Развитие чувств у маленьких детей и дошкольников

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 15.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Воспитание чувств у ребенка, начиная с первых лет его жизни, является важнейшей педагогической задачей, не менее важной, чем воспитание его ума. От того, как будут усваиваться новые знания и умения, и ради достижения каких целей они будут использоваться в дальнейшем, решающим образом зависит от характера отношения ребенка к людям и к окружающей действительности. Формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определенных условиях становятся внутренним достоянием детской личности, содержанием побудительных мотивов его поведения. В результате такого усвоения ребенок приобретает своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления, он оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные.В РАБОТЕ РАССКАЗЫВАЕТСЯ О ТОМ, ЧТО Воспитание чувств у ребенка, начиная с первых лет его жизни, является важнейшей педагогической задачей, не менее важной, чем воспитание его ума. От того, как будут усваиваться новые знания и умения, и ради достижения каких целей они будут использоваться в дальнейшем, решающим образом зависит от характера отношения ребенка к людям и к окружающей действительности.
Иконка файла материала razvitie_chuvstv_u_detey(1).docx
Развитие чувств у маленьких детей и дошкольников. Воспитание чувств у ребенка, начиная с первых лет его жизни, является важнейшей  педагогической задачей, не менее важной, чем воспитание его ума. От того, как будут  усваиваться новые знания и умения, и ради достижения каких целей они будут  использоваться в дальнейшем, решающим образом зависит от характера отношения  ребенка к людям и к окружающей действительности.   Формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком  социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при  определенных условиях становятся внутренним достоянием детской личности,  содержанием побудительных мотивов его поведения. В результате такого усвоения  ребенок приобретает своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми  наблюдаемые явления, он оценивает их эмоционально как привлекательные или  отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные.   Для того чтобы ребенок не только понял объективное значение норм и требований, но и  проникся к ним соответствующим эмоциональным отношением, для того, чтобы они стали критериями его эмоциональных оценок своих и чужих поступков, недостаточно  объяснений и указаний воспитателя и других взрослых. Эти объяснения должны найти  подкрепление в собственном практическом опыте ребенка, в опыте его деятельности.      Причем решающую роль здесь играет включение дошкольника в содержательную,  совместную с другими детьми и взрослыми деятельность. Она позволяет ему  непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определенных  норм и правил для достижения важных и интересных целей.   Итак, эмоции ребенка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры  этой деятельности.   По мере развития у ребенка формируются новые потребности и интересы. Он начинает  интересоваться не только узким кругом вещей, которые непосредственно связаны с  удовлетворением его органической потребности в пище, в тепле, в физическом уходе.  Интересы его распространяются на более широкий мир окружающих предметов, явлений  и событий, а вместе с тем эмоциональные проявления его становятся сложнее и  содержательнее.   Постепенно у ребенка возникают простейшие моральные переживания. Появляется еще  наивное удовлетворение при выполнении требований окружающих, соблюдении норм и  правил поведения.   Таким образом, эмоциональные переживания начинают вызываться не только тем, что  просто приятно или неприятно, но и тем, что хорошо или плохо, что соответствует или  противоречит требованиям окружающих людей. К началу дошкольного возраста ребенок приходит уже с относительно богатым  эмоциональным опытом. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные  события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоцийносит у него весьма непосредственный характер, они бурно проявляются в его мимике,  словах, движениях.   Особое значение для маленького ребенка имеет установление теплых, ласковых  отношений с воспитателем.   Значительное, но не всегда достаточно учитываемое влияние оказывает на  эмоциональное состояние ребенка оценка его поступков. У большинства детей  положительные оценки повышают тонус нервной системы, увеличивают эффективность  выполняемой деятельности. В то же время отрицательные оценки, особенно если они  повторяются, создают подавленное настроение, угнетают физическую и умственную  активность.   Для понимания детских эмоций необходимо выявить источники их происхождения,  лежащие в осмысленной деятельности ребенка, под влиянием которой он начинает по­ новому не только понимать, но и переживать этот мир.   Музыкальные занятия, слушание сказок и художественных рассказов, знакомство с  родной природой, драматизированные игры, лепка, рисование развивают у дошкольника  эстетические переживания, учат чувствовать красоту в окружающей жизни и в  произведениях искусства.   Занятия и дидактические игры, обогащающие его новыми знаниями, заставляющие  напрягать его свой ум для решения какой­либо познавательной задачи, развивают у  дошкольников различные интеллектуальные эмоции. Удивление при встрече с новым,  неизвестным, любопытство и любознательность, уверенность или сомнения в своих  суждениях, радость от найденного решения – все эти эмоции являются необходимой  составной частью мыслительной деятельности.   Наконец, и это самое важное, нравственное воспитание, знакомство с жизнью людей,  выполнение посильных трудовых заданий, практическое овладение нормами поведения в  семье и в коллективе детского сада формируют у дошкольников сферу эмоциональных  проявлений.   Нравственные чувства развиваются у ребенка в процессе деятельности, в результате  практического выполнения нравственных требований, которые предъявляют к нему  окружающие люди.   На основании сказанного можно заключить, что внутреннее эмоциональное отношение   ребенка к окружающей действительности как бы вырастает из его практических  взаимодействий с этой действительностью и что новые эмоции возникают и развиваются в  процессе его чувственно­предметной деятельности.   Вместе с тем существенный вклад в развитие мотивационно­ эмоциональной сферы  детей вносят и такие виды детской деятельности, как игра и знакомство с  художественными произведениями.

Посмотрите также