Подготовка спортсмена состоит из 4 составляющих: технической, тактической, психологической и физической. Одним из показателей физической подготовленности является определенная степень гибкости, позволяющая выполнять разнообразные технические действия с определенной амплитудой. Гибкость влияет на уровень развития координационных способностей, выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств /А.М. Максименко/, так необходимых в таком виде спорта как борьба Самбо. Многими тренерами и спортсменами игнорируется это сторона физической подготовки. А ведь развитию гибкости необходимо посвящать большое внимание на первых этапах подготовки и затем поддерживать на протяжении всей спортивной жизни спортсмена.
«РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ 1012
ЛЕТ»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
...................................................................................................................................3
ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1. Гибкость как физическое качество……………………………………….5
1.2. Факторы, определяющие развитие гибкости…………………………....7
1.3. Виды гибкости…………………………………………………………….14
1.4. Средства и методы развития гибкости…………………………………..17
1.5. Методические особенности развития гибкости………………………...21
1.6. Описание методик развития гибкости, в различных видах спорта……22
1.7. Способы измерения гибкости……………………………………………25
ГЛАВА II.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАДАЧИ,
ЦЕЛЬ,
2.1. Организация педагогического эксперимента……………………………...27
2.2. Особенности методики……………………………………………………..30
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
3.1. Измерения и расчеты………………………………………………………34
3.2. Обработка полученных результатов……………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ…………………………………………………...45
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………..46
1ВВЕДЕНИЕ
Борьба самбо относительно молодой, но довольно популярный и
интенсивно развивающийся вид спортивного единоборства, а также
комплексная система самозащиты разработанная в СССР. Российские
самбисты являются неоспоримыми лидерами на международной арене.
Однако с каждым годом сборной России по самбо все тяжелее удается
удерживать лидирующие позиции. В связи с этим мы считаем, что необходимо
пересмотреть методы подготовки борцов.
Подготовка спортсмена состоит из 4 составляющих: технической,
тактической, психологической и физической.
Одним из показателей
физической подготовленности является определенная степень гибкости,
позволяющая выполнять разнообразные технические действия с определенной
амплитудой. Гибкость влияет на уровень развития координационных
способностей, выносливости, скоростных и скоростносиловых качеств /А.М.
Максименко/, так необходимых в таком виде спорта как борьба Самбо.
Многими тренерами и спортсменами игнорируется это сторона физической
подготовки. А ведь развитию гибкости необходимо посвящать большое
внимание на первых этапах подготовки и затем поддерживать на протяжении
всей спортивной жизни спортсмена.
Проделав анализ литературы по борьбе самбо [3,30,43,44] , можно
сделать выводы о том, что методик по развитию гибкости мало, а все что есть
безусловно устарело. Отсюда возникает проблема разработки новой
2современной методики развития гибкости у самбистов на этапе начальной
подготовки.
Актуальность. Разработка методов развития и поддержания качеств
гибкости и подвижности в суставах остается до настоящего времени
актуальной темой для борьбы самбо. Задачей данного исследования является
разработка новой современной методики развития и поддержания
специальной подвижности в суставах пояса нижних конечностей (ПНК) и
позвоночника у юных самбистов. Владение данными качествами способствует
гармоничному развитию, определяет возможность и качество освоения
трудных элементов борьбы и предупреждает травматизм.
Объект исследования. Юные самбисты 12 года обучения.
Предмет исследования. Содержание методики воспитания гибкости
юных самбистов.
Гипотеза. Предполагается, что применение специальных средств,
разработанных для экспериментальной группы юных самбистов 1012 лет,
повысит подвижность в тазобедренных суставах и позвоночнике.
Научная новизна. Разработана методика воспитания гибкости,
выявлена её эффективность в работе с юными самбистами 1012 лет.
Определены растягивающие упражнения, позволяющие целенаправленно
воздействовать на те, компоненты мышечной системы и суставы, которые в
наибольшей мере содействуют качеству и эффективности соревновательной
деятельности.
3ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1. Гибкость как физическое качество
Гибкость, как одно из физических качеств, спортсмена, играет не
последнюю роль во многих видах спорта, таких как спортивная и
художественная гимнастика, синхронное плавание, прыжки в воду, фигурное
катание и т.п. Борьба это сложнокоординационный вид спорта, в спортивной
подготовке которого, в первую очередь в ее техническом компоненте,
необходима способность к мышечной релаксации, иными словами необходимо
развивать гибкость.[15]. Прежде чем переходить к вопросу о методах
развитии гибкости, рассмотрим несколько определений, интересующего нас
понятия, встречающихся в литературе по теории физического воспитания и
литературных источниках близкого к ним характера.
Сила, выносливость, быстрота, ловкость и гибкость самые основные
физические качества человека. Одним из ценных двигательных качеств
человека является гибкость. По степени важности ученые и исследователи в
области физической культуры ставят гибкость на второе место после
выносливости, объясняя это тем, что упражнения на растягивание являются
эффективным средством укрепления здоровья человека и его гармоничного
физического развития.
Хорошо развитая гибкость формирует свободные, быстрые и точные
движения. При оптимальном уровне подвижности позвоночника и растянутых
4мышц тазобедренных и плечевых суставов, человек имеет возможность
выполнять мягкие, плавные и изящные движения. При отсутствии
оптимального уровня подвижности в суставах, трудно выполнять
амплитудные двигательные действия, отсюда снижение потенциальных
возможностей занимающихся [9].
Не развивая своевременно гибкость, есть риск столкнуться с
серьезными проблемами касательно здоровья. Ухудшение осанки, растяжения
и повреждение связок, хрящей – это не полный список заболеваний.
Сутулость спины, вызванная нерастянутыми короткими мышцами спины, в
итоге приводят к впалой грудной клетке, а это в свою очередь уменьшает
вентиляцию легких.
Малоэластичные мышцы бедра и спины вызывают лордоз, что приводит
к хроническим болям в пояснице и воспалению седалищного нерва.
Главной задачей физического воспитания является
всестороннее
позволяющая эффективно осваивать основные
развитие гибкости,
двигательные действия и результативно проявлять остальные двигательные
способности.
Выполнение движений с максимальной амплитудой неотъемлемая часть
профессиональной физической подготовки и спорта.
От недостаточной подвижности в суставах, прежде всего страдает
развитие таких физических качеств как сила, быстрота, скорость движений,
выносливость. Не гармоничное развитие физических качеств увеличивает
энергетические затраты организма, что зачастую приводит к серьёзным
травмам мышц и связок.
Главной задачей на этапе юношеского спорта, является необходимость
совершенствование специальной гибкости, т.е. повышение подвижности в тех
мышечных компонентах, которым предъявляет требования избранная
специализация.
5В лечебной физической культуре при возникновении наследственных и
возникающих травм, первая задача восстановление нормальной амплитуды
движений суставов [42].
1.2. Факторы, определяющие развитие гибкости
Прежде всего,
гибкость в значительной мере определяется
врожденными наследственными особенностями, имеющими индивидуальные
различия.
