Развитие личностных УУД младших школьников на уроках изучения орфографии»
Оценка 4.9

Развитие личностных УУД младших школьников на уроках изучения орфографии»

Оценка 4.9
Научные работы
docx
русский язык
Взрослым
15.10.2019
Развитие личностных УУД младших школьников на уроках изучения орфографии»
Формирование орфографической грамотности является одной из составных частей общей языковой культуры. Умение грамотно писать и говорить на государственном языке – привилегия любого современного человека, считающего себя образованным, в этом и заключается социальный заказ общества. Однако, уровень развития языковой культуры семей, а именно: - знание моральных норм; -умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; -ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях не на достаточном уровне. Поэтому одной из основных задач обучения в начальной школе является развитие именно личностных универсальных учебных действий.
Развитие личностных УУД младших школьников на уроках орфографии - копия.docx
Содержание 1) «Визитная карточка» 2) Тема презентации 3) Актуальность личного вклада педагога в развитие образования 4) Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования 5) Ведущая педагогическая идея 6) Цель и задачи педагогической деятельности 7) Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования 8) Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его  новизны 9) Результативность профессиональной педагогической деятельности и  достигнутые эффекты 10) Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника 11) Литература. 1) «Визитная карточка» (Слайд 1)  1.Кто я? Я ,Шимарёва Наталия Владимировна, учитель начальных классов  Большепикинской школы городского округа г. Бор. Работаю в своей родной  школе, в которой училась. Окончила  Нижегородский Государственный  педагогический институт  им. М. Горького в 1993 году. Стаж работы 26 лет . Мое педагогическое кредо:  Всегда в делах, всегда в заботах.                                                           Учить детей – моя работа.  На современном этапе важнее научить ребенка не знать, а понимать.  Понимание – это умение объяснить самому себе. Мой ученик – кто он? Это личность, развивающая многогранно, со своим характером,  способностями, склонностями, интересами. Это человек, имеющий потенциал развития и способность  самосовершенствования. Это индивидуальность, направленная на творческую и созидательную  деятельность. (Слайд2)                          2) Тема презентации Тема моей работы ­     « Развитие личностных УУД младших школьников на уроках изучения  орфографии»   (Слайд3)   Актуальность личного вклада педагога в развитие образования За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении   о   целях   образования   и   путях   их   реализации.   От   признания знаний,   умений   и   навыков   как   основных   итогов   образования   произошел переход. Приоритетной целью  школьного образования стало формирование умения учиться. Если коротко сформулировать задачу, она будет звучать так: учить себя!   И   в   решении   этой   задачи   главное   место   занимает   формирование системы универсальных учебных действий (УУД). Важнейшая   роль   в   реализации   целей   и   задач,   стоящих   перед   начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Формирование   орфографической   грамотности  является   одной   из составных частей общей языковой культуры. Умение   грамотно   писать   и   говорить   на   государственном   языке   – привилегия любого современного человека, считающего себя образованным, в этом и заключается социальный заказ общества. Однако, уровень развития языковой культуры семей, а именно:  ­ знание моральных норм;  ­умение   соотносить   поступки   и   события   с   принятыми   этическими принципами; ­ориентироваться  в социальных ролях и межличностных отношениях не на достаточном уровне.     Поэтому одной из основных задач обучения в начальной школе является развитие именно личностных универсальных учебных действий.  (Слайд4)   Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования К Концепции развития универсальных учебных действий обращаются известные психологи и педагоги: А.Г. Асмолов , Г.В.Бурменская, О.А.Карабанова, Д.Б. Эльконин. Проблему  формирования грамотности подробно рассматривали в своих  трудах многие лингвисты, психологи  К.Д.Ушинский, ДН.Богоявленский,  Ф.Н.Буслаев,С.Ф.Жуйков,П.С. Жедек, М.Р.Львов, В.В.Репкин и др.)  Считаю, что каждый ребёнок должен найти своё место в социуме и мы,  учителя, должны помочь ему в этом. Подготовить к жизненному и  личностному самоопределению.  Я хочу, я могу, я буду, я умею… Слайд 5 В начальной школе у младших школьников необходимо сформировать  личностные универсальные учебные действия, включаемые в три следующих  основных блока:  самоопределение – сформированность внутренней позиции школьника –  принятие и освоение новой социальной роли ученика; становление основ  российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за  свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности;  развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои  достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;  смыслоообразование – поиск и установление личностного смысла (т.е.  «значения для себя») учения на основе устойчивой системы учебно­ познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю» и того «что я не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва;  морально­этическая ориентация –  знание основных моральных норм и  ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной  необходимости; способность к моральной децентрации – учету позиций,  мотивов и интересов участников моральной дилеммы при разрешении  моральной дилеммы; развитие этических чувств – стыда, вины, совести, как  регуляторов морального поведения     Слайд6 Ведущей педагогической идеей  является  создание  оптимальных условий  для формирования развития личностных УУД  младших школьников на  уроках орфографии  при помощи современных педагогических технологий Когда были введены стандарты 2009 года и были определены личностные  результаты обучения ,я работала по УМК «Школа России», мне было  интересно, как же средствами данного УМК развить личностные результаты. Второй год я работаю по УМК «Гармония» и продолжаю отбирать методы и  формы  работы по развитию личностных качеств на уроках русского языка.  Слайд7        Цель моей работы: выявить эффективные способы формирования  личностных УУД  младших школьников на уроках орфографии  и реализовать систему орфографических упражнений для ее выработки. В процессе образовательной деятельности я решаю следующие задачи:   1. Изучить  уровень  орфографического навыка  учащихся 2. Накопить  и  изучить литературу  по  данному  вопросу. 