Чусовитина И. Л. учитель начальных классов МБОУ-СШ № 18 ст. Мочище Новосибирского района Новосибирской области.
"Развитие устной и письменной речи на уроках русского языка и литературного чтения"
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный периоды.
С самого начала речь возникает как средство общения. Позднее речь становится средством познания окружающего мира. Развиваясь, ребёнок пользуется всё более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребёнок овладевает закономерностями словообразования, многообразными синтаксическими конструкциями. Эти средства языка он использует для передачи своих всё более усложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности.
К семилетнему возрасту, дети уже в основном владеют важнейшими средствами морфологии и многими формами синтаксиса – в пределах разговорного стиля. Иными словами, дети овладевают разным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?
Развитие речи ребенка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства.
- Первое условие - это потребность общения, или коммуникации.
- Второе условие - создание речевой среды.
Овладение речью - это способ познания действительности, То есть речь нуждается в фактическом материале. Школьник хорошо расскажет или напишет только о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Материал должен быть общественно или личностно значимым. Это третье условие речевого развития.
В школе учащиеся овладевают чтением и письмом. И чтение, и письмо – это речевые умения и навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии, на навыке построения собственной речи и восприятие речи других людей. Письменная речь всегда строже устной, в ней отчётливо видны все ошибки и недочёты.
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности в условиях обширного информационного пространства современности. На мой взгляд, это связано с недостаточным уровнем развития мышления и, прежде всего, критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры, для которой “человек репродуцирующий” – понятие, в сущности, устаревшее и неинтересное. Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующая или творческая.
Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания и суждения как абсолютно верные. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни. Предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор. Повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией. Формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них. Позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.
Таким образом, умение мыслить критически помогает человеку сократить количество поступков, о которых после пришлось бы жалеть, а значит, увеличивает наши шансы на успех.
Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критическое мышление есть мышление социальное.
Критически мыслящий человек задает вопросы:
- Что я знаю?
- Что я узнал?
- Как изменились мои знания?
- Что я буду с этим делать?
В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.
Приемы РКМЧП:
- Чтение с остановками (стопами)
- Эссе
- Зигзаг
- Толстый и тонкий вопрос
- Знаю - Хочу знать - Узнал
- Прогнозы
- Кластер
- Синквейн, хокку
- Алфавит
1. Вызов - это актуализация знаний, т.е. обращение к тем знаниям, которые уже есть у учащегося.
Для достижения необходимого результата используется:
- спорные утверждения ("верные - неверные высказывания")
- перепутанные логические цепочки
-формулирование вопросов, ответы на которые, нужно найти в тексте
- составление рассказа по понятиям
- прогнозирование по изображению ( рисунку, портрету. видеофрагменту и т.дт)
- мозговой штурм
2. Осмысление - работа с новым материалом. На стадии осмысления используются различные методы:
- Работа с текстом ИНСЕРТ
- Эксперимент
- Просмотр кинофильма
- Работа с текстом и таблицей ЗХУ
- Проектная деятельность
- Работа с понятиями
- Кластер
3. Рефлексия - присвоение знаний. Рефлексия требует вдумчивого творческого рассмотрения того, как новые знания могут быть совмещены с предыдущим представлением. На этом этапе можно использовать графическую регистрацию материала:
- Кластеры
- Концептуальные таблицы (сравнительный анализ)
- Выстраивание логических цепочек
- Ведение двойного или трехчастного дневника
- Эссе, синквейн
Прием «Сводная таблица» помогает учащимся систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица предельно просто. Средняя колонка называется «Линии сравнения». В ней перечислены категории, по которым предполагается сравнение. В колонки, расположенные по обе стороны от «Линий сравнения», заносится информация, которую предстоит сравнивать.
Кластеры .Один из приемов РКМЧП – это кластер («гроздь», пучок, блок-схема, опорная схема), суть которого в выделении смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном порядке в виде грозди. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.
Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.
Метод обучения « Составления кластера» ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса .
В какой последовательности действовать, составляя кластер?
Последовательность действий при составлении «грозди» логична и проста.
Посередине классной доски или чистого листа пишется ключевое слово или предложение, являющееся главным в раскрытии темы, идеи.
Далее вокруг записываются другие слова или предложения, которые выражают факты, идеи, образы, подходящие для выбранной тематики.
По мере записи все новые элементы соединяются прямой линией с ключевым понятием. Каждый «спутник», в свою очередь, тоже имеет «спутников» - так устанавливаются новые логические связи между понятиями.
Используя кластер «Звуки», составленный на уроке обучения грамоте в добукварный период, характеризуем звуки при изучении букв в букварный период (опорная схема)
Способность резюмировать информацию, излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует от ученика вдумчивости и богатого понятийного запаса. Одним из приемов, представляющим собой синтез информации в лаконичной форме, позволяющим описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний, является синквейн. Работа над созданием синквейна является одним из эффективных методов развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Можно использовать на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии.
Каникулы Учитель. |
Критическое мышление. Учитель. |
Дерево предсказаний (слайд 12, 13) Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести, тексте. Алгоритм работы с приемом
На доске рисуется силуэт дерева:
Ствол дерева — это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений.
Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: "Возможно,…", "Вероятно,…". Количество ветвей не ограничено.
Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви).
На уроках, построенных по методу РКМ, прием "Дерево предсказаний" применяется на стадии вызова и анализируется на стадии размышления, или рефлексии.
Это лишь небольшая часть методических приемов, связанных с формированием критического мышления. Подробную информацию по данной теме можно найти в Интернете на сайте международного журнала о критическом мышлении “Перемена” http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru
Технология развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного роста школьника, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей. РКМЧП помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.
Библиография:
Критическое мышление. //Глоссарий. – Единое окно доступа к образовательным ресурсам. –http://window.edu.ru/window/glossary?p_gl_id=643
Диана Халперн. Психология критического мышления. – 4-е междунар изд. – СПб.: Питер, 2000 – 512 с. –http://www.alleng.ru/d/psy/psy026.htm
Дэвид Клустер. Что такое критическое мышление? // Интернет-журнал. Русский язык. – Издательский дом «Первое сентября». – № 29. – 2002. – http://rus.1september.ru/article.php?ID=200202902
Игорь Загашев. Лекция 1 . Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. Стратегия «Чтение с остановками». – Педагогический университет «Первое сентября» – http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm
Волков Е.Н. Критическое мышление: принципы и признаки. –http://www.evolkov.net/critic.think/articles/Volkov.E.Critical.think.principles.introduction.html
Г. Линдсей, К. Халл, Р. Томпсон. Творческое и критическое мышление. –http://nkozlov.ru/library/samorazvit/d4031/
Татьяна Ноэль-Цигульская. О критическом мышлении. – http://noelrt.com/?p=266
Анна Веретенникова. Американский опыт – толчок к критическому мышлению. –http://www.prof.msu.ru/publ/book6/c62_03.htm#p1
В.А.Болотов, Спиро, Джоди. Критическое мышление – ключ к преобразованиям российской школы. // Директор школы. 1995. № 1. С. 67-73. – http://www.ecsocman.edu.ru/direktor/msg/171918.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.