РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ
Оценка 4.8

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ

Оценка 4.8
Научные работы
docx
дефектология
3 кл
12.11.2019
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ
Эта статья посвящена развитию коммуникативных навыков на индивидуальных занятиях. Умение общаться с окружающими - это достаточно большая проблема у детей с нарушенным слухом. Введение учащихся в речевую коммуникацию осуществляется на индивидуальных занятиях. Эта эта статья подходит для учителей, дефектологов, логопедов.
Статья .docx
ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная Рожкова И.Н. школа­интернат №23», г. Белгород Россия РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ Аннотация:  Данная   статья   посвящена   коррекционной   работе   с   детьми после кохлеарной имплантации Ключевые   слова:   слабослышащие,   кохлеарная   имплантация, коммуникативные навыки, диалог. Основной задачей в обучении детей с нарушениями слуха и в том числе после   кохлеарной   имплантации   является   формирование   и   развитие коммуникативной компетенции.   Умение общаться с окружающими – достаточно большая проблема для детей   с   нарушениями   слуха.   Их   словарный   состав   ограничен,   а   речь маловыразительна.   Потеря   возможности   устной   коммуникации   у   детей   чаще всего делает их замкнутыми и пассивными. Они боятся вступать в контакт с окружающими их слышащими людьми. Но ежедневно и многократно учащимся приходится обращаться к кому­то, приветствовать своих знакомых, прощаться, кого­то благодарить, перед кем­то извиняться и т.д.  Введение   учащихся   в   речевую   коммуникацию   осуществляется   на индивидуальных   логопедических   занятиях   и   занятиях   по   развитию   речевого слуха и формированию произношения. Для  формирования  речевых  высказываний   на  индивидуальных  занятиях следует придерживаться следующих основных направлений:  развитие потребности в речевом общении; формирование произносительных навыков; развитие речевого слуха; развитие диалогической речи; накопление активного словаря; развитие слухо­зрительного восприятия работа над просодической стороной речи; развитие памяти, внимания, мышления.         Школа для детей с нарушением слуха призвана учить детей не только говорить, но и понимать обращённую к ним речь.  Для реализации этой задачи в ход занятия включены упражнения по обучению диалогической речи.   Диалог – это речевое средство, это развитие желания и умения общаться на   основе   устной   речи.   Диалогическая   речь   развивает   способность   мыслить, творить, оценивать чужую мысль, чужое творчество. ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная Рожкова И.Н. школа­интернат №23», г. Белгород Россия РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ Аннотация:  Данная   статья   посвящена   коррекционной   работе   с   детьми после кохлеарной имплантации Ключевые   слова:   слабослышащие,   кохлеарная   имплантация, коммуникативные навыки, диалог. Основной задачей в обучении детей с нарушениями слуха и в том числе после   кохлеарной   имплантации   является   формирование   и   развитие коммуникативной компетенции.   Умение общаться с окружающими – достаточно большая проблема для детей   с   нарушениями   слуха.   Их   словарный   состав   ограничен,   а   речь маловыразительна.   Потеря   возможности   устной   коммуникации   у   детей   чаще всего делает их замкнутыми и пассивными. Они боятся вступать в контакт с окружающими их слышащими людьми. Но ежедневно и многократно учащимся приходится обращаться к кому­то, приветствовать своих знакомых, прощаться, кого­то благодарить, перед кем­то извиняться и т.д.  Введение   учащихся   в   речевую   коммуникацию   осуществляется   на индивидуальных   логопедических   занятиях   и   занятиях   по   развитию   речевого слуха и формированию произношения. Для  формирования  речевых  высказываний   на  индивидуальных  занятиях следует придерживаться следующих основных направлений:  развитие потребности в речевом общении; формирование произносительных навыков; развитие речевого слуха; развитие диалогической речи; накопление активного словаря; развитие слухо­зрительного восприятия работа над просодической стороной речи; развитие памяти, внимания, мышления.         Школа для детей с нарушением слуха призвана учить детей не только говорить, но и понимать обращённую к ним речь.  Для реализации этой задачи в ход занятия включены упражнения по обучению диалогической речи.   Диалог – это речевое средство, это развитие желания и умения общаться на   основе   устной   речи.   Диалогическая   речь   развивает   способность   мыслить, творить, оценивать чужую мысль, чужое творчество. В диалоге дети с нарушенным слухом испытывают следующие трудности:  • • диалог; • дети занимают пассивную позицию в диалоге; предпочитают больше отвечать, нежели спрашивать, не инициируют в   речи,   в   основном,   преобладают   короткие   односложные предложения; в ответах часто ограничиваются одним словом; не умеют последовательно и точно излагать свои мысли; редко пользуются формами речевого этикета; ограниченный словарный запас учащихся;  отсутствие умения правильно строить предложения; нарушение грамматического строя речи; нарушение связи слов в предложении. • • • • • • • Исходя   из   этого   обучение   умению   вести диалог ­ важная   часть коррекционной работы логопеда, которая определяет следующие задачи:  1. Научить детей вступать в контакт и поддерживать его в условиях учебно­игровых и реальных ситуаций общения; 2.  