Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе
Я часто задаю себе вопрос: как помочь маленькому человеку, который сейчас сидит за партой, справиться с тем обилием информации, которая на него сваливается и в школе и дома. Как научить использовать эту информацию? Как выбрать нужное? Ведь потребление информации само по себе еще не гарантирует повышение уровня образованности.
Основной целью системы современного образования является воспитание разносторонне развитой личности с серьёзным интеллектуальным потенциалом. В связи с переходом отечественной системы образования на ФГОС второго поколения, выросла потребность в совершенствовании приёмов и методов работы с детьми, которые позволят развить в учащихся самостоятельность мышления, креативность, способность к решению жизненных задач нестандартными методами. Стандарты нового поколения ставят перед российским образованием новую цель-воспитание: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Начальное образование должно гарантировать разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. Проблема развития творческих способностей не нова для психолого-педагогических исследований и до сих пор актуальна, так как:
а) общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он принесёт максимальную пользу;
б) это одна из основных задач образования;
в) не только школу, но и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся;
г) младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для развития творческой личности.
Другими словами, задача школы и каждого педагога создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные. В современных условиях мы должны сформировать у учащихся:
· мотивацию к работе;
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
· способность к самооценке.
Научить учащихся:
1. принимать и сохранять учебную задачу;
2. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
3. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
4. строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Изучая современные педагогические технологии, я сделала вывод о том, что вышеперечисленные умения и мыслительные операции лучше развиваются при введении в методический инструментарий приемов развития критического мышления.
Уроки литературного чтения – это то поле деятельности, где наиболее полно могут раскрыться интеллектуальные, духовные, нравственные способности школьника. Чтение, как учебный предмет, имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства.
В начальной школе на уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, которая помогает младшему школьнику осознать себя думающим, грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Именно грамотный читатель испытывает потребность в постоянном чтении книг, понимает прослушанное и прочитанное произведение, владеет техникой чтения, а также приёмами работы с текстом, умеет самостоятельно подобрать книгу для чтения, оценить и проанализировать содержание прочитанного, рекомендовать друзьям понравившиеся книги и авторов. Учитель обращает внимание начинающих читателей на отношение автора к своим героям и к окружающему их миру, на словесно-образную природу художественного произведения, на нравственные проблемы, которые волнуют автора. Дети учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем большее воздействие на личность оно оказывает. Поэтому в качестве одной из ведущих задач обучения чтению, программа выдвигает задачу обучения восприятию художественного произведения. В современной методике при восприятии художественного произведения принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии, так как художественное произведение допускает возможность различных трактовок. Под полноценным восприятием понимаем способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения. Полноценное восприятие художественного произведения характеризуется наличием эстетических оценок и личностным отношением детей к прочитанному, пониманием не только логической стороны произведения, но и восприятием его образной и эмоциональной стороны.
Несмотря на разнообразные трактовки понятия критическое мышление российскими и зарубежными авторами, которые не противоречат, а скорее дополняют друг друга, общий смысл их сводится к следующему: критически мыслить - значит осознанно оценивать, рассуждать, мыслить.
Для достижения ожидаемых результатов уроки в технологии критического мышления я строю по схеме: «вызов – осмысление – рефлексия». Основу составляет базовая технологическая модель трех стадий учебно-познавательной деятельности «вызов – осмысление – рефлексия», позволяющая учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активный поиск информации и размышлять о том, что они узнали.
Первая стадия, стадия вызова – актуализирует имеющиеся знания учащихся, пробуждает интерес к теме; именно здесь определяются цели изучения материала. Для этого используют различные приемы: прием «Мозгового штурма», составление кластера, сбор «корзины идей». На основе имеющихся знаний учащиеся могут строить свои прогнозы, определять цели познавательной деятельности на данном уроке. На стадии вызова очень важно, чтобы у ученика возникала личная цель познания. Но возникает она благодаря тонкому, умелому воздействию со стороны взрослого. Только собственное желание, личная цель делает работу нетягостной, интересной, творческой, а, следовательно – эффективной.
Вторая стадия – осмысление нового материала (новой информации, идеи, понятия). Здесь происходит основная содержательная работа ученика с текстом, причем «текст» следует понимать достаточно широко, это может быть исторический документ или любой другой исторический источник, а также – речь учителя, видеоматериалы и др. В процессе работы ученика с новой информацией используются следующие приемы – чтение текста с остановками, составление сравнительных таблиц, бортовых журналов.
