Развитие коммуникативных способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
Оценка 5

Развитие коммуникативных способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Оценка 5
Работа с родителями
docx
классное руководство +1
Все классы
26.02.2018
Развитие коммуникативных способностей  школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
Выступление классного руководителя на родительском собрании на тему: " Развитие коммуникативных способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности". Знакомство и обсуждение с родителями с " Концепцией модернизации Российского образования" Рекомендации и советы по общению детей в школе, дома, в обществе. Обмен опытом.Выступление классного руководителя на родительском собрании тема: " Развитие коммуникативных способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности"
Развитие коммуникативных способностей школьников.docx
Развитие коммуникативных способностей школьников  на уроках и во внеурочной деятельности Часть   1.   Формирование   коммуникативных   универсальных   учебных действий как одна из задач системы образования «Развивающемуся   обществу   нужны   современно   образованные, нравственные,   предприимчивые   люди,   которые   могут   самостоятельно принимать решения…, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью   …,   способны   к   сотрудничеству…,   обладают   чувством ответственности   за   судьбы   страны,   её   социально   –   экономическое процветание». («Концепция модернизации Российского образования»)  Задача современной системы образования заключается в формировании универсальных   учебных   действий,   обеспечивающих   школьникам   умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует на результаты   образования,   одними   из   которых   являются коммуникативные умения.  Коммуникативные   способности   –   это   индивидуально­психологические особенности   человека,   обеспечивающие   контакт   с   другими   людьми   для общения и поддержания оптимальных отношений. Они обеспечивают социальную компетентность  и учет позиции  других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу   сверстников   и   строить   продуктивное   взаимодействие   и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.  формулировать высказывание, используя термины;  допускать   возможность   существования   у   людей   различных   точек зрения;  учитывать   разные   мнения   и   стремиться   к   координации   различных позиций в сотрудничестве;  договариваться   и   приходить   к   общему   решению   в   совместной деятельности;  строить   понятные   для   партнёра   высказывания,   учитывающие,   что партнёр знает и видит, а что нет; задавать вопросы;   контролировать действия партнёра;  использовать речь для регуляции своего действия;  адекватно   использовать   речевые   средства   для   решения   различных коммуникативных задач;  строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Формирование   коммуникативных   умений   ­   это   «объективная необходимость, продиктованная потребностями современного общества. Все,  чему обучаются школьники, они приобретают для того, чтобы использовать в предстоящей деятельности». Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Как и любая другая компетентность, она не   может   быть   сформирована   вне   деятельности.   Основу   её   формирования составляет опыт человеческого общения.     требований   Реализация государственного образовательного стандарта является целью профессиональной деятельности каждого учителя.   Федерального Существуют   два   вида   формирования   коммуникативных   компетенций: вербальные и невербальные. К вербальным относятся:  умение слушать и слышать собеседника;  умение корректно задавать вопросы;  умение адекватно реагировать на вопросы и давать ответы;  умение допускать разные точки зрения (нейтральная позиция педагога, которая   позволяет   обучающимся   во   время   занятия   высказывать   и «правильные», и «неправильные» точки зрения без опасения, что их одернут, остановят);   К невербальным относятся:     визуальные (выражение лица, позы, контакт глаз), акустические (интонация, паузы и логические ударения),  тактильные (дистанция, прикосновение). Для развития невербальных и вербальных умений возможно использовать учебную   (содержание   общения   труднее,   оно   является   предметным)   и внеурочную деятельность (игры, тренинги, дети общаются адекватно, общение носит неформальный характер). установка на совместную деятельность; групповая и парная формы работы. Развитие   коммуникативных   универсальных   учебных   действий   у школьника является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.  Часть 2. Принципы эффективного общения  Общение   с   ребенком   невозможно   свести   только   к   специально организованным   занятиям,   оно   продолжается   постоянно.   