Н.В. Рыбакова
Научный руководитель: Е.В.Шарапановская,
К. психол. н.
РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ЛИЧНОСТИ КАК ЗАДАЧА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
Жизнь современного общества характеризуется повышенной интенсификацией труда, нарастающими требованиями социума, большими объемами информации, которая в значительной степени носит негативный характер.
В современных условиях на первое место выступает проблема социальной ценности человека, при этом психологическое здоровье и психологическое благополучие являются одними из важных объективных условий жизнедеятельности. Человеку приходится быть готовым к постоянным изменениям, делать выборы, принимать решения в нестандартных ситуациях. Часто возникают с ситуациями, которые можно назвать трудными жизненными ситуациями. Они могут существенно нарушать психологическое благополучие и требуют от личности повышенных ресурсов жизнестойкости. Возможности личности в поддержании психологического благополучия являются залогом сохранения, развития и укрепления здоровья и профессионального долголетия личности.
Совладание с трудной жизненной ситуацией особенно затруднено в тех случаях, когда наблюдается недостаточная жизнестойкость, или недостаточная сформированность личностных качеств, способствующих эффективному решению возникающих проблем. В связи с этим возникает необходимость в изучении психологического благополучия у лиц с разным уровнем жизнестойкости и стратегиями совладания личностью с трудными жизненными ситуациями.
Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание созданию условий для поддержания здоровья различных групп населения. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегия государственной молодежной политики определяют одним из приоритетных направлений работы создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи Важное место в данной работе должны занять вопросы улучшения здоровья наших сограждан. С 2009 года реализуется государственная программа «Здоровая Россия» — это долгосрочная программа, поскольку касается изменения стандартов жизни, затрагивающих базовые жизненные установки людей. Программа предполагает модернизацию гражданского общества для улучшения качества жизни всего населения. Без этого сегодня невозможно решить проблемы физического и духовного оздоровления России.
В ноябре 2010 года принята новая ведомственная целевая программа «Молодежь Алтая» на 2011-2013 годы. Среди задач, которые ставятся на ближайшие три года, – «формирование в молодежной среде здорового образа жизни, системы традиционных, нравственных и семейных ценностей» и обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации.
Возможности повышения жизнестойкости личности, повышения психологического благополучия путем вовлечения детей, молодежи, населения в активную социально-психологическую деятельность, открывают новые пути формирования гражданской позиции, а также сохранения, развития и укрепления здоровья и профессионального долголетия личности, улучшения социального климата в обществе.
В процессе жизни человек формирует свое мировоззрение, свою жизненную позицию, включающие идеи о себе и окружающем мире, жизненные принципы и набор программ поведения. Жизненная позиция – это не только наличие субъективных отношений, но и их действенная, практическая реализация личностью в жизни. Проект предлагает своим участникам возможности формирования позиции человека, позитивно относящегося к жизни, и реализации этой позиции. Такая форма работы закрепляет собственные психологические достижения личности на пути продвижения к желаемому качеству жизни, психологическому благополучию и способствует тому, чтобы участники стремились улучшить социальный климат в обществе, заботясь о психологическом благополучии других.
Человек чувствует себя несчастливым, психологически неблагополучным, неспособным справляться с жизненными задачами потому, что он определенным образом обрабатывает опыт, мысли и чувства[]. Необходимо создавать условия, способствующие перестройке личности с негативного мышления на позитивное, научить участников движения относиться к жизни так, чтобы получить свободу выбора, ощутить себя счастливым человеком и помочь в этом другому.
В ходе анализа теоретического материала и с опорой на опыт волонтерской работы нами разработано основное содержание просветительско-профилактической работы по повышению психологического благополучия, направленная на активизацию ресурсов жизнестойкости, а также способствующая выбору оптимальных стратегий совладающего поведения у участников проекта.
Факторами психологического благополучия являются стратегии совладающего поведения и жизнестойкость[]. Особенностью предлагаемой нами работы является активное включение участников волонтерского движения в работу по повышению психологического благополучия. Данная работа содействует не только повышению психологического благополучия волонтеров, и других участников (студентов, школьников, взрослого населения), но и формированию активной жизненной позиции у молодежи, обеспечивает базу для получения студентами навыков практической работы.
Для организации просветительско-профилактического проекта было проведено исследование, респондентами которого стали 60 студентов 2-3-4 курсов АлтГПА, обучающихся на различных специальностях.