1.2.1. Анатомические особенности строения суставов
Движения, выполняемые человеком, осуществляются с помощью
подвижных соединений костей и суставов. Эти соединения состоят из
суставной сумки, окружающей в виде замкнутого чехла сочленяющиеся концы
костей, и укрепляющих сустав связок. Внутри суставной сумки находится
суставная полость, а в ней особая жидкость, которая предохраняет от трения
суставные поверхности костей. Кроме того, эти поверхности покрыты
гладким гиалиновым хрящом, что также уменьшает трение в суставе. Все
движения в суставе вращательные. Осью вращения считают линию, вокруг
которой совершается данное вращательное движение. При этом сочлененные
кости двигаются в плоскости, перпендикулярной оси вращения. Оси,
пересекающиеся в одной точке и перпендикулярные друг другу, называют
главными. Различают три главные оси вращения в суставах:
6
Переднезаднюю, вокруг которой происходит отведение и
приведение во фронтальной плоскости;
поперечную, вокруг которой происходит сгибание и
разгибание в сагиттальной (Сагиттальный, сагиттальная плоскость (от
лат. sagitta — стрела), термин, применяемый в анатомии животных и
человека для обозначения плоскости, идущей через тело в
переднезаднем направлении. Сагиттальная плоскость, проходящая
продольно строго по середине тела и делящая его на правую и левую
половины, называется срединной, или медианой.) плоскости;
вертикальную, вокруг которой происходит вращение внутрь
и кнаружи. Кроме этих движений в суставе возможна циркумдукция
(круговые движения).
Характер движений в суставах зависит от формы суставных
поверхностей.
Шаровидные суставы обеспечивают наиболее свободное движение с
наибольшей амплитудой. Движение может происходить вокруг трех осей. В
этом виде суставов кость, имеющая более или менее круглую головку,
размещается в чашеподобной или шаровидной ямке. Примером является
тазобедренный сустав.
Эллипсоидные или яйцевидные суставы. Движение в таком суставе
возможно вокруг двух осей: сгибаниеразгибание вокруг фронтальной оси и
отведениеприведение вокруг сагиттальной. Соприкасающаяся поверхность
имеет овальную форму, одна кость находится в эллипсоидной ямке на другой
кости. Примером является лучезапястный сустав.
7Блоковидные (шарнирные) суставы позволяют выполнять угловое
движение лишь в одной плоскости, ограничивая его сгибаниемразгибанием.
Примеры – локтевой и коленный суставы.
Цилиндрические суставы обеспечивают вращательное движение вокруг
одной оси. В этом виде суставов кольцо стержня или же стержнеобразный
отросток вращается в пределах кольца, образованного костью и
соединительной тканью. Вращение является единственным возможным
движением. Примером являются 1ый и 2ой шейные позвонки, которые
обеспечивают вращение головы, а также суставы между лучевой и локтевой
костями, обеспечивающие пронацию и супинацию предплечья.
Плоские или тугоподвижные, суставы дают возможность выполнять
только скользящие движения. Примерами могут служить небольшие
суставные поверхности позвонков и межпястные суставы кисти.
Соприкасающиеся поверхности почти плоские или же одна поверхность
может быть слегка выгнутой, а другая слегка вогнутой.
Седловидные суставы по форме напоминают седло: поверхность
каждой кости является вогнутой в одном направлении и выгнутой в
перпендикулярном ему направлении. Движение в суставе может выполняться
в двух направлениях: сгибаниеразгибание и отведениеприведение. Лучшим
примером сустава этого вида является запястнопястный сустав у основания
большого пальца.
1.2.2. Эластичные свойства мышц и связок
В связи со степенью подвижности в суставах в специальной литературе
отмечается роль связок. Связки это пучки фиброзной соединительной ткани,
располагающиеся в толще или поверх фиброзного слоя сумки, иногда внутри
полости сустава между суставными поверхностями. При этом считается, что
8систематическими физическими упражнениями можно увеличить до
известной степени растяжимость связок. Это происходит за счет улучшения
их эластических свойств .
Помимо тренирующего фактора, на эластичность связок оказывают
влияние такие факторы, как врожденные качества эластичности, присущие
связкам того или иного индивидуума. Кроме того, на эластичность связочного
аппарата влияет возраст, т.к. с течением времени эластичность ухудшается.
Ряд авторов отмечает, что связки обладают заметно меньшей
эластичностью, чем мышцы. По причине своей относительной жесткости
связочный аппарат нередко оказывает тормозящее воздействие при
исполнении ряда движений, требующих подвижности в суставах и гибкости
всего двигательного аппарата [14].
Амплитуда движений в суставах определяется работой их тормозных
аппаратов (если бы каждое движение не тормозилось, оно продолжалось бы
бесконечно в одном направлении, даже при минимальной величине движущих
сил, а амплитуда была бы безграничной): связочного, костного и мышечного.
Костное и связочное торможение обуславливается:
1) Разницей протяженности суставных поверхностей;
2) Размерами костных выступов;
3) Пассивным сопротивлением растягиваемых связок и сумки сустава.
Мышечное торможение осуществляется мышцами, расположенными на
стороне, противоположной направлению движения. В случае пассивного
движения следует различать тормоз и ограничитель движения. Тормозом в
таком движении являются мышцы, а связочный аппарат и другие мягкие
ткани ограничителем кости. В обычных условиях человек использует лишь
9сравнительно небольшую часть анатомической (предельной) подвижности и
постоянно сохраняет огромный резерв пассивной подвижности, который
может быть использован в любой момент. Даже во время занятий такими
видами спорта, как легкая атлетика, гимнастика, плавание, которые
предъявляют повышенные требования к подвижности в суставах,
используются лишь 8095% анатомической подвижности.
Активное движение в суставе выполняется мышцамисинергистами,
деятельность которых корригируется центральной нервной системой.
Торможение активного движения обеспечивается только мышцами
антагонистами. Связочный аппарат и другие элементы сустава при активных
движениях в тормозном процессе не учувствуют. Благодаря этому под
влиянием центральной нервной системы объем активного движения у одного и
того же человека может меняться в зависимости от функционального
состояния, что было показано в работах Н.Г. Озолина и его учеников.
Понятно, что лучшей тренировкой подвижности в суставах и наиболее
сильным мобилизирующим фактором ее резервов являются регулярные
занятия физическими упражнениями и спортом.
1.2.3. Состояние ЦНС
Эластичные свойства связочного аппарата в определенной степени
зависит от общего состояния центральной нервной системы. В частности,
эмоциональность повышает эластичность, депрессия и пассивность, наоборот,
снижает эластичность связок и мышц [5,19]. Л.П.Матвеев указывает, что
проявление гибкости зависит не только от формы суставных поверхностей,
подвижности костных соединений, эластичности связок, сухожилий и мышц,
но также и от центральнонервных факторов, обусловливающих тонус мышц и
координацию их деятельности. Как известно, тонус мышц проявляет себя в
10виде постоянного непроизвольного напряжения мышечного аппарата и как
способность сопротивляться растяжению мышцы [14].
1.2.4. Возраст и пол
Подвижность в суставах развивается неравномерно в различные
возрастные периоды. У детей младшего и среднего школьного возраста
активная подвижность в суставах увеличивается, в дальнейшем она
уменьшается. Значительное ее уменьшение отмечается у людей старше 50 лет
и резкое после 60 лет. Объем пассивной подвижности в суставах также с
возрастом уменьшается. Причем, чем больше возраст, тем меньше разница
между активной и пассивной подвижностью в суставах. Это объясняется
постепенным ухудшением эластичности мышечносвязочного аппарата,
межпозвонковых дисков и другими морфологическими изменениями.
