Развитие межличностных отношений подростков в процессе обучения
Оценка 4.9

Развитие межличностных отношений подростков в процессе обучения

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
Междисциплинарный 4
Взрослым
29.11.2017
Развитие межличностных отношений подростков в процессе обучения
Развитие межличностных отношений подростков в процессе обучения русскому языку и литературе Подростковый период - это самый сложный этап в жизни человека, так как является периодом становления личности, формирования социальных установок, появляется четкое представление о себе, о своем отношении к людям и обществу. Данный период так же характеризуется тем, что происходит стабилизация черт характера и основных форм межличностного поведения. Эти качества формируются путем постоянного общения подростка с окружающим миром. Общение становится неотъемлемой часть жизни подростка.
Курсовая 2 курс.docx
0 Развитие межличностных отношений подростков в процессе обучения  Подростковый период ­ это самый сложный этап в жизни человека, так как   является   периодом   становления   личности,   формирования   социальных установок,  появляется  четкое  представление  о себе, о  своем  отношении  к людям   и   обществу.   Данный   период   так   же   характеризуется   тем,   что происходит стабилизация черт характера и основных форм межличностного поведения.   Эти   качества   формируются   путем   постоянного   общения подростка с окружающим миром. Общение становится неотъемлемой часть жизни   подростка.   Общение   становится   ведущим   видом   деятельности подростка. И если раньше центром физической и духовной жизни ребенка был дом, то в подростковом возрасте им становится внешний мир. Общение играет огромную роль в становлении и развитии самосознания, и только в случае, если   окружающие   люди   искренне   заинтересованы   в   гармоничном   развитии ребенка,   у   него   сложится   правильное   представление   о   себе.   Будут проявляться таланты, усваиваться новые знания и навыки. Высокими будут смысложизненные   ориентиры.   как   будет   складываться межличностное взаимодействие подростков, зависит формирование будущей   От   того, личности.   А   это,   в   свою   очередь,   влияет   на   формирование   полноценного общества в целом. Взаимоотношения   между   подростками   –   тема   достаточно   сложная. Дело в том, что недостаточность методической литературы, разработанной на основе проведенных исследований личности школьника в средней и старшей школе,   приводит   к   необходимости   более   тщательному   исследованию межличностных   отношений   подростков.   В   этом,   пожалуй,   заключается парадокс.   Изучая   психологическую   литературу,   можно   сказать,   что информация по теме изложена достаточно сжато.   А для работы педагога в школе   просто   необходимы   подробные   рекомендации,   направленные   на 1 формирование   в   классе   благоприятного   социально­психологического климата,     изучение   личности   подростка   и   подросткового   коллектива,   для использования   их   в   учебном   процессе.   Учитывая   это,   выбранная   тема курсовой работы является актуальной для исследования. Объект исследования  ­ особенности подросткового возраста. Предмет  исследования   ­   особенности   развития   межличностных отношений подростков в процессе обучения русскому языку и литературе.  Цель:  изучение особенностей развития межличностных отношений у подростков на уроках русского языка и литературы.  Задачи:  1. Рассмотреть психологические особенности подросткового возраста 2. Изучить   влияние   социально­психологического   климата   на взаимоотношения в группе подростков 3. Проанализировать   развитие   межличностных   отношений   у подростков в процессе обучения 4. Провести экспериментальную работу по изучению межличностных отношений   у   подростков   процессе   изучения   русского   языка   и литературы. Предложить   психолого­педагогические   методы   развития 5. межличностных отношений в коллективе учащихся подросткового возраста на уроках русского языка и литературы. Гипотезой исследования является предположение о том,  что развитие межличностных   взаимоотношений   в   подростковом   коллективе   зависит     от уровня сформированности коммуникативных и речевых навыков подростков, развитию и совершенствованию которых способствуют уроки русского языка и литературы.  