3.Разработать систему упражнений, благотворно   на орфографические навыки учащихся.  4.Систематизировать   работу   над   орфографическими   навыками   на уроках  русского языка. 5.Методом   педагогического   исследования    показать   положительное  влияние  систематической работы по формированию личностных УУД  и подтвердить результаты. влияющих  Слайд  8           Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Анализ   литературы   и   обобщение   опыта   работы   с   младшими   школьниками позволил определить систему работы по развитию орфографического навыка. Гиперссылка      Факторы развития орфографического навыка Зрительный   фактор   данного   навыка   обеспечивается   следующими видами   упражнений:  проявляет   себя   в   процессе   письма   по   слуху   и   при списывании.   письмо с «дырками»  графическое выделение орфограмм,  зрительный,  объяснительный диктант,                         письмо по памяти При развитии слухового фактора используются такие виды диктантов, как: предупредительный орфографическое проговаривание… выборочный, Артикулярный  фактор                                                                                     артикуляционные упражнения,                                                                     выделение ударного безударного слога,                                                     орфографическое проговаривание… Рукодвигательный фактор  при выполнении всех упражнений Гиперссылка  В работе над развитием орфографического навыка  использую следующие  современные образовательные технологии: Игры (дидактические,ролевые, деловые, обучающие ); обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно – коммуникационные технологии; компьютерные технологии обучения; здоровьесберегающие технологии; исследовательский метод обучения; проблемное обучение; развивающее обучение. Считаю, что именно идеология этих технологий предусматривает широкое  использование исследовательских, проблемных методов, и позволяет  применять полученные детьми знания в совместной или индивидуальной  деятельности. (Гиперссылка )  Работая по УМК «Школа России» я применяла  такие методы и приёмы работы по развитию орфографического  навыка Способность видеть орфограммы – это необходимое условие для  овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил.   (Гиперссылка )    Работа с перфокартами.   которые предусматривают исправление учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний. какографические   упражнения, (Гиперссылка ) (Гиперссылка )  способствует прием ''Секрет письма зеленой пастой''       Обострению   орфографической   зоркости (Гиперссылка )  На уроках стараюсь  как можно чаще использовать игры. Они очень  нравятся детям, делают урок интересным. Различные игры на внимание, с  элементами физкультминуток, они направлены чаще всего на активизацию  лексического и грамматического материала, а  ролевые игры служат  развитию речевых умений учащихся.                                                       (Гиперссылка )  Тренажер расширяет лексический запас ребенка. Считаю, что работа с тренажером снижает физические и умственные  перегрузки, нервную утомляемость детей (Гиперссылка )  Словарная работа – это систематическая,  хорошо организованная работа, проводимая на каждом уроке. Поэтому на  каждом уроке уделяю время для работы со словарными словами (Гиперссылка )  Также   рифмованные упражнения (Гиперссылка )  Загадки и ребусы. (Гиперссылка )    ИКТ на уроках разного типа.   Трудно перечислить  все виды работ по формированию орфографического навыка. Этот процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся. Слайд 9  Курс русского языка, представленный в учебниках «К тайнам нашего  языка» Марины Сергеевны Соловейчик  и Кузьменко Надежды Сергеевны  нацелен на становление ребёнка как языковой личности, на помощь ему в  осознании себя носителем русского языка, языка страны, где он живёт.   Различными методическими средствами последовательно формируется  у  маленького школьника эмоционально­ценностное отношение к русскому  языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться, в целом  ответственное отношение к своей речи. Тем самым через воспитание у  ребёнка уважительного отношения к русскому языку и к себе как его  носителю закладываются основы гражданской личности. Слайд 10 Таким образом, личностными результатами освоения программы по  русскому языку выпускниками начальной школы в УМК «Гармония»  являются:  ­осознание языка как основного средства человеческого общения ­положительное отношение к изучению русского языка, понимание его  богатства, признание себя носителем этого языка ­ принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь ­ ­ появление желания умело пользоваться языком это показатели культуры человека; ­ зарождение элементов сознательного отношения к своей речи Слайд 11  Уровни освоения личностных УУД Когнитивный  Так ,например,в учебнике 1 класса на доступном первоклассникам уровне  вводится понятие «родной язык», говорится о русском языке как  государственном («общем для всех людей России»), обсуждается понятие  «иностранный язык»  (Гиперссылка   слайд 30)  Работа со словами, составление предложений  о Родине В 3 и 4 классах работа над словом, словосочетанием, предложением и  текстом подчинена мысли: «Как богат и разнообразен наш язык!» (см.,  например, 3 класс, К этой мысли учащиеся идут путём постоянных  наблюдений за использованием средств языка в речи, а в ходе разнообразной  практической работы в рамках различных тем курса постоянно получают её  подтверждение. Гиперссылка     Так   создаются  возможности для постепенного формирования у младших  школьников языкового самосознания как элемента гражданственности. Гиперссылка     Эмоциональный уровень Во 2 классе, где центральной линией является обучение грамотному  письму, на первый план выдвигается тезис: Гиперссылка      «На родном языке, на языке своей страны писать с ошибками стыдно!»  «Окошко лучше ошибки» Гиперссылка     У детей опыт не большой, но очень яркий, эмоциональный. Общаясь на уроках со сверстниками, обращая внимание на литературных героев,  дети учатся  сопереживать, давать оценку своим знаниям и знаниям своих товарищей.  Ведь именно так «рождается» интерес к самопознанию, умению вовремя  прийти на помощь товарищу.                                                                                     