«Развитие познавательной активности дошкольников на занятиях по ФЭМП».
Оценка 4.6

«Развитие познавательной активности дошкольников на занятиях по ФЭМП».

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
родителям
Детсад
21.05.2019
«Развитие познавательной активности дошкольников на занятиях по ФЭМП».
Консультация для родителей для самостоятельной работы и раскрытия у ребенка потенциала. Многие родители хотели бы находить нужный и грамотный подход к своим детям и их развитию. С помощью этой консультации они могут помочь ребенку направить их действия в нужном русле, а также самообучаться с ребенком самостоятельно.
Асоскова А.Д. Консультация.docx
«Развитие познавательной активности дошкольников на занятиях по Консультация для воспитателей ФЭМП».  Все мы хотим,  чтобы дети наши были:  смышлёными, любознательными,  догадливыми, предусмотрительными, остроумными, сообразительными – умными.  Умён тот, кто умеет мыслить. Что значит мыслить? Разве не рождаемся мы уже  умными, или «не очень»? Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к  мыслительной деятельности. Но если не брать патологических случаев, то умным легче  вырасти тому ребёнку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который  организовывал своё мышление сам. Мир, в который приходит ребёнок, богат и разнообразен. Чтобы жить в нём, малышу  необходимо разобраться в свойствах, качествах предметов, в их назначении, в  пространственных и временных отношениях, явлениях окружающей действительности. Ему нужны знания, которые помогут ознакомиться с доступными его пониманию  общественными явлениями, с трудовой деятельностью человека. Исследования психологов и педагогов свидетельствуют о возможностях дошкольника не только осознавать отдельные факты действительности, но и объяснять их. Особая роль в этом принадлежит взрослым (родителям, воспитателю), которые во время наблюдений, игр  и учебных занятий побуждают ребёнка к осмысленному выполнению действий,  самостоятельному поиску; развивают умения спрашивать, рассуждать, опровергать,  отстаивать свою точку зрения; влияют на детскую инициативу, творческую и  познавательную активность. Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая  жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путём проб и ошибок, постигая  закономерности. Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить  ребёнок в первые годы. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека  недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребёнку что­то новое,  неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное. Психологи считают, что в дошкольном возрасте не следует стремиться к  искусственной умственной акселерации детей. Важно другое: активно обогащать те  стороны развития, к которым каждый возраст наиболее чувствителен, наиболее  восприимчив. Ведь зачастую многое из того, что упущено в детстве, в последующие годы  невосполнимо. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребёнок владеет суммой специальных  действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т. д.),  влияющих на восприятие и мышление. Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть  объёмным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который знает не только чему учить ребёнка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. Познавательный интерес ­ ведущий мотив учебной деятельности, направляющий  личность на овладение знаниями и способами познания. Как показали исследования (А.П.  Архипова, Н.А. Беляева, Л.И. Божович и др.), подлинный познавательный интерес  является основой учебной деятельности, так как:  интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний;   развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении,  благоприятствует формированию способностей; создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов. Важнейшим средством интеллектуального развития ребенка­дошкольника является  изучение математических представлений в детском саду. Обучение  основам математики  детей дошкольного возраста немыслимо без  использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного  занимательного математического материала,  определяется на основе учета возрастных  возможностей детей и задач всестороннего развития,  и воспитания: активизировать  умственную деятельность; заинтересовывать математическим материалом; увлекать и  развлекать детей, развивать ум; расширять, углублять математические представления;  закреплять полученные знания и умения; упражнять в применении их в других видах  деятельности, новой обстановке. Используется занимательный материал (дидактические игры) и с целью формирования  представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием  является применение системы игр и упражнений. Дети очень активны в восприятии задач­шуток, головоломок, логических упражнений.  Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда  занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное  эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку  интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в  перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание  результата, предположение решения). В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения дети  проявляют и догадку, т. е. как бы внезапно приходят к правильному решению. Но эта  внезапность, безусловно, кажущаяся. На самом деле они находят путь, способ решения  лишь на основании практических действий и мысленного обдумывания. При этом  дошкольникам свойственно догадываться только о какой­то части решения, каком­то  этапе. Момент появления догадки дети, как правило, не объясняют: "Я подумал и решил.  Так надо сделать". В процессе решения задач на смекалку обдумывание детьми хода поиска результата  предшествует практическим действиям. Показателем рациональности поиска является и  уровень самостоятельности его, характер производимых проб. Анализ соотношения проб  показывает, что практические пробы свойственны, как правило  детям средней и старшей  групп.  Дети подготовительной группы осуществляют поиск или путем сочетания мысленных и  практических проб, или только мысленно. Все это дает основание для утверждения о  возможности приобщения дошкольников в ходе решения занимательных задач к элементам  творческой деятельности. У детей формируется умение вести поиск решения путем  предположений, осуществлять разные по характеру пробы, догадываться. Итак, занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности  рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на  проблеме. Дошкольники с большим желанием откликаются на предложения участвовать в играх с  математическим содержанием. На успешность обучения влияет не только содержание  предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызывать  заинтересованность и познавательную активность детей. Особое внимание следует уделить эмоциональному комфорту ребенка в процессе познавательной деятельности.  Положительное подкрепление успехов и достижений детей, эмоциональное невербальное  общение взрослого с детьми ­ таков фон, на котором должно строиться обучение  дошкольников. Таким образом, формирование познавательного интереса и развитие познавательной  активности на занятиях по ФЭМП у дошкольников успешно осуществляется в процессе  использования занимательного материала. Это возможно при условии систематического  использования математического занимательного материала как на занятии, так и в  самостоятельной деятельности ребенка. При этом, взрослому важно обеспечить детскую  активность и самостоятельность в процессе поиска решения. Для   стимулирования   познавательной   активности   на   занятиях   по   ФЭМП   следует использовать: проблемные ситуации дидактические, сюжетные, логические игры и игры –соревнования практические упражнения с раздаточным материалом опыты и эксперименты художественное слово занимательный материал (ребусы, задачи­ шутки, хитрые вопросы и т.п.) яркие пособия         ТСО  Рассмотрим некоторые примеры: Примеры задач­шуток, которые можно использовать на занятиях с дошкольниками 1.   « В море плавало 9 пароходов. Два парохода пристали к пристани. Сколько пароходов  в море?» ( 9) 2.   В комнате 4 угла. В каждом углу сидела кошка. Напротив каждой кошки­ три кошки.  Сколько кошек в комнате?  (4). 3.    Как в решете воды принести? (Льдом). 4.   У животного две правые ноги и две левые ноги. Две ноги спереди и две ноги сзади.  Сколько ног у животного? ( 4). 5. 7 мальчиков расчистили по одной дорожке в саду. Сколько дорожек расчистили  мальчики? (7 дорожек). 6. По морю плыло 9 акул. Они увидели косяк рыб и нырнули в глубину. Сколько акул  плавало в море? (9 акул, только они нырнули). 7. Из под ворот видны 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе? (Во дворе 2 кошки). 8. В физкультурном зале висит канат. Мальчик поднялся по нему на 3 метра и достиг  середины. Сколько метров длины канат? (6 метров). 9. Веревку разрезали в 5 местах. Сколько частей получилось? (6 частей). 10. Повар насыпал рис поровну в 2 стакана. Затем из одного стакана он пересыпал рис в  кастрюлю. Где риса больше во втором стакане или в кастрюле? (поровну, потому что в  стаканах было поровну). Использование художественного слова. Художественное слово также способно обогатить математическое образование  дошкольников, создать у ребят положительное эмоциональное состояние. Интерес к  предстоящей деятельности. В качестве занимательных задач используются фрагменты произведений К. Чуковского,  А. Барто, С. Маршака, Ю. Тувима и др. Например: Почему хохотали ежи? У канавки Две козявки Продают ежам булавки. А ежи­то хохотать! Все не могут перестать... К.Н. Чуковский «Ежики смеются»  (Эх, вы, глупые козявки!  Нам не надобны булавки: Мы булавками сами утыканы). Шел Кондрат В Ленинград, А навстречу ­ 12 ребят. У каждого по три лукошка, В каждом лукошке ­ кошка, У каждой кошке ­ двенадцать котят. У каждого котенка  В зубах по четыре мышонка. И задумался старый Кондрат: «Сколько мышат и котят  Ребята несут в Ленинград?» К.Н. Чуковский (Глупый, глупый Кондрат!  Он один и шагал в Ленинград.  