Развитие личности ребенка
Оценка 4.6

Развитие личности ребенка

Оценка 4.6
Особые потребности
doc
воспитательная работа
4 кл
04.12.2018
Развитие личности ребенка
Современная жизнь ставит перед школой новые сложные задачи – поиск эффективных средств воспитания молодого поколения, которому предстоит действовать в условиях демократического, самоуправляющего и динамичного общества. Все это требует высокого уровня развития личности ребенка. Социальная среда, в которой растет большое количество детей, неблагоприятна. Родители, заботясь о «хлебе насущном», забывают о воспитании детей, о развитии личности ребенка. Вот почему перед современной школой остро встал вопрос воспитания.
развитие личности ребенка.doc
Развитие личности ребенка Современная жизнь ставит перед школой новые сложные задачи – поиск  эффективных средств воспитания молодого поколения, которому предстоит  действовать в условиях демократического, самоуправляющего и динамичного общества. Все это требует высокого уровня  развития личности ребенка.  Социальная среда, в которой растет большое количество детей,  неблагоприятна. Родители, заботясь о «хлебе насущном», забывают о  воспитании детей, о развитии личности ребенка.     Вот почему перед современной школой остро встал вопрос воспитания.     О воспитательном процессе пишут и говорят десятки столетий. Единства  взглядов в определении процесса воспитания нет. Наиболее важными в воспитательной деятельности считаю идеи: ­ личностного подхода; ­ индивидуального и дифференцированного обучения и воспитания; ­ всестороннего развития личности через компетентностный подход в  воспитании и обучении.      Воспитание представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся  воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учетом результатов  предыдущей. При таком понимании процесс воспитания есть  саморазвивающаяся система, единица которой – развивающаяся  воспитательная ситуация. Развиваются не только воспитанники, но и  воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с  воспитанниками.  Изучая специальную литературу, я выбрала за основу обобщенный опыт  кандидата педагогических наук Сергеевой В.П.     Для воспитательного процесса необходимо создание развивающего климата в детском коллективе.     Вот некоторые признаки поведения классного руководителя, создающего  развивающий климат: 1. Открытость, непринужденность общения. Никому не нравится, когда с  ним хитрят, обманывают, пытаются на чем­то «поймать». Легче, когда  можно не взвешивать каждое слово. Разумеется, такт необходим,  вседозволенность может принести только вред. 2. Понимание, способность «войти в положение» другого. Это вовсе не  означает одобрение любого поступка. Но безучастность, безразличное  отношение к человеку, подчеркивание социальной дистанции вызывает  подозрительность и недоверие. 3. Гласность. 4. Не оценивание личности, а анализ фактов. Иногда оценка необходима,  но лучше объяснить учащемуся последствия его поступка для других и  для него лично, чем просто навесить ярлык. 5. Не приказ, а ориентация на проблему. 6. Отсутствие категоричности; скорее предложение, чем директива.  Излишняя строгость усложняет, вызывает недовольство, обрывает  обратную связь руководителя с детьми.    Центральным звеном деятельности классного руководителя является  изучение личности школьника.    Учеными были проанализированы и систематизированы качества личности,  которых во всех справочниках, энциклопедиях и словарях насчитывается  1842. Нравственных качеств, положительных и отрицательных, оказалось 181.  Все положительные качества в конечном счете входят в четыре главных  (интегративных) качества: коллективизм, гуманность, трудолюбие и  честность.   Интегративные качества личности. Интегративные качества Нравствен – ность Интеллект  Чувства  Воля  Базисные  Ценностно ­  ориентационные Практические  Характеро ­  логические Критериальные  Коллек – тивизм  Честность  Трудолюбие  Гуманность  Принци – пиальность  Сообра –  зительность  Объекти – вность  Любозна –  тельность  Эрудиро­ ванность  Идейная  убеждённость Опти­ мизм  Совест­ ливость  Воспри­ имчивость  Вдохно­ вение  Нетерпи­ мость  к злу Самостоятель ность Требовательно сть к себе Активность Решитель­ ность Целеустрем­ ленность Их синтезированное проявление Общественная  направленность Мужество Активная жизненная  позиция Своеобразие  личности Воля, устремленная на общечеловеческие интересы    Проанализировав интегративные качества, я увидела, что все они  связываются воедино как составные части, компоненты целостной структуры  личности. Этим определяется ведущее направление воспитания.    