Исследование   проводилось   среди   учеников  МОУ   «Щетиновская средняя   общеобразовательная   школа   Белгородский   район,   Белгородской области». В исследовании приняли участие 20 человек в возрасте 14­15 лет, ученики 9 «Б» класса. Методами исследования являются: 2 ­теоретическая часть – сбор, анализ и обощение информации;  ­ практическая часть – анкетирование и наблюдение. Теоретической основой  исследовательской работы являются работы по   изучению   межличностных   отношений   в   подростковом   возрасте   таких учёных как: Д. Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, И. С. Кон и другие.  Социально­психологический   климат   в   группе   подростков   является одним из основных факторов становления здоровой личности. На становление климата оказывает большое влияние атмосфера в коллективе. Если педагог сможет,   поддерживая   в   группе   благоприятную   атмосферу,   создать благоприятный климат, то все члены группы будут полноценно развиваться как личности, усваивать полученные знания. Что в свою очередь способствует свободному развитию ценностных отношений у подростков.   Очень   важно   педагогу,   работающему   в   классном   коллективе   с подростками,   анализировать   межличностные   отношения   в   коллективе, отслеживать наличие явных лидеров и тех, кого делают изгоями, или тех, кто сам становится изолированным из­за несогласия с мнением группы «звезд».  Каждый   учитель   обязан   найти   индивидуальный   подход   к   каждому ученику, особенно, если он относится к категории «трудный подросток». Но без тщательного анализа взаимоотношений в группе  невозможно объективно оценить статус того или иного ученика. А задача учителя помочь ребенку выйти из трудной ситуации. В   процессе   педагогической   деятельности,   как   и   в   процессе   любой другой деятельности, невозможно обойтись без межличностных конфликтов. В процессе совместной деятельности в качестве причин конфликтов могут   выступать   два   рода   детерминант:   предметно­деловые   разногласия   и расхождение личностно­прагматических интересов. Причиной возникновения конфликтов также являются непреодоленные смысловые барьеры в общении между учителем и учеником. Зная психологию учащихся,   возрастные   особенности,   прошлый   опыт,   педагог   с   легкостью может преодолеть смысловые барьеры. 3 Очень   важным   условием   для   установления   и   поддержания психологического контакта между учеником и учителем, обуславливающим предупреждение   либо   преодоление   любых   межличностных   конфликтов, является взаимное уважение и правильно сформированные коммуникативные умения, обуславливающие качество межличностных отношений в группе.  Хорошо   и   правильно   сформированные   коммуникативные   умения помогают решить основную проблему подросткового возраста – выстраивание межличностных   отношений   как   в   группе   так   и   со   взрослыми,   потому   что практически   в   любой   жизненной   ситуации   успешность   действования   во многом (если не в основном) связана с умением общаться и понимать других. Этим   умением   обуславливается   как   эффективность   профессиональной деятельности человека, так и его личные взаимоотношения. Поэтому уровень развития   умений   коммуникации   существенно   определяет   качество повседневной   жизни   подростка   и   неоценимую   помощь   в   этом   оказывают уроки русского языка и литературы. Для   проведения   исследований   мы   использовали   две   методики   для диагностики   межличностных   отношений   подростков,   которые   более   четко показали   необходимость   создания   в   коллективе   благоприятного психологического климата и пришли к следующим выводам. В   классе,   где   проводилось   исследование,   не   созданы   условия   для формирования   оптимальных   межличностных   отношений   между   учащимися, что   привело   к   разобщенности   членов   коллектива, взаимопонимания, поддержки.   отсутствию Межличностные   отношения   учащихся   в   классе   можно   оценить   как неблагоприятный,   так   как   наряду   с   высоким   показателем   «уровень благополучия   взаимоотношений   (В),   который   составляет   60%,   «индекс изоляции»   невероятно   низкий   (I)   =   0,4.   