Поэтому   важно   в реальной жизни реализовывать принципы эффективного общения. Что такое эффективное общение? Общение – это прежде всего процесс установления контактов. В ходе этого процесса происходит обмен информацией, ее восприятие и понимание обучающимися, а также взаимное восприятие, понимание и оценка ими друг друга. Именно в общении возникает сопереживание, формируются симпатии и антипатии, характер взаимоотношений, появляются и разрешаются различные противоречия. Только общаясь с другим человеком, мы можем лучше узнать особенности   его   характера   и   поведения,   достоинства   и   недостатки. Благодаря   общению   мы   заводим   себе   друзей,   получаем   нужную   нам информацию, можем совершать совместные дела. Общение сопровождает нас повсюду,   ежесекундно   взаимодействуя   с   ребенком,   мы   общаемся   с   ним. Например,  это   происходит,  когда   детям   рассказывают   что­либо,  помогают разобраться   с   домашним   заданием   (словесное,   вербальное   общение).   Но вместе   с   этим   вы   обнимаете   ребенка,   поглаживаете   его   по   головке (невербальное,   физическое   общение).   Таким   образом,   каждый   элемент взаимоотношений с ребенком является элементом общения с ним. В ходе общения ребенок чувствует и понимает, что его любят и ценят, что он нужен своим близким и друзьям. Вместе с тем ребенок реализует свою потребность   в   общении   и   демонстрирует   уже   имеющиеся   у   него коммуникативные   способности   и   навыки.   Способность   к   общению определяется   некоторыми   способностями   личности,  которые   обеспечивают эффективность ее взаимодействия и совместимость с другими людьми. Три составляющие эффективного общения. Определим три составляющие эффективного общения: ­ мотивационная (Я хочу общаться); ­ когнитивная (Я знаю, как общаться); ­ поведенческая (Я  умею общаться). Я хочу общаться Первая   составляющая   гласит:   «Я   хочу   общаться».   Еще   ее   можно назвать   «область   желания».   Она   включает   в   себя   потребность   в   общении, основанную на желании ребенка вступать в контакт с окружающими. Ведь без такого желания общение в принципе невозможно. Если желание общаться у ребенка   отсутствует   или   недостаточно   развито,   то   ребенок   замкнут, стремится   большую   часть   времени   провести   в   одиночестве,   наедине   с книгами, телевизором или гаджетами, а также он просто может смотреть в окно, как играют другие дети. Недостаточное развитие потребности ребенка в общении   может   быть   связано   с   физиологическими   нарушениями,   но   чаще всего имеют психологическую основу. Появление у ребенка различного рода психологических   проблем   связано   чаще   всего   с   негативными   факторами социальной,  а  в  первую  очередь   семейной  среды.  Данные  проблемы  могут сформироваться прежде всего в семьях, где часто возникают конфликты, во время   развода   родителей,   если   родители   находятся   в   отъезде   и   ребенка длительное  время  воспитывают  бабушка  и  дедушка, а также  если   ребенка отвергают   взрослые   или   другие   дети.   Отсутствие   потребности   в   общении может лежать в основе серьезного детского заболевания – раннего детского аутизма. Я знаю, как общаться  Вторая   составляющая  коммуникативных   способностей «Я  знаю,  как общаться».   Ее   можно   назвать   –   область   знаний.   Эта   составляющая определяется тем, в какой степени ребенок имеет представление о номах и правилах   эффективного   общения.   Это   знание   также   формируется   в   ходе взаимодействия со взрослыми, которые своим примером показывают ребенку, как   вступать   в   контакт   с   другим   человеком,   как   поддержать   разговор   и завершить   его,   как   разрешить   возникающие   конфликты.     Внутреннее представление   ребенка   о   способах   и   средствах   общения   формируются   в ежедневном   взаимодействии   с   родителями,   воспитателями,   учителями, одноклассниками,   друзьями.   Отсутствие   или   недостаточность   имеющихся представлений, а также неумение воплотить свои знания в реальном общении определяют   затруднения,   которые   могут   возникнуть   у   ребенка   при   его адаптации в новом школьном коллективе, при установлении и поддержании контакта   со   сверстниками.  Если   ребенок   конфликтен,  агрессивен,  замкнут или застенчив, то такой ребенок будет испытывать затруднения при общении.  Я умею общаться  Умение   использовать   имеющиеся   представления   об   эффективном общении является третьей составляющей способности к общению «Я умею общаться».   Сюда   включается   умение   адресовать   сообщение   и   привлечь внимание   собеседника,   умение   доброжелательно   вести   беседу   и аргументировать   свои   рассуждения,   конечно,   пусть   еще   на   детском примитивном уровне. Ребенок должен уметь заинтересовать собеседника своим мнением, а также идти на компромиссы и уметь принять другую точку зрения, умение критично   относиться   к   собственному   мнению,   действиям,   высказываниям. Также   сюда   можно   отнести   и   умение   слушать   и   слышать   собеседника, эмоционально сопереживать собеседнику… Таким   образом,   коммуникативные   способности   представляют   собой неразрывное единство трех составляющих.  