РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФИЛЬМА
Оценка 4.7

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФИЛЬМА

Оценка 4.7
doc
07.04.2023
РАЗВИТИЕ  УСТНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФИЛЬМА
методическая разработка.doc

РАЗВИТИЕ
УСТНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФИЛЬМА

Художественный аутентичный фильм является одним из самых
привлекательных и эффективных средств обучения иностранному языку в старших классах образовательных школ и вузах. Отсюда вытекает острая необходимость организовать соответствующую работу с
художественным фильмом на уроке иностранного языка. Целями и
задачами такой работы являются:
получение страноведческой информации, совершенствование
навыков аудирования, говорения и, что не менее важно, развитие эстетического вкуса у учащихся.
Поэтому для преподавателя очень важно отобрать такой фильм на иностранном языке, который бы соответствовал всем вышеперечисленным целям и задачам и который бы имел ценность в языковом отношении, а по тематике входил бы в круг интересов современной российской молодежи.
При выборе фильма принимаются во внимание следующие аспекты:
— определение учебных целей и задач (что мы достигнем, показав данный фильм);
— анализ условий в конкретной учебной группе (кому мы покажем фильм и при каких условиях);

— анализ самого фильма (почему именно этот фильм мы хотим показать);
— определение учебной ситуации (как нужно организовать подготовительную работу, чтобы демонстрация фильма органично вписалась в учебный процесс).
Поскольку с первым аспектом у учителя особых проблем не возникает, остановимся на остальных трех.

При анализе условий в конкретной учебной группе необходимо учитывать следующее:
1) в каком объеме учащиеся владеют иностранным языком;
2) какой жизненный опыт и какие знания, особенно в отношении тематики фильма, имеются у учащихся на момент просмотра фильма;
3) какую дополнительную информацию необходимо сообщить учащимся для понимания фильма;
4) какое оборудование необходимо для просмотра фильма, убедиться, что нет проблем со звуком и изображением;
5) какие виды работы с фильмом наиболее целесообразны, это касается и самостоятельной работы.
Выбирая  художественный фильм, необходимо принимать во внимание такие требования к нему, как:
1. Аутентичность фильма. Он должен быть снят профессионалами в стране изучаемого языка. Кроме того, язык, на котором говорят герои, должен соответствовать стандартному языку, а реалии в фильме отражать современную эпоху.
2. Тематика фильма. Она должна быть актуальной и интересной. У учащихся должно возникнуть желание узнать больше о стране изучаемого языка и о людях (в нашем случае — молодежи), которые говорят на этом языке.
3. Ценность художественного фильма с точки зрения языка. При этом необходимо выяснить, каким багажом новых незнакомых слов потребуется овладеть для понимания содержания фильма.

При определении учебной ситуации следует помнить, что разнообразные приемы, которые используются при работе с иноязычными текстами, песнями, документальными и учебными фильмами, также применимы при работе с художественным  фильмом. Но при этом также следует учитывать определенные особенности фильма как особого жанра. Итак, при подготовке к показу фильма необходимо:
1. Определить, сколько времени мы можем уделить работе с художественным фильмом. Его продолжительность обычно варьируется от 60 до 120 минут, Школьный же учитель имеет в распоряжении 45 минут урока, поэтому целесообразнее выделять отдельные фрагменты из фильма, имеющие логическую последовательность событий, и работать с каждым из таких фрагментов. Показ всего фильма может быть осуществлен как заключительный этап всей работы над ним.
2. Разработать с учетом поставленных целей, языковых и страноведческих особенностей фильма и его тематики упражнения и задания, направленные на снятие языковых трудностей, на полное понимание содержания фильма, на раскрытие и обсуждение проблематики фильма, на разъяснение реалий и менталитета другой культуры. Такие упражнения и задания условно можно разделить на три группы: упражнения перед просмотром фильма, во время демонстрации и после нее.
2.1. Упражнения и задания перед просмотром фильма ориентированы на уже имеющийся у учащихся опыт для снятия языковых трудностей и разъяснение реалий, например:
Если у учащихся обнаруживаются ограниченные знания о событиях, происходящих в фильме, то перед просмотром фильма нужно дать им дополнительную информацию. Кроме того, перед показом можно поставить вопросы, ответы на которые учащиеся найдут, лишь просмотрев фильм.

Для выполнения этих заданий, а также для проверки ответов целесообразно просматривать отрывок несколько раз.
2.3. Упражнения после презентации фильма (отрывка):
2.3.1. Обсуждение характеров и поведения героев.
2.3.2. Драматизация просмотренного отрывка.
2.3.3. Ролевые игры по фильму.
2.3.4. Перенесение событий в российскую действительность.
2.3.5. Предположение развития дальнейших событий фильма.
2.3.6. Написание биографий главных героев.