Более   того,   «индекс   групповой сплоченности» (С) составляет 0,07 при норме 0,6­0,7. Это объясняется тем, 4 что коллектив постоянно меняется, ежегодно в класс приходят по 4­6 новых учеников, а прежние уходят из класса. Психологический   климат   группы   неблагоприятный,   его   члены представляют   собой   совокупность   разрозненных   элементов,   совершенно   не взаимодействующих   друг   с   другом.   Необходимо   создать   благоприятный психологический   климат   для   формирования   оптимальных   межличностных отношений между учащимися. Таким образом, выдвигая гипотезу о влиянии психологического климата на взаимоотношения в подростковой группе, мы не могли предположить, что группа подростков, которых мы выбрали в качестве испытуемых, настолько нуждается в срочной помощи педагогов и психологов, что нам удастся выявить такое большое количество проблем внутри одного коллектива.   Однако   отчасти   наша   гипотеза   все­таки   нашла   свое подтверждение.  Полученные   диагностические   данные   показали.   Что   необходимо совершенствовать   коммуникативные   навыки   учащихся   подросткового возраста,   создавать   ситуации   взаимодействия   учащихся   с   целью   развития межличностных   отношений,   что   лучше   всего   делать   в   ходе   реализации образовательных   программ.   Наиболее   эффективными   предметами образовательного   курса,   способствующим   развитию   речевых   навыков школьников, безусловно являются уроки русского языка и литературы. Нами предлагаются   инновационные   методы   проведения   данных   уроков   в   целях развития   универсальных   учебных   действий   учащихся,   в   том   числе   и коммуникативной   направленности:   метод   проблемного   диалога   и   метод продуктивного чтения.  Очень   важно   педагогу,   работающему   в   классном   коллективе   с подростками,   анализировать   межличностные   отношения   в   коллективе, отслеживать наличие явных лидеров и тех, кого делают изгоями, или тех, кто сам становится изолированным из­за несогласия с мнением группы «звезд». 5 Каждый   учитель   обязан   найти   индивидуальный   подход   к   каждому ученику, особенно, если он относится к категории «трудный подросток». Но без тщательного анализа взаимоотношений в группе  невозможно объективно оценить статус того или иного ученика. А задача учителя помочь ребенку выйти из трудной ситуации. В   процессе   педагогической   деятельности,   как   и   в   процессе   любой другой деятельности, невозможно обойтись без межличностных конфликтов. В процессе совместной деятельности в качестве причин конфликтов могут   выступать   два   рода   детерминант:   предметно­деловые   разногласия   и расхождение личностно­прагматических интересов. Причиной возникновения конфликтов также являются непреодоленные смысловые барьеры в общении между учителем и учеником. Зная психологию учащихся,   возрастные   особенности,   прошлый   опыт,   педагог   с   легкостью может преодолеть смысловые барьеры. Очень   важным   условием   для   установления   и   поддержания психологического контакта между учеником и учителем, обуславливающим предупреждение   либо   преодоление   любых   межличностных   конфликтов, является взаимное уважение.  Если   учитель   уважает   ученика,   это   способствует   формированию   у последнего самоуважения. Самоуважение в дальнейшем является условием для формирования дальнейшего благоприятного контакта учителя и ученика. Если   при   общении   с   подростком   опираться   на   его   самоуважение,   то воздействовать педагогически на него становится гораздо легче. В результате проведенных исследований мы освоили 2 методики для диагностики   межличностных   отношений   подростков,   которые   более   четко показали   необходимость   создания   в   коллективе   благоприятного психологического климата и пришли к следующим выводам. В   классе,   где   проводилось   исследование,   не   созданы   условия   для формирования   оптимальных   межличностных   отношений   между   учащимися, что   привело   к   разобщенности   членов   коллектива, взаимопонимания, поддержки. 