Развитие национального самосознания учащихся через этнокультурный компонент в учебно-воспитательном процессе

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 08.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Народная культура – неисчерпаемый кладезь мудрости, нравственных начал, духовности, необъятного запаса любви, доброты и бережного отношения ко всему, что окружает человека: к природе, её богатству, к людям. Изучение своеобразия культуры, закономерностей развития общественных отношений, быта населения Белгородчины помогает глубже проникнуть в историческое прошлое края, помогают переосмыслить нам наследие, сберечь и приумножить его. К сожалению, сегодня много ещё есть подростков, которые ничего не знают об истории родного края. Но только ли их в этом вина? Между тем академик Д. С. Лихачёв говорил: “Любовь к родному краю, значение его истории – основа, на которой только и может осуществлять рост духовной культуры всего общества. Культура – как растение, у неё не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней”, поэтому наша школа уже много лет ведёт работу по развитию национального самосознания учащихся через этнокультурный компонент, которая является темой и нашего эксперимента уже третий год. За истекший период мною, как учителем истории, учителями школы проделана определённая работа, как на уроках, так и во внеклассной деятельности.
Иконка файла материала Развитие национального с.doc
Развитие национального самосознания учащихся через этнокультурный компонент в учебно­воспитательном процессе Народная культура – неисчерпаемый кладезь мудрости, нравственных начал, духовности, необъятного запаса любви,  доброты и бережного отношения ко всему, что окружает человека:  к природе, её богатству, к людям. Изучение  своеобразия культуры, закономерностей развития общественных отношений, быта населения Белгородчины помогает  глубже проникнуть в историческое прошлое края, помогают переосмыслить нам наследие, сберечь и приумножить его. К  сожалению, сегодня  много ещё есть подростков, которые ничего не знают об истории родного края. Но только ли их в  этом вина? Между тем академик Д. С. Лихачёв говорил: “Любовь к родному краю, значение его истории – основа, на  которой только и может осуществлять рост духовной культуры всего общества. Культура – как растение, у неё не только  ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней”, поэтому наша школа уже много лет ведёт  работу по развитию национального самосознания учащихся через этнокультурный компонент, которая является темой  и  нашего эксперимента уже третий год. За истекший период мною, как учителем истории, учителями школы проделана  определённая работа, как на уроках, так и во внеклассной деятельности.  Учителями школы были разработаны этнокультурные модули по предметам, цель  которых, формирование  культурологических знаний учащихся  по народной культуре родного края.  Традиционные предметы учителя наполняют  новым содержанием ориентации школы. Ведь в любом предмете можно найти такие понятия, которые воспитывают в  ребёнке гордость за свой народ.  На своих уроках по истории Росси, используя деятельностный подход, который  позволяет мне формировать у учащихся исследовательские умения и навыки.  При изучении  той или иной темы в истории  на уроке исследуем материалы по истории Белгородчины. На таких занятиях учащиеся изучают периодическую печать,  архивные документы. Ребята описывают исторические события, сопоставляют его с другими материалами, фиксируют,  анализируют, обязательно включают элементы творческой деятельности. Накопленный материал становится  дидактическим и наглядным материалом  по истории края. Сравнительно­исторический анализ источников, отражающий  факты местной истории, позволяет проникнуть ребятам в сущность явлений, событий, провести параллель между  прошлым и будущим истории края.  Уроки истории посвящены изучению быта и культурному наследию наших предков.  