Сформировать   умения   пользоваться   различного   рода   опорами: зрительными   и  слуховыми,  вербальными   и  невербальными,  содержательными, смысловыми; умения создавать их; 3. Описывать на элементарном уровне людей, предметы, животных и действий   с   ними;   научить   описывать   свой   день;   комментировать   действия сверстников;  4. Научить детей выражать свои интересы, потребности и реагировать на интересы и потребности собеседника; 5. Научить высказываться и вести беседу об увиденном, прочитанном, прослушанном; обмениваться мнениями об этом; 6. Тренировать в выразительном чтении диалога вслух и про себя. При выборе речевого материала приоритет определяется с точки зрения его   употребительности   в   речи,   прежде   всего   из   тех   сфер   коммуникации,   к участию в которых необходимо подготовить учащихся: «Я и моя школа», «Моя семья»,   «Мои   друзья»,   «Спорт»,   «Каникулы»,   «В   гостях»,   «Общаемся   на улице», «В транспорте», «В театре», «Я заболел» и др.     Изучение новых, не совсем знакомых слов, устойчивых словосочетаний, глаголов, качеств человека и   вплетение   их   в   коммуникативные   игры   благотворно   влияют   на   развитие диалогической речи учащегося [4, 65].   Список   вопросов  записывается,  разучивается,  от  разговора   к   разговору растет   степень   самостоятельности   участия   в   разговоре,   уверенность   в   своих силах.. В процессе составления связных высказываний по заданной теме ведется работа над словом и фразой. Речевой материал, слова и фразы для каждой темы специально   подбираются   и   дифференцируются   в   зависимости   от В диалоге дети с нарушенным слухом испытывают следующие трудности:  • • диалог; • дети занимают пассивную позицию в диалоге; предпочитают больше отвечать, нежели спрашивать, не инициируют в   речи,   в   основном,   преобладают   короткие   односложные предложения; в ответах часто ограничиваются одним словом; не умеют последовательно и точно излагать свои мысли; редко пользуются формами речевого этикета; ограниченный словарный запас учащихся;  отсутствие умения правильно строить предложения; нарушение грамматического строя речи; нарушение связи слов в предложении. • • • • • • • Исходя   из   этого   обучение   умению   вести диалог ­ важная   часть коррекционной работы логопеда, которая определяет следующие задачи:  1. Научить детей вступать в контакт и поддерживать его в условиях учебно­игровых и реальных ситуаций общения; 2.  Сформировать   умения   пользоваться   различного   рода   опорами: зрительными   и  слуховыми,  вербальными   и  невербальными,  содержательными, смысловыми; умения создавать их; 3. Описывать на элементарном уровне людей, предметы, животных и действий   с   ними;   научить   описывать   свой   день;   комментировать   действия сверстников;  4. Научить детей выражать свои интересы, потребности и реагировать на интересы и потребности собеседника; 5. Научить высказываться и вести беседу об увиденном, прочитанном, прослушанном; обмениваться мнениями об этом; 6. Тренировать в выразительном чтении диалога вслух и про себя. При выборе речевого материала приоритет определяется с точки зрения его   употребительности   в   речи,   прежде   всего   из   тех   сфер   коммуникации,   к участию в которых необходимо подготовить учащихся: «Я и моя школа», «Моя семья»,   «Мои   друзья»,   «Спорт»,   «Каникулы»,   «В   гостях»,   «Общаемся   на улице», «В транспорте», «В театре», «Я заболел» и др.     Изучение новых, не совсем знакомых слов, устойчивых словосочетаний, глаголов, качеств человека и   вплетение   их   в   коммуникативные   игры   благотворно   влияют   на   развитие диалогической речи учащегося [4, 65].   Список   вопросов  записывается,  разучивается,  от  разговора   к   разговору растет   степень   самостоятельности   участия   в   разговоре,   уверенность   в   своих силах.. В процессе составления связных высказываний по заданной теме ведется работа над словом и фразой. Речевой материал, слова и фразы для каждой темы специально   подбираются   и   дифференцируются   в   зависимости   от индивидуальных   особенностей   учащихся.   Необходимо   учитывать   состояние произношения, уровень развития речи, обучаемости и общее развитие ребенка.  При работе над диалогом используются следующие приёмы:  1. 2. 3. 4. 5. 6. составление диалога из рассыпного текста; составление диалога по картинкам и иллюстрациям; продолжение диалога по его началу; вставка в диалог пропущенных реплик (из числа предложенных); разучивание диалога при формировании произношения; ведение диалога по заданию учителя на различные темы в связи с событиями   личной   и   общественной   жизни   и   с   изучаемым   программным материалом; 7. составление   диалога   по   ситуации   (естественной,   наглядной, воображаемой); 8. смена   позиций   беседующих   (например,   диалог   ведут   «мама»   и «дочка», затем они меняются ролями); 9. трансформация диалога по различным заданиям (изменение времени или места действия); 10. 