Так мы воспитываем чувство необходимости учения, адекватное  представление о школе.  Дети очень любят праздники и с удовольствием обыгрывают этикетные  диалоги­поздравления: с днём рождения, с Новым годом.  С не меньшим старанием изучают и запоминают формы благодарности,  используют их затем в речевых ситуациях. Разыгрывают  диалоги этикетного  характера в ситуациях повседневного общения. Деятельностный  уровень  При освоении разнообразных вопросов курса у учащихся формируется умение контролировать свои действия .                                                                 Одним  из примеров формирования самоконтроля, в данном случае  орфографического, является последовательно реализуемый в учебнике приём  письма с «окошками» ­ пропуск самим учеником во время письма  сомнительной для него буквы.                                                                    Использование этого приёма направляется социальным мотивом: «На родном языке... писать с ошибками стыдно! «Окошко» лучше ошибки!»     Этим тезисом, выступающим в качестве мотива,  Гиперссылка      направляется формирование у учащихся комплекса орфографических  умений:  обнаруживать орфограммы,  оценивать свою готовность правильно выбрать написание, решать задачу или с помощью «окошка» сознательно «уходить» от ошибки,  проверять написанное.                                                                           происходит психологическая  разгрузка ученика, снятие у него страха перед ошибкой       Задания на исправление ошибок Как проверять ?   гиперссылка             гиперссылка Памятки                     Решать орфографические задачи с помощью памяток    гиперссылка         Эти задания развивают самооценку гиперссылка                    Развитие самооценки ­ важный момент в становлении личности ребенка, в его  адаптации в социуме. С самых первых дней пребывания ребенка в школе  стремлюсь проявить внимание к каждому ребенку, в каждом ученике увидеть  положительное. В конце урока спрашиваю у детей, кто на их взгляд был  активен, правильно отвечал. Свою оценку всегда комментирую. Часто использую коллективное оценивание урока в целом при помощи  определенных значков, по аналогии с сигналами светофора.  Работая в группах, распределяю обязанности так, чтобы в них были  эксперты, оценивающие деятельность каждого члена группы.  На уроке, выполняя письменные задания, часто прошу детей оценить свою  работу при помощи значков «смайликов» (улыбающийся и грустный).  Дети часто верно оценивают себя и своих товарищей по парте, работая в  паре. Каждого ребенка есть за что похвалить, самое главное, чтобы он хотел  показать свои самые лучшие стороны, а если это заметят окружающие, ему  захочется быть лучшим вдвойне!  Перечисленные приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают навык  звукобуквенного анализа, самоконтроль. слайд  12 Диапазон опыта определяется  системой  уроков и внеклассных  мероприятий, способствующих формированию личностных УУД через  использование различных интенсивных технологий  слайд  13                                                                                                               Результативность профессиональной педагогической деятельности и  достигнутые эффекты Использованы показатели результативности последнего выпуска с 2011 по  2014 годы .                                                                                                                   Считаю, что с началом применения на практике технологий  при изучении  орфографии , показатели качества знаний по предмету выросли.    Другим показателем результативности можно считать успешное участие  детей в школьной олимпиаде по русскому языку, в районной олимпиаде  ученик этого  класса занял 3 место. Определив уровень сформированности личностных универсальных учебных  действий у учащихся из диаграммы видно, что  во втором классе по  сравнению с первым, число ребят , которые понимают смысл учебной  деятельности выросло на 12 %   Нравственно –этическая ориентация так же осталась на высоком уровне      у 100% обучающихся.                                                                                                Позиция школьника, сформирована у 82% , что на 2% выше, чем в прошлом.    Слайд  14  Формирование универсальных учебных действий у каждого учащегося – это  жизненная необходимость!!! Наша задача не предвидеть будущее, а творить его уже сегодня, ведь будущее всегда заложено в настоящем!   Таким образом, формирование и достижение личностных результатов –  задача и ответственность системы образования в целом и образовательного  учреждения в частности.                                                                                 Именно личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным,  обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, связывая их с  реальными жизненными целями и ситуациями.                                                Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие  жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою позицию в отношении  окружающих людей, самого себя и своего будущего. Слайд15 Транслируемость практических достижений профессиональной  деятельности педагогического работника Данный опыт интересен учителям начальной школы, так как он может быть  использован ими на уроках русского языка независимо от используемой  программы.  Механизм внедрения: • выступления на ШМО учителей начальных классов, педагогических  советах, РМО учителей начальных классов, сайт  proшкола Адресная направленность как Начинающим педагогам  – для применения   на практике, так и Педагогам­мастерам – для использования в своих  методиках Слайд 16                          Литература 1.Аристова Т.А. Использование фонематического принципа при обучении  грамотному письму // Начальная школа ­ 2008. ­ №1. ­ С.64. 2.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в  начальной школе. М.Просвещение 2008 3.Берлянд Й.Б. Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992. 4..Волина В.В. Веселая грамматика. ­ М.: Знание, 1995. ­ С.42. 5.Гизатуллина Д.Х. Русский язык в играх, или когда учиться трудно. ­ С­П.:  Детство­пресс, 2000. ­ С.35­62.  6.Е.В. Гадустова «Использование информационных технологий при изучении  орфографии» / Начальная школа.2009 №9/ 7.Грушников П.А. Работа над словом на уроках русского языка в начальных  классах. ­ М.: Просвещение, 1990. ­ С.97. 8.Двужилова Л.В. Повышение эффективности орфографических упражнений  средствами развития речи // Начальная школа ­ 2008. ­ №2. ­ С.33­37. 9.М.Р. Львов «Правописание в начальных классах» Издательство: АСТ Изд­ во­2001

