Влияние долгосрочных совместных занятий художественным проектированием из бумаги на формирование учебных навыков и сплочение детского коллектива
Лямина Лариса Александровна,
педагог дополнительного образования
В современной системе образования все большее внимание уделяется внеурочной деятельности как важному элементу формирования универсальных учебных действий и личностных качеств обучающихся. Особый интерес представляет анализ долгосрочного воздействия систематических занятий по конкретной программе на развитие детей. В данной статье рассматривается трехлетний опыт реализации программы «Художественное проектирование из бумаги» для одного класса, и ее влияние на различные аспекты учебной деятельности и межличностные отношения в детском коллективе.
Программа «Художественное проектирование из бумаги» включает в себя изучение различных техник работы с бумагой: оригами, квиллинг, торцевание, модульное конструирование, создание объемных композиций. Особенностью данного курса является его продолжительность - три года, что позволяет проследить динамику изменений в развитии детей. В течение этого времени обучающиеся одного класса регулярно посещали занятия, в то время как часть детей в силу различных причин не была вовлечена в эту деятельность. Это создало уникальную возможность для сравнительного анализа.
По наблюдениям педагогов (педагога дополнительного образования и учителя этого класса), у детей, занимающихся художественным проектированием, отмечаются значительные улучшения в таких качествах, как аккуратность, внимательность и усидчивость. Эти изменения носят устойчивый характер и проявляются не только на самих занятиях, но и экстраполируются на другие учебные предметы. В частности, отмечено, что у этих детей заметно улучшился почерк, работы в тетрадях стали более аккуратными и структурированными. В математике прослеживается лучшее понимание геометрических понятий, что, вероятно, связано с постоянной работой с формами и пропорциями при создании бумажных конструкций.
Особенно показательным является развитие внимательности. Процесс создания бумажных изделий требует постоянной концентрации на деталях, точности движений, следования инструкциям. Эти навыки постепенно переносятся и на другие виды деятельности. Например, при выполнении контрольных работ по русскому языку обучающиеся, посещающие занятия, делают значительно меньше ошибок, связанных с невнимательностью, по сравнению с их сверстниками, не участвующими в программе.
Еще одним важным аспектом является развитие усидчивости. Работа над бумажными проектами часто требует много времени и терпения. Дети учатся доводить начатое до конца, не бросать работу при первых трудностях. Это качество становится особенно заметным при выполнении долгосрочных проектов и заданий в основном учебном процессе.
Интересно отметить, что все эти положительные изменения носят кумулятивный характер - они становятся более выраженными от года к году. Если после первого года обучения различия между детьми были минимальны, то к концу третьего года они стали статистически значимыми. Это подтверждает важность именно длительного и систематического характера занятий.
Не менее важным результатом совместных занятий стало сплочение детского коллектива. В процессе творческой деятельности дети учатся сотрудничать, помогать друг другу, совместно решать возникающие проблемы. Особенно ярко это проявляется при работе над групповыми проектами, такими как создание больших композиций или подготовка подарков к праздникам. У детей формируются общие интересы, язык общения, связанный с творческой деятельностью. Они начинают переносить навыки сотрудничества и в другие сферы школьной жизни.
Учителя отмечают, что класс, занимающийся художественным проектированием, отличается более дружелюбной атмосферой, меньшим количеством конфликтов, готовностью помогать друг другу в учебном процессе. Дети, которые в обычной учебной деятельности могли не находить точек соприкосновения, в творческом процессе обнаруживают общие интересы и начинают лучше понимать друг друга.
Важным фактором является и то, что все дети в классе обладают одинаковым набором знаний и умений в области работы с бумагой. Это создает основу для совместной деятельности на других уроках, например, при выполнении проектов по окружающему миру или технологии. Учитель может опираться на эти общие умения, зная, что все дети владеют определенными техниками и могут применять их в учебном процессе.
Еще одним положительным аспектом является развитие эстетического вкуса и творческого мышления. Дети, занимающиеся художественным проектированием, проявляют больше оригинальности при выполнении творческих заданий по другим предметам, у них развито чувство гармонии и пропорции. Это особенно заметно при создании презентаций, оформлении стенгазет или других визуальных материалов.
Стоит отметить и влияние занятий на эмоциональную сферу детей. Работа с бумагой, особенно при достижении видимых результатов, приносит детям радость и удовлетворение, повышает их самооценку. Это, в свою очередь, положительно сказывается и на общей учебной мотивации. Дети начинают верить в свои силы, понимают, что упорство и старание приводят к хорошим результатам.
Интересно, что положительный эффект от занятий проявляется даже у тех детей, которые изначально не проявляли особых способностей к ручному труду. Систематические занятия помогают им развить необходимые навыки, а поддержка одноклассников и педагога создает благоприятную атмосферу для преодоления трудностей.
Особую ценность представляет тот факт, что навыки, приобретенные на занятиях, дети могут применять и во внеучебной деятельности. Многие из них начинают самостоятельно создавать подарки для родных и друзей, украшать свой быт, что способствует их общему развитию и социализации.
Таким образом, трехлетний опыт реализации программы «Художественное проектирование из бумаги» демонстрирует значительный потенциал долгосрочных совместных творческих занятий для формирования не только специальных умений, но и общеучебных навыков, а также для сплочения детского коллектива. Положительные изменения, наблюдаемые у детей, подтверждают важность включения подобных программ в систему дополнительного образования.
Важно подчеркнуть, что ключевыми факторами успеха в данном случае являются именно длительность и систематичность занятий, а также их коллективный характер. Краткосрочные курсы или разовые мастер-классы не дают такого комплексного эффекта. Только продолжительная совместная деятельность позволяет сформировать устойчивые навыки и качественно изменить атмосферу в детском коллективе.
Полученные результаты открывают перспективы для дальнейшего изучения влияния долгосрочных творческих программ на различные аспекты развития детей. Особый интерес представляет возможность адаптации выявленных закономерностей к другим видам внеурочной деятельности, а также разработка методик целенаправленного формирования переноса приобретенных навыков на другие виды учебной деятельности.
Список литературы
1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 96 с.
2. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара: Учебная литература, 2018. – 208 с.
3. Горяева, Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека / Н.А. Горяева. – М.: Просвещение, 2008. – 144 с.
4. Конышева, Н.М. Художественный труд в начальной школе / Н.М. Конышева. – М.: Академия, 2007. – 192 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2021. – 53 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.