РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ТОЛЕРАНТНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
Оценка 4.8
Документация +1
doc
психологическая работа +2
Взрослым
23.03.2018
В работе рассматривается позитивная социализация учащихся через толерантное воспитание и образование. Автор делает акцент на тот факт, что на социализацию детей значительное влияние оказывают социальные проблемы в обществе. Стремительное нарастание негативных процессов в обществе, СМИ и социальные сети создают крайне агрессивный и негативный информационный фон, который, в свою очередь, отражается на поведении подрастающего поколения, его социализации и адаптации. В связи с этим, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов позитивной социализации детей, и как один из вариантов, автором, предлагается толерантное воспитание и образование подрастающего поколения.
Статья Постельникова.doc
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
ЧЕРЕЗ ТОЛЕРАНТНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
Наталья Федоровна Постельникова
магистр социальной работы, социальный педагог
Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей №2
Саратовская область, г. Саратов, Октябрьский пос., ул. 1я Линия, д. 9/4
Email: postelnikova_nat@mail.ru
Социализация,
по своей природе всеобъемлющим и
универсальным процессом, способна, при правильной организации, привести к
будучи,
позитивным результатам практически во всех сферах деятельности, где человек
взаимодействует с другим человеком, с группой людей, большим коллективом,
обществом.
Термин «социализация» обозначает процесс усвоения индивидом образцов
поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей,
необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе.
Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации
и научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и
способность участвовать в социальной жизни [4].
Понятие «позитивная социализация» следует рассматривать, как умение
взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов,
выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы
других [1].
Социализация человека начинается с рождения и продолжается на
протяжении всей жизни. С точки зрения социализации чрезвычайно важный
период становления личности – школьный возраст. Именно в этот период
происходит формирование социальных потребностей и способностей к
сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, а также способности к самоизменению и осуществлению жизненных выборов
(деятельности, профессии, партнеров, ценностей и т.п.), открытие своего
внутреннего мира [5]. Поэтому помощь учащемуся в социализации личности в
образовательном процессе будет осуществляться за счет применения педагогом
методов, форм, средств организации психологопедагогического воздействия,
стимулирования, а также толерантного воспитания и образования.
Сегодня толерантное воспитание и образование весьма актуально, так как,
стремительное нарастание негативных процессов в обществе, СМИ и социальные
сети создают крайне агрессивный и негативный информационный фон, который,
в свою очередь, отражается на поведении подрастающего поколения, позитивной
социализации и адаптации детей, вызывая у подростков агрессию, асоциальное
поведение, нетерпимость и недоброжелательность к людям. Таким образом,
вопрос о позитивной социализации и толерантности стоит очень остро.
В процессе работы по развитию навыков позитивной социализации
учащихся мною используются различные формы и методы толерантного
воспитания и образования, среди которых:
классные часы, беседы, диспуты;
видеолектории;
социальные и благотворительные акции;
тренинги;
проектная деятельность;
разработка и распространение буклетов и листковпамяток.
Мною проводятся классные часы по толерантному воспитанию на темы:
«Будь милосердным!», «Поговорим о дружбе», «Жизнь без конфликтов»,
«Семья и Отечество». Классные часы проводятся в игровой форме, с
элементами тренинга. Проводя данные занятия, главной задачей для меня
является воспитание у учащихся чувства доброжелательности, толерантности,
эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, среди которых и одноклассники, и родственники, и
люди с ограниченными возможностями здоровья и люди другой национальности,
вероисповедания.
При проведении видеолекториев с учащимся я предлагаю посмотреть
видеоролик или отрывок фильма и потом проанализировать увиденное,
подискутировать и сделать выводы. В прошлом году мы с учащимися
просмотрели фрагменты фильмов:
«Рожденные равными» фильм о людях из разных слоев населения;
«Чучело» фильм о проблеме нетерпимости и жестокости в детском
коллективе;
«Сотворившая чудо» экранизация биографии незрячей и неслышащей
американской писательницы Хелен Келлер.
А также видеоролики о толерантности.
Ежегодно под моим руководством проводится социальная акция
«Красный тюльпан надежды», приуроченная к всемирному дню борьбы со
СПИДом, результатом которой стало то, что учащиеся стали толерантно
относится к людям больным ВИЧ, СПИДом и создали ролик «Бояться не нужно
– нужно знать!!!».
Тренинговые занятия – еще одна эффективная форма работы с учащимися
в данном направлении. Мною проводятся следующие тренинги:
"Могу ли я сочувствовать чужим проблемам";
«Пойми себя и ты поймешь других»;
«В мире добра».
Проводя тренинги, я подбираю упражнения, ставя цель развить у
учащихся сплоченность, доброту, доверие, эмпатию, доброжелательное
отношение к себе и другим людям, развивая тем самым у них навыки позитивной
социализации.
Другой формой работы является проектная деятельность. Под моим руководством учащимися 1011х классов был подготовлен проект «Маркетинг
социальных услуг», в рамках которого был проведен ряд мероприятий по
оказанию помощи пожилым людям и вручению подарков семьям, находящимся в
трудной жизненной ситуации. Учащиеся ходили за продуктами, помогали в
уборке по дому, чистили снег во дворе, вручали подарки к 1 сентября и Новому
году. С данным проектом учащиеся неоднократно участвовали в научно
практических конференциях, занимая призовые места.
В 2016 году ученица 8 «г» класса Бокова Вероника заняла первое место
во Всероссийском конкурсе социальных проектов с работой «Социальная
политика и общество в отношении детей с ограниченными возможностями». В
ходе работы над этим проектом было проведено:
изучение социальной политики и законодательства России в отношении
детей инвалидов;
рассмотрены основные льготы и гарантии, предоставляемые детям с
ограниченными возможностями и их семьям;
опрошено 80 учащихся нашего лицея об отношении к детям
инвалидам и инклюзивном образовании;
созданы и распространены памятки с основными правами и льготами
для детейинвалидов среди данной категории подростков.
Немаловажной является и работа по созданию буклетов и листков
памяток. Разработка и распространение информационных буклетов по
толерантности позволяет задуматься учащимся о проблеме толерантного
отношения, развить толерантные установки и положительные качества личности,
закрепить знания которые они получили в ходе вышеуказанных занятий, развить
навыки позитивной социализации.
Подводя итог своей работы приведу данные
анкетного опроса 600
учащихся нашего лицея, в результате которого у 80% опрошенных выявлен
высокий уровень толерантного отношения к окружающим их людям и у 82%
позитивная социализация. «Детство» в индивидуальном варианте – это устойчивая
последовательность актов взросления растущего человека. И от того, как
пройдет вхождение ребенка в социум, зависит его дальнейшая жизнь.
Библиография:
1. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учеб. пособие для
студентов высших учебных заведений. – СПб., 2014. – 272 с.
2. Кон И.С. Социализация и воспитание молодежи / И.С. Кон // Новое
педагогическое мышление / под ред. А.В. Петровского. – М.:
ПЕДАГОГИКА, 2009. – С. 191205.
3. Пахомов В.Н. Проект "гражданин" способ социализации подростков //
Народное образование. №7 2000. С. 6067.
4. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. акад. РАН
Г.В. Осипова. – М.: Изд. группа НОРМАИНФРА – М, 1998. 672 с.
5. Реан А.А. Социализация личности // Хрестоматия: Психология личности в
трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. 480 с.
6. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы
психологии. №6 2003. С. 5659.
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ТОЛЕРАНТНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ТОЛЕРАНТНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ТОЛЕРАНТНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ТОЛЕРАНТНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ТОЛЕРАНТНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.