Изменения суставносвязочного аппарата после рождения проявляются
в неравномерном увеличении размеров суставных поверхностей, до развития
их хрящевого покрова , а также в увеличении коллагенового компонента
соединительной ткани и основного вещества хрящевой ткани. По завершении
тканевой дифференцировки капсулы и внутрисуставных образований
наступает охрящевление менисков, дисков и частично внутрисуставных
связок и капсулы суставов. Эти перестройки не могут не повлиять на
механические свойства связочного аппарата суставов: при взрослении его
прочность повышается. Одновременно возрастным изменениям подвергаются
и действующие на суставы мышцы, в результате чего происходят возрастные
изменения подвижности в суставах. Несоответствие размеров головки и
впадины суставов (преобладает протяженность суставной поверхности
головки) обусловливает в детские годы большую подвижность, чем по
достижении зрелости, когда сустав делается более конгруэнтным. Развитие в
процессе старения костных выростов (остеофитов) по краям суставных
11поверхностей способствует ограничению подвижности в суставах у людей
пожилого и старческого возраста. С возрастом снижается количество воды,
связанной с соединительными тканями, такими, как сухожилие. По
некоторым оценкам если в сухожилиях маленьких детей содержание воды
составляет приблизительно 8085 %, то у взрослых этот показатель снижается
до 70 % (Eliot, 1965).
Возрастные особенности суставов, необходимо принимать во внимание
в процессе воспитания гибкости. Оптимальным возрастом совершенствования
гибкости является период с 8 до 14 лет. Н.Г.Озолин считает: «Развивать
подвижность в суставах до требуемого уровня следует в подготовительном
периоде. В соревновательном периоде необходимо только поддерживать
достигнутый уровень суставной подвижности.» Отмечается, что у женщин во
всех возрастах гибкость, как правило выше, чем у мужчин [25,26,27]
1.2.5. Силовая способность мышечной системы
Гибкость отрицательно связанна с силой: занятия силовыми
упражнениями могут вести к ограничению подвижности в суставах. Отсюда
занятия силовыми упражнениями целесообразно сочетать с выполнением
упражнений на гибкость. В выигрыше при этом оказываются оба физических
качества — мышцы не закрепощаются, гибкость не уменьшается [11,19,21].
1.2.6. Температура среды и тела
Целым рядом авторов отмечается важное влияние, которое оказывает
температура окружающей среды на эластичные свойства мышечносвязочного
аппарата и, как следствие, на эффективность упражнений, выполняемых с
большой амплитудой [8,10,11,17,21,22,26] .
Охлажденные связки и мышцы теряют эластичность. Поэтому
необходима интенсивная разминка и разогрев «до пота», перед тем как
12приступать к упражнениям на растяжку. Г.Г. Топальяном проводилось
исследование изменение гибкости тела под влиянием характера мышечной
деятельности на экспериментальной группе легкоатлетов. Измерения
гибкости производилось до тренировки, после разминки, после двух часовой
тренировки и, наконец, после дополнительной 10минутной игры в баскетбол.
Полученные данные показывают, что растяжимость мышц, а в связи с этим и
гибкость тела, во всех случаях после разминки больше, чем до неё. К концу 2
часовой тренировки гибкость тела ухудшалась. После дополнительной игры в
баскетбол гибкость тела резко улучшалась. Таким образом, данные
показывают, что чем больше двигательная активность человека, тем лучше
гибкость его тела [33].
1.2.7. Суточная периодика
На гибкости, больше чем на других физических качествах, сказывается
суточная периодика (Таблица 1). Так, в утренние часы гибкость значительно
ниже чем в дневные, а к вечеру вследствие общего утомления гибкость
снижается. Этот факт совершенно не влияет на время занятий упражнениями
на растягивания. Их можно включать не только в дневные и вечерние
тренировки, но в утреннюю гимнастику.
Таблица 1
Изменение гибкости(в мм) в различных условиях (по Н.Г. Озолину,
1953)
В 8 час.
утра
В 12 час.
После 10
дня
мин.
пребывания
в
обнаженном
виде при t
+10 в 12
13
После 2мин.
разминки в
12 час. дня
После 10
мин. в
горячей
ванне t 40 в
12 час. дня
После
утомительно
го
тренировочн
ого занятия
в 12 час. дня14
+35
час. дня
36
+78
+89
35
1.3. Виды гибкости
По признаку преимущественного проявления движущих сил различают
гибкость активную и пассивную.
Активная гибкость — способность
достигать больших амплитуд движения в какомлибо суставе за счет
активности мышечных групп, проходящих через этот сустав (т.е. за счет
собственных усилий). Развивается активная гибкость следующими методами:
упражнениями, в которых движения в суставе доводится до
предела за счет тяги собственных мышц.
упражнениями, в которых движение в суставе доводится до
предела, за счет создания определенной силы инерции (рывков).
Пассивная гибкость определяется наивысшей амплитудой, которую
можно достичь за счет внешних сил. Пассивная гибкость развивается
упражнениями, в которых для увеличения гибкости прилагается внешняя
сила: вес (борца или партнера) , сила партнера , вес различных предметов и
снарядов.
По признаку режима работы мышц различают динамическую и
статическую гибкость. Динамическая гибкость проявляется в упражнениях
динамического характера типа сгибанийразгибаний.
Статическая гибкость имеет место в статических упражнениях.
Например: удерживание ноги в положении «ласточка» или фиксация шпагата
в гимнастике.
14Попробуем несколько подробнее проанализировать разновидности
качества гибкости и подвижности с учетом имеющихся в литературе данных.
Выделяется четыре вида подвижности в суставах, которые образуются в
результате сочетания, с одной стороны, динамических факторов гибкости и
подвижности и, с другой стороны, кинематических факторов.
Первый вид статическая пассивная гибкость, которая проявляется,
как способность достигать экстремальных поз за счет внешних сил, при
одновременном расслаблении мышц, окружающих суставное сочленение.
Примерами упражнений в которых должна проявляться статическая
пассивная гибкость, являются так называемый "шпагат", выполняемый на
полу, такие упражнения, как висы сзади, выполняемые в покое, сгибание в
покое под нагрузкой и др. При исполнении учебных упражнений такого рода,
внешней силой вызывается экстремальное значение суставных углов, могут
быть внешние перегрузки, вызываемые с помощью партнера, а также
отягощениями и другими приемами.
Второй вид статическая активная гибкость, которая проявляется, как
способность фиксировать силой статические позы, требующие большой
подвижности в суставных сочленениях, например, вертикальный шпагат без
захвата, упор высоким углом на брусьях, вис высоким углом и аналогичные
положения.
Третий вид динамическая пассивная гибкость. Это качество
проявления гибкости в форме предельных по амплитуде суставных движений,
вызываемых внешними силами, в том числе разного рода перегрузками,
инерционными движениями и прочими факторами. Примером таких движений
в ходе которых должна проявляться специальная гибкость в суставных
сочленениях являются предельные сгибания ("складки"), при исполнении
некоторых бросковых махов, высокие взмахи, в ходе которых предельно
15высокие положения свободной ноги достигаются за счет мощного
инерционного движения конечности, предельное провисание в подвижных
висах (в том числе в висах сзади на перекладине). В данном случае
предельные суставные углы достигаются не только под действием силы
тяжести, но и при наличии дополнительных сил, действующих в системе,
например, центробежной силы инерции.
Четвертый вид динамическая активная гибкость. Это наименее
рациональная форма гибкости, т.е. обычно нет необходимости умышленно
исключать инерционное движение, как фактор увеличения суставной
подвижности. Однако, можно представить себе некоторые движения на
подвижность в суставах, исполняемые не столько из счет инерционного
движения, сколько за счет активной силы. Отсутствие быстрого инерционного
движения приближает эти случаи к случаям статической активной гибкости.