Говорить о гармоничном развитии ребенка   можно   только   при   наличии   у   ребенка   трех   вышеперечисленных составляющих.  Как   было   сказано   ранее,   развитие   коммуникативных   способностей начинается в семье, в общении с родителями, сестрами, братьями, дедушками и бабушками и продолжается на протяжении всей жизни. Следует помнить о влиянии   характера   взаимоотношений   в  семье   на   психологическое   развитие ребенка. И задача школы и родителей – научить ребенка взаимодействовать с другими людьми, сформировать у него желание и умение общаться.  Часть   3.   Формирование   коммуникативных   компетенций   у   детей младшего школьного возраста Формирование   коммуникативных   умений   младших   школьников   — чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. К моменту поступления в школу ребёнок обычно уже обладает целым рядом   коммуникативных   и   речевых   компетенций.   Но   уровень   развития   у каждого ученика различен, и в целом далёк от желаемого. Для   того,   чтобы   совершенствовать   коммуникативные   навыки   детей, педагогу   необходимо   максимально   разнообразить   работу   в   данном направлении,   вести   её   систематически   и   целенаправленно,   объединяя   для этого все возможные силы и средства. Первоочередной задачей педагога является пробуждение интереса детей к   той   или   иной   деятельности,   поскольку   выполняемые   с   охотой   и удовольствием   задания   наиболее   эффективны   и   дают   самые   лучшие результаты. К тому же, закрепляется положительный образ того или иного действия, что побуждает детей повторять его снова и снова. Одним из основных видов деятельности ребенка является игра. Именно в ней   происходит   формирование   опыта   коммуникативных   отношений   со взрослыми и сверстниками. Во время игры ребенок получает необходимый набор знаний о способах эффективного взаимодействия и их использования в практике   общения.   Ведь   часто,   играя,   ребенок   проявляет   свои   скрытые чувства и переживания, подражает взрослым в том, как они общаются с ним. Наблюдая за игрой ребенка, можно увидеть себя самого, манеру общения с ним и сделать определенные выводы. При работе с родителями необходимо акцентировать на этом внимание, т.к. в игре ребенок подражает именно им, использует   те   фразы,   которые   ему   говорят   родители.   Наблюдая   за   игрой ребенка необходимо обратить внимание, какую позицию занимает ребенок, стремится ли он занять лидерскую позицию или подчиняется другим, умеет ли договариваться   или   постоянно   ссорится   со   своими   друзьями?   Может   ли ребенок   привлечь   внимание   сверстников   при   помощи   слов   (вербальные действия), мимики, жестов (невербальные действия). Доброжелателен ли он в общении с другими, умеет ли заинтересовать сверстников в результатах игры, может ли спокойно и внимательно выслушать друзей.   Необходимо   отмечать   продуктивные   способы,   которые   доступны ребенку.  Фундамент личности ребенка закладывается в семье, которая является первой школой социального поведения. На облик ребенка влияет вся жизнь семьи,   с   её   повседневными   заботами,   бытом,   семейными   устоями.   Через семью   ребенок   приобщается   к   культуре   общества,   становится   его   членом. Опыт   общения   и   взаимоотношения   с   родителями   и   близкими   взрослыми, приобретенных   в   семье,   в   значительной   степени   определяет   характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми и последующей его жизни. Личность ребенка формируется не только через общение с родителями. Эффективность процесса обучения во многом зависит от взаимоотношений педагога с воспитанником. В частности, характер общения учителя с детьми во многом определяет формирующиеся межличностные отношения в классе и существенным образом влияют на развитие личности ребенка. Более высокий уровень межличностных отношений формируется при адаптивном общении, которому присущи формы совета, предложения, просьбы.  В   работе   по   развитию   коммуникационных   компетенций   младших школьников следует уделить внимание речевому развитию.  Речь – это способ познания действительности; она выполняет функцию общения и эмоционального самовыражения. Богатство речи в больше степени зависит   от   обогащения   ребенка   новыми   представлениями   и   понятиями,   а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей в природе и в жизни вообще.     Вопросы культуры устной и письменной речи в современном обществе имеют   первостепенное   значение,   так   как   наблюдается   снижение   общего уровня речевой культуры. Наилучшими источниками обогащения словарного запаса   является   литература.   