Народная культура – неисчерпаемый кладезь мудрости, нравственных начал, духовности, необъятного запаса любви, доброты и бережного отношения ко всему, что окружает человека: к природе, её богатству, к людям. Изучение своеобразия культуры, закономерностей развития общественных отношений, быта населения Белгородчины помогает глубже проникнуть в историческое прошлое края, помогают переосмыслить нам наследие, сберечь и приумножить его. К сожалению, сегодня много ещё есть подростков, которые ничего не знают об истории родного края. Но только ли их в этом вина? Между тем академик Д. С. Лихачёв говорил: “Любовь к родному краю, значение его истории – основа, на которой только и может осуществлять рост духовной культуры всего общества. Культура – как растение, у неё не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней”, поэтому наша школа уже много лет ведёт работу по развитию национального самосознания учащихся через этнокультурный компонент, которая является темой и нашего эксперимента уже третий год. За истекший период мною, как учителем истории, учителями школы проделана определённая работа, как на уроках, так и во внеклассной деятельности.
Развитие национального самосознания учащихся через этнокультурный
компонент в учебновоспитательном процессе
Народная культура – неисчерпаемый кладезь мудрости, нравственных начал, духовности, необъятного запаса любви,
доброты и бережного отношения ко всему, что окружает человека: к природе, её богатству, к людям. Изучение
своеобразия культуры, закономерностей развития общественных отношений, быта населения Белгородчины помогает
глубже проникнуть в историческое прошлое края, помогают переосмыслить нам наследие, сберечь и приумножить его. К
сожалению, сегодня много ещё есть подростков, которые ничего не знают об истории родного края. Но только ли их в
этом вина? Между тем академик Д. С. Лихачёв говорил: “Любовь к родному краю, значение его истории – основа, на
которой только и может осуществлять рост духовной культуры всего общества. Культура – как растение, у неё не только
ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней”, поэтому наша школа уже много лет ведёт
работу по развитию национального самосознания учащихся через этнокультурный компонент, которая является темой и
нашего эксперимента уже третий год. За истекший период мною, как учителем истории, учителями школы проделана
определённая работа, как на уроках, так и во внеклассной деятельности.
Учителями школы были разработаны этнокультурные модули по предметам, цель которых, формирование
культурологических знаний учащихся по народной культуре родного края. Традиционные предметы учителя наполняют
новым содержанием ориентации школы. Ведь в любом предмете можно найти такие понятия, которые воспитывают в
ребёнке гордость за свой народ. На своих уроках по истории Росси, используя деятельностный подход, который
позволяет мне формировать у учащихся исследовательские умения и навыки. При изучении той или иной темы в истории
на уроке исследуем материалы по истории Белгородчины. На таких занятиях учащиеся изучают периодическую печать,
архивные документы. Ребята описывают исторические события, сопоставляют его с другими материалами, фиксируют,
анализируют, обязательно включают элементы творческой деятельности. Накопленный материал становится
дидактическим и наглядным материалом по истории края. Сравнительноисторический анализ источников, отражающий
факты местной истории, позволяет проникнуть ребятам в сущность явлений, событий, провести параллель между
прошлым и будущим истории края. Уроки истории посвящены изучению быта и культурному наследию наших предков.
Учащиеся пишут летопись своей малой родины, делают её более близкой, осязаемой. К 67летию Победы в Великой
Отечественной войне учащиеся 9 класса собрали материал о тружениках тыла в годы войны, о женщинах награждёнными
медалями «За доблестный труд в годы ВОВ», материал об учителях ветеранах. На уроках народоведения ребята с
интересом исследуют темы «Русская кухня», записывая рецепты. Вместе с учащимися мы изучаем народные игры наших
бабушек и дедушек. Итогом изучения истории края стали исследовательские работы учащихся «Святыни села
Короткое», «Свадебный обряд», «Крещение. Выбор крёстных родителей», «О матери» и другие работы. Учащиеся
седьмого класса создали проект « Старинные слова моего села» устаревшие слова «говорят» об истории нашего села,
современная лексика учит исследовать и понимать историю края. А человек, знающий свои корни, любящий свою малую
родину и есть тот образ выпускника, над воспитанием которого работает школа. Многие вопросы истории края мы не
можем рассматривать в рамках урока. Урочного времени недостаточно. Традиции русской культуры входят в жизнь ребят
также через работу разнообразных предметных кружков и кружков дополнительного образования. В течение нескольких
лет на базе школьного музея ведётся кружок «Активисты школьного музея». Формы проведения занятий кружка
различны: работа с музейными экспонатами, встречи со старожилами села, экскурсии по родному краю. На занятиях
кружка ребята не только описывают музейные экспонаты, но изучают и исследуют их используя этнографические
вопросники по темам разработанные Государственным музеем народной культуры. Учащиеся кружка разрабатывают
поисковые маршруты летних походов, выступают на школьных и районных конференциях с результатами исследований.
Лучшие работы поощрены грамотами. Результаты работы школы отражены в деятельности краеведческого музея, залах
Боевой и Трудовой Славы. В музее собран богатейший материал по этнографии, это «живая» история края. Экспозиции
музея помогают в изучении истории села, обрядов, национального быта. Дети не просто ходят в музей, они живут в
исторической среде. Здесь проходят уроки, заочные путешествия, конференции, встречи с интересными людьми. Музей
оживает в каждом школьном празднике. Традицией стало проводить на базе школьного музея народные праздники. При
совместной деятельности учащихся кружка и актива музея были открыты новые экспозиции: «Школьный класс середины
прошлого века», «Ветераны живут рядом», «Педагоги школы – ветераны войны и труда». В феврале месяце 2012 года
актив музея принял участие в областном конкурсе «Военная реликвия» посвящённый 67летию Победы, где ребята
получили свидетельство участника.