Примером может служить медленный подъем ноги до положения вертикали. В
данном случае, пока гимнаст не достигнет предельно высокого положения
ноги, где вновь проявляется качество активной статической гибкости,
большая амплитуда достигается за счет мощного сокращения мышц.
Подобным же образом действует мышечный аппарат и в таких несложных
упражнениях как медленное поднимание ног до положения высокого угла в
висе или высокого упора углом и т.п. Другими словами, качество
динамически активной гибкости проявляется или может проявляться во всех
случаях замедленного перехода в положение динамически активной гибкости
[14].
В широком смысле гибкость подразделяют на общую и специальную.
Общая гибкость подразумевает подвижность во всех суставах тела и
выполнение движений с большой амплитудой. Специальная гибкость –
выполнение движений с предельной амплитудой в отдельных суставах,
16требуемые для эффективности результата в спортивной и профессиональной
деятельности [15].
1.4. Средства и методы развития гибкости
Основными средствами развития гибкости являются упражнения,
выполняемые с максимальной амплитудой, так называемые упражнения на
растягивание. Основными ограничениями размаха движений являются мышцы
антагонисты. Главной задачей упражнений на растягивания является
растяжка соединительной ткани мышцантогонистов, делая их упругими
(подобно резиновому жгуту). Среди упражнений на растягивание различают:
активные, пассивные и статические.
Активные упражнения, движения с полной амплитудой, можно
выполнять без предметов и с предметами. Активная гибкость развивается в
1,5 2 раза медленней, пассивной [37].
В реальных условиях жизнедеятельности, гибкость чаще всего
проявляется в активных формах, поэтому в совокупности упражнений,
направленных на развитие подвижности суставов, преобладают активные
упражнения
Преимущественно активные упражнения в растягивании проявляются в
динамическом режиме, но для усиления воздействия на мышечный компонент,
включают статический режим с фиксацией звеньев тела в положениях,
соответствующим крайним точкам амплитуды движений. Например:
пружинистые наклоны с фиксацией и притягиванием туловища руками к
выпрямленным ногам [21].
К активным движениям с полной амплитудой относятся:
махи ногами и руками;
17
наклоны и вращательные движения туловищем.
Пассивные упражнения на гибкость включают:
движения, выполняемые с помощью партнера;
движения, выполняемые с отягощениями;
движения, выполняемые с помощью резинового
эспандера или амортизатора;
пассивные движения с использованием собственной
силы (притягивание туловища к ногам, сгибание кисти другой
рукой и т.п.);
движения, выполняемые на снарядах (в качестве
отягощения используют вес собственного тела) [42].
Они служат эффективным средством увеличения и сохранения запаса
гибкости и способствуют увеличению амплитуды активных движений [21].
Пассивные упражнения могут быть динамического (пружинного) или
статического (удержание позы) характера. Наибольший эффект для развития
пассивной гибкости приносит сочетание пружинных движений с последующей
фиксацией позы.
Существует разница между показателями активной и пассивной
гибкости, это связано с тем, что в пассивных упражнениях на гибкость,
достигается большая амплитуда движений, чем в активных упражнениях и
называется она запасом гибкости.
Статические упражнения, выполняемые с помощью партнера,
собственного веса тела или силы, требуют сохранения неподвижного
положения с предельной амплитудой в течение определенного времени (6–9
с). После этого следует расслабление, а затем повторение упражнения.
Упражнения для развития подвижности в суставах рекомендуется
проводить путем активного выполнения движений с постепенно
увеличивающейся амплитудой, использования пружинящих «самозахватов»,
18покачиваний, маховых движений с большой амплитудой.
Основные правила применения упражнений в растягивании: не
допускаются болевые ощущения, движения выполняются в медленном темпе,
постепенно увеличиваются их амплитуда и степень применения силы
помощника.
Воздействуя на гибкость в процессе физического воспитания и
обеспечение ее поступательного развития и долгого сохранения, различают
следующие режимы направленного воздействия на гибкость:
1.
Развивающий режим
массированное применение
растягивающих упражнений в системе различных методов и форм
организации.
2.
Поддерживающий режим
умеренное выполнение
упражнений на растягивание,
реадаптационного ухудшения гибкости.
с целью предотвращения
В процессе специального развития гибкости используются следующие
методы:
метод повторного упражнения;
метод статического растягивания;
метод совмещения с силовыми упражнениями;
игровой и соревновательный методы.
Основным методом развития гибкости является повторный метод,
когда упражнения на растягивание применяются многократно сериями.
Метод многократного растягивания основан на свойстве мышц растягиваться
при многочисленных повторениях. Начинают движения с небольшой
амплитуды, и постепенно увеличивают до максимума. Пределом
оптимального числа повторений , является уменьшение размаха движений или
возникновение болевых ощущений. В зависимости от пола, возраста и
физической подготовленности, занимающихся количество повторений в серии
19дифференцируется [7].
На уроках физической культуры широко применяются методы
статического растягивания: пассивные и активные, они основаны на
зависимости величины растягивания от его продолжительности. При
использовании данного метода,
предварительно расслабившись,
занимающиеся выполняют упражнение и удерживают конечное положение от
5 секунд до нескольких минут [18].
Метод совмещения с силовыми упражнениями основывается на
положении: мышца после продолжительной силовой работы укорачивается на
30% и более эффект «сократительной задолженности», если он
закрепляется, силовые возможности снижаются, а мышцы остаются
укороченными и в состоянии покоя, это доказывает необходимость
совместного развития силы и гибкости. Реализация совмещенного метода ,
обеспечивается подбором силовых упражнений, которые требуют высокой
подвижности работающих звеньев тела [7].
В работе с младшими школьниками,
в качестве методов
совершенствования гибкости, используются игровой и соревновательный
методы. Эти методы повышают интерес к выполнению монотонных
упражнений на растягивание и улучшают эмоциональный фон занимающихся
[22].
201.5. Методические особенности развития гибкости
При развитии и совершенствовании гибкости необходимо методически
правильно распределять нагрузку и ее дозировку при выполнении упражнений
на растягивание. Для достижения заметных успехов в развитии гибкости уже
через 3—4 месяца, многими авторами рекомендуются следующие
соотношения в использовании упражнений: активных 40%, пассивных 40% и
20% статических. Чем моложе занимающийся, тем больше должен быть объем
активных упражнений и меньше — статических.
По количеству повторений, динамике движений, а так же времени
удержания поз в статических положениях, специалистами разработаны
примерные рекомендации. Число повторений на первых занятиях составляет
не более 8— 10 раз. В дальнейшем, при выполнении упражнений на гибкость,
нагрузку следует увеличивать за счет количества упражнений и числа их
повторений. При активных упражнениях рекомендуемый темп составляет 1
повторение в 1 с; при пассивных, 1 повторение в 12 с; удержание позы в
статических положениях 36 с.
Последовательность упражнений на гибкость в одном занятии
выполняется следующая:
упражнения для верхних конечностей;
упражнения на мышцы туловища;
упражнения для нижних конечностей.
При выполнении этих упражнений, между сериями для отдыха
используется расслабление.
В подготовительной части урока физической культуры применяются
растягивающие упражнения, как средство подготовки всех компонентов
21мышечной системы организма к активной деятельности. В основной части
занятия, эти упражнения предусмотрены для решения задачи воспитания
гибкости, а применение в заключительной части урока упражнений на
растягивания необходимо для восстановления функционального состояния
организма и профилактики хронических заболеваний опорнодвигательного
аппарата. Упражнения для развития гибкости рекомендуется включать в
небольшом количестве в комплекс утренней гигиенической гимнастики. Их
важно сочетать с упражнениями на силу и расслабление. Кроме того,
выполнение упражнений на расслабление, в период направленного развития
подвижности в суставах, эффект тренировки возрастает до 10%.