Чем   богаче,   полнее   материал,   тем содержательнее высказывание.  Задержка   в   ходе   развития   речи   (плохое   понимание   того,   что   говорят окружающие люди, бедный запас слов) затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми, в какой­то мере исключает его из игр, занятий.  Часть 4. Развитие коммуникативных навыков как универсальных учебных действий в условиях внеурочной деятельности Развитие коммуникативных навыков ­ это «объективная необходимость, продиктованная потребностями современного общества. Все, чему обучаются школьники, они приобретают для того, чтобы использовать в предстоящей деятельности».   Коммуникативная   компетентность   не   возникает   на   пустом месте, она формируется. Как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована вне деятельности. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения.   Дети 6–7 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения,   что   является   препятствием   для   установления   полноценного контакта со взрослыми и сверстниками. В то же время, именно дошкольный и младший   школьный   возраст   чрезвычайно   благоприятен   для   овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников осуществляются через:  внеклассные мероприятия;  уроки;  К коммуникативным действиям младших школьников относятся: внеурочную деятельность.   осуществление учебного сотрудничества;  постановка вопросов;  управление поведением партнёра;  умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;  владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, современных средств коммуникации и т. д.  Китайская народная мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне   —   и   я   запомню.   Вовлеки   меня   —   и   я   научусь».   Вовлечь   ребенка   в образовательный процесс помогают различные формы и методы работы. У младших школьников по­прежнему ведущей остается игровая деятельность. Использование   игровых   технологий   на   уроках   и   внеурочной   деятельности помогает учителю заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, проявить свои   эмоции.   Внеурочная   деятельность   помогает   ребятам   ощутить   свою уникальность   и   востребованность.   В   начальной   школе   дети   активно включаются   в   общие   занятия.   В   этот   период   происходит   интенсивное установление дружеских контактов. В   рамках   новых   образовательных   стандартов   на   базе   школы   через внеурочную деятельность возможно создать условия, в которых дети, через игры,   дискуссии   и   упражнения,   открывают   закономерности   и   особенности взаимоотношений,  общения  и поведения  в  мире  людей,  а также  развивают важные   для   этого   качества   и   умения.   Вся   педагогическая   деятельность должна быть направлена на формирование у обучающихся коммуникативных универсальных   учебных   действий.   Одной   из   главных   отличительных особенностей   организации   внеурочной   деятельности   является   свободный выбор   каждым   ребенком   образовательной   области;   признание   за   ребенком права   на   пробу   и   ошибку   в   выборе;   личностно­деятельностный   характер обучения; личностно­ориентированный подход к ученику; создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности.  При работе в кружках педагоги могут использовать парную, групповую, индивидуальную   формы   работы.   В процессе   взаимодействия   ученик раскрывается,   что   позволяет   увидеть   его   личностные   качества,   как   они формируются и развиваются. Работа в парах поможет формированию умения слышать друг друга, понимать услышанное, считаться с мнением партнера, уважать   его   мнение,   отстаивать   свою   точку   зрения.   Ребята   учатся договариваться, развивается речь, обогащается словарный запас. Формирование   коммуникативных   универсальных   учебный   действий   у младших школьников происходит успешнее во внеурочной деятельности, а именное   в   направлении   проектной   деятельности.   Немаловажную   роль   при формировании   коммуникативных   универсальных   учебных   действий   играют родители, когда выполняют проекты совместно с детьми. Рекомендации для родителей по созданию условий вовлечения детей в проектную деятельность ­ Покажите пример детям в своем стремлении к новому, неизвестному, к стремлению   решать   различные   проблемы,   задачи   с   удовольствием, радостью.  ­ Привлекайте детей к совместному решению информационных проблем взрослых, а затем и проблем детей.  ­ Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Не оставляйте их вопросы без внимания.  ­ Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них.  ­ Не сдерживайте инициативу.  ­   Не   ленитесь   и   не   бойтесь   потратить   время   на   работу   с   ребенком   в библиотеке, дома с книгой.  ­ Не раздражайтесь, когда ребенок задает слишком много вопросов.  ­ Никаких отрицательных суждений, если что­то не получается.  ­ Учите доводить дело до конца.  Литература: 1. Горячев А.