Воспитание чувств у ребенка, начиная с первых лет его жизни, является важнейшей педагогической задачей, не менее важной, чем воспитание его ума. От того, как будут усваиваться новые знания и умения, и ради достижения каких целей они будут использоваться в дальнейшем, решающим образом зависит от характера отношения ребенка к людям и к окружающей действительности.
Формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определенных условиях становятся внутренним достоянием детской личности, содержанием побудительных мотивов его поведения. В результате такого усвоения ребенок приобретает своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления, он оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные.В РАБОТЕ РАССКАЗЫВАЕТСЯ О ТОМ, ЧТО Воспитание чувств у ребенка, начиная с первых лет его жизни, является важнейшей педагогической задачей, не менее важной, чем воспитание его ума. От того, как будут усваиваться новые знания и умения, и ради достижения каких целей они будут использоваться в дальнейшем, решающим образом зависит от характера отношения ребенка к людям и к окружающей действительности.
Развитие чувств у маленьких детей и дошкольников.
Воспитание чувств у ребенка, начиная с первых лет его жизни, является важнейшей
педагогической задачей, не менее важной, чем воспитание его ума. От того, как будут
усваиваться новые знания и умения, и ради достижения каких целей они будут
использоваться в дальнейшем, решающим образом зависит от характера отношения
ребенка к людям и к окружающей действительности.
Формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком
социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при
определенных условиях становятся внутренним достоянием детской личности,
содержанием побудительных мотивов его поведения. В результате такого усвоения
ребенок приобретает своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми
наблюдаемые явления, он оценивает их эмоционально как привлекательные или
отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные.
Для того чтобы ребенок не только понял объективное значение норм и требований, но и
проникся к ним соответствующим эмоциональным отношением, для того, чтобы они стали
критериями его эмоциональных оценок своих и чужих поступков, недостаточно
объяснений и указаний воспитателя и других взрослых. Эти объяснения должны найти
подкрепление в собственном практическом опыте ребенка, в опыте его деятельности.
Причем решающую роль здесь играет включение дошкольника в содержательную,
совместную с другими детьми и взрослыми деятельность. Она позволяет ему
непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определенных
норм и правил для достижения важных и интересных целей.
Итак, эмоции ребенка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры
этой деятельности.
По мере развития у ребенка формируются новые потребности и интересы. Он начинает
интересоваться не только узким кругом вещей, которые непосредственно связаны с
удовлетворением его органической потребности в пище, в тепле, в физическом уходе.
Интересы его распространяются на более широкий мир окружающих предметов, явлений
и событий, а вместе с тем эмоциональные проявления его становятся сложнее и
содержательнее.
Постепенно у ребенка возникают простейшие моральные переживания. Появляется еще
наивное удовлетворение при выполнении требований окружающих, соблюдении норм и
правил поведения.
Таким образом, эмоциональные переживания начинают вызываться не только тем, что
просто приятно или неприятно, но и тем, что хорошо или плохо, что соответствует или
противоречит требованиям окружающих людей.
К началу дошкольного возраста ребенок приходит уже с относительно богатым
эмоциональным опытом. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные
события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоцийносит у него весьма непосредственный характер, они бурно проявляются в его мимике,
словах, движениях.
Особое значение для маленького ребенка имеет установление теплых, ласковых
отношений с воспитателем.
Значительное, но не всегда достаточно учитываемое влияние оказывает на
эмоциональное состояние ребенка оценка его поступков. У большинства детей
положительные оценки повышают тонус нервной системы, увеличивают эффективность
выполняемой деятельности. В то же время отрицательные оценки, особенно если они
повторяются, создают подавленное настроение, угнетают физическую и умственную
активность.
Для понимания детских эмоций необходимо выявить источники их происхождения,
лежащие в осмысленной деятельности ребенка, под влиянием которой он начинает по
новому не только понимать, но и переживать этот мир.
Музыкальные занятия, слушание сказок и художественных рассказов, знакомство с
родной природой, драматизированные игры, лепка, рисование развивают у дошкольника
эстетические переживания, учат чувствовать красоту в окружающей жизни и в
произведениях искусства.
Занятия и дидактические игры, обогащающие его новыми знаниями, заставляющие
напрягать его свой ум для решения какойлибо познавательной задачи, развивают у
дошкольников различные интеллектуальные эмоции. Удивление при встрече с новым,
неизвестным, любопытство и любознательность, уверенность или сомнения в своих
суждениях, радость от найденного решения – все эти эмоции являются необходимой
составной частью мыслительной деятельности.
Наконец, и это самое важное, нравственное воспитание, знакомство с жизнью людей,
выполнение посильных трудовых заданий, практическое овладение нормами поведения в
семье и в коллективе детского сада формируют у дошкольников сферу эмоциональных
проявлений.
Нравственные чувства развиваются у ребенка в процессе деятельности, в результате
практического выполнения нравственных требований, которые предъявляют к нему
окружающие люди.
На основании сказанного можно заключить, что внутреннее эмоциональное отношение
ребенка к окружающей действительности как бы вырастает из его практических
взаимодействий с этой действительностью и что новые эмоции возникают и развиваются в
процессе его чувственнопредметной деятельности.
Вместе с тем существенный вклад в развитие мотивационно эмоциональной сферы
детей вносят и такие виды детской деятельности, как игра и знакомство с
художественными произведениями.