По вопросу о количестве занятий в неделю, направленных на развитие
гибкости, существуют разные мнения. Так, одни авторы считают, что
достаточно 2—3 раз в неделю; другие убеждают необходимости ежедневных
занятий; третьи уверены, что наилучший результат дают два занятия в день.
Однако на начальном этапе работы над развитием гибкости,
специалисты сошлись в едином мнении о необходимости трех занятий в
неделю. Трехразовые занятия в неделю поддерживают достигнутый уровень
гибкости. Перерывы в тренировке при развитии гибкости не приемлемы, так
как отрицательно сказываются на уровне ее развития [21].
1.6.Описание методик развития гибкости, в различных видах спорта
Изучая методики по развитию подвижности в суставах, мы делали упор
на литературные источники в следующих видах спорта: художественная и
спортивная гимнастика, фигурное катание, акробатика и т.п. Так как, в этих
видах спорта гибкость, является профилирующим физическим качеством. По
своей биомеханической сущности подавляющее большинство гимнастических
упражнений требует хорошей подвижности в суставах, а некоторые
полностью зависят от уровня развития этого качества [23].
22Ю.В. Менхин и И.М. Леводянский в своем исследовании
эффективности методов развития подвижности в суставах у гимнастов
выделяют 4 режима:
1)
Пассивный режим: растягивание с помощью и под
действием веса собственного тела;
2)
Пассивнонасильственный режим: растягивание с помощью
и под действием веса собственного тела с дополнительными
отягощениями (с обязательным условием преодоления сильных болевых
ощущений);
3)
Активный режим: маховые и пружинистые движения
свободными (неотягощенными) и отягощенными ногами, а также
статические напряжения;
4)
Смешанный режим: чередование пассивного и активного
режима (без насильственного).
Нужно отметить, что приближение уровня подвижности в суставах к
анатомически возможному связанно с насильственным растягиванием
связочного аппарата, при котором преодолеваются очень сильные болевые
ощущения. Этот метод, много лет применяемый в гимнастике, в последние
годы стал неотъемлемой составной частью совершенствования гибкости
гимнастов не только в работе отдельных тренеров, но и целых гимнастических
школ [24].
Жилинский Л.В. в своей работе рассматривает развитие подвижности
тазобедренных суставов
у спортсменов методом биомеханической
стимуляции мышечной деятельности. Осуществляется этот метод с
помощью специального устройства, представляющего собой вибрирующую
платформу. Спортсмен опирается пяткой на вибрирующую основу и
выполняет обычные упражнения, хорошо известные для применения у
23балетного станка или гимнастической стенки. Одинаковое количество
времени отводится для выполнения упражнений «на растягивание» мышц
левой и правой ног. По окончанию эксперимента были сделаны следующие
выводы:
1)
ускоренное восстановление и поддержание высокого уровня
суставной подвижности у гимнастов, утративших ее с возрастом;
2)
процесс достижения высокого уровня суставной
подвижности ускорился ориентировочно в 2030 раз по сравнению с
традиционными методами ее развития;
3)
результаты стимуляции в большинстве случаев обладают
устойчивостью в течении шести месяцев;
4)
для достижения оптимальных результатов хорошо
подготовленным гимнастам достаточно 4х сеансов стимуляции [8].
Перечисляя различные методики, необходимо отметить Стретчинг.
Стретчинг, в переводе «активная растяжка» — это система статических
упражнений, развивающих гибкость и способствующих повышению
эластичности мышц. Суть такова, занимающийся принимает определенную
позу и удерживает ее от 15 до 60 секунд, при этом он может напрягать
растянутые мышцы. Физиологическая сущность стретчинга заключается в том,
что при растягивании мышц и удержания определенной позы в них
активизируются процессы кровообращения и обмена веществ. Упражнения
стретчинга, могут использоваться в любой части тренировочного занятия:
в разминке, как средство подготовки мышц и связок к
интенсивной работе;
в основной части занятия как средство развития гибкости и
эластичности связок и мышц;
24в заключительной части занятия как средство релаксации и
восстановления после высоких нагрузок, а также профилактики
травм опорнодвигательного аппарата.
Методика стретчинга достаточно индивидуальна. Однако можно
рекомендовать определенные параметры тренировки:
1)
Продолжительность одного повторения (удержания позы) от
15 до 60 сек.(для начинающих и детей 1020 сек.)
2)
Количество повторений одного упражнения от 2 до 6 раз, с
отдыхом между повторениями 1030 сек.
3)
4)
5)
Количество упражнений в одном комплексе от 4 до 6 раз.
Суммарная длительность всей нагрузки от 10 до 45 мин.
Характер отдыха — полное расслабление, бег трусцой,
активный отдых.
Вовремя выполнения упражнений необходима концентрация внимания
на нагруженную группу мышц [19, 42].
1.7. Способы измерения гибкости
Основным критерием оценки гибкости является наибольшая амплитуда
движений, которая может быть достигнута испытуемым. Амплитуду
движений измеряют в угловых градусах или в линейных мерах, используя
аппаратуру или педагогические тесты. Аппаратурными способами измерения
являются:
1) механический (с помощью гониометра);
2) механоэлектрический (с помощью электрогониометра);
3) оптический;
4) рентгенографический [6] .
25Для особо точных измерений подвижности суставов применяют
электрогониомерический, оптический и рентгенографический способы.
Электрогониометры позволяют получить графическое изображение
гибкости и проследить за изменением суставных углов в различных фазах
движения. Оптические способы оценки гибкости основаны на использовании
фото , кино и видеоаппаратуры. Рентгенографический способ позволяет
определить теоретически допустимую амплитуду движения, которую
рассчитывают на основании рентгенологического анализа строения сустава.
В физическом воспитании наиболее доступным и распространенным
является способ измерения гибкости с помощью механического гониометра
угломера, к одной из ножек которого крепится транспортир. Ножки
гониометра крепятся на продольных осях сегментов, составляющих тот или
иной сустав. При выполнении сгибания, разгибания или вращения определяют
угол между осями сегментов сустава.
26ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель:
Разработка эффективной методики развития гибкости у юных
самбистов на этапе начальной подготовки.
Задачи исследования:
1.
Определить на основе литературных данных эффективные
средства и методики повышения подвижности в суставах в различных
видах спорта;
2.
Разработать эффективную методику развития гибкости для
юношейсамбистов 1012 лет.
3.
Определить статистическую достоверность полученных
экспериментальных данных.
Методы исследования:
1.
Анализ литературных источников;
272. Метод экспертных оценок;
3.
4.
Педагогический эксперимент;
Тестирование;
5. Методы математической статистики.
2.1. Организация педагогического эксперимента
В исследовании приняли участие 20 спортсменов в возрасте от 10
до 12 лет специализирующиеся по борьбе самбо. Экспериментальная и
контрольная группы по 10 человек. Исследование проводилось на базе
Московского среднего специального училища Олимпийского резерва № 1.
Тренировочные занятия экспериментальной группы, проходили 3 раза в
неделю понедельник, среда, пятница. С 15.30 до 17.00 в период с 15
сентября 2014 г. по 15 февраля 2015г.