6   отсутствию Межличностные   отношения   учащихся   в   классе   можно   оценить   как неблагоприятный,   так   как   наряду   с   высоким   показателем   «уровень благополучия   взаимоотношений   (В),   который   составляет   60%,   «индекс изоляции»   невероятно   низкий   (I)   =   0,4.   Более   того,   «индекс   групповой сплоченности» (С) составляет 0,07 при норме 0,6­0,7. Это объясняется тем, что коллектив постоянно меняется, ежегодно в класс приходят по 4­6 новых учеников, а прежние уходят из класса. Психологический   климат   группы   неблагоприятный,   его   члены представляют   собой   совокупность   разрозненных   элементов,   совершенно   не взаимодействующих   друг   с   другом.   Необходимо   создать   благоприятный психологический   климат   для   формирования   оптимальных   межличностных отношений между учащимися. Таким образом, выдвигая гипотезу о влиянии психологического климата на взаимоотношения в подростковой группе, мы не могли предположить, что группа подростков, которых мы выбрали в качестве испытуемых, настолько нуждается в срочной помощи педагогов и психологов, что нам удастся выявить такое большое количество проблем внутри одного коллектива.   Однако   отчасти   наша   гипотеза   все­таки   нашла   свое подтверждение. В   качестве   рекомендации   для   педагогов   в   данной   сложившейся отрицательно   ситуации   в   подростковом   коллективе,   важно   отметить следующее. Педагог в своей деятельности должен стабильно эмоционально­ положительно   относиться   к   детям.   Тогда   ученики   будут   общительными, доверчивыми   и   дружелюбными.   При   выборе   стиля   руководства   отдать предпочтение  демократическому. Советоваться  с учениками, обращаться  к ним с просьбами. В таком случае при проведении занятий каждый участник образовательного процесса будет активно включен в процессы обсуждения, не бояться высказывать свое мнение, проявлять инициативу. Важно учитывать 7 индивидуальные   особенности   и   склонности   каждого   ученика.   В   качестве форм классной работы более подходящей может стать групповая. Тогда все члены коллектива будут одновременно задействованы в процессе обучения, это даст возможность сблизиться членам группы между собой, определить общие   интересы.   Кроме   того,  педагог,  анализируя   то,  как   проходит   такое занятие, может больше узнать о сплоченности или разобщенности коллектива, наличии неформальных лидеров, так называемых «звезд» и тех, кто является аутсайдерами. Очень важно следить за атмосферой в коллективе, проводить мероприятия   по   сплочению   коллектива,   классные   часы   и   круглые   столы. Учителю   же   русского   языка   и   литературы   важно   с   помощью   персонажей литературных   произведений   и  их   характеров  и  судеб  наглядно   показывать ученикам различные варианты становления личности, факторы, влияющие на это,   и   закономерности,   прослеживающиеся   в   их   коллективе.     Показать важность   для   становления   личности   человека   товарищества   и   дружбы, романтических   отношений,   взаимовыручки   и   поддержки,   взаимоуважения. Еще одной важной частью работы педагога является распределение ролей в классе,   ведь   актив   класса   всегда   либо   выбирается   его   коллективом,   либо назначается учителем. Обратите внимание на то, как эти роли распределены в данной конкретной группе подростков. И сопоставьте, действительно ли все члены группы находятся на своих местах. А может, в качестве эксперимента, нужно поменять их местами? Подняв при этом самооценку тому подростку, который   находится   в   группе   «отвергнутых».   Возможно,   именно   это   в последующем поднимет его авторитет среди сверстников. Список литературы 8 1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273­ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. ­ 31.12.2012. ­ №53 (ч. 1). ­ Ст. 7598 2. Адлер А.  Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 1998. – 416 с. 3. Адлер   А.  Наука   о   характерах.   Понять   природу   человека.   М.: Издательство «Академический проект», 2015. – 256 с.  4. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей. [Цифровая аудиокнига]. М.: Студия «Ардис», 2015.  5. Адлер   А.  Психология   индивидуальных   различий.   М.: Издательство «ЧеРо», 2000. – 776 с. 448 с. 6. 7. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. – Азаров Ю.