2.3.7. Составление и заполнение кроссвордов.
2.3.8. Разработка и выполнение проектов.
2.3.9. Написание рецензий на фильм.

Таким образом, использование аутентичного художественного фильма на уроке иностранного языка способствует развитию устной речи учащихся (умений монологической и диалогической речи).
Преподаватель имеет все возможности для использования художественного фильма на практических занятиях по иностранному языку, и в его силах сделать урок более информативным, познавательным и интересным.

С помощью аутентичного художественного фильма на уроке зримо создается речевая ситуация, в которой обучаемые должны адекватно проявить себя в коммуникативном плане: выразить свое мнение/отношение, высказаться по теме, сформулировать идею, вступить в дискуссию и т. д.

1. Фильм как средство формирования умений монологического высказывания.

Многие методисты, как иностранные, так и российские, занимаются разработкой упражнений для формирования умений монологического высказывания на основе видеофильма / видеофрагмента. Так, Ю.А. Комарова рассматривает функционирование видеофрагментов в учебном процессе как функционирование опор, призванных способствовать формированию конкретных умений.  Она определяет их функции в соответствии с этапами работы над ними на уроке:
1-й этап: видеофрагмент — содержательная опора (видеофрагмент (ВФ) — 1)
2-й этап: видеофрагмент — смысловая опора(ВФ—2)
3-й этап: видеофрагмент — стимул (ВФ — 3) Принимая во внимание функции видеофрагментов на каждом этапе, Ю.А. Комарова выделяет умения построения монологического высказывания следующим образом:
1-й этап: умение выражать свои мысли в монологической форме с опорой на ВФ — 1.
2-й этап: умение развертывать стратегию высказывания — монолога с опорой на ВФ —2.
З-й этап: умение высказываться в форме монолога с опорой на ВФ — З.
На каждом этапе Ю.А. Комарова предлагает комплекс последовательно усложняющихся упражнений, предусматривающих вариативную основу: на звуковую дорожку (ЗД), на видеодорожку (ВД), на звуковую и видеодорожку одновременно, например:

Зд:
— посмотрите, поймите, определите, ответьте на вопросы,
— послушайте, представьте, что в это время происходит на экране, расскажите об этом,
— послушайте, скажите, что вы можете рассказать об этом персонаже, как вы его себе представляете, посмотрите, сравните.
ВД:
— посмотрите и расскажите тем, кто не видел,
— посмотрите, разыграйте продолжение,
— посмотрите, скажите, что бы вы сделали на месте персонажа, почему,
— посмотрите, будьте готовы озвучить видеофрагмент,
— посмотрите, разыграйте ситуацию, придумайте или вспомните похожую
— посмотрите фрагмент из немого фильма, расскажите, опишите, докажите.
Похожие методы работы над фильмом предлагает и методист из США Ф. - Й. Вехаге. Он выделяет несколько циклов упражнений, связанных с демонстрацией видеофильма без звука и со звуком:

1-й этап: подготовительный. На этом этапе выполняются упражнения по аудированию  диалогов, которые будут звучать в фильме (без картинки);
составляются списки вопросов по содержанию.

2-й этап: интерактивные упражнения в группе перед демонстрацией фильма
— диалоги, отражающие ситуацию в фильме;
— выработка полного сценария;
— обсуждение названия фильма;
— предложения по названию фильма.

3-й этап: просмотр фильма без звука

— описание отдельных кадров фильма (стоп-кадр);
— презентация отдельной сцены с последующим ее обсуждением, интерпретацией;
— предвосхищение содержания последующей сцены;
— сбор необходимых для описания сцены лексических единиц;

— составление письменно диалога / текста из фильма (групповая работа);
— составление вопросов к просмотренному видеофрагменту;
— рассказ содержания видеофрагмента в различных грамматических временах.

 

4-й этап: просмотр фильма со звуком
— отметить в предложенном списке слова, которые учащиеся видят и слышат
— вставить в предложенный текст важные пропущенные слова;
— провести ролевую игру по содержанию видеофрагмента;
— составить вопросы для общения, дискуссии по содержанию фильма
— выполнить языковые грамматические упражнения, базирующиеся на материале видеофрагмента;
— воссоздать текст видеофрагмента в групповой работе;
— воссоздать содержание фильма в групповой работе.


5-й этап: упражнения после просмотра видеофильма :
— распределить предложения в логической последовательности развития событий в фильме;
— создать продукцию нового — собственного — видеотекста;
— составить упражнения к изображению и к звуковой дорожке;
— ответить письменно или устно на вопросы;
— провести работу над текстом с пропущенными словами;
— создать свой видеофильм.
Работа с художественным фильмом на уроке, конечно же, отличается от работы над видеофрагментом, но некоторые предложенные в этом комплексе упражнения можно использовать и в нашем случае для развития умений монологического высказывания.
На всех этапах восприятия и осмысления содержания художественного фильма происходит накопление лексико-грамматического материала для реализации монологического высказывания по теме фильма, с одной стороны, с другой — возникает потребность в выражении личностного отношения к событиям, героям фильма, их поступкам, идейному содержанию фильма, позиции автора. В связи с этим можно предложить несколько видов заданий, способствующих формированию умений монологического высказывания учащихся.