Исследование проводилось в три этапа:
1. Проведение тестирования. Измерялись исходные показатели в
экспериментальной и контрольной группах, в следующих упражнениях:
Испытуемые из исходного положения «ноги на ширине плеч,
руки в стороны» поочередно выполняли продольные и поперечные
шпагаты. При выполнении упражнения ноги и спина должны быть
прямыми. Допускалось касание рук ковра, в качестве поддержки
равновесия. Оценивалось выполнение сантиметровой лентой от пола до
копчика: чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и
наоборот. (Рисунок 1 и 2)
Рисунок 1
28Рисунок 2
Испытуемые в положении стоя на скамейке (или сидя на
полу) наклоняется вперед до предела, не сгибая ног в коленях. Гибкость
позвоночника оценивают с помощью ленты по расстоянию в см. от
нулевой отметки до 3 пальца руки. Если при этом пальцы не достают до
нулевой отметки, то измеренное расстояние обозначаются знаком «», а
если опускаются ниже нулевой отметки, знаком « + ». (Рисунок 3)
Рисунок 3
29
Испытуемые из положения «ноги шире плеч, руки вверх»
выполняли упражнение «мост». Измерялось расстояние от пяток до
кончиков пальцев рук: чем меньше расстояние, тем выше уровень
гибкости, и наоборот.(Рисунок 4)
Рисунок 4
2. Экспериментальной группе во время тренировочного занятия
давались специальные упражнения для развития гибкости методом
сопряженного воздействия. Контрольная же группа не включала специальные
упражнения в тренировочный процесс. После проводимых в течении шести
месяцев специальных занятий проводилось повторное тестирование групп.
303.
Полученные данные обрабатывались методом математической
статистики, определялась достоверность по критерию ТСтьюдента.
2.2. Особенности методики
Упражнения на гибкость выполнялись, в подготовительной, основной и
заключительной частях тренировочного занятия.
В подготовительную часть длительностью 15 20 минут был включен
комплекс общеразвивающих упражнений на гибкость. Простейшие
упражнения в активном режиме, по большей части динамического характера,
но так же допускались упражнения и в статическом режиме:
пружинные наклоны впередназад, вправовлево 1012 раз;
пружинные наклоны вперед из положения сед ноги вместе 1012
раз;
наклоны вперед из положения сед ноги вместе с удержанием от 10
до 30 сек. 3 подхода;
пружинные наклоны из положения сед ноги в стороны вперед к
правой к левой 1012 раз;
Мост с опорой на голову (борцовский мост), удержание от 10 до
30 сек. 3 подхода;
мост с опорой на руки (можно с помощью гимнастической
стенки), удержание от 10 до 30 сек. 3 подхода;
«борцовский фляк» (из положения в упоре на голову и руки,
переворот на борцовский мост и обратно) от 10 до 30 раз.
выпады вперед и в стороны 10 12 раз;
шпагат – удержание от 10 до 20 сек. (с добавлением пружинных
движений);
махи у гимнастической стенки по 2025 раз на обе ноги в каждом
направлении вперед назад в стороны.
31Задача комплекса, подготовить компоненты мышечной системы к
выполнению задач специальной подготовки спортсмена в основной части
занятия.
В основной части занятия (6075 минут) выполнялись специальные
упражнения в динамическом пассивном режиме методом сопряженного
воздействия:
1) Имитация на бросок «прогибом» с уходом на «борцовский мост»
от 30 до 60 сек. – 12 подхода (в качестве разминки);
2) Выброс набивного мяча (35 кг.) с имитацией на бросок
«прогибом» от 1 до 2 мин. – 35 подхода. Выполняется в парах:
один выбрасывает мяч с уходом на бросок, второй ловит мяч и
отдает его обратно;
3) Махи с имитацией на бросок «подхват», с уходом на страховку
вперед по 50 раз в обе стороны;
4) Махи с утяжелением (утяжелители), с имитацией на бросок
«подхват», с уходом на страховку вперед по 50100 раз в обе
стороны;
5) Махи с утяжелением (утяжелители, жгутрезина, партнер) – по
100 раз в обе стороны.
В одном упражнении решались сразу несколько задач – подготовка
спортсмена к выполнению сложнокоординационной техники и развитие
гибкости именно в тех суставах, где требует этого бросок.
В заключительной части занятия (1015 минут) для улучшения
эмоционального фона занимающихся использовались игры с элементами
гимнастики:
ПЕРЕДАЧА НАБИВНОГО МЯЧА В КОЛОННАХ
Ход игры: Игроки делятся на 2 команды. Они располагаются в колонны
32на расстоянии двух шагов друг от друга. Задача участников — передать мяч
стоящему сзади игроку над головой. Команда, которая сделает это быстрее,
побеждает;
ПЕРЕДАЧА МЯЧА ЗМЕЙКОЙ
Ход игры: Игроки делятся на 2 команды. Они располагаются в колонны
па расстоянии шага друг от друга. Задача участников передать мяч
стоящему сзади игроку. Причем один из игроков передает мяч над головой, а
другой — между ног. Команда, которая сделает это быстрее, побеждает.
ВОРОТА
Ход игры: 2 игрока натягивают между собой скакалку, образуя как бы
«ворота». Остальные игроки выстраиваются в колонну и по очереди пытаются
перейти через «ворота» прогибаясь в спине, стараясь не задеть скакалки. С
каждым разом скакалка опускается ниже, а игроки задевшие ее выбывают.
Последний оставшийся – победитель.
ЧЕРЕЗ ОВРАГ
Ход игры: Параллельно друг другу на ковре растягивают 2 скакалки,
расстояние между ними «овраг». Задача игроков перешагнуть одним шагом
через «овраг» не касаясь руками пола. Запрещается перепрыгивать через
«овраг». С каждым разом «овраг» увеличивается, а игроки, которые не смогли
его преодолеть выбывают. Последний оставшийся – победитель.
В течение всего эксперимента мы варьировали дозировку физической
нагрузки исходя из анатомических и наследственных особенностей каждого
спортсмена. Объясняя технику выполнения упражнений, следили за
правильностью их выполнения. Каждые две недели проводилось контрольное
занятие, в линейных мерах измерялась динамика изменения состояния
33гибкости в контрольных упражнениях. Данные фиксировались, на их основе
вносились коррективы в программу и дозировку упражнений.
34ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
3.1. Измерения и расчеты
Для определения способа измерения гибкости в двигательных тестах у
юных самбистов, мы использовали метод экспертных оценок. В роли
экспертов выступили:
1. Заслуженный тренер России, отличник ФК, мастер спорта по
самбо и дзюдо Коржавин Николай Васильевич.
2. Заслуженный тренер России, отличник ФК, мастер спорта по
самбо – Шмаков Олег Викторович.
3. Заслуженный мастер спорта по самбо – Пчелинцева Арина
Павловна.
Экспертами были даны рекомендации в пользу линейных мер измерения.
Ниже в таблице 2 приведены исходные показатели экспериментальной группы
(в см.).
35Таблица 2
Ф.И.
Шпагат
поперечный
Шпагат
продольный
Мост Складка
1. Акимов Иван
2. Айрапетян Ашот
3. Баранов Григорий
4. Баранов Петр
5. Грачев Василий
6.Жиров Богдан
7.Запольский Иван
8. Кыльчик Иван
9. Позухин Данила
10. Фатулаев Шафаил
∑
Среднее арифм.
Среднее отклонение
правый левый
19
19
17
29
14
24
29
27
19
23
220
22
±4,4
17
21
14
25
16
23
25
24
18
21
204
20,4
±3,32
74
80
60
90
68
76
52
58
65
55
678
67,8
±9,8
5
4
8
4
3
2
9
1
4
6
20
2
±3,6
18
20
16
35
13
16
32
25
14
19
208
20,8
±5,92
После проведения первых измерений, экспериментальная группа в
течение полугода занималась по разработанной нами методике, включающая в
себя упражнения на развитие гибкости.