В., Иглина Н.И. Все узнаю, все смогу. Пособие  по проектной деятельности в начальной школе (2­4 классы). ­ Издательство «Баллас» 2013. 2.   Исследовательская   и   проектная   деятельность   младших   школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. ­ Издательство "Учитель" Волгоград, 2010. 3. Проектная деятельность в начальной школе / авт­сост. М.К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2008. Часть 5. Формирование коммуникативной компетентности младших школьников через духовно­нравственное воспитание Позитивное   содержание   компетентностей   ­   это   социальный   заказ современного   российского   образования.   Современное   общество   требует   от человека   умения   жить,   сосуществовать   в   обществе.   Формирование коммуникативных качеств обуславливается необходимостью взаимодействия с другими людьми, объектами окружающего мира и информацией, умения её отыскивать, преобразовывать и передавать, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.  Важным фактором нравственного воспитания младшего школьника является его общение со взрослыми и сверстниками.  Нравственность   —   это   внутренние,   духовные   качества,   которыми   правила   поведения,   этические   нормы, руководствуется   человек, определяемые этими качествами. Духовно­нравственное  воспитание  –  это целенаправленный  процесс трансляции нравственного опыта предыдущих поколений. Российская школа призвана   к   воспитанию   личности   свободной,   творческой,   инициативной, саморазвивающейся.   Личность   делает   возможными   социальный   и экономический   прогресс.   Вместе   с   тем,   личностью   человек   становиться только   в   обществе.   Поэтому   необходимо   говорить   не   об   абстрактном личностно ориентированном воспитании вне времени, культуры и общества, а о   воспитании   личности   гражданина   России.   В   этом   плане   современный гуманистический   идеал   актуализирует   такие   качества   личности,   как патриотизм,   социальную   солидарность,   гражданственность,   служение Отечеству, сохранение семейных ценностей, интеллектуальное и творческое развитие, приверженность традиции. Традиционные источники нравственности: 1.   Патриотизм,   включающий   в   себя   ценности:   любовь   к   Родине; любовь   к   своему   народу;   любовь   к   своей   «малой   Родине»;   служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое). 2. Социальная солидарность: свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость; милосердие; доброта; честь; честность; достоинство. 3. Гражданственность: правовое государство; гражданское общество; долг   перед   Отечеством,   старшими   поколениями,   семьей;   закон   и правопорядок; межэтнический мир; свобода совести и вероисповедания. 4. Семья, любовь и верность: почитание родителей; забота о старших и младших; продолжение рода. 5.   Труд   и   творчество:   созидание;   целеустремленность   и настойчивость; трудолюбие; бережливость. 6. Наука и познание. 7. Религия включает представления о Вере, Духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира. 8. Искусство и литература включает ценности: Красота; Гармония; Духовный мир человека; Нравственный выбор; Смысл жизни; Эстетическое развитие. 9. Природа: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля. 10.   Человечество:   мир   во   всем   мире;   многообразие   культур   и народов; прогресс человечества; международное сотрудничество. Перед   общеобразовательной   школой   ставится   задача   подготовки ответственного   гражданина,   способного   самостоятельно   оценивать происходящее   и   строить   свою   деятельность   в   соответствии   с   интересами окружающих   его   людей.   Решение   этой   задачи   связано   с   формированием устойчивых   нравственных   свойств   личности   школьника   через   развитие коммуникативных компетенций.  Педагог должен научить младших школьников не только общаться, и находить   партнеров   в   общении,   но   и   самому   оставаться   нравственным,   и выбирать   партнера   с   высокой   нравственностью.   Вступая   в   отношения   с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений.   Чем   раньше   осваивается   этот   опыт,   чем   богаче   арсенал коммуникативных   средств,   тем   успешнее   реализуется   взаимодействие. Следовательно,   самореализация   и   самоактуализация   личности   в   социуме напрямую   зависит   от   уровня   сформированности   ее   коммуникативной культуры.  По мнению турецких ученых: «Дети – это ценность, а их воспитание – это еще большая ценность». Будущее каждого человека напрямую связано с тем, что он воспринял и какое влияние испытал на себе в младшем школьном возрасте. Если он растет и воспитывается в атмосфере, которая дает ему все только   самое   лучшее   и   благородное,   то   можно   надеяться   на   то,   что   со временем   он   проявит   себя   как   личность,   обладающая   живым   умом, нравственностью   и   благородством.   