Преддемонстрационный этап
1. Ассоциограмма: какие жанры кинофильмов вам известны?
2. Расскажите, где может молодежь посмотреть новый фильм?
З. Какие фильмы вы любите смотреть и почему?
4. Расскажите, какие фильмы смотрят члены вашей семьи.
5. Что вам известно о киноискусстве Германии, Австрии?
б. Расскажите о вашем любимом фильме.
7. Расскажите о вашем любимом киноактере.
8. Прочитайте название фильма и скажите, о чем может идти речь в фильме.
9. Посмотрите на афишу (кадр) из фильма и определите его содержание.
10. Что вас заинтриговало в названии фильма? Как вы думаете, как будут развиваться события?


Демонстрационный этап
1. Зафиксируйте последовательность действий главного героя. Дайте их краткое описание.
2. Отметьте во время просмотра ключевые слова, характеризующие данный эпизод, чтобы после просмотра рассказать по ним о произошедших событиях.
З. Определите мотивы поведения героя.
4. Посмотрите эпизод из фильма и скажите, как бы вы поступили в такой ситуации?
5. Запишите глаголы, характеризующие действия персонажей фильма. Расскажите после просмотра фильма о действиях героев.

Этап контроля понимания содержания фильма
1. Восстановите последовательность событий в фильме.
2. Составьте перечень событий фильма. Расскажите о них по плану.
З. Какой эпизод произвел на вас наиболее сильное впечатление? Почему?
4. Расскажите о событии в фильме, которое произвело на вас наиболее сильное впечатление.
5. Дайте характеристику героям/герою фильма.
б. Выскажите свое отношения к поступку / поступкам героя / героев фильма.
7. Прочтите предложенные вам высказывания героев фильма. К кому они относятся? При каких обстоятельствах они были сделаны?
8. Скажите, как поступил бы герой, если бы другой персонаж фильма поступил следующим образом: …
9. Согласны ли вы с позицией авторов фильма?
10. В чем заключается, на ваш взгляд, идея фильма?

Творческий этап
1. Находите ли вы проблематику фильма актуальной? Почему?
2. Сравните ситуацию фильма с ситуацией, в которой вы находитесь? В чем вы находите сходство, в чем различие?
3. Сравните ситуацию в фильме с ситуацией в нашей стране.
4. Как бы вы могли помочь герою фильма?
5. Как можно было бы предотвратить сложившуюся ситуацию?
6. Что бы вы изменили в сценарии фильма и почему?
7. Какое продолжение могла бы иметь эта история?
8. Охарактеризуйте игру актера, который произвел на вас сильное впечатление.
9. Представьте, что вы в жюри кинофестиваля. Какой будет ваша речь в пользу этого фильма при присуждении главного приза?
10. Составьте аннотацию к фильму.
11. Нарисуйте афишу к фильму и сделайте ее презентацию в классе.
12. Создайте буклет к фильму и осуществите его презентацию.
13. Представьте, что вы — режиссер фильма. Как бы вы рассказали на пресс-конференции об истории создании фильма? о его теме и идее?
14. Представьте на пресс-конференции актеров, участвовавших в создании фильма.
15. Найдите дополнительную информацию по проблематике фильма в Интернете и осуществите ее презентацию в классе.
16. Противопоставьте автору фильма свое собственное мнение / видение проблемы и обоснуйте его.
17. Скажите, что, по вашему мнению, следует сделать, чтобы...
18. Как бы вы назвали фильм по-другому и почему?

II   Формирование умений диалогической речи на основе видеофильма

Художественный фильм представляет собой эффективное средство, обеспечивающее ту совокупность обстоятельств, которая вызывает речевое общение, благоприятствует или сопутствует ему, т.е. создает коммуникативную ситуацию.
Коммуникативная ситуация — основное условие для формирования универсального — и основного - умения диалогической речи, реплицирования. Реплицирование — умение использовать коммуникативно и функционально направленную реплику при совершении речевых действий, соответствующих факторам коммуникативной ситуации.
В качестве приема, используемого учителем во время демонстрации фильма, может выступать модифицированная фронтальная беседа — т. е. обучающая беседа. Этот прием ставит учащихся в ситуацию необходимости постоянного общения либо с учителем, либо с одноклассниками, либо с классом в целом, либо перевоплощаться в персонажей фильма и вступать в общение с другими его персонажами, выполняя задачу интерактивного взаимодействия в учебном процессе. Таким образом, данный прием способствует формированию умений реплицирования и готовит учащихся к продуктивной диалогической речи, построенной на лексико-грамматической основе демонстрируемого фильма.
В связи с этапами работы над фильмом можно предложить ряд упражнений по развитию диалогической речи учащихся.