В таблице 3 приведены исходные показатели контрольной группы.
36Ф.И.
Шпагат
поперечный
Шпагат
продольный
Мост Складка
Таблица 3
1. Боев Никита
2. Гладилин Данила
3. Кацевич Григорий
4. Кожарский Олег
5. Никора Игорь
6. Осипов Арсений
7. Ракитин Андрей
8. Солдатенко Данил
9. Филипов Владимир
10. Халявко Олег
∑
Среднее арифм.
Среднее отклонение
правый левый
25
24
17
14
13
16
21
22
19
25
196
19,6
±3,8
29
21
19
18
15
18
16
23
21
23
203
20,3
±3,1
67
70
57
64
51
81
49
67
55
50
611
61,1
±8,7
7
4
1
9
3
3
7
1
5
7
21
2,1
±4,06
37
21
24
19
11
16
17
24
16
21
206
20,6
±4,8
В тренировочный процесс контрольной группы, данная методика не
внедрялась. Спортсмены занимались в привычном для себя режиме. Из
таблицы 2 и 3, мы
В таблице 4 приведены итоговые показатели экспериментальной группы.
Таблица 4
37Ф.И.
Шпагат
поперечный
Шпагат
продольный
Мост Складка
правый левый
1. Акимов Иван
2. Айрапетян Ашот
3. Баранов Григорий
4. Баранов Петр
5. Грачев Василий
6.Жиров Богдан
7.Запольский Иван
8. Кыльчик Иван
9. Позухин Данила
10. Фатулаев Шафаил
∑
Среднее арифм.
Среднее отклонение
9
11
7
12
2
5
15
8
4
8
81
8,1
5
2
4
10
5
7
9
10
5
3
60
6
±2,92
±2,4
4
6
2
8
5
9
6
8
9
5
60
65
41
69
47
43
40
43
48
39
62
6,2
±2
495
49,5
±9,1
9
8
11
3
7
6
0
6
9
10
69
6.9
±2,5
Как видно из таблицы 4, в экспериментальной группе после введения и
апробирования специальной методики в течение 6 месяцев, прослеживается
положительная динамика результатов по всем пунктам тестирования.
В таблице 5 приведены итоговые показатели контрольной группы.
Ф.И.
Шпагат
поперечный
Шпагат
продольный
Мост Складка
Таблица 5
правый левый
381. Боев Никита
2. Гладилин Данила
3. Кацевич Григорий
4. Кожарский Олег
5. Никора Игорь
6. Осипов Арсений
7. Ракитин Андрей
8. Солдатенко Данил
9. Филипов Владимир
10. Халявко Олег
∑
Среднее арифм.
Среднее отклонение
32
20
21
21
10
16
19
22
15
19
195
19,5
±3,7
23
25
17
13
17
14
24
19
18
22
191
19,1
±3,42
28
19
20
16
19
18
14
21
23
20
198
19,8
±2,78
68
69
57
62
54
80
45
64
59
53
611
61,1
±7,5
5
1
0
9
1
5
4
3
4
6
14
1,4
±3,68
Как видно из таблицы 5, в контрольной группе динамика полученных
результатов без изменений, в некоторых пунктах тестирования с
незначительной положительной динамикой.
3.2. Обработка полученных результатов
Для определения достоверности полученных результатов, мы
использовали критерий Т Стьюдента. Для расчета использовались итоговые
показатели экспериментальной и контрольной групп.
k = nx + ny – 2 – число степеней свободы ( t – табличное )
Если tрасчетн. > tтабличн., то информация достоверна.
Если tрасчетн. < tтабличн., то информация не достоверна;
39x экспериментальная группа;
y контрольная группа.
В таблице 6 приведен расчет для определения критерия достоверности
в контрольном упражнении поперечный шпагат.
0,9
2,9
2,9
3,9
6,1
3.1
6,9
0,1
4,1
0,1
0,81
8,41
8,41
15,21
37,21
9,61
47,61
0,01
16,81
0,01
136,9
y
32
20
20
21
10
16
19
22
15
19
195
19,5
Таблица 6
156,25
0,25
0,25
2,25
90,25
12,25
0,25
6,25
20,25
0,25
290,5
12,5
0,5
0,5
1,5
9,5
3,5
0,5
2,5
4,5
0,5
x
9
11
7
12
2
5
15
8
4
8
81
8,1
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
∑
Ср.арифм
.
K = 10 + 10 2 = 18 ═> tтабл. = 2,1
т. к. 5,2 > 2,1 , то отсюда следует, что полученные данные статистически
достоверны.
В таблице 7 приведен расчет для определения критерия достоверности
в контрольном упражнении правый продольный шпагат.
40
Таблица 71
4
2
4
1
1
3
4
4
3
1
16
4
16
1
1
9
16
16
9
74
y
23
25
17
13
14
14
24
19
19
22
192
19,2
3,8
5,8
2,2
6,2
5,2
5,2
4,8
0,2
0,2
2,8
14,44
33,64
4,84
38,44
27,04
27,04
23,04
0,04
0,04
7,84
155,6
x
5
2
4
10
5
7
9
10
5
3
60
6
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
∑
Ср.арифм
.
K = 10 + 10 2 = 18 ═> tтабл. = 2,1
т. к. 8,2 > 2,1 , то отсюда следует, что полученные данные статистически
достоверны.
В таблице 8 приведен расчет для определения критерия достоверности
в контрольном упражнении левый продольный шпагат.
№
1
2
3
4
5
6
x
4
6
2
8
5
9
2,2
0,2
4,2
1,8
1,2
2,8
4,84
0,04
17,64
3,24
1,44
7,84
41
Таблица 8
8,2
0,8
0,2
3,8
0,8
1,8
67,24
0,64
0,04
14,44
0,64
3,24
y
28
19
20
16
19
186
8
9
5
62
6,2
0,2
1,8
2,8
1,2
0,04
3,24
7,84
1,44
47,6
14
21
23
20
198
19,8
5,8
1,2
3,2
0,2
33,64
1,44
10,24
0,04
131,6
7
8
9
10
∑
Ср.арифм
.
K = 10 + 10 2 = 18 ═> tтабл. = 2,1
т. к. 9,6 > 2,1 , то отсюда следует, что полученные данные статистически
достоверны.
В таблице 9 приведен расчет для определения критерия достоверности
в контрольном упражнении гимнастический мост.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
x
60
65
41
69
47
43
40
43
48
10,5
15,5
8,5
19,5
2,5
6,5
9,5
6,5
1.5
110,25
240,25
72,25
380,25
6,25
42,25
90,25
42,25
2,25
42
Таблица 9
6,9
7,9
4,1
0,9
7,1
18,9
16,1
2,9
2,1
47,61
62,41
16,81
0.81
50,41
357,21
259,21
8,41
4,41
y
68
69
57
62
54
80
45
64
5910,5
110,25
1096,5
53
611
61,1
8,1
65,61
872,9
10
∑
Ср.арифм
.
39
495
49,5
K = 10 + 10 2 = 18 ═> tтабл. = 2,1
т. к. 2,4 > 2,1 , то отсюда следует, что полученные данные статистически
достоверны.
В таблице 10 приведен расчет для определения критерия достоверности
в контрольном упражнении «складка».