Например. Вторая стадия может включать в себя следующие элементы: блок творческого разогрева, когда учащиеся обращаются к эпиграфу, работают по «Ленте времени»: обращают внимание на важные исторические события, которые произошли за этот период; прослушивание аудиозаписи.
Блок «Работа в парах». Готовясь к выразительному чтению, учащиеся разбираются в лексическом значении слов, понимание которых может вызвать у них затруднения. Пытаются самостоятельно определить значение этих слов. На каждом столе есть красные карточки и зелёные карточки. Красные карточки – это слова или сочетания слов, а зелёные карточки – это их лексическое значение.
Блок «Содержательная часть»
Блок «Творческая разминка»
Блок «Работа в группах»
Третья стадия – размышления или рефлексии. Здесь ученик осмысляет изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к изучаемому материалу исправляет предшествующие представления, собранные на стадии вызова, получает новую информацию и определяет дальнейшие перспективы в изучении темы. На данной стадии возможно проведение дискуссии, написание исторического сочинения, эссе, составление синквейна, хокку (трехстишие, состоящее из двух пятисложных стихов и одного семисложного), сказки, составление концептуальной таблицы, «шесть шляп мышления».
Например. Продолжить фразу (рефлексия):
1. Меня взволновало…
2. Я задумался…
3. Мне сегодня удалось…
4. Мне было интересно…
5. Я затруднялся…
6. Хотелось бы…
7. К следующему уроку я…
Домашнее задание:
– Ребята, дома все поработаете:
а) над выразительностью чтения стихотворения (наизусть по желанию)
Те, кто пишет стихи,
б) попробуйте написать к следующему уроку свое стихотворение о природе.
Те, кто любит рисовать,
в) нарисуйте иллюстрацию к стихотворению.
Эти задания вы найдёте в рабочей тетради.
Рекомендация: просмотр художественного фильма.
Урок литературы – превращается не в монолог, а в диалог потенциальных творческих возможностей ученика и учителя, которые должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, интересными друг другу личностями. Решающим условием развития литературно-творческих способностей школьников является повседневная работа учителя с учетом интересов, способностей и подготовленности учеников. Одна из самых серьёзных задач – это научить детей думать, мыслить творчески, самостоятельно, раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.
Творчество перестает быть уделом единиц, а творческая работа помогает учащимся обретать личностный смысл и постигать собственные ценности. На помощь учителю приходит технология НФТМ-ТРИЗ, которая призвана помогать не только ребёнку быть более успешным в учёбе, но и улучшать качество жизни взрослого человека в той области деятельности, которой он занимается. Учитывая то, что система НФТМ-ТРИЗ основана на поисково-познавательной деятельности человека и направлена на развитие фантазии и творческого воображения, использование учителем её приёмов позволяет достигать глубокого усвоения фактических знаний, формировать стиль мышления, направленный не на приобретение готовых знаний, а на их самостоятельную генерацию, а так же умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в нужной области деятельности, умение понимать закономерности, воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач. Каждый ребёнок талантлив от природы и это является исходной позицией системы НФТМ-ТРИЗ. Воспитание личности через творчество – принцип работы по данной технологии, а создание учителем условий для выявления творческих способностей и их развития – основная задача.
Применение ТРИЗ на уроках литературного чтения даёт возможность учителю демонстрировать ученикам красоту научной мысли, использовать полученные знания для решения различных практических, исследовательских и учебных задач. На креативных уроках учитель, опираясь на индивидуальные возможности детей, создаёт условия для выявления и развития творческих способностей учащихся. Развитие познавательного интереса происходит через положительные эмоции и радость творчества на уроке.
Ссылки на источники
1. Дэвид Клустер. Что такое критическое мышление? // Интернет-журнал. Русский язык. – Издательский дом «Первое сентября». – № 29. – 2002. – http://rus.1september.ru/article.php?ID=200202902;
2. Волков Е.Н. Критическое мышление: принципы и признаки. –www.evolkov.net/critic.think/articles/Volkov.E.Critical.think.principles.introduction.html;
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федеральный закон РФ от 17 декабря 2010 г. №1897-ФЗ.
4. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.