Учитель   обязан   возвышать   новое поколение,   воспитывая   в   них   воспитанность   и   нравственность.   Что   бы   ни давали читать детям, будь то поэзия или проза, это должно придавать силу их мысли, твердость их духу, подпитывать их веру в будущее и стойкость, чтобы потом вы могли приобрести в их лице поколение с сильной волей и здоровым рассудком. Педагогу необходимо обращать внимание на то, что и как говорят учащиеся, как они реагируют на действия людей, уметь выявлять мысли и чувства,   сопровождающие   акты   общения   школьников   с   другими   людьми, трудности,   с   которыми   они   сталкиваются,   вступая   в   контакты   с окружающими,   ­   это   поведенческие   (внешние)   и   психологические (внутренние)   компоненты   общения.   Поведенческий   компонент   состоит   из вербальной (речевое высказывание) и экспрессивной форм поведения ( тон голоса,   темп   речи,   выражение   лица,   мимика,   жесты).   Психологические компоненты – это мысли, чувства, ожидания и установки, сопровождающие акты общения.  Подготовленный к общению человек — это тот, кто усвоил, что, где, когда и с какой целью можно и нужно говорить и делать, чтобы произвести хорошее впечатление и оказать необходимое влияние на других участников общения. Для продуктивного общения с другими людьми необходимо обладать определенной психологической культурой: ­ умением разбираться в других людях и верно оценивать их психологию; ­ адекватно эмоционально откликаться на их поведение и состояние; ­ выбирать по отношению к собеседникам такой способ обращения, который отвечал бы их индивидуальным особенностям. Развитие   коммуникативных   компетенций   в   процессе   духовно­ нравственного   воспитания   является   неотъемлемой   частью   начального образования. Для того, чтобы совершенствовать коммуникативные навыки детей, необходимо максимально разнообразить работу в этом направлении, вести её систематически и целенаправленно, объединяя для этого все возможные силы и средства. Для   формирования   коммуникативных   компетенций   младших школьников   через   самооценку   и   определение   своего   места   в   окружающем мире необходимо:  развивать личностные качества ребенка;  формировать   чувство   гражданской   идентичности,   ценностного отношения  к своему национальному  языку  и  культуре,  уважительное отношение   к   традиционным   российским   религиям   через   развитие толерантности;  формировать   навыки   коллективного   взаимодействия   в   урочной   и внеурочной   деятельности,   в   процессе   которого   личность   ребенка обогащается новым социальным опытом. Для   эффективного   решения   поставленных   задач   педагогическую деятельность   следует   строить   в   соответствии   с   личностно­ ориентированным и деятельностным подходом.  Личностно­ориентированный подход. ­ учет индивидуальных и возрастных особенностей; ­ опора на положительные качества личности ребенка; ­ подкрепление индивидуальных успехов. Деятельностный подход. ­ мотивация деятельности, направленной на сотворчество; ­ социальная значимость выполняемой деятельности; ­ результаты совместной деятельности. Для   организации   деятельности   педагогу   следует   применять совокупность методов:  метод педагогического наблюдения;  метод личного примера;  метод эмоционального воздействия на учащихся;  метод убеждения;  метод упражнений;   метод диагностики;  метод изучения литературы по интересующему вопросу;  метод проектов. Реализация   каждого   метода   предполагает   использование   совокупности приёмов,   соответствующих   педагогической   ситуации   и   особенностям учащихся.   педагога, направленные на существование ситуации вокруг ребенка). Для   положительной   реализации   рекомендаций   следует   использовать такие формы работы, как  социально­ролевые, деловые, интеллектуальные);  Коммуникативные приёмы. Организаторские   приёмы   (связаны   с   организаторской   деятельностью игры   (игры   на   знакомство,   сплочение   коллектива,   сюжетно­ролевые, коллективные творческие дела; олимпиады, общешкольные   мероприятия   (конкурсы,   научно­  практические   конференции,   КВНы,   спортивные   соревнования,   посещения музеев, кинотеатров, походы в цирк, экскурсии); индивидуальную   работу    анкетирование и анализ результатов); работу   с   родителями   (повышение   психолого­педагогических   знаний  родителей,   вовлечение   родителей   в   учебно­воспитательный   процесс, индивидуальные консультации, анкетирование).   контроль   успеваемости, (беседы, анкетирование родителей обучающихся (Приложение 1).  Для   того   чтобы   понять,   каким   образом   идет   формирование коммуникативных компетенций у детей, в течение года следует организовать проведение исследования:  Цель:   получить   необходимую   в   организационный   период   информацию   об учащихся и их родителях. Так,   на   основе   ранжирования   анкет,   были   получены   следующие   данные: неполных семей – 40%, семей, где один ребенок –61%; семей, имеющих двоих и более детей – 39%. