Ершова Е.М.
Развитие универсальных учебных действий средствами урока геометрии
В настоящее время подходы к формированию содержания школьного математического образования претерпели существенные изменения. В примерной программе основного общего образования по математике иначе сформулированы требования к результатам обучения, в нее включена характеристика учебной деятельности учащихся в процессе освоения курса. В примерной программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения и доказательства.
Применение технологии проблемно-диалогического обучения направлено на формирование и развитие универсальных учебных действий, что представлено на конкретном примере урока в 7 классе по теме «Смежные углы».
Цель образовательная: Вывести понятие смежных углов, рассмотреть свойство, учить применять свойство при решении задач;
Цель развивающая: способствовать развитию математической речи;
Цель воспитательная: способствовать развитию умения слушать и слышать собеседника, принимать самостоятельные решения.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
- Здравствуйте! Садитесь. Откройте тетради, запишите дату, а для темы урока оставьте место, мы ее запишем чуть позже.
- На прошедших уроках мы познакомились с некоторыми геометрическими фигурами. Назовите их. Насколько прочно вы освоили материал, мы узнаем, записав графический диктант.
_ - верное высказывание, - ложное высказывание.
1. Луч – это часть прямой, у которой есть начало, но нет конца.
2. Угол – геометрическая фигура, состоящая из двух лучей и одной точки.
3. Отрезок – это часть прямой, ограниченная двумя точками.
4. Биссектриса - это отрезок, который делит угол пополам.
5. Дополнительные лучи - лучи, образующие развернутый угол.
6.
Острый угол имеет
градусную меру меньше 90.
7.
Прямой угол –
угол, градусная мера которого 180.
8.
Развернутый угол
– угол, градусная мера которого 90.
_ _
_ _
- Проверьте свой рисунок. Оцените себя. Максимальный балл «8». Поднимите руки, кто справился с заданием на «8» баллов?
РЕЗУЛЬТАТ: умение воспринимать информацию, определять понятия; умение сравнивать объекты по заданным критериям; классифицировать представленный материал, осуществлять самооценку.
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ.
-Итак, какие виды углов вы знаете?
- А теперь посмотрите на рисунок. Здесь изображены пары углов.
D L
3
1 O M 5
6
2 4 C A O B
11
12
9
10
7
8
13
14
- На какие группы можно разбить данные пары углов по характерным признакам?
- Итак, вы отнесли рисунки с углами 3 и 4, 5 и 6 в одну группу. Что общего у этих пар углов? В чем различие?
- Что можно сказать про лучи ОА и ОВ ?
- А как расположены эти углы друг к другу?
- Как можно такие углы назвать?
- А кто-то знает, как называется граница земельного участка? ( межа)
- Как тогда можно назвать находящиеся рядом участки?(около межи, рядом с межой, т.е. какие?
- Тогда как же можно назвать эти углы?
- Сформулируйте тему урока.
- А как вы думаете, есть ли у этих углов какие-то особенности? А как по-другому можно назвать эти особенности?(свойства)
- Какая же у нас сегодня на уроке цель?
РЕЗУЛЬТАТ: умение формулировать цели, классифицировать, обобщать представленный материал; умение проводить несложные исследования, строить логическую цепочку рассуждений; умение излагать свое мнение, выдвигать версии, понимать позицию другого, различать в речи другого мнения, доказательства и факты.
«ОТКРЫТИЕ» НОВОГО ЗНАНИЯ.
- Итак, как называются такие углы?
- Что можно сказать про луч ОL для этих углов?
- А про два других луча?
- Какое определение можно дать для смежных углов?
- Итак, смежные углы – это…
- А каким, по-вашему, свойством они обладают? Ваши гипотезы.
(вернуться к рисунку, где обозначены углы 5 и 6)
- Можно ли найти сумму этих углов, не зная каждый из них?
- А на других рисунках это возможно? Почему? Каким же свойством обладают смежные углы?
РЕЗУЛЬТАТ: умение проводить несложные исследования, умение представлять информацию на математическом языке, корректировать свое мнение, критически оценивать полученный ответ.
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Разминка:
-Если вы согласны со следующими высказываниями, поднимите руки вверх, если нет – вперед.
ü Если один из смежных углов прямой, то и другой тоже прямой.
ü Если один из смежных углов острый, то и другой тоже острый.
ü Если один из смежных углов тупой, то другой острый.
ü Если смежные углы равны, то они прямые.
ü Если углы в сумме составляют 180, то они смежные.
ü Сумма смежных углов всегда равна 180
- Решим несколько задач по готовым чертежам.
![]() |
|||
![]() |
|||
45
125
В 3 раза > на 10 >
- У вас на партах лежат квадратные листочки. Возьмите и согните их пополам. Прочертите линию сгиба.
- Согните еще раз произвольно. Прочертите. Найдите смежные углы.
- Сколько пар смежных углов у вас получилось?
- Выберите одну любую пару и обозначьте цифрами. Поднимите и покажите.
РЕЗУЛЬТАТ: умение анализировать и применять полученную информацию, умение моделировать понятие смежных углов, устанавливать аналогии, представлять информацию в разных формах; умение осознанно использовать речевые средства; умение вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к одноклассникам
ИТОГ.
- Посмотрите на рисунки. Есть ли на них смежные углы?
1. 2.
3.
![]() |
4. 5.
- А на последнем рисунке сколько пар смежных углов вы нашли?
- А как вы думаете, есть ли на рисунках другие пары углов, которые обладают какими-то особенностями?
- Так вот об этих углах мы будем говорить на следующем уроке.
- Вы должны подумать и определить, как вы усвоили эту тему. Выберите себе соответствующий уровень: «4б» - №55,58; «6б» - № 61(а,б),68; «8б» - №61(г,д),66(б,в)
СПАСИБО ЗА УРОК!
Все этапы представленного урока в технологии проблемно-диалогического обучения представляют собой наглядный пример развития универсальных учебных действий на уроках геометрии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.