Развитие личностных УУД младших школьников на уроках изучения орфографии»

Развитие личностных УУД младших школьников на уроках изучения орфографии»

Развитие личностных УУД младших школьников на уроках изучения орфографии»

Развитие личностных УУД младших школьников на уроках изучения орфографии»

Развитие личностных УУД младших школьников на уроках изучения орфографии»

Развитие личностных УУД младших школьников на уроках изучения орфографии»

Развитие личностных УУД младших школьников на уроках изучения орфографии»

Развитие личностных УУД младших школьников на уроках изучения орфографии»

Развитие личностных УУД младших школьников на уроках изучения орфографии»

Развитие личностных УУД младших школьников на уроках изучения орфографии»

Развитие личностных УУД младших школьников на уроках изучения орфографии»

Развитие личностных УУД младших школьников на уроках изучения орфографии»

Развитие личностных УУД младших школьников на уроках изучения орфографии»

Развитие личностных УУД младших школьников на уроках изучения орфографии»

Развитие личностных УУД младших школьников на уроках изучения орфографии»

Развитие личностных УУД младших школьников на уроках изучения орфографии»

Развитие личностных УУД младших школьников на уроках изучения орфографии»

Развитие личностных УУД младших школьников на уроках изучения орфографии»

Развитие личностных УУД младших школьников на уроках изучения орфографии»

Развитие личностных УУД младших школьников на уроках изучения орфографии»

Развитие личностных УУД младших школьников на уроках изучения орфографии»

Развитие личностных УУД младших школьников на уроках изучения орфографии»

Развитие личностных УУД младших школьников на уроках изучения орфографии»

Развитие личностных УУД младших школьников на уроках изучения орфографии»

Развитие личностных УУД младших школьников на уроках изучения орфографии»

Развитие личностных УУД младших школьников на уроках изучения орфографии»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2019