РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ТОЛЕРАНТНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
Оценка 4.8

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ТОЛЕРАНТНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

Оценка 4.8
Документация +1
doc
психологическая работа +2
Взрослым
23.03.2018
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ТОЛЕРАНТНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
В работе рассматривается позитивная социализация учащихся через толерантное воспитание и образование. Автор делает акцент на тот факт, что на социализацию детей значительное влияние оказывают социальные проблемы в обществе. Стремительное нарастание негативных процессов в обществе, СМИ и социальные сети создают крайне агрессивный и негативный информационный фон, который, в свою очередь, отражается на поведении подрастающего поколения, его социализации и адаптации. В связи с этим, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов позитивной социализации детей, и как один из вариантов, автором, предлагается толерантное воспитание и образование подрастающего поколения.
Статья Постельникова.doc
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ТОЛЕРАНТНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ Наталья Федоровна Постельникова  магистр социальной работы, социальный педагог Муниципальное общеобразовательное учреждение ­ Лицей №2  Саратовская область, г. Саратов, Октябрьский пос., ул. 1­я Линия, д. 9/4  E­mail: postelnikova_nat@mail.ru Социализация,   по   своей   природе   всеобъемлющим   и универсальным процессом, способна, при правильной организации, привести к   будучи, позитивным результатам практически во всех сферах деятельности, где человек взаимодействует с другим человеком, с группой людей, большим коллективом, обществом.   Термин «социализация» обозначает процесс усвоения индивидом образцов поведения,   психологических   механизмов,   социальных   норм   и   ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни [4]. Понятие «позитивная социализация» следует рассматривать, как умение взаимодействовать   с   окружающими   людьми,   достигать   общих   интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других [1]. Социализация   человека   начинается   с   рождения   и   продолжается   на протяжении   всей   жизни.   С   точки   зрения   социализации   чрезвычайно   важный период   становления   личности   –   школьный   возраст.   Именно   в   этот   период происходит   формирование   социальных   потребностей   и   способностей   к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, а также способности   к   самоизменению   и   осуществлению   жизненных   выборов (деятельности,   профессии,   партнеров,   ценностей   и   т.п.),   открытие   своего внутреннего мира  [5]. Поэтому помощь  учащемуся  в социализации личности в образовательном процессе будет осуществляться за счет применения педагогом методов,   форм,  средств   организации   психолого­педагогического   воздействия, стимулирования, а также толерантного воспитания и образования.  Сегодня толерантное воспитание и образование весьма актуально, так как, стремительное нарастание негативных процессов в обществе, СМИ и социальные сети создают крайне агрессивный и негативный информационный фон, который, в свою очередь, отражается на поведении подрастающего поколения, позитивной социализации и адаптации детей,  вызывая у подростков агрессию, асоциальное поведение, нетерпимость   и недоброжелательность  к  людям.    Таким  образом, вопрос о позитивной социализации и толерантности стоит очень остро. В   процессе   работы   по  развитию   навыков   позитивной   социализации учащихся  мною   используются   различные   формы   и   методы  толерантного воспитания и образования, среди которых:  классные часы, беседы, диспуты;  видеолектории;  социальные и благотворительные акции;  тренинги;  проектная деятельность;  разработка и распространение буклетов и листков­памяток.  Мною проводятся классные часы по толерантному воспитанию на темы: «Будь   милосердным!»,   «Поговорим   о   дружбе»,   «Жизнь   без   конфликтов», «Семья   и   Отечество».   Классные   часы   проводятся  в   игровой   форме,   с элементами   тренинга.     Проводя   данные   занятия,   главной   задачей   для   меня является  воспитание у учащихся чувства доброжелательности, толерантности, эмоционально­нравственной   отзывчивости,   понимания   и   сопереживания чувствам   других   людей,  среди   которых   и   одноклассники,  и  родственники,  и люди с ограниченными возможностями здоровья и люди другой национальности, вероисповедания.                 При проведении видеолекториев с учащимся я предлагаю посмотреть видеоролик   или   отрывок   фильма   и   потом   проанализировать   увиденное, подискутировать   и   сделать   выводы.     