Учащиеся пишут летопись своей малой родины, делают её более близкой, осязаемой. К 67­летию Победы в Великой  Отечественной войне учащиеся 9 класса  собрали материал о тружениках тыла в годы войны, о женщинах награждёнными  медалями «За доблестный труд в годы ВОВ»,  материал об учителях ветеранах.    На уроках народоведения ребята с  интересом исследуют темы «Русская кухня», записывая рецепты. Вместе с учащимися мы изучаем народные игры наших  бабушек и дедушек. Итогом изучения истории края стали исследовательские работы  учащихся  «Святыни села  Короткое», «Свадебный обряд», «Крещение. Выбор крёстных родителей», «О матери» и другие работы.  Учащиеся  седьмого класса создали проект « Старинные слова моего села» устаревшие слова «говорят» об истории нашего села,  современная лексика учит  исследовать и понимать историю края. А человек, знающий свои корни, любящий свою малую  родину и есть тот образ выпускника, над воспитанием которого работает школа.  Многие вопросы истории края мы не  можем рассматривать в рамках урока. Урочного времени недостаточно. Традиции русской культуры входят в жизнь ребят  также через работу разнообразных предметных кружков и кружков дополнительного образования. В течение нескольких  лет на базе школьного музея  ведётся кружок «Активисты школьного музея». Формы проведения занятий кружка  различны:  работа с музейными экспонатами, встречи со старожилами села, экскурсии по родному краю. На занятиях  кружка ребята не только описывают музейные экспонаты, но изучают и исследуют их используя этнографические  вопросники  по темам разработанные Государственным музеем народной культуры.  Учащиеся кружка  разрабатывают  поисковые маршруты летних походов, выступают на школьных и районных конференциях с результатами исследований.  Лучшие работы поощрены грамотами.  Результаты работы школы отражены в деятельности  краеведческого музея, залах  Боевой и Трудовой Славы. В музее собран богатейший материал по этнографии, это «живая»  история края.  Экспозиции  музея помогают в изучении истории села, обрядов, национального быта. Дети не просто ходят в музей, они живут в  исторической среде. Здесь проходят уроки, заочные путешествия, конференции, встречи с интересными людьми. Музей  оживает в каждом школьном празднике. Традицией стало проводить на базе школьного музея народные праздники. При  совместной деятельности учащихся кружка и актива музея были открыты новые экспозиции: «Школьный класс середины  прошлого века», «Ветераны живут рядом», «Педагоги школы – ветераны войны и труда». В феврале месяце 2012 года  актив музея принял участие в областном конкурсе «Военная реликвия» посвящённый 67­летию Победы, где ребята  получили свидетельство участника.    Проведение недели «Музей и дети» стало традицией для нашей школы. В рамках недели проходят краеведческая  викторина, конкурсы исследовательских работ. Актив музея проводит открытые мероприятия «Приглашаем в музей» для  младших школьников, «Мир русской деревни» для 6­9 классов. В этом году впервые проводим акцию «Сделай подарок  музею» и уже есть первые экспонаты.  Собранные материалы используются на праздниках, выставках, открываются новые  экспозиции. В течение года бюро экскурсоводов проводит экскурсии не только для учащихся школ, но и для гостей села.  К нам приезжали ребята из Чеченской республики, отдыхавшие в санатории «Дубравушка». В прошлом году были  в  гостях учащиеся  школ города Белгорода. В школе разработана воспитательная система, где одной из ведущих являетсяпрограмма «Традиция». Действуя согласно этой программы, в школе проводятся праздники по народному календарю:  «Осенины», «Покровские посиделки», «Новый год»,  «Рождество», «Проводы масленицы». И ещё мне бы хотелось остановиться на работе этнографического исследовательского отряда. В рамках эксперимента  по  восполнению знаний школьников по этнографической культуре   в школе  июне 2009 года был создан этнографический  исследовательский отряд. В состав отряда вошли 10 учащихся. В начале своей деятельности отрядом под руководством  учителя были поставлены цели и задачи исследовательской деятельности: восполнение этнографических знаний  школьников, привитие навыков исследовательской