Основным объектом педагогической диагностики является направленность  личности в сочетании с интегративными ее качествами и восприимчивостью к  воспитательным влияниям. Каждый ребенок имеет отличительные  особенности, поэтому надо изучать то, что присуще только ему одному. На  этой основе я и веду индивидуальную работу. Кроме индивидуальных качеств, изучаю общее в ребенке, это помогает определить  его направленность. Знать  направленность – значит знать самое главное в ребенке, предвидеть его  реакцию на воспитание, предсказать его поведение в создаваемой  педагогической ситуации, найти пути перехода от воспитания к  самовоспитанию.     Важно изучать в ребенке типичные проявления: обучаемость,  самосознание и опыт.     Программу изучения личности школьника можно представить в виде схемы. Модель изучения личности школьника. 1.Общее, что характерно для всех Интегративные личностные качества Направленность личности Восприимчивость к воспитанию Личностный подход в воспитании 2.Типичное, что характерно для групп и для возраста. Обучаемость Уровень  самосознания Опыт  поведения и  деятельности Дифференциальный подход в воспитании 3. Своеобразное, индивидуальное Сочетание интегративных качеств Задатки,  дарования,  способности, сильные  стороны  характера Само­ управление Отношение к себе Индивидуальный подход в обучении и воспитании     Выявляю уровень направленности разными способами.     ­ Метод независимых характеристик.     ­ Использование ситуации выбора, где надо отдать предпочтение личным  или общественным делам.     ­ Использование наблюдений за ходом спортивных игр.     ­ Отчеты о выполнении общественных поручений.    Восприимчивость к воспитанию определяю по следующим показателям: высокая  ­ школьник активно поддерживает учителя, сотрудничает с ним  во                   всех сферах школьной жизни, положительно реагирует на требо­                   вания старших; средняя ­  школьник выборочно реагирует на педагогические требования и                    воздействия, болезненно воспринимает замечания в свой адрес,                   поддерживает педагога в той области, где совпадают общие и                    личные интересы; низкая  ­   учащийся положительно реагирует лишь на единые и устойчивые                   педагогические требования, стремится уйти из поля педагогичес­                   кого контроля, не помогает учителю; невосприимчивость, трудновоспитуемость – сопротивление положительным                    воздействиям и требованиям, противоборство с учителями,                   стремление помешать педагогам выполнять их работу (срыв                    уроков, нарушение дисциплины, грубость).  Данная диаграмма показывает изменение восприимчивости к воспитанию за  два года. Диагностика воспитанности   Диагностика – это оценочная процедура, направленная на прояснение  ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Через диагностику я устанавливаю, как реализованы педагогические задачи,  какие из них требуют дальнейшего решения.   Я обратила внимание на то, что диагностика имеет прямую связь с этапами  управления развитием коллектива и личности. Существует три типа  диагностики в работе классного руководителя: начальная, корректирующая  (текущая) и обобщающая (итоговая).   Методы, используемые мной в начальной диагностике. 1. Опрос. С помощью опроса выявляются ценностные ориентации  учеников, знания, установки, позиции, отношение к сверстникам,  окружающему миру и себе. Вопросы диагностирующие ценностную ориентацию учеников 1­4 классов. 1) Что тебе нравится в школе? Что не нравится? 2) Кто побуждает тебя учится лучше? (Мама, папа, бабушка и дедушка,  сам хочу учиться.) 3) Какое время дня для тебя приятнее? (Утро, день, вечер.) 4) Какие часы дня тебе приятнее всего проводить? 5) По каким учебным предметам тебе не хочется заниматься? Почему? 6) Где лучше ­  в детском саду или в школе? 2. Наблюдение – наиболее доступный способ получения знаний об  учащихся. Но личное наблюдение не единственный источник изучения  качеств ребенка, т.к. является односторонним и субъективным.  Поэтому стараюсь учитывать наблюдения родителей, других учителей. 3. Беседа. Необходимо прислушиваться к суждениям окружающих  ребенка (учителей, родителей, воспитателей, сверстников) находящихся в непосредственной близости со школьником, чтобы правильно  определить сущность формирующейся личности. 4. Анкетирование позволяет выяснить не только мнения детей по  различным вопросам, но и выявить их склонности, связи, оценочные  суждения. Учитывая результаты начальной диагностики, я ставлю  перед собой цели и задачи воспитательной работы.    