Развитие критического мышления на уроках химии

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья содержит рекомендации по использованию элементов технологии развития критического мышления на уроках химии.Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий, предложенных в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д. Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом.Под термином “критическое мышление” понимается система мыслительных характеристик и коммуникативных качеств личности, позволяющих эффективно работать с информацией.статья
Иконка файла материала Развитие.docx
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ              Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий, предложенных в середине 90­х годов XX века американскими психологами Д. Стилом, К. Мередитом   и   Ч.   Темплом.   Под   термином   “критическое   мышление”   понимается   система мыслительных   характеристик   и   коммуникативных   качеств   личности,   позволяющих эффективно   работать   с   информацией.   Цель   данной   технологии   –   развитие   мыслительных навыков   обучающихся,   необходимых   не   только   в   учёбе,   но   и   в   обычной   жизни:   умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т. д. Особенности этой технологии заключаются в следующем:    учебный   процесс   строится   на   закономерностях   взаимодействия   личности   и информации, закономерностях и механизмах процессов познания; на этапах технологии могут применяться разнообразные формы и стратегии работы с текстом, организации дискуссий; стратегии   технологии   позволяют   все   обучение   проводить   на   основе   принципов сотрудничества, совместного планирования и рефлексии. В технологии критического мышления используются 3 последовательные стадии: “вызов – осмысление новой информации – размышление (рефлексия)”. 1 стадия – вызов На этой фазе происходит актуализация знаний, имеющихся у обучающихся, возникает интерес к обсуждаемому вопросу. Для пробуждения вызова можно использовать рисунок, вопрос, задачу, проблему, ситуацию, мозговой штурм, работу с ключевыми терминами и т.д. Эта стадия имеет две задачи: первая ­ осуществление нескольких важных познавательных видов деятельности. Обучающийся активно участвует в   вызове того, что он уже знает о данной тематике. Это заставляет его анализировать собственные знания и начинать думать о теме,   которую   они   скоро   начнут   разбирать   во   всех   подробностях.   Вторая   задача   – активизация обучаемого. Слишком часто ученики пассивно сидят в классах, слушая своих учителей, которые все время мыслят, тогда, как дети просто сидят или думают о чем – то своем. Для того, чтобы обучающиеся сознательно, основательно и критически подходили к пониманию новой информации, они должны принимать активное участие в процессе учения. На этой фазе работы с информацией обучающийся определяет для себя смысл: “Что это значит для меня?”, “Зачем это мне нужно?”.2 стадия – осмысление новой информации Учитель предлагает  новую информацию, которую обучающиеся должны отработать. Это та стадия,   на   которой   ученик   вступает   в   контакт   с   новой   информацией.   Контакт   может принимать   форму   чтения   текста,   просмотра   фильма,   прослушивания   выступлений   или выполнения опытов.   Именно во время этой стадии обучающийся должен самостоятельно и активно участвовать в данной работе.  Главная задача стадии осмысления состоит в том, чтобы поддерживать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова. 3 стадия – размышление (рефлексия) Происходит осмысление всей информации, полученной на 2 стадии. Задачи фазы рефлексии ­ помочь   обучающимся   самостоятельно   обобщить   изучаемый   материал   и   определить направления в его дальнейшем изучении. Во   время   этой   стадии     закрепляются   новые   знания   и   активно   пересматривают   свои представления. Именно на стадии рефлексии обучающиеся делают новые знания своими. На этой стадии запланировано решение нескольких задач. В первую очередь обучающиеся должны выразить новые идеи и информацию собственными словами. Ученики лучше всего помнят то, что они поняли в собственном контексте, выражая это собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Второй задачей этой стадии является живой обмен   идеями   между   обучающимися,   что   дает   им   возможность   расширить   свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями.  Роль учителя в технологии развития критического мышления сводится к следующему:      направляет усилия учеников в определенное русло; сталкивает различные суждения; создаёт условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений; даёт учащимся возможность самостоятельно делать выводы; подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих. Предлагаю познакомиться с некоторыми приемами этой технологии, которые я использую на уроках химии. Прием “Ассоциация” Стадия вызоваОбучающимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос: ­ О чем может пойти речь на уроке? ­ Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите это словосочетание? Прием “Перепутанные логические цепочки” Обучающиеся интегрируют свои собственные идеи с идеями изложенными в тексте, для того, чтобы перейти к новому пониманию. На доске написаны верные и не правильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там где они считают, что высказывание правильное и знак “­” там где по их мнению оно не верно. Стадия осмысления Прием “Лист решения проблем” Очень хорошие результаты дает использование приема “Лист решения проблем” при решении задач, особенно со слабыми учениками. В этом виде деятельности идет детальная поэтапная разборка материала. Ученики самостоятельно ставят перед собой проблему и самостоятельно ищут пути ее решения для достижения конечной цели. ПРОБЛЕМ ЧТО ЕСТЬ ДЛЯ А РЕШЕНИЯ ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ РЕШЕНИ Е         Так же этот прием целесообразно использовать на практических работах Прием “Таблица аргументов” Составляется   следующим   образом:   учитель   дает   аргументы,   а   обучающиеся   должны   их опровергнуть или подтвердить фактами из лекции учителя или при работе с учебником.  АРГУМЕН Т Почему “ДА” Почему “НЕТ”Стадия размышления (рефлексии) Прием “Шесть шляп критического мышления” Суть приема состоит в следующем: класс делится на шесть групп, каждая группа “примеряет свою шляпу”, высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему. “Белая шляпа” ­ АТИСТИЧЕСКАЯ (констатируются факты по проблеме, без их  обсуждения); “Желтая шляпа” ­ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ (высказываются  положительные моменты); “Черная шляпа” ­  НЕГАТИВНАЯ (группа констатирует отрицательные моменты по  изучаемой проблеме); “Синяя шляпа” ­  АНАЛИТИЧЕСКАЯ (проводится анализ, группа отвечает на вопросы:  почему? зачем? связи?); “Зеленая шляпа” ­  ТВОРЧЕСКАЯ (можно высказывать самые разнообразные идеи и  предположения); “Красная шляпа” ­ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (группа формулирует свои эмоции, которые они  испытывали при работе с материалом) Приём “Взаимообучение” Легче всего научиться, обучая других. Взаимообучение происходит в группах из четырёх­ семи человек. Всем им раздаются экземпляры одного и того же текста. Обучающиеся  по очереди играют роль учителя ­ роль, которая требует от них выполнения пяти определённых действий: 1) “учитель” суммирует содержание абзаца; 2) он придумывает вопрос к тексту и просит других обучающихся на него ответить; 3) “учитель” растолковывает то, что для других осталось неясным; 4) он даёт задание на чтение следующего абзаца, а затем передаёт бразды правления в руки следующего ученика.Литература: 1. Лебедев   О.Е.   Компетентностный   подход   в   образовании.//Школьные   технологии.­ 2004.­№5­ С. 145­ 152. 2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет­ журнал "Эйдос" ­ 2002 ­ 23апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.  3. Шамова   Т.И.   и   др.   Управление   образовательными   системами.   –   М.:   «Академия», 2002.­ 458 с.