На основании сопоставительного анализа результатов диагностики жизнестойкости и копинг-стратегий были выделены условные уровни возможностей респондентов по совладанию с трудной жизненной ситуацией: высокий уровень у 40% студентов, средний уровень возможностей совладания был выделен у 39% студентов, а низкий у 21% студентов.
При сопоставлении условных уровней возможностей респондентов по совладанию с трудной жизненной ситуацией с показателями психологического благополучия было выявлено, что студенты с высоким уровнем жизнестойкости(40%) выбирают конструктивные стратегии совладающего поведения и имеют высокий уровень психологического благополучия. Студенты, имеющие низкий уровень жизнестойкости (21%), выбирают деструктивные стратегии совладающего поведения и характеризуются низким уровнем психологического благополучия.
В ходе анализа результатов исследования нами были выявлены подгруппы, в которых выявлена такая зависимость: 40% студентов с высоким уровнем жизнестойкости выбирают конструктивный копинг (планирование или позитивная переоценка, или принятие ответственности, или поиск социальной поддержки) и имеют высокий уровень психологического благополучия; а 21% студентов, имеющие низкий уровень жизнестойкости выбирают менее конструктивный копинг (конфронтация или дистанцирование, или бегство - избегание) и демонстрируют низкий уровень психологического благополучия.
На основании сопоставительного анализа результатов диагностики жизнестойкости и копинг-стратегий были выделены условные уровни возможностей респондентов по совладанию с трудной жизненной ситуацией: высокий уровень у 40% студентов, средний уровень возможностей совладания был выделен у 39% студентов, а низкий у 21% студентов.
Центр психологического и социального здоровья молодежи ИПиП АлтГПА выступил инициатором и организатором реализации разработанного нами просветительского проекта, позволяющего реализовать новую форму работы со школьниками, молодежью, взрослым населением – социально-психологическое движение на волонтерской основе. Проект предусматривает и популярную игровую форму, которая позволяет включать в него старших дошкольников и младших школьников. В качестве методистов-организаторов работают магистранты института психологии и педагогики, студенты старших курсов - волонтеры ЦПиСЗМ.
Участником движения (волонтером) может стать тот, кто принял для себя основные идеи проекта, воплощает их в своей жизни, профессиональной деятельности, активно учится этому и, в свою очередь, участвует в популяризации основных идей движения.
Цель проекта: повышение качества жизни и профилактика негативных психологических состояний среди детей, молодежи и взрослого населения посредством включения их в волонтерское движение, популяризирующее идеи позитивного отношения к жизни и активизации личностных ресурсов жизнестойкости.
Задачи проекта:
1. Популяризация позитивного отношения к жизни.
2. Содействие осознанию ответственности, как за собственное психологическое благополучие, так и за психологическое благополучие значимых окружающих людей.
3. Создание условий для формирования активной жизненной позиции у школьников и молодежи.
4. Развитие психогигиенических навыков поддержания психологического благополучия (психологической/эмоциональной/ устойчивости), защиты от негативной информации.
5. Активизация личностных ресурсов жизнестойкости школьников, молодежи, взрослого населения.
6. Оптимизация психологической безопасности информационного пространства дома, в образовательном учреждении и на работе.
В настоящее время волонтеры занимаются работой по популяризации идей проекта среди школьников и населения города Барнаула и Алтайского края. В течение двух месяцев, прошедших после презентации проекта, к движению подключились 10 организаторов-методистов, а также более 200 участников. Психологические акции «Улыбнись жизни!» успешно прошли в ряде образовательных учреждений (МОУ «Лицей № 3», МОУ «Лицей № 73» и др). Проект открывает возможности для организации нового направления работы не только психологической службы образования, но и различных социальных учреждений, любых коммерческих организаций.
Библиографический список:
1. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости – М.: Смысл, 2006. – 63 с.
2. Мадди С. Смыслообразование в процессах принятия решения // Психологический журнал. – 2005. – Т. 26. – № 6. – С. 87-101.
3. Нартова-Бочавер С.К. Психология личности и межличностных отношений. – М: Эксмо-Пресс, 2001. – 415 с.
4. Шевеленкова Т.Д.Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методологическое исследование) // Психологическая диагностика. 2005, №3. С.95-130 (В соавторстве в Фесенко П.П.)
5.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.