Проведение недели «Музей и дети» стало традицией для нашей школы. В рамках недели проходят краеведческая
викторина, конкурсы исследовательских работ. Актив музея проводит открытые мероприятия «Приглашаем в музей» для
младших школьников, «Мир русской деревни» для 69 классов. В этом году впервые проводим акцию «Сделай подарок
музею» и уже есть первые экспонаты. Собранные материалы используются на праздниках, выставках, открываются новые
экспозиции. В течение года бюро экскурсоводов проводит экскурсии не только для учащихся школ, но и для гостей села.
К нам приезжали ребята из Чеченской республики, отдыхавшие в санатории «Дубравушка». В прошлом году были в
гостях учащиеся школ города Белгорода. В школе разработана воспитательная система, где одной из ведущих являетсяпрограмма «Традиция». Действуя согласно этой программы, в школе проводятся праздники по народному календарю:
«Осенины», «Покровские посиделки», «Новый год», «Рождество», «Проводы масленицы».
И ещё мне бы хотелось остановиться на работе этнографического исследовательского отряда. В рамках эксперимента по
восполнению знаний школьников по этнографической культуре в школе июне 2009 года был создан этнографический
исследовательский отряд. В состав отряда вошли 10 учащихся. В начале своей деятельности отрядом под руководством
учителя были поставлены цели и задачи исследовательской деятельности: восполнение этнографических знаний
школьников, привитие навыков исследовательской деятельности; создание для школьного музея базы данных по
материальной и нематериальному культурному наследию; создать условия для творческой деятельности; изучить
особенности культуры и быта села; развивать коммуникативные способности учащихся; научить оформлять собранный
исследовательский материал. Разработан план действий по сбору и оформлению этнографических материалов. Ребята
записывали воспоминания жителей села о том, как проходил свадебный обряд в селе Коротком в середине 20 века, а
также как выбирали крёстных родителей для своих детей. Многие воспоминания относятся и к началу века. Также в ходе
исследовательской деятельности жителями села в музей были переданы многие старинные предметы быта: прялка,
деревянная маслобойня, глиняные кувшины, рогач и другие предметы. Проведя этнографические экспедиции, ребята не
только записывали воспоминания, но и составляли словарь старинных предметов домашней утвари, которые исчезают из
нашей речи, фотографировали старых жителей села. На территории школы учителями и учащимися была создана
этнографическая площадка, которая будет пополняться и в этом году.
И в завершении хочется обратиться к словам своего коллеги: «Всем известно, что Родина начинается с тех мест, где мы
родились, где впервые узнали вкус хлеба и запах цветов, услышали задушевные песни и речь окружающих людей. На земле
это самое дорогое место для человека. Растить в человеке любовь к этой земле, её славному прошлому и настоящему –
задача современной школы, каждого педагога. Не просто передать сумму знаний, которое выработало человечество, а
сформировать у детей черты русского характера: трудолюбие, честность, смекалку, любовь к Родине, чувство чести и
товарищества, это сделать намного сложнее, чем просто дать знания».
Этнокультурный компонент на уроках истории.
Содержание
Кол. ч
ас
Материалы
музея
Отдел «История,
культура и быт
села»
№ Кла
Тема урока
сс
1. 6
История родного края
часть истории России
2.
Родной край в древности.
3
4.
5.
Родной край в период
феодальной
раздробленности. Поход
князя Игоря против
половцев.
Родной край в 14 – 15
веках.
Родной край в период
развития и укрепления
русского
централизованного
государства.
6.
Культурное развитие
1
1
1
1
1
1
Появление первобытных людей в
крае. Памятники эпохи бронзы.
Население раннего железного
века. Древние славяне в крае.
Борьба с хазарами и
кочевниками. Северская земля.
Начало заселения края.
Основные занятия.
Экспозиция
«Народные
умельцы, ремёсла
села»
Отдел «История,
культура и быт
села»
Экспозиция
«Крестьянское
подворье»
Отдел «История,7. 7
8.
9.
10.
родного края.
Родной край в конце 16
начале 17 веков. Начало
строительства
оборонительных крепостей.
Экономическое развитие
края в 17 веке. Народные
восстания.
Быт и обычаи местного
населения.
Белгородский край в
период образования
Российской империи
11. 8
Родной край в начале 19
века.
12.
13.
Быт и обычаи местного
населения в 19 века.
Родной край после отмены
крепостного права.
Земство.
14.
Культура края в 19 века.
1
1
1
1
1
1
Социальный состав населения.
Род занятий.
культура и быт
села»
Отдел «История,
культура и быт
села»
Образование Белгородской
губернии. Сельское хозяйство.
Промысел и торговля. Разинцы
на Белгородчине. К. Булавин.
Экспозиция
«Народные
умельцы, ремёсла
села»
Быт, обычаи, традиции
населения края.
Отдел «История,
культура и быт
села»
Основные занятия населения
края. Орудия труда. Новые
культуры в крае. Развитие
торговли. Дворянское хозяйство
Экспозиция
«Народные
умельцы, ремёсла
села»
Состояние крестьянского
хозяйства. Крестьянские
промыслы. Крепостничество.
Отдел «История,
культура и быт
села»
Наделение крестьян землёй.
Крестьянские кустарные
промыслы. Торговля.
Социальный состав населения.
Земское движение в крае.
Отдел «История,
культура и быт
села»
Экспозиция
«Народные
умельцы, ремёсла
села»
Н.В. Станкевич, М.С. Щепкин,
С.А. Дегтярев, И.А. Двигубский.
Земские школы, училища.
Экспозиция
«Народное
образование на
селе»