Развитие интонационной выразительности речи

  • Педсоветы
  • docx
  • 26.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

предлагаю рекомендации педагогам ДОУ, которые помогут научить своих воспитанников любить литературу, поэзию, замечать прекрасное вокруг себя, сформировать ясную четкую выразительную речь, что очень пригодится не только в школе, но и во взрослой жизни. Мы с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением. Поэтому наша задача научить этому дошкольников. В непосредственной образовательной деятельности и в режимные моменты учитель-логопед и воспитатели постоянно используют разные методы и приёмы для развития интонационной выразительности у детей.
Иконка файла материала Развитие интонационной выразительности речи.docx
Развитие интонационной выразительности речи «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». В.Г.Белинский   Как   по   разному   люди   читают   стихи!   Один   ­   монотонно,   вяло.   Другой   ­ выделяя   особенности   стихотворного   размера.   Третий   –   громко,   эмоционально   и неестественно.   Но   с   удовольствием   мы   слушаем   того,   кто   читает   так,   как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением. В   непосредственной   образовательной   деятельности   и   в   режимные   моменты учитель­логопед и воспитатели постоянно используют разные методы и приёмы для развития интонационной выразительности у детей. К средствам интонационной выразительности речи относятся:   темп (медленный, средний, быстрый);  ритмический рисунок;  высота и сила голоса;  интонационная окраска речи;  логическое ударение во фразе. При этом, читая и заучивая стихи с малышами, мы решаем следующие задачи:  укрепление памяти;  выработка четкой дикции, овладение средствами интонационной           выразительности;  развитие творческих способностей ребенка;  расширение кругозора;  воспитание   нравственных   качеств   (любовь   к   близким,   забота   о   животных, бережное отношение к природе, игрушкам и т.п.). Игры и упражнения на развитие интонационной выразительности 1.   Предлагаем   детям   передать   с   помощью   интонации   разные   чувства   при произнесении  небольшого предложения. (Дождь идёт. Солнышко светит. Мальчик бежит. Снег тает.) 2. Придумываем с детьми предложения и произносим с разной эмоциональной окраской. (Какой сегодня день? Сегодня на занятии было весело. Я очень устал. Сегодня был холодный ветер, и я очень замерз.). 3.   Во   время   выполнения   логопедических   заданий   по   автоматизации   и дифференциации звуков произносите слоги, слова, предложения и маленькие стихи, потешки и считалки с различной интонацией, от лица разных сказочных персонажей.4. Поиграйте с детьми в «Угадайку». Сначала сами загадайте животное или сказочного   персонажа,   а   ребёнок   пусть   угадает.   Потом   попробуйте   поменяться ролями. 5. Формированию ритмической стороны речи способствуют различные речевые игры с движениями. 6.   Для   того,   чтобы   ребёнок   научился   выразительно   читать   стихотворения необходимо:  выразительно   прочитать   ребёнку   стихотворение,   постараться,   чтобы содержание   стихотворения   эмоционально   затронуло   ребёнка.   При   первом прочтении   ребенок   должен   прочувствовать   и   ритмический   рисунок стихотворения;  поговорить о том, что или кто изображен в этом стихотворении, как он себе представляет этого героя или это явление природы, как к ним относится;  учить   стихотворение,   только   разбивая   его   на   логические   части,   а   не отдельными строчками;   сразу при заучивании голосом выделять «главные» слова;  постараться, чтобы ребёнок читал стихотворение, меняя высоту и силу голоса, темп, интонацию в зависимости от содержания стихотворения;  только постоянное внимание родителей к интонационной стороне речи ребёнка дома   поможет   закрепить   и   научить   применять   те   знания,   умения   и коммуникативные навыки, которые ребёнок получает с помощью воспитателей, находясь в детском саду. Вот   еще   несколько   советов,   которые   помогут   развивать   ребенка   в   данном направлении. Как правильно выбрать стихотворение для заучивания? 1. Стихотворение должно быть доступным. В первую очередь, близким и понятным детям по содержанию. Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух­ четырех   строчек,   3­4   лет   –   одно­два   четверостишия,   5­7лет   –   до   пяти четверостиший,   в   зависимости   от   проявляемого     ребенком   интереса   и   уровня развития памяти. Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия), без описательных   моментов, с короткими строками, простым ритмом. Старшие   дошкольники   способны   воспринимать   метафоры,   сравнения,   небольшие описания, но все же динамичность важна.        2. Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является источником и средством обогащения образной речи, развития   поэтического слуха (умения   тонко   чувствовать   художественную   форму,     мелодику   и   ритм   родного языка), этических и нравственных понятий.  3. Читайте детям произведения народного творчества (народные потешки,  прибаутки, шутки, песенки) и мастеров художественного слова.  4. Ищите хорошие стихи современных поэтов. Нельзя использовать слабыестихи непрофессионалов, с неточными рифмами, нарушением строя, с неграмотным употреблением формы слова.  Следуя этим несложным рекомендациям, вы можете научить своего ребенка любить литературу, поэзию, замечать прекрасное вокруг себя, сформировать ясную четкую   выразительную   речь,   что   очень   пригодится   не   только   в   школе,   но   и   во взрослой жизни.

Посмотрите также