П. Методика воспитательной работы. М.: Просвещение, 1990. – 336 с. 8. Ананьев Б. Г. Избранные труды по психологии. В двух томах. – Спб.: Издательство Санкт­Петербургского университета», 2007. ­ т. I ­ 230 с; т. II ­ 287 с. Аристотель. Этика. М.: Астрель, ­ 2012. – 496 с. 9. 10. Асмолов   А.Г.   Образовательная   среда:   от   моделирования   к проектированию. М.: Издательство «Смысл». – 2001. – 368 с. 11. Асмолов   А.Г.,   Бурменская   Г.В.,   Володарская   И.А.,   Карабанова В.А.,  Салмина   Н.Г.,  Молчанов  С.В.  Формирование   универсальных   учебных действий   в   основной   школе.   От   действия   к   мысли.   Система   заданий.   М.: Просвещение. – 2017. – 158 с. 12. Бабанский  Ю.К.  Оптимизация  процесса  обучения.   / Ю.К.Бабанский. М.: Педагогика, 1977. ­ 257 с. 13. Богуславский   М.В.   Методология,   содержание   и   технологии образования (историко­педагогический контекст). Монография. ­ М.: Научная книга, 2007. ­ 236 с. 9 14. Богуславский   М.В.   Развитие   теоретических   основ   содержания дошкольного   и   общего   образования   (в   отечественной   педагогике   второй половины ХХ века). ­ Саранск: Мордов. гос. пед. ин­т, 2010. ­ 217 с. 15. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. ­ СПб. [и др.] : Питер, 2008. ­ 398 с. 16. Бородич А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородач. – М.: Просвет, 2001. 17. Васильева   М.   А.,   Гербова   В.   В.,   Комарова   Т.   С.   Программа воспитания и обучения в детском саду / М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. – М.: Мозаика­Синтез, 2013. 18. Выготский Л. C. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. ­ М.: Репринт, 2010. 19. Выготский   Л.С.   Полное   собрание   сочинений   в   16   томах.   М.: Издательство «Левъ». – 2015.   Выготский   Л.С. 20.   Избранные психологические   труды.   Проблемы   культурного   развития   ребенка.   –   М.:   Психология   развития. Юрайт. – 2017. – 302 с. 21. Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи / А. С. Герасимова. – 2­е изд. – М.: Айрис­Пресс, 2004. – 160с. 22. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. М.: Академия, 2008. – 176 с. 23. Давыдов   В.В.  Лекции   по   педагогической   психологии.   М.: Академия, 2006. – 224 с. 24. Дмитриев   А.   Е.   Теория   и   практика   формирования   умений   и навыков в системе начального обучения: Дис. д­ра пед. наук / А. Е. Дмитриев. ­ М., 2010. – 215 с. 25. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. ­ 256 с.  26. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. ­ 256 с.  27. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Академия, 2004. ­ 336 с.  28. Кон И.С. Социологическая психология. М.: МОДЭК, – 1999. – 560 с. 10 29. Маклаков   А.,   Леонтьев   А.,   Шеррингтон   Ч.­С.,   Кравков   С., Гершуни   Г.  И   др.  Хрестоматия   «Познавательные   психические   процессы.  – СПб. : Питер. – 2011. – 480 с. 30. Мухина В.С. Детская психология / В. С. Мухина. – М.: Апрель­ пресс, 2009.  31. Немов   Р.   С.   Психология:   Учебник   для   студ.   высш.   учеб. заведений:   В   3   кн.   –   4­е   изд.   –   М.:   Владос,   2010.   –   кн.1:   Общие   основы психологии.  32. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений: В 3 кн. – 4­е изд. – М.: Владос, 2011. – кн.3: Психодиагностика. Введение в научное   психологическое   исследование   с   элементами   математической статистики.  33. Песталоцци   И.Г.   Избранные   педагогические   сочинения   в   2­х томах Том 2. / И.Г. Песталоцци. М.: Педагогика, 1981. ­ 416 с. 34. Песталоцци   И.Г.   Лебединая   песня.  Избранные   педагогические сочинения в 2­х томах Том 2. / И.Г. Песталоцци. М.: Педагогика, 1981. ­ 416 с. 35. Попова   Н.   Теоретико­методологические   основы содержательно­знаковых   средств   наглядности   /   Н.Б.   Попова.   Мир   науки,   Б. культуры, образования. 2011. ­ № 1.­  С. 96­99 36. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М.: Эксмо, 2010. 37. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – СПб. : Питер. – 2017. – 288 с. 38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.  – СПб. : Питер. – 2015. – 718 с. 39. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Ситаров. ­ 4­е изд., стереотип. ­ М.: Издательский центр «Академия», 2014 11 40. Эльконин   Д.Б.     