Текущую диагностику провожу в самом процессе организации  ученического коллектива. Информация, полученная в результате текущей  диагностики, помогает мне корректировать свою работу и  совершенствовать стиль отношений с детьми, методику воспитательной  работы. Планируя воспитательную работу, не всегда можно предвидеть ее  результаты. Особенно трудно предусмотреть выбор самых эффективных  методов и средств индивидуального воздействия.    Текущая диагностика выполняет роль экспресс­информации и этим  помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической  деятельности.    Проводя текущую диагностику, использую игру­ситуацию. Игра «Почему я тебя выбрал?» На классной доске записываю все учебные предметы. Затем предлагаю  детям поставить знак напротив того предмета, который им нравится.  Прошу объяснить их выбор.     Полученная информация помогает мне скорректировать свою  педагогическую деятельность.      Тема игры может быть разной.     Обобщающая диагностика проводится мною, в конце каждого учебного  года. Процедура оценивания воспитанности состоит из двух этапов.     Первый этап состоит в анкетировании родителей учащихся. 1. Какие положительные качества характерны для вашего сына  (дочери)? 2. Какие отрицательные качества вы заметили? 3. Какие качества личности вы стараетесь воспитать у вашего  ребенка, и насколько это вам удается выполнить? 4. Имеет ли ваш ребенок постоянную обязанность по дому и как он  ее выполняет? 5. Как он относится к другим членам семьи, оказывает ли он им  нужную помощь, сочувствие, защиту? 6. Принимает ли активное участие в делах семьи, в семейных  праздниках, какую инициативу он проявляет при этом?          Второй этап – перечисление учащимися своих хороших качеств на  одной половине листа, а плохих – на другой.     Полученные результаты я сопоставляю с результатами  психодиагностических обследований. Полученные данные заношу в общую  диагностическую карту (Таблица 3). Результаты довожу до сведения  родителей, будущих учителей и детей. При этом каждому ученику  указывается на недостатки, от которых предстоит избавиться.     Процесс оценки воспитанности ученика – это весьма эффективное средство для стимулирования самопознания, самовоспитанности, саморазвития, с ее  помощью формируется адекватная личностная оценка.  Подводя итог, нужно сказать, что изучая и развивая личность ребенка,  следует знать определенный общественный эталон, по которому можно судить о воспитанности всех детей. Таким эталоном принято считать всесторонне  развитую личность, которая формируется в процессе взаимосвязи  умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического  воспитания. Различные компоненты воспитания – это пути педагогического  воздействия на формирующуюся личность. Но дадут ли они в совокупности  всесторонне развитую личность – это еще не доказано хотя бы потому, что  реально нет людей, имеющих одинаковое или равноценное умственное,  эстетическое, нравственное, физическое и трудовое развитие. Способности у  всех различны, кто­то будет интенсивнее развиваться в эстетическом, кто­то в интеллектуальном, кто­то в физическом отношении. Диагностическая работа  помогает мне определять и развивать лучшие качества моих детей, находить и пытаться избавится от отрицательных. Я пытаюсь научить их жить в  коллективе, уважая друг друга, иметь активную жизненную позицию, быть  требовательными к себе. Все это помогает детям при переходе в среднее  звено школы, а затем и во взрослую жизнь.                                                                                                                                  Литература: 1.В.П.Сергеева. Классный руководитель: планирование и организация  работы от А до Я. «Педагогическое общество России». М.2004. 2.Новые педагогические технологии в системе образования. Под ред.  Е.С.Полат. «Академия». М.1999. 3.В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. Педагогика.  «Школа­пресс» М.2000. 4.Г.Ю.Ксенозова. Перспективные школьные технологии. «Педагогическое  общество России» М.2000.

Развитие личности ребенка

Развитие личности ребенка

Развитие личности ребенка

Развитие личности ребенка

Развитие личности ребенка

Развитие личности ребенка

Развитие личности ребенка

Развитие личности ребенка

Развитие личности ребенка

Развитие личности ребенка

Развитие личности ребенка

Развитие личности ребенка

Развитие личности ребенка

Развитие личности ребенка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2018