деятельности; создание для школьного музея базы данных по  материальной и нематериальному культурному наследию; создать условия для творческой деятельности;  изучить  особенности культуры и быта села; развивать коммуникативные способности учащихся; научить оформлять собранный  исследовательский материал. Разработан план действий по сбору и оформлению этнографических материалов. Ребята  записывали воспоминания  жителей села о том, как проходил свадебный обряд в селе Коротком в середине 20 века, а  также как выбирали крёстных родителей для своих детей. Многие воспоминания относятся и к началу века. Также в ходе  исследовательской деятельности  жителями села в музей были переданы многие старинные предметы быта: прялка,  деревянная маслобойня, глиняные кувшины, рогач и другие предметы. Проведя этнографические экспедиции, ребята не  только записывали воспоминания, но и составляли словарь старинных предметов домашней утвари, которые исчезают из  нашей речи, фотографировали старых жителей села. На территории школы учителями и учащимися  была создана  этнографическая площадка, которая будет пополняться и в этом году. И в завершении хочется обратиться к словам  своего коллеги: «Всем известно, что Родина начинается с тех мест, где мы  родились, где впервые узнали вкус хлеба и запах цветов, услышали задушевные песни и речь окружающих людей. На земле  это самое дорогое место для человека.  Растить в человеке любовь к этой земле, её славному прошлому и настоящему –  задача современной школы, каждого педагога.  Не просто передать сумму знаний, которое выработало человечество, а  сформировать у детей черты русского характера: трудолюбие, честность, смекалку, любовь к Родине, чувство чести и  товарищества, это сделать намного сложнее, чем просто дать знания». Этнокультурный  компонент на уроках истории. Содержание Кол. ч ас   Материалы  музея Отдел «История,  культура и быт  села» № Кла Тема урока сс 1. 6 История родного края­ часть истории России 2.   Родной край в древности. 3   4. 5.     Родной край в период  феодальной  раздробленности. Поход  князя Игоря против  половцев. Родной край в 14 – 15  веках. Родной  край в период  развития и укрепления  русского  централизованного  государства. 6.   Культурное развитие  1 1 1 1 1 1 Появление первобытных людей в крае. Памятники эпохи бронзы.  Население раннего железного  века. Древние славяне в крае.   Борьба с хазарами и  кочевниками. Северская земля. Начало заселения края.  Основные занятия.     Экспозиция  «Народные  умельцы, ремёсла  села» Отдел «История,  культура и быт  села» Экспозиция  «Крестьянское  подворье» Отдел «История,7. 7 8.   9.   10.   родного края. Родной край в конце 16  начале 17 веков. Начало  строительства  оборонительных крепостей. Экономическое развитие  края в 17 веке. Народные  восстания. Быт и обычаи местного  населения. Белгородский край в  период образования  Российской империи 11. 8 Родной край в начале 19  века. 12.   13.   Быт и обычаи местного  населения в 19 века. Родной край после отмены  крепостного права.  Земство. 14.   Культура  края в 19 века. 1 1 1 1 1 1     Социальный состав населения.  Род занятий. культура и быт  села» Отдел «История,  культура и быт  села» Образование Белгородской  губернии. Сельское хозяйство.  Промысел и торговля. Разинцы  на Белгородчине. К. Булавин. Экспозиция  «Народные  умельцы, ремёсла  села» Быт, обычаи, традиции  населения края. Отдел «История,  культура и быт  села» Основные занятия населения  края. Орудия труда. Новые  культуры в крае.  Развитие  торговли. Дворянское хозяйство Экспозиция  «Народные  умельцы, ремёсла  села» Состояние крестьянского  хозяйства. Крестьянские  промыслы. Крепостничество. Отдел «История,  культура и быт  села»   Наделение крестьян землёй.  Крестьянские кустарные  промыслы. Торговля.  Социальный состав населения.  Земское движение в крае. Отдел «История,  культура и быт  села» Экспозиция  «Народные  умельцы, ремёсла  села» Н.В. Станкевич, М.С. Щепкин,  С.А. Дегтярев, И.А. Двигубский. Земские школы, училища. Экспозиция  «Народное  образование на  селе»