Избранные   психологические   труды   /   Д.Б. Эльконин.   М.:  Издательство   «Международная   педагогическая   академия», 1995. – 224 с. 41. Эльконин   Д.Б.  Детская   психология   /   Д.Б.   Эльконин.   М.: Академия, 2011. – 384 с.  42. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин М.: МОДЭК, 1997. – 416 с. 43. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон М.: Издательство «Летний сад». 2000. – 184 с. 44. Эриксон   Э.   Идентичность:   юность   и   кризис   /   Э.   Эриксон.   М.: Издательство «НОУ ВПО Московский психолого­социальный университет». ­ 2006. ­ 352 с. 45. Юнусов   А.   А.,   Рахимбек   Д.,   Юнусова   А.   А.,   Айтбаева   Н.   Ж. Наглядность в активизации  познавательной деятельности учащихся / А. А. Юнусов, Д. Рахимбек, А.А.Юнусова, Н. Ж. Айтбаева // Успехи современного естествознания. ­ 2013. ­ № 10. ­  С. 240­243. Социометрическая карточка Приложение 1 Тип Деловые отношения 1. Критерии Если   ваш   класс   будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе? 2. Если   ваш   класс   будут расформировывать,   с   кем   бы   ты   не хотел продолжить совместно учиться в Выборы 1. 2. 3. 1. 2. 3. новом коллективе? Методика «Cоциометрия» Дж. Морено 12 Приложение 2 Инструкция для учащихся: «Отвечая   на   вопрос,   укажи   фамилии   одноклассников,   которых   ты   бы   выбрал.  Постарайтесь   быть   искренними   в   ответах.   Исследователи   гарантируют   тайну индивидуальных ответов». Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор. После этого приступаем непосредственно к опросу.   Ему   подвергаются   все   члены   группы.   Респонденты   должны   записать   фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою   фамилию.   В   процессе   опроса   исследователь   должен   следить   за   тем,   чтобы опрашиваемые   не   общались   между   собой,   постоянно   подчеркивать   и   напоминать   об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске. Возможны три основных способа выбора: 1. 2. Количество выборов ограничивается 3­5; разрешается   полная   свобода   выбора   (каждый   может   записать   столько решений, сколько пожелает); 3. критерия. испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного С   точки   зрения   простоты   и   удобства   обработки   результатов   предпочтительнее первый способ.  С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов ­ третий. Обработка данных и интерпретация результатов 1. Составление социоматрицы. Социоматрица — это таблица, в которую вносятся результаты опроса. 2.   На   основе   социоматрицы   возможно   построение   социограммы,   которая   делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы ­ «мишени». Каждая окружность в социограмме имеет свое значение. I. Внутренний круг ­ это так называемая «зона звезд», и которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов. II. Второй круг ­  она предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве выше среднего показателя. III. Третий круг ­ зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя. IV. Четвертый круг ­ она изолированных, это те, которые не получили ни одного очка. 13 Социограмма   наглядно   представляет   наличие   группировок   в   коллективе   и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты). Интерпретация результатов: Высокий уровень сформированности коммуникативных навыков (5 и более выборов, «звёзды») – 3 балла. Средний   уровень   сформированности   коммуникативных   навыков   (2   ­   4   выбора, «предпочитаемые») – 2 балла. Низкий   уровень   сформированности   коммуникативных   навыков   (0   ­   1   выборов, «пренебрегаемые») – 1 балл. Не   сформированы   коммуникативные   навыки   (0   выборов,   «изолированные»)   –   0 баллов Матрица социометрических положительных выборов № ФИО испытуемог о 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0 1 Абрамова 2 А. Вешнякова С. Гажа Г. Голубева Н. 3 4 5 Ильина И. 6 Карташова И. 7 Лазарева О. 8 Панченко 9 Фомина А. Н. Разумовска я О. Солодова К. Токарева К. 1 0 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 Семендяев Холошевска я Л. Владыченко Д. Пугачев О. Рзянин Е. 1 3 2 1 2 1 2 2 3 2 1 3 3 2 1 3 1 2 3 3 1 2 3 1 2 3 1 3 3 3 2 1 1 6 2 3 1 1 3 2 3 2 2 1 2 1 3 1 4 1 5 1 2 3 1 1 3 2 Таблица 1 7 1 8 1 9 2 0 1 1 1 2 1 В. Токаренко