А ребята с лукошками,  С мышками и кошками Шли на встречу ему ­ в Кострому). «Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку,  Капусту,  Морковку,  Горох,  Петрушку и свеклу... Ю. Тувим «Овощи» Вопрос. Все овощи хозяйка разложила по разным тарелкам. Сколько понадобилось  тарелок? (Шесть тарелок).     загадки.  Большое значение при развитии мышления, воображения, восприятия и других  психологических процессов имеют   При знакомстве с числами можно предлагать детям разгадывать такие загадки, в которых  упоминаются те или иные числительные. Например, при знакомстве с числом 4 я предлагаю детям отгадать: 4 крыла, а не бабочка. Крыльями машет, а ни с места. Что это такое? (ветряная мельница.) Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (вилка.) На четырех ногах стою, ходить же вовсе не могу? (Стол.) При изучении числа 5 можно загадать: 5 братцев: годами они равные, ростом разные? (Пальцы.) Для пяти мальчиков – пятеро чуланчиков, а выход один? (Перчатка.) При ознакомлении с числом 8 пригодится загадка: 8 ног, как 8 рук, вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк. Покупайте, мухи,  шелк! (паук.) Формируя пространственные представления, подойдут такие загадки: Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло (морковь).  Рядышком двое стоят, направо – налево глядят. Только друг другу совсем им не видно,  это, должно быть, им очень обидно (глаза).  Занимательные математические вопросы способствуют развитию у детей смекалки и  находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать. Примерами таких занимательных вопросов могут служить следующие: ­ У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки  внуков? (одна внучка Маша.) ­ Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (7.) ­ Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько птиц, ответь скорей. (3.) и  др. При формировании пространственных и временных представлений    помогают ­ Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа… (вышел позже Саши.) ­ Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры.) ­ Если правая рука справа, то левая… (слева.) ­ Если стол выше стула, то стул… (ниже стола.) и др.     логические концовки    .     форме  .       задачи в стихотворной   Очень нравятся детям   Ежик по лесу шел, На обед грибы нашел: 2 – под березой, 1 – у осины. Сколько их будет В плетеной корзине? Под кустами у реки Жили майские жуки: Дочка, сын, отец и мать. Кто их сможет сосчитать? В снег упал Сережка, А за ним Алешка. А за ним Маринка,  А за ней Иринка. А потом упал Игнат. Сколько было всех ребят? Такие задачи делают счет наиболее интересным для ребят. Дети и сами не замечают, как в процессе игры, они осваивают необходимые навыки счета. А практика показывает, что  знания и умения, приобретенные в игровой деятельности, более прочные, устойчивые,  осознанные и вызывают интерес к действиям с числами. Уровень развития ребенка находится в прямой зависимости от степени  сформированности тонких движений рук – движений, которые способствуют развитию  мышления, памяти, внимания, речи. Следовательно, работа по развитию мелкой моторики  должна проводиться регулярно. Только тогда может быть достигнут наибольший эффект.  Игры и упражнения пальчиковой гимнастики могут быть использованы и на занятиях  математикой. Поэтому я уделяю больше внимания пальчиковым играм, дидактическим играм,  способствующим развитию мелкой моторики. Так каждый месяц мы с детьми разучиваем  пальчиковые игры. Были подобраны игры, которые развивают не только мелкую моторику рук, но и учат  считать: «Моя семья», «Кормушка», «Пошли пальчики гулять»;  дают   возможность детям  ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз»: ­ это «Теремок», «Строим дом», «Пруд», «М»; развивают координацию движений: «Поезд», «Туки – туки – тук»,  «Сорока – белобока»; обучают простейшему самомассажу: «Блины», «Мышка мылом мыла лапу»; развивают познания в окружающем мире: «Помощники», «Вышел дождик на  прогулку», «Котенок – шалун», «Мышка».  На занятиях по  конструированию и аппликации  дети в течение года учатся работать с  бумагой: сгибать лист бумаги пополам, разрезать на части, собирать целое из частей: дом,  солнышко, машину, елку, рыбку. Для работы с пуговицами, шнурками, ленточками был подобран дидактический  материал. ( волшебный сундучок) Большое внимание  было уделено дидактическим играм логика  –конструктивного  характера – это пирамидки, матрешки, мозаика, логические кубы, конструктор «Лего»,  «Пазлы», кубики, конструктор деревянный. Для развития интереса к играм с  конструктором вместе с детьми собрали мелкие игрушки – «киндер – сюрприз». С удовольствием дети играют в дидактические игры из серии «Лото», «Домино», игры  малой подвижности: «Кольцеброс», «Кегли». Рисование карандашом, мелками, лепка в свободное время – все это также способствует  развитию мелкой моторики детей, а значит и развитию познавательной активности.  ( особенно на первых порах – закрашивание) Интересны упражнения, осложненные решением сопутствующих задач. Например, по стихотворению