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что у детей ограниченное,   неполноценное   взаимодействие   с   другими   людьми,   что обуславливает необходимость формировать у них коммуникативные качества. Также по данным анкеты выяснилось, что родители в силу своей занятости уделяют недостаточно внимания развитию общения.   проведение изучения организованности коллектива    ( Приложение2)  Цель:   определить  сформированность   коммуникативных компетенций через самооценку и определение своего места в окружающем мире. Предложенная   карта­схема   представляет   собой   список   специально подобранных   суждений,   характеризующих   организованность   коллектива. Независимые   эксперты   оценивают   наблюдаемый   коллектив   по   каждому   из указанных   слева   и   справа   проявлений   организованности,   пользуясь специальной   оценочной   шкалой.     С   целью   наблюдения   динамики   развития коллектива следует проводить данное наблюдение несколько раз в год. Таким образом, формирование коммуникативной компетенции – один из аспектов гармоничного развития эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Одним из важнейших коммуникативных навыков является умение адекватно   реагировать   и   отвечать   на   высказывания   собеседника,   а   также способность поддержать разговор на определенную тему. Решение проблемы коммуникативного   развития   детей   школьного   возраста   в   условиях образовательно­педагогической среды непосредственно зависит от глубокого знания   и   эффективного   использования   законов   и   механизмов   развития психики   и   личности   ребенка   на   каждой   ступени   онтогенеза,   а   также специфики   и   направлений   современного   образования.   Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Из   всего   выше   перечисленного   следует,   что   освоение   элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволяет детям успешнее реализовать свой потенциал. Предложенные к данному выступлению материалы   помогут   педагогу   сделать   работу   по   формированию коммуникативных компетенций младших школьников более эффективной.

Развитие коммуникативных способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Развитие коммуникативных способностей  школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Развитие коммуникативных способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Развитие коммуникативных способностей  школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Развитие коммуникативных способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Развитие коммуникативных способностей  школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Развитие коммуникативных способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Развитие коммуникативных способностей  школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Развитие коммуникативных способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Развитие коммуникативных способностей  школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Развитие коммуникативных способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Развитие коммуникативных способностей  школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Развитие коммуникативных способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Развитие коммуникативных способностей  школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Развитие коммуникативных способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Развитие коммуникативных способностей  школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Развитие коммуникативных способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Развитие коммуникативных способностей  школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Развитие коммуникативных способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Развитие коммуникативных способностей  школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Развитие коммуникативных способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Развитие коммуникативных способностей  школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Развитие коммуникативных способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Развитие коммуникативных способностей  школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Развитие коммуникативных способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Развитие коммуникативных способностей  школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Развитие коммуникативных способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Развитие коммуникативных способностей  школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Развитие коммуникативных способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Развитие коммуникативных способностей  школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2018