С. Фомин О. 7 1 8 1 9 2 0 Кол­во   выборов (М) Кол­во взаимных выборов Хорошевск ий И. 1 3 3 3 1 2 6 4 4 7 5 5 1 4 2 0 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 2 6 1 2 3 0 0 0 3 1 2 1 2 0 0 0 3 0 0 0 14 1 3 0 Матрица социометрических отрицательных выборов Таблица 2 № ФИО испытуемог о 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 7 1 8 1 9 1 Абрамова 1 2 3 1 3 2 1 3 1 2 2 2 3 3 2 1 2 2 3 2 2 3 1 2 0 3 3 1 3 3 2 2 3 2 1 3 3 1 1 1 2 1 2 1 1 А. Вешнякова С. Гажа Г. Голубева Н. 3 4 5 Ильина И. 6 Карташова И. 7 Лазарева О. 8 Панченко Н. Разумовска я О. Солодова К. Токарева К. Фомина А. Холошевска я Л. Владыченко Д. Пугачев О. 2 9 1 0 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 2 3 Рзянин Е. 3 1 Семендяев В. Токаренко С. Фомин О. 1 7 1 8 1 9 2 0 Кол­во   выборов (М) Кол­во взаимных выборов Хорошевск ий И. 3 2 2 2 1 2 3 5 8 1 8 2 2 4 4 2 0 1 1 0 2 1 0 0 0 1 0 1 3 0 3 3 1 3 2 0 3 0 1 1 3 0 3 0 0 0 15 2 0 0 0 7 0 Психологический климат в коллективе» Э.Р. Ахмеджанова Методика Приложение 3 Каждому испытуемому предлагается ответить на 8 вопросов в анкете. Перед тем, как приступить к работе, испытуемые были проинструктированы о том, как выполнять задание, их внимание было обращено на то, чтобы ответы каждый давал самостоятельно, не беседуя   во   время   заполнения   анкеты   с   одноклассниками.   Всех   испытуемых   попросили ответственно подойти к заданию, тщательно обдумывать свой выбор.  Текст опросника. I. Отметьте, пожалуйста, с какими из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны: 1. Большинство членов нашей группы хорошие, симпатичные люди. 2. В нашей группе есть всякие люди. 3. Большинстве членов нашей группы люди малоприятные. II. Считаете ли Вы, что было бы хорошо, если бы члены Вашей группы жили бы близко друг от друга: 1. Да, конечно. 2. Скорее да, чем нет. 3. Не знаю, не задумывался. 4. Скорее нет, чем да. 5. Нет, конечно. III. Как Вам кажется, могли бы Вы дать достаточно полную характеристику: 1. Деловых качеств большинства членов группы: Да. Пожалуй да. Не знаю. Пожалуй нет. Нет. 2. Личных качеств большинства членов группы: Да. Пожалуй да. 16 Не знаю. Пожалуй нет. Нет. IV.   Обратите   внимание   на   приведенную   ниже   шкалу   ­   цифра   1   характеризует группу, которая Вам очень нравится, цифра 9 ­ очень не нравится. В какую из клеток Вы поместили бы свою группу? V. Если бы у Вас возникла возможность провести каникулы вместе с Вашей группой, как бы вы к этому отнеслись: 1. Это бы меня вполне устроило. 2. Не знаю, не задумывался над этим. 3. Это бы меня совершенно не устроило. VI. Могли бы Вы сказать с достаточной уверенностью о членах Вашей группы, с кем они охотно общаются по деловым вопросам внутри группы: 1. Нет, не мог бы. 2. Не могу сказать, не задумывался об этом. 3. Да, мог бы. VII. Какая атмосфера обычно преобладает в Вашей группе. На приведенной ниже шкале   ­   цифра   1   ­   нездоровая,   нетоварищеская   атмосфера,   цифра   9   ­   взаимопомощь, взаимодоверие. В какую из клеток Вы поместили бы свою группу? VIII.   Как   вы   думаете,   если   бы   Вы   временно   отсутствовали.   Стремились   бы   Вы встречаться с членами Вашей группы: 1. Да, конечно. 2. Скорее да, чем нет. 3. Затрудняюсь ответить. 4. Скорее нет, чем да. 5. Нет, конечно. Таблица Результаты первичной диагностики психологического климата в исследуемой группе № ФИО испытуемого № вопросов Уровень комфортности 1 Абрамова А. 2 Вешнякова С. 3 Гажа Г. 4 Голубева Н. 5 Ильина И. 6 Карташова И. 7 Лазарева О. 8 Панченко Н. 9 Разумовская О. 10 Солодова К. 11 Токарева К. 12 Фомина А. 13 Холошевская Л. 14 15 Пугачев О. 16 17 Рзянин Е. Семендяев В. Владыченко Д. 1 в в ср в ср в ср в ср ср в ср ср ср ср ср ср 2 в в ср в ср в ср в н ср в ср н ср ср ср н 3 в н в в н ср н в ср ср в н ср ср н н ср 4 ср ср в ср ср в ср в ср ср ср ср ср ср ср ср ср 5 в н в в ср в ср ср в ср в ср в ср ср ср в 6 в н н в ср в ср в в н в ср в н ср ср в 7 в в в в н в н в н н в н н н н н н 8 Высокий в Средний ср Средний н Высокий в Низкий н Средний ср Низкий н Высокий в в Средний ср Низкий  в Высокий Низкий н в Средний ср Низкий  Низкий н Низкий н в Средний Токаренко С. 18 19 Фомин О. 20 Хорошевский И. ср ср ср ср н ср ср ср н ср ср ср ср в ср н в ср н н н ср Низкий  в Средний Низкий н 17

