Развитие памяти у детей дошкольного возраста.
Оценка 4.6

Развитие памяти у детей дошкольного возраста.

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
26.05.2019
Развитие памяти у детей дошкольного возраста.
Публикация является частью публикации:
защитная речь.docx

Здравствуйте, уважаемые члены комиссии. Вашему вниманию предлагается дипломная работа на тему: «Развитие памяти у детей дошкольного возраста».

Актуальность исследования определяется важностью выявления закономерностей и понимания механизмов памяти. Память – это основа способностей человека, без нее невозможно приобретение знаний, формирование умений и навыков. Память можно определить как совокупность процессов фиксации, хранения и последующего воспроизведения информации, полученной индивидом на протяжении его развития. 

Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, - писал С.У. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».

Объект исследования: дошкольный возраст

Предмет исследования: процесс развития памяти в дошкольном возрасте.

Цель исследования: выявить характерные особенности развития памяти у дошкольного возраста.

Гипотеза: целенаправленные занятия с детьми дошкольного возраста способствуют наиболее эффективному развитию их памяти.

Методы исследования:

Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Эмпирические: тестирование (методики Р.С. Немова «Запомни рисунки», «Диагностика опосредствованной памяти», «Запомни цифры»); 
методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных с их последующей интерпретацией.

Исследование проводилось на базе МДОУ ДСОВ «Буратино», а. Унъюган Октябрьский район Ханты – Мансийский автономный округ – Югра. В исследовании участвовало 10 детей старшей группы, из них 5 девочек и 5 мальчиков. Возраст испытуемых 4-6 лет.

Теоретический анализ изучаемой проблеме показал, что память – это важнейшая, познавательная функция. Она основывает возможность для развития и обучения.

Память лежит в основе развития речи, эмоциональных реакций, мышления, двигательных навыков, творческих процессов. Память не представляет собой чего-либо однородного: она содержит в себе ряд сложных процессов. Это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Рассмотрев особенности развития и формирования памяти у детей старшего дошкольного возраста, можно сделать вывод, что к окончанию дошкольного возраста дети показывают хорошие результаты в овладении произвольным запоминанием, но все же основным видом памяти у них остается память непроизвольная. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному запоминанию и припоминанию.

Результаты всех работ, посвященных исследованию взаимоотношений образной и словесной памяти, образа и слова в процессах запоминания и воспроизведения, указывают на неразрывное единство видов памяти, на единство чувственного (предметного, образного, конкретного) и словесно-логического, абстрактного в запоминании и воспроизведении.

В эмпирической части данной работы для изучения характерных особенностей развития памяти у детей дошкольного возраста использовались: методика Р.С. Немова «Запомни рисунки», «Диагностика опосредствованной памяти», «Запомни цифры».

По итогам проведённого эмпирического исследования можно сделать вывод, что дети запоминают гораздо лучше, если с ними проводить занятия в детских садах и дома в виде игрового урока. В данной работе был проведен  эксперимент по внедрению методов психологического воздействия для развития памяти младших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В соответствии с поставленными задачами было проведено исследование по определению уровня развития образной памяти и по изучению зависимости объема произвольной памяти от содержания запоминаемого материала и раскрытию индивидуальных особенностей образной памяти у детей дошкольников.

Исследование состояло из определения уровня развития образной памяти у дошкольников и оценки воспроизведения детьми геометрических фигур и изображения предметов. Анализ результатов показал достаточно большой разброс результатов.

На основании проведенных экспериментов сформирован вывод, что у детей от 4-6 лет образная память является преобладающим видом памяти, ее продуктивность зависит от содержания запоминаемого материала и индивидуальных особенностей развития у ребенка приемов запоминания.

Так же был проведен ряд упражнений по рисованию по памяти и распознаванию картинок, упражнение по развитию оперативной памяти. Было выявлено что дети которым показывали картинки, а после того как они отвернулись, меняли их местами, находили те или иные картинки и предметы и ставили их на свои места. После рассмотрения с детьми картины, например: «мама с ребёнком идёт по дороге» и после предлагают детям нарисовать по памяти, у 65% детей это получается с первого раза. 

Таким образом, у детей в интеллектуальном плане выделяются и оформляются внутренние умственные действия и операции. Они касаются решения не только познавательных, но и личностных задач. Можно сказать, что в это время у ребенка появляется внут­ренняя личная жизнь, причем сначала в познавательной и  области запоминания, а затем и в эмоционально-мотивационной сфере. Развитие в том и в другом направлениях проходит свои этапы, от образности до сим­волизма. Под образностью понимается способность ребенка созда­вать образы, изменять их, произвольно оперировать ими, а сим­волизмом называется умение пользоваться знаковыми системами (символическая функция, уже известная читателю), совершать зна­ковые операции и действия: математические, лингвистические, логи­ческие и другие.

Здесь же, в дошкольном возрасте, берет свое начало творческий процесс, выражающийся в способности преобразовывать окру­жающую действительность, создавать что-то новое. Творческие спо­собности у детей проявляются в конструктивных играх, в техническом и художественном творчестве. В этот период времени получают   первичное развитие  имеющиеся  задатки к специальным  способ­ностям.  В этом играет важнейшую роль развитие памяти у дошкольников. После методичного развития памяти ребёнок, усвоив методику, начинает всерьёз заниматься,  например – рисованием, запомнившихся предметов, или музыкой играть ту мелодию, которую он когда то услышал и запомнил.

В познавательных процессах возникает синтез внешних и внут­ренних действий, объединяющихся в единую интеллектуальную деятельность. В восприятии этот синтез представлен перцептивными действиями, во внимании — умением управлять и контролировать внутренний и внешний планы действия, в памяти — соединением внешнего и внутреннего структурирования материала при его запо­минании и воспроизведении.

Эта тенденция особенно отчетливо выступает в мышлении, где она представлена как объединение в единый процесс наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического способов решения практических задач. На этой основе формируется и далее развивается полноценный человеческий интеллект, отличающийся способностью одинаково успешно решать задачи, представленные во всех трех планах.

В дошкольном возрасте соединяются воображение, память, мышление и речь. Подобный синтез порождает у ребенка способность вызывать  и произвольно манипулировать образами (в ограниченных, разуме­ется, пределах) при помощи речевых самоинструкций. Это означа­ет, что у ребенка возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления. Синтез познавательных процессов лежит в основе полноценного усвоения ребенком родного  языка и может - как стратегическая цель и система специальных методических приемов — быть использован при обучении иностран­ным языкам.

Итак, в данном исследовании был изучен уровень развития памяти у дошкольников, разработаны рекомендации по развитию памяти у детей дошкольного возраста. Результаты исследования, разработанные рекомендации могут быть использованы воспитателями, детскими психологами в целях развития памяти дошкольников. Материалы исследования могут быть использованы на спецкурсах, курсах по выбору, по подготовке воспитателей, учителей начальных классов, социальных педагогов, детских психологов.

Благодарю за внимание!


 

Скачано с www.znanio.ru

Здравствуйте, уважаемые члены комиссии

Здравствуйте, уважаемые члены комиссии

Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному запоминанию и припоминанию

Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному запоминанию и припоминанию

Под образностью понимается способность ребенка созда­вать образы, изменять их, произвольно оперировать ими, а сим­волизмом называется умение пользоваться знаковыми системами (символическая функция, уже известная читателю), совершать…

Под образностью понимается способность ребенка созда­вать образы, изменять их, произвольно оперировать ими, а сим­волизмом называется умение пользоваться знаковыми системами (символическая функция, уже известная читателю), совершать…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2019