного конкурса проектов;
Проект 2. (приложение 2)
Название проекта: « Школа здоровья, что это значит?»
Задачи:
- сформировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной и исследовательской деятельности, навыки работы в парах;
- обобщить полученную информацию и организовать работу по реализации проекта;
- воспитывать уважение к результатам труда.
Познавательные УУД: Овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Отрабатывать навыки выполнения исследования
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и вклад в общее выполнение проекта.
Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками
Цель проекта для учителя:
- обобщить и систематизировать опыт работы по организации проектной деятельности младших школьников;
- использовать новые формы работы в организации внеурочной деятельности младших школьников;
Планируемый результат:
- представить в удобной для обучающихся форме отчет о ходе выполнения проекта: фотоотчет, презентация, рекомендации, комментарии, т.д.;
- подготовка и защита мини-проектов в рамках классного конкурса проектов.
Краткая аннотация проекта
Данный проект способствует развитию межличностного взаимодействия и сотрудничества, развивает умение действовать в интересах своего коллектива и контролировать уровень личной ответственности в постановке и решении поставленных задач. В процессе работы над проектом "Моя школа" обучающиеся учатся добывать, выбирать наиболее подходящую информацию по данной теме, работают с различными источниками
1. Анащенкова С.В., Бантова М.А., Горецкий В.Г. Сборка рабочих программ «Школа России». М.: Просвещение, 2011. 528с.
2. Бритвина Л.Ю. Метод проектов на уроке.//Начальная школа.-2015. - №6 – С. 105.
3. Воронцов А.Б. Проектная задача как преобразование проектной деятельности в начальной школе. Начальная школа. Все для учителя. 2012. №3. С. 6-7.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: -/Л.С. Выготский.-М.: Просвещение, 2014.-93с.
5. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 2016. — C. 8]
6.
Землянская
Е. Н. Учебные проекты младших школьников.//Журнал
«Начальная школа». 2015 № 9.
7. Ижойкина Л.В. Организация самоконтроля и самооценки учебных действий школьников на уроках окружающего мира. Начальная школа. 2013. №10. С.40-45.
8. Керженцева А.В. Новый подход к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Начальное образование. 2014. №6. С.9-11.
9. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. М.: КНОРУС, 2010. 744 с.
10. Краткий психологический словарь / Под общей редакцией Н.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 2015.- С.13.
11. Лободина С. Как развивать способности ребёнка: учеб.пособие.-/С. Лободина. -Питер, 2009.-256с.
12. Михайлович Н.Э. Методист. М. 2013. 68 с.
13. Мухин М.И. В.А.Сухомлинский о роли труда в развитии личности / Школа и производство. 2009. № 4. с.3-7.
14. Овчинникова В.С. О структуре современного урока. Начальная школа. 2015. №1. С.35-38.
15. Орлова Л. А. Участие младших школьников в проектно - исследовательской работе. //Журнал «Начальная школа». 2014 № 3, с. 28-33.
16. Пидкасистый П.И. Педагогика. М.: 2016. 608с.
17. Прудникова С.Н. Развитие оценочной самостоятельности младших школьников. Педагогическая мастерская. Все для учителя. 2014. №3. С. 12-14.
18. Сластёнин В.А.Психология и педагогика: учеб. пособие.- /В.А. Сластёнин. -М.: Академия, 2016.-480с.
19. Тихомирова Л. Ф. Развитие творческого мышления детей.//Ярославль, 2016.
20. Учебник по психологии: учеб. пособие. под ред. А.П. Кривченко.- М.: ТК Велби, 2О15.- 432с
21. Ушамирская Г.Ф. Педагогика как теория воспитания и обучения. Часть 2. Сборник студенческих работ/ Отв. редактор, д-р социол-наук, проф. Ушамирская Г.Ф. – М.: Студенческая наука, 2012. – 1660 с. («Вузовская наука в помощь студенту»)
22. ФГОС НОО от 22 сентября 2011 года.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М. 2009.
24. Флягина О. В. Творческие проекты школьников.// Школа и производство, №8 2005.
25. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов.СПб.:Питер, 2001.
26. Цирулик Н. А. Работа по методу проектов.// Журнал «Практика образования». 2015 № 4, с. 15-18.
27. Широбокова Т.С. Особенности общения подростков со сверстниками. Справочник классного руководителя. 2015.№1. С 49-56.
28. Юнг С.А. Организация проектной деятельности младшего школьника: учебно-методическое пособие. Оренбург: ГарнитураТаймс, 2007. 92 с.
29. Яковлева С.Г. Планирование урока: идея, воплощение, итог. Практика образования. 2015. №1. С.2-8.
30. Яковлева С.Г. Планирование урока: идея, воплощение, итог. Практика образования. 2015. №1.2-8 с.
31. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности: учеб.пособие.-/Е.Л. Яковлева.-М: Флинта, 2015.-224с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.