РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ
КЛАССОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация
Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения
иностранного языка. Имитационные способности ребенка, природная любознательность и
потребность в познании нового, отсутствие «застывшей» системы ценностей и установок, а
также языкового барьера способствуют эффективному решению задач, стоящих перед учебным
предметом «иностранный язык».
На начальном этапе иностранный язык хотят учить все и берутся за это с
большим энтузиазмом. Потом появляется усталость и скука. Интерес к предмету падает,
результаты обучения ухудшаются. Задача каждого педагога – постоянно поддерживать и
повышать интерес учащихся к уроку. Развитие изобретательных и творческих способностей
ученика многократно увеличивает эффективность самого урока, создаёт условия для
раскрытия личности учащегося.
У каждого учителя есть свои маленькие изобретения и секреты, как сохранить интерес
учащихся к иностранному языку, как развивать их творческую активность.
Методическая копилка идей учителей английского языка
~ 15 ~
Главный помощник в обучении иностранному языку - это в первую очередь учебный
кабинет. Нужно оформить кабинет так, чтобы у ребенка возникло желание говорить на
иностранном языке.
Как же нужно обустроить кабинет английского языка?
- Можно покрасить кабинет в необычный цвет;
- Поставьте на парты маленькие настольные флажки - копии государственных флагов
стран;
- Повесьте на стены карты стран;
- Поместите на стенах и на двери кабинета альбомные листы с основными клише на
иностранном языке;
- Расположите в кабинете различные игрушки (куклы, зверушки, телефоны).
Использование наглядных пособий
- рисунков, картин, схем, таблиц, фотографий играет большую роль в обучении ИЯ. Их
применение на уроке вносит разнообразие в учебный процесс, дает учащимся возможность
визуально представить то, о чём говорится в той или иной ситуации.
Картинки вызывают положительные эмоции учащихся, пробуждают и развивают их
фантазию, выполняют важную роль в развитии творческих способностей детей.
Одним из эффективных средств развития познавательного интереса к изучению
иностранного языка является использование игр на уроке (ролевых, сюжетных и др.).
Ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой учащиеся выступают в
определенных ролях. Такая игра обладает большими возможностями мотивационно -
побудительного плана.
Игры можно использовать на различных этапах урока:
- В начале урока организуется фонетическая зарядка. Ее можно провести в занимательной
форме: в гости к детям приходят сказочные персонажи и предлагают свои фонетические
упражнения.
- На этапе предъявления нового материала. Так, при изучении темы „A Family" в гости к
ребятам приходит забавная Кошачья семья. Глядя на эту «семейку», дети дают всем членам
семьи имена, характеристики, и новая лексика по теме усваивается легко и с удовольствием.
- Для активизации лексического материала при изучении различных учебных тем,
например, при изучении темы „My Flat" на уроке дети используют разную мебель, в том числе
и игрушечную.
Использование песен на уроке повышает интерес к предмету. Музыка и пение помогают без
особого труда более прочному усвоению и расширению лексического запаса, так как
песенные тексты включают новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика
встречается в новом контекстуальном окружении, что способствует ее активизации. На
песенной основе значительно легче усваивается и грамматический материал. Песня
является стимулом для развития речевых навыков и умений, а также может выступать
релаксацией в середине или конце урока, когда дети устали. Можно проводить песенные
уроки, на которых можно не только спеть все песни, изученные за год, но и устроить
музыкальные состязания среди учащихся.
Одним из эффективных приемов обучения ИЯ является использование стихотворений и
рифмовок. Их можно применять в фонетической зарядке, при предъявлении лексики, при
изучении грамматики, поскольку эта форма наиболее удобна для запоминания и фонетической отработки материала. Заучивание небольших по объему стихов и рифмовок не требует
от учащихся больших усилий и служит эффективным средством усвоения языкового
материала.
Обращение к сказкам на уроке ИЯ поддерживает интерес детей к предмету, тем самым
повышается эффективность усвоения материала. Младшие школьники любят сказки. Они
без труда и с удовольствием будут усваивать новый лексический материал, если им на
помощь придут любимые сказочные герои. Можно устраивать инсценировки -
Методическая копилка идей учителей английского языка
~ 16 ~
костюмированные шоу. Дети заранее готовят маски выбранных персонажей, учат веселые
песенки, стишки и рифмовки, развешивают свои рисунки, изображающие героев каких-либо
сказок. На уроке дети разыгрывают маленькие сценки из сказок, представляют классу своих
героев, играют в игры, поют и танцуют с симпатичными сказочными персонажами.
Коллективные формы деятельности - один из способов сделать урок ярким и
запоминающимся. Наиболее полно данный вид работы представлен на завершающем
этапе изучения темы, когда необходимо систематизировать весь пройденный материал.
Например, можно провести урок- соревнование «Зов джунглей» при изучении темы
«Животные».
Элементы неожиданности или сюрпризы на уроке тоже помогают развивать творческую
активность учащихся. Все экспромты на уроке должны быть заранее хорошо подготовлены и
детально продуманы.
Информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения
иностранному языку. Использование компьютерных программ повышает познавательную
активность и мотивацию учащихся. Например, при знакомстве учащихся с алфавитом можно
использовать «Уроки тетушки совы».
Учитывая, что младшие школьники быстро утомляются, необходимо разумно чередовать
разные виды деятельности на уроке: фронтальные, парные и индивидуальные формы
работы, использовать зарядку, динамические паузы, игры, соревнования и другое. Важным
условием эффективности урока является поддержание доброжелательной обстановки,
располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха.
Все используемые на уроке приемы должны быть направлены на развитие творческих и
изобретательных способностей учащихся. И, конечно же, наша задача при обучении
иностранному языку - увлечь, а не развлечь; научить, а не навредить; развить, а не забить.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных
учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2000. - 232с.
2. Козвонина В.П. Развитие творческих способностей учащихся. Нач. шк. 2000. №7.
3. Лукьянчикова Н.В. Обучение иностранному языку на начальном этапе обучения. // - Начальная
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.