Развитие творческих способностей старшеклассника-залог формирования успешной личности
Оценка 4.6

Развитие творческих способностей старшеклассника-залог формирования успешной личности

Оценка 4.6
doc
31.03.2021
Развитие творческих способностей старшеклассника-залог формирования успешной личности
А.А.Александровастатья-4.doc

 

 

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКА – ЗАЛОГ ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ

А.А.Александрова

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

«Гимназия №75» г.Казани

 

      Сейчас ни для кого не секрет, что одной из главных задач учителя английского языка становится формирования творческих способностей у подростков. Мы видим, что современное общество движется по пути передачи функций рутинного мышления машинам, ожидая от человека мышления творческого, продуктивного. Теперь уже нет смысла быть ходячей энциклопедией, поскольку любая интересующая нас информация может быть получена за весьма короткий срок благодаря электронике. От человека всё больше ожидается умение придумывать и создавать. И школа должна прореагировать на эти изменяющиеся социальные условия: нам следует учить умению творить точно так же, как и чтению, письму и другим умениям. Но переориентация школы на обучение креативности - задача чрезвычайно трудоёмкая.

      Трудно себе представить обучение языку в чистом виде, без истории его развития, народной культуры и быта, что является одним из условий, обеспечивающих преподавание иностранного языка и развитие творческих способностей школьников на конкретном жизненном материале.

      В идеале, учитель должен способствовать развитию творческого потенциала учеников на каждом уроке. В старшей школе  увеличивается объем времени, затрачиваемый учениками на самостоятельную работу. Приобретение знаний, умений и навыков самостоятельной работы приучает учащихся к творческой деятельности, развивает творческое мышление, создает предпосылки для их применения в будущей профессиональной деятельности, совершенствует способности общения. Чем больше разнообразных заданий используется, тем эффективнее результаты.

В старших классах можно выделить следующие формы работы над развитием творческих умений: практические занятия (спецкурсы),  использование песен и стихов (исполнение на языке и перевод), применение современных  компьютерных программ, защита проектов, участие в конкурсах и конференциях.

      Наиболее отчетливо направления творческой деятельности учеников проявляются в их увлечениях, таких как фотография, коллекционирование,  переписка с зарубежными друзьями и т. д. Подобные увлечения могут использоваться для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка и их творческого самовыражения.

       Рассмотрим один из наиболее распространенных  видов практической и познавательной деятельности школьников, наиболее полно развивающий творческие способности личности – метод проектов. который не только приобщает учащихся к исследовательской деятельности,  но и развивает их самостоятельность, независимость, оригинальность мышления. Проектная деятельность заметно расширяет и углубляет знания учащихся в процессе работы над проектом, учит взаимодействовать друг с другом, овладевать умением пользоваться языком, формирует  умение работы с информацией на английском языке. Участникам проекта приходится решать проблему, предлагая рациональные способы решения, находя убедительные аргументы, доказывающие правильность выбранного пути. При выполнении любых творческих заданий ученикам приходится использовать дополнительную литературу, средства массовой информации, возможности Интернета. Систематизируя методический опыт работы над проектами, можно выделить следующие этапы работы:

1.     Презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике. Учитель как бы подталкивает учащихся к проектной работе.

2.     Дальше следует выдвижение гипотез решения выявленной проблемы т.н. мозговой штурм, обсуждение и обоснование каждой из гипотез.  На этом этапе идёт работа со все классом, дети высказывают пожелания, спорят, предлагают . Параллельно идет отработка речевых навыков.

3.     Далее учащиеся  обсуждают методы проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе - по гипотезе), предлагают возможные источники информации для проверки выдвинутой гипотезы, обсуждают оформления результатов.

4.     Далее происходит сбор информации с помощью анкет, интервью. Параллельно решаются языковые задачи  (говорение или письмо, а так же, чтение или слушание).

5.     Затем следует оформление собранной информации для презентации. При этом учащиеся работают индивидуально и в группах, рисуют диаграммы, схемы и т.д.

6.     И наконец, защита проектов каждой из групп. При этом все остальные становятся их оппонентами. Здесь подразумевается   объединение всего материала в единое целое и получение конечного продукта. Это может быть стенгазета, путеводитель по городу (району, квартире), небольшая презентация, журнал и т.д.

 

        Подобные  технологии позволяют сделать занятия с ученикам эмоционально-насыщенными, при этом не упускается из виду развитие речи учащихся не только на английском, но и на родном языке.

             Метод проектов используется на  практике и в начальном и среднем звене, но особенно актуальным становится в старших классах. Если в начале изучения языка это простые проекты без презентации, то в старших классах перед учениками ставятся более серьезные задачи для исследования, такие, как:  «Сan a human be alone?»  «Extended families. Advantages and disadvantages» «Healthy way of life»  и т.д.

Задания такого рода способствуют практическому применению языка; дети становятся более  раскрепощенные, не боятся говорить. Кроме того, такие задания полезны, ведь они запоминаются учащимися. Проектная деятельность помогает учителю безошибочно определить, на что способен каждый ученик.

        Проекты – это одна из наиболее удачных форм освоения предмета, стимулирующая речевую и мыслительную деятельность учеников, вызывающая живой интерес и здоровый азарт. Вовлекая учащихся в проектную деятельность, хочется, чтобы каждый из них максимально развил и использовал свои способности уже здесь, в школе, а в дальнейшем, стал хорошим специалистом и высокообразованным человеком, чтобы развитие творческих способностей стало залогом формирования успешной личности.

 

Список литературы:

Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 624 с.
Александрова Л.А. Развитие личности школьника в условиях новой образовательной среды. // Образование в современной школе.- 2005.- № 5. – С.53-56.

Мельников Л. Активизируйте свои способности. // Наука и религия.- 2003.- № 8. – С. 51-52.

Симановский А.И. Структура профессионально важных качеств учителя, необходимых для организации творческого обучения. // Мир психологии. – 2002. - № 4. - С. 215-222.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Рассмотрим один из наиболее распространенных видов практической и познавательной деятельности школьников, наиболее полно развивающий творческие способности личности – метод проектов

Рассмотрим один из наиболее распространенных видов практической и познавательной деятельности школьников, наиболее полно развивающий творческие способности личности – метод проектов

Если в начале изучения языка это простые проекты без презентации, то в старших классах перед учениками ставятся более серьезные задачи для исследования, такие, как: «С…

Если в начале изучения языка это простые проекты без презентации, то в старших классах перед учениками ставятся более серьезные задачи для исследования, такие, как: «С…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2021