11. 12. самостоятельное составление диалога на заданную тему; разыгрывание по ролям; инсценировка [7, 105]. При  составлении   диалогов  для  работы   над   произношением   необходимо учитывать фонетический принцип:  использовать речевой материал, состоящий из звуков, которые учащийся произносит правильно, а также тех звуков, которые закрепляются в его речи в данный период обучения.  Совершенствование   обучения   диалогической   речи   слабослышащих школьников и детей после кохлеарной имплантации способствует развитию их речевого   общения   и   речевого   слуха.   Оно   осуществляется   за   счет   частоты применяемых   ребенком   речевых   средств,   вариативности   высказываний, проведенных аналогий, предугадывания ответов собеседника. Таким   образом,   коррекционная   работа   над   диалогом   способствует увеличению показателя внятности произношения, развитию речевого слуха, а все задания   по   коррекции   звукопроизношения,   развитию   связной   речи   и   умению зрительного   восприятия   устной   речи   способствуют   активизации   собственной речи учащихся, дают возможность применять полученные навыки в общении с окружающими.  1. Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. М., 1977. 2.   Кузьмичева   Е.П.   Методика   развития   слухового   восприятия   глухих Литература: учащихся: Пособие для учителя. ­ М.: Просвещение, 1991. 3. Сурдопедагогика / Под ред. Е.Г. Речицкой. М., 2004. индивидуальных   особенностей   учащихся.   Необходимо   учитывать   состояние произношения, уровень развития речи, обучаемости и общее развитие ребенка.  При работе над диалогом используются следующие приёмы:  1. 2. 3. 4. 5. 6. составление диалога из рассыпного текста; составление диалога по картинкам и иллюстрациям; продолжение диалога по его началу; вставка в диалог пропущенных реплик (из числа предложенных); разучивание диалога при формировании произношения; ведение диалога по заданию учителя на различные темы в связи с событиями   личной   и   общественной   жизни   и   с   изучаемым   программным материалом; 7. составление   диалога   по   ситуации   (естественной,   наглядной, воображаемой); 8. смена   позиций   беседующих   (например,   диалог   ведут   «мама»   и «дочка», затем они меняются ролями); 9. трансформация диалога по различным заданиям (изменение времени или места действия); 10. 11. 12. самостоятельное составление диалога на заданную тему; разыгрывание по ролям; инсценировка [7, 105]. При  составлении   диалогов  для  работы   над   произношением   необходимо учитывать фонетический принцип:  использовать речевой материал, состоящий из звуков, которые учащийся произносит правильно, а также тех звуков, которые закрепляются в его речи в данный период обучения.  Совершенствование   обучения   диалогической   речи   слабослышащих школьников и детей после кохлеарной имплантации способствует развитию их речевого   общения   и   речевого   слуха.   Оно   осуществляется   за   счет   частоты применяемых   ребенком   речевых   средств,   вариативности   высказываний, проведенных аналогий, предугадывания ответов собеседника. Таким   образом,   коррекционная   работа   над   диалогом   способствует увеличению показателя внятности произношения, развитию речевого слуха, а все задания   по   коррекции   звукопроизношения,   развитию   связной   речи   и   умению зрительного   восприятия   устной   речи   способствуют   активизации   собственной речи учащихся, дают возможность применять полученные навыки в общении с окружающими.  1. Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. М., 1977. 2.   Кузьмичева   Е.П.   Методика   развития   слухового   восприятия   глухих Литература: учащихся: Пособие для учителя. ­ М.: Просвещение, 1991. 3. Сурдопедагогика / Под ред. Е.Г. Речицкой. М., 2004. 4.  Pay   Ф.Ф.,   Слезина   Н.Ф.   Методика   обучения   произношению   в   школе глухих: Пособие для учителей.  М : Просвещение, 1981. 5.  Pay  Ф.Ф.   Формирование   устной   речи   глухих   детей.   М.:   Педагогика, 1981. 6. Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В. Развитие устной речи у глухих школьников: Методическое пособие: В 2 ч. М.: НЦ ЭНАС, 2001. 7.   Назарова   Л.П.   Методика   развития   слухового   восприятия   у   детей   с нарушениями слуха.  М.: Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2001. 4.  Pay   Ф.Ф.,   Слезина   Н.Ф.   Методика   обучения   произношению   в   школе глухих: Пособие для учителей.  М : Просвещение, 1981. 5.  Pay  Ф.Ф.   Формирование   устной   речи   глухих   детей.   М.:   Педагогика, 1981. 6. Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В. Развитие устной речи у глухих школьников: Методическое пособие: В 2 ч. М.: НЦ ЭНАС, 2001. 7.   Назарова   Л.П.   Методика   развития   слухового   восприятия   у   детей   с нарушениями слуха.  М.: Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2001.

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2019