Развитие межличностных отношений подростков в процессе обучения

Развитие межличностных отношений подростков в процессе обучения

Развитие межличностных отношений подростков в процессе обучения

Развитие межличностных отношений подростков в процессе обучения

Развитие межличностных отношений подростков в процессе обучения

Развитие межличностных отношений подростков в процессе обучения

Развитие межличностных отношений подростков в процессе обучения

Развитие межличностных отношений подростков в процессе обучения

Развитие межличностных отношений подростков в процессе обучения

Развитие межличностных отношений подростков в процессе обучения

Развитие межличностных отношений подростков в процессе обучения

Развитие межличностных отношений подростков в процессе обучения

Развитие межличностных отношений подростков в процессе обучения

Развитие межличностных отношений подростков в процессе обучения

Развитие межличностных отношений подростков в процессе обучения

Развитие межличностных отношений подростков в процессе обучения

Развитие межличностных отношений подростков в процессе обучения

Развитие межличностных отношений подростков в процессе обучения

Развитие межличностных отношений подростков в процессе обучения

Развитие межличностных отношений подростков в процессе обучения

Развитие межличностных отношений подростков в процессе обучения

Развитие межличностных отношений подростков в процессе обучения

Развитие межличностных отношений подростков в процессе обучения

Развитие межличностных отношений подростков в процессе обучения

Развитие межличностных отношений подростков в процессе обучения

Развитие межличностных отношений подростков в процессе обучения

Развитие межличностных отношений подростков в процессе обучения

Развитие межличностных отношений подростков в процессе обучения

Развитие межличностных отношений подростков в процессе обучения

Развитие межличностных отношений подростков в процессе обучения

Развитие межличностных отношений подростков в процессе обучения

Развитие межличностных отношений подростков в процессе обучения

Развитие межличностных отношений подростков в процессе обучения

Развитие межличностных отношений подростков в процессе обучения

Развитие межличностных отношений подростков в процессе обучения

Развитие межличностных отношений подростков в процессе обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.