Преддемонстрационный этап
1. Диалоги учащихся по теме, близкой к содержанию фильма, с целью активизации лексико-грамматического материала.
2. Составление серии диалогов (микродиалогов) к типичным ситуациям общения по теме.
3. Заполнение пропусков в репликах предложенного диалога на печатной основе, предвосхищающего диалог в фильме.
4. Расширение реплик в предложенном диалоге на печатной основе в соответствии с контекстом фильма.
5. Трансформация диалога на печатной основе путем изменения реплик в соответствии с новой коммуникативной задачей.
6. Составление диалога путем расположения смещенных реплик в смысловом порядке (печатная основа, разрезанный диалог).
7. Составление диалога по афише фильма.

8. Составление диалога на основе ключевых слов, отражающих определенную ситуацию и предвосхищающих диалог в фильме.
9. Интервью с режиссером до просмотра фильма.

Демонстрационный этап
1. Посмотрите эпизод из фильма и подумайте, какие вопросы вы задали бы герою фильма в связи с его действиями в данной ситуации.
2. Во время просмотра эпизода из фильма заполняйте пропуски в диалоге-образце.
3. Обратите внимание, как реагирует герой фильма на ..., какие языковые средства он употребляет.
4. Обратите внимание, как герои фильма используют в данной ситуации средства нонвербального общения.
5. Посмотрите эпизод и определите, как в данном диалоге проявляются особенности менталитета представителей данной культуры.

Этап контроля понимания содержания фильма
1. Посмотрите эпизод без звука и восстановите реплики диалога.
2. Заполните пропуски в репликах диалога (печатная основа).
3. Воспроизведите диалог, восстанавливал реплики одного из героев (печатная основа).
4. Воспроизведите диалог, используя начала реплик или ключевые слова, замещающие каждую реплику (печатная основа).
5. Воспроизведите диалог по ролям.
6. Разрезанный диалог: расположите предложенные реплики на печатной основе в смысловом порядке диалога из фильма.
7. Какие вопросы вы хотели бы задать герою фильма, запишите их.
Творческий этап
1. Как повел бы себя герой фильма, если бы... Составьте диалог в такой ситуации (работа в парах).
2. Придумайте диалог между героями фильма в условиях ...(парная, групповая работа).
3. драматизируйте эпизод из фильма (групповая работа).
4. Выберите понравившийся вам эпизод из фильма и драматизируйте его в групповой работе.
5. Интервью с героем фильма (режим: ученик — класс).
6. Пресс-конференция с режиссером фильма (режим: режиссер —представители прессы)
7. дискуссия по проблематике фильма между его сторонниками и противниками (режим: группа — группа).
8. Постарайтесь убедить сценариста фильма в необходимости внесения изменений в сценарий (режим: сценарист — класс).
9. Пресс-конференция с актерами.
Предлагаемая система упражнений для работы с фрагментами аутентичного художественного фильма либо с целым художественным фильмом целиком позволит учителю не только создать коммуникативные ситуации, приближенные к условиям реального общения, но и будет способствовать знакомству учащихся с принятыми нормами речевого взаимодействия и особенностями коммуникативного поведения носителей изучаемого языка.

 

 

 


РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

Тематика фильма. Она должна быть актуальной и интересной

Тематика фильма. Она должна быть актуальной и интересной

Составление и заполнение кроссвордов

Составление и заполнение кроссвордов

ВД: — посмотрите и расскажите тем, кто не видел, — посмотрите, разыграйте продолжение, — посмотрите, скажите, что бы вы сделали на месте персонажа, почему, —…

ВД: — посмотрите и расскажите тем, кто не видел, — посмотрите, разыграйте продолжение, — посмотрите, скажите, что бы вы сделали на месте персонажа, почему, —…

Работа с художественным фильмом на уроке, конечно же, отличается от работы над видеофрагментом, но некоторые предложенные в этом комплексе упражнения можно использовать и в нашем…

Работа с художественным фильмом на уроке, конечно же, отличается от работы над видеофрагментом, но некоторые предложенные в этом комплексе упражнения можно использовать и в нашем…

Составьте перечень событий фильма

Составьте перечень событий фильма

Коммуникативная ситуация — основное условие для формирования универсального — и основного - умения диалогической речи, реплицирования

Коммуникативная ситуация — основное условие для формирования универсального — и основного - умения диалогической речи, реплицирования

Посмотрите эпизод и определите, как в данном диалоге проявляются особенности менталитета представителей данной культуры

Посмотрите эпизод и определите, как в данном диалоге проявляются особенности менталитета представителей данной культуры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2023