В   прошлом   году   мы   с   учащимися просмотрели фрагменты фильмов:  «Рожденные равными» ­ фильм о людях из разных слоев населения;   «Чучело» ­ фильм о проблеме нетерпимости и жестокости в детском коллективе;  «Сотворившая чудо» ­ экранизация биографии незрячей и неслышащей американской писательницы Хелен Келлер.  А также видеоролики о толерантности.  Ежегодно   под   моим   руководством   проводится   социальная   акция «Красный   тюльпан   надежды»,   приуроченная   к   всемирному   дню   борьбы   со СПИДом,   результатом   которой   стало   то,   что   учащиеся   стали   толерантно относится к людям больным ВИЧ, СПИДом и создали ролик «Бояться не нужно – нужно знать!!!».  Тренинговые занятия – еще одна эффективная форма работы с учащимися в данном направлении. Мною проводятся следующие тренинги:  "Могу ли я сочувствовать чужим проблемам";  «Пойми себя и ты поймешь других»;  «В мире добра».  Проводя   тренинги,   я   подбираю   упражнения,   ставя   цель   развить   у учащихся   сплоченность,   доброту,   доверие,   эмпатию,   доброжелательное отношение к себе и другим людям, развивая тем самым у них навыки позитивной социализации.  Другой   формой   работы   является   проектная   деятельность.   Под   моим руководством учащимися 10­11х классов был подготовлен проект «Маркетинг социальных   услуг»,   в   рамках   которого   был   проведен   ряд     мероприятий   по оказанию помощи пожилым людям и вручению подарков семьям, находящимся в трудной   жизненной   ситуации.   Учащиеся   ходили   за   продуктами,   помогали   в уборке по дому, чистили снег во дворе, вручали подарки к 1 сентября и Новому году.   С   данным   проектом   учащиеся   неоднократно   участвовали   в   научно­ практических конференциях, занимая призовые места. В 2016 году ученица 8 «г» класса Бокова Вероника заняла первое место во   Всероссийском   конкурсе   социальных   проектов   с   работой   «Социальная политика и общество в отношении детей с ограниченными возможностями». В ходе работы над этим проектом было проведено:  изучение социальной политики и законодательства России в отношении детей ­ инвалидов;   рассмотрены основные льготы и гарантии, предоставляемые детям с ограниченными возможностями и их семьям;   опрошено   80   учащихся   нашего   лицея   об   отношении   к   детям   ­ инвалидам и инклюзивном образовании;   созданы и распространены памятки с основными правами и льготами для детей­инвалидов среди данной категории подростков. Немаловажной   является   и   работа   по   созданию     буклетов   и   листков­ памяток.   Разработка   и   распространение   информационных   буклетов   по толерантности   позволяет   задуматься   учащимся   о   проблеме   толерантного отношения, развить толерантные установки и положительные качества личности, закрепить знания которые они получили в ходе вышеуказанных занятий, развить навыки позитивной социализации.   Подводя   итог   своей   работы  приведу   данные    анкетного  опроса  600 учащихся   нашего   лицея,   в   результате   которого   у  80%   опрошенных   выявлен высокий уровень толерантного отношения к окружающим их людям  и у 82% позитивная социализация. «Детство»   в   индивидуальном   варианте   –   это   устойчивая последовательность   актов   взросления   растущего   человека.   И   от   того,   как пройдет вхождение ребенка в социум, зависит его дальнейшая жизнь. Библиография: 1. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учеб. пособие для  студентов высших учебных заведений. – СПб., 2014. – 272 с. 2. Кон   И.С.   Социализация   и   воспитание   молодежи   /   И.С.   Кон   //   Новое педагогическое   мышление   /   под   ред.   А.В.   Петровского.   –   М.: ПЕДАГОГИКА, 2009. – С. 191­205. 3. Пахомов В.Н.   Проект "гражданин" ­ способ социализации подростков // Народное образование. ­ №7 ­ 2000. С. 60­67. 4. Российская   социологическая   энциклопедия   /   под   общ.   ред.   акад.   РАН Г.В. Осипова. – М.: Изд. группа НОРМА­ИНФРА – М, 1998. 672 с. 5. Реан А.А. Социализация личности // Хрестоматия: Психология личности в трудах отечественных психологов. ­ СПб.: Питер, 2000. 480 с. 6. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. ­ №6 ­ 2003. С. 56­59.

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ТОЛЕРАНТНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ТОЛЕРАНТНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ТОЛЕРАНТНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ТОЛЕРАНТНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ТОЛЕРАНТНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ТОЛЕРАНТНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ТОЛЕРАНТНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ТОЛЕРАНТНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ТОЛЕРАНТНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ТОЛЕРАНТНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2018