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
x
9
8
11
3
7
6
0
6
9
10
2,1
1,1
4,1
3,9
0,1
0,9
6,9
0,9
2,1
3,1
4,41
1,21
16,81
15,21
0,01
0,81
47,61
0,81
4,41
9,61
43
Таблица 10
6,4
0,4
1,4
7,6
0,4
4,4
2,6
3,6
5,4
4,6
40,96
0,16
1,96
67,76
0,16
19,36
6,76
12,96
29,16
21,16
y
5
1
0
9
1
3
4
5
4
6∑
Ср.арифм
69
6,9
100,9
14
1,4
190,4
.
K=10+102=18═>tтабл.=2,1
т. к. 3,05 > 2,1 , то отсюда следует, что полученные данные
статистически достоверны.
Практическая значимость:
Полученные данные статистически достоверны. Это дает право назвать
нашу методику повышения функциональных возможностей подвижности в
суставах эффективной и рекомендовать ее, для практических работников и
тренеров.
44ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принципиально новыми компонентами разработанной нами методики
развития гибкости для юных самбистов являются:
Введение упражнений на гибкость статического характера в
подготовительную и заключительную часть занятия;
Развитие гибкости не только вводной и заключительной частях
занятия, но и в основной части тренировки;
Метод сопряженного воздействия дает возможность развития
гибкости в комплексе с изучением техники самбо.
Выводы
451. В ходе анализа литературных источников, на тему повышения
подвижности в суставах в различных видах спорта, были выявлены следующие
эффективные методы и средства:
Насильственный метод растягивания, связанный с
преодолением сильных болевых ощущений;
Метод биомеханической стимуляции мышечной
деятельности;
Система статических упражнений «Стретчинг»;
Игровой метод;
Соревновательный метод.
2. Была разработана методика развития гибкости для самбистов 1012
лет, эффективность и достоверность которой была доказана в ходе
педагогического эксперимента и подтверждена двигательными тестами.
3. В ходе педагогического эксперимента, намечен этап для нового
педагогического исследования, разработка методики совмещенного развития
гибкости и силы для эффективной спортивной деятельности самбиста.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Агишев Р. «Как пружина: методика развития гибкости.»//Спорт в
школе: методическая газета для учителей физкультуры и тренеров 2011
№ 10 3032.
2. Андерсен Дж.С. «Гибкость и результативность: концепции и
практические рекомендации»// Спортивная медицина сегодня 2006 №
1 69 с.
3. Андреев В.М. Борьба самбо /Андреев В.М, Чумаков Е.М./ Москва
46Физкультура и спорта 1967
4. Васильева В.В. Физиология человека. М: Физкультура и спорт, 1984.
5. Васильев Е.П. Исследование гибкости тела и эксперементальное
обоснование средств и методов ее воспитания.диссертация Рига 1955
6. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. Физкультура и спорт, 1986.
7. Грачев О.K. Физическая культура. М: ИКЦ «МарТ», 2005.
8. Жилинский Л.В. Развитие суставной подвижности у гимнастов на
основе технических средств воздействиядиссертация..
9. Захаров Е.Е., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической
подготовки: Методические основы развития физических качеств. М.:
Лептос, 1994.
10.Зациорский В.М Физические качества спортсмена Москва ФиС 1970.
11.Зациорский В.М. Вопросы методики воспитания физических качеств
спортсмена. М.: ФиС, 1971.
12.Игуменов В.М.,
Подлипаев Б.А.
Спортивная борьба. М.:
«Просвещение», 1993.
13.Каминский О.А. Методика развития гибкости у гимнастовновичков на
учебных занятиях в вузе. //Физическое воспитание и школьная гигиена:
Межвузовская конференция Л. 1970.
14.Камун А.В. Методы развития и поддержания специфической
подвижности в суставах плечевого пояса у гимнастов высокой
квалификации.диссертация Москва 1982
15.Качашкин В.М. Методика физического воспитания. М: Просвещение,
1980.
16.Коробейников Н.К., Михеев И.Г., Николенко А.Е. Физическое
воспитание: Учебное пособие для учащихся ср. спец. учебных
заведений. М.: Высшая школа, 1984.
4717.Лебедянская Л.Е. Особенности методики развития подвижности в
суставах (гибкости).диссертация Ташкент 1952
18.Лях В.И. Гибкость и методика ее развития Физкультура в школе № 1
1999.
19.Максименко А.М Основы теории и методики физической культуры.
Москва 2001.
20.Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебное пособие для
институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1977.
21.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М:
Физкультура и спорт, 1991.
22. Матвеев А.П. Методика физического воспитания в начальной школе
М: Владос Пресс, 2003.
23.Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. М: Физкультура и
спорт, 1989.
24.Менхин Ю.В, Леводянский И.М. Исследование эффективности методов
развития подвижности в суставах у гимнастов. // Теория и практика
физической культуры.1979 № 10 29 с.
25.Озолин Н.Г. Путь к успеху. М.: ФиС, 1980.
26.Озолин Н.Г. Разминка спортсмена М.: ФиС, 1961.
27.Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. М.:
Физкультура и спорт, 1986.
28.Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под об. ред. М.Я.
Набатниковой. М.: Физкультура и спорт, 1982.
29.Попенко В.Н. Тренажеры и методы тренировки в боевых искусствах.
Гибкость, сила, выносливость. Мосва: Богучар 1994.
30.Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР
по Самбо. М: Советский спорт, 2005.
4831.Спорт и подвижные игры: Учебное пособие для студентов вузов /Под
редакцией Ю.Н. Клещеева. М.: Высшая школа, 1980.
32.Стречинг в подготовке спортсмена. / Методические рекомендации
С.Ю.
подготовлены Е.В.
Николаевым,
Скомороховым,
В.С.
Тюленьковым . М.: МОПИ, 1994.
33.Топальян Г.Г. Методика развития гибкости тела барьериста.
автореферат диссертации, Москва, 1953.
34.Трещева О.Л. Методика развития гибкости у юных пловцов с помощью
статических упражнений растягивающего характера.// Физическая
культура: воспитание, образование, тренировка: Детский тренер:
журнал в журнале 2005 № 5.
35. Укран М.Л. Спортивная гимнастика — М.: ФиС, 1971.
36.Укран М.Л., Шлемин А.М. Гимнастика — М.: ФиС, 1977.
37.Управление физкультурным движением / Учебник для институтов
физической культуры. Под об. ред. В.В. Ивонина и К.А. Кулинковича.
М.: Физкультура и спорт, 1977.
38.Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. М.: Физкультура
и спорт, 1985
39.Филиппович В.И. Теория и методика гимнастики. М: Просвещение,
1971
40.Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные особенности физического
воспитания. М: Физкультура и спорт, 1972 .
41.Франсиско Л.Л. Силовые и растягивающие упражнения в подготовке
юных борцовкаратистов.диссертация, Москва 1998.
42.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического
воспитания и спорта. М.: Изд.ц. Академия, 2008.
43.Чумаков Е.М. Параметры специальной физической подготовки борца
самбиста.// Теория и практика ФК — 1995 № 56.
4944.Чумаков Е.М. Физическая подготовка борца: учебное пособие/ РГАФК
М, 1996.
50Исполнитель выпускной квалификационной
работы Ковылина Е.А.
Научный руководитель Кулик Н.Г.
Заведующий кафедрой
Доктор педагогических наук, профессор Игуменов В.М.
Дата защиты «___»_______________2015г.
Оценка за защиту ________________________
Председатель государственной
аттестационной комиссии ____________(___________)
51