Развитие творчества детей дошкольного возраста
в процессе театральных игр.
Театр - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством и музыкой. Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет театр детям, праздничное и радостное представление об окружающем мире. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию, и именно поэтому было решено обратиться к этому виду искусства и деятельности, для ознакомления с родным краем. Сознавая все это, мы в детском саду организовали бесплатный театральный кружок, который посещают воспитанники старшего дошкольного возраста.
Создали условия для театральной деятельности: изготовили ширму, приобрели наборы кукол, изготовили недостающие вместе с детьми, украсив наряды кукол марийским орнаментом. Были сделаны легкие, удобные переносные ширмы, куклы для детской руки, яркие выразительные декорации. Заинтересовав воспитанников театром, дети с большим желанием стали посещать театральный кружок. С детьми поставили ряд марийских сказок: «Смоляной бычок», «Нончык – патыр», «Домик зайца», которые вызвали у детей живейший интерес. Воспитанники принимали активное участие в создании сказок, это способствовало развитию воображения, первоначальных творческих проявлений и ознакомлению с фольклором народа мари. После показа сказок дети отражали свои впечатления в самостоятельном художественном творчестве: рисовали, лепили, разыгрывали отдельные сценки, и не только в детском саду, но и дома. С воспитанниками проводили беседы, где дети высказывали свои впечатления об увиденном. Из бесед с детьми мы узнавали, что дети правильно поняли замысел марийской сказки: в сказке побеждает дружба, искренность, правдивость, доброта. После спектакля кукол оставляли в группе для самостоятельной деятельности, и дети с увлечением обыгрывали сказку.
В начале года поставили сказку «Соломенный бычок» по марийской народной сказке. К изготовлению костюмов привлекли родителей. Были сделаны очень яркие, нарядные марийские костюмы и куклы – персонажи к сказке. Воспитатель обучил детей кукловождению, для этого сначала показали детям, как выглядят куклы, как их нужно держать, как двигать. Разучивали с ребёнком текст, музыкальный руководитель помог ребёнку создать образ персонажа в движении и интонационно, всё это помогло ребёнку усвоить и принять родную культуру, в результате получился яркий запоминающий спектакль. Затем уже воспитанники самостоятельно придумывали сюжеты для театральных игр, выбирая по желанию персонажей из предложенных кукол бибабо, декорации, использовали атрибуты марийского мини – музея.
Для того чтобы творческая активность продолжалась и дома, мы старались привлечь к этой проблеме и родителей. Давали им консультации, приглашали на наши сказки, поставленные силами детей. Родители начали проявлять интерес к театру кукол, предлагали свои услуги: кто-то из родителей помог в изготовлении декораций, кто-то сшил марийский костюм, также пополнился наш мини – музей различными экспонатами. Со слов детей мы узнали, что во многих семьях стали практиковаться театральные развлечения. Проявление такого общего интереса сплачивает коллектив детей, воспитателей и родителей.
Таким образом, общаясь непосредственно изо дня в день с искусством театра, дети учатся быть более терпимыми друг к другу, сдержанными и собранными. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость, а знакомство детей с марийскими сказками и музыкой помогает ближе познакомиться с марийским фольклором культурой народа мари.
Библиографический список.
Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников», М., ЦГЛ, 2005 г.
Соловьёва Е., Царенко Л. «Наследие. И быль, и сказка.» М., Обруч, 2011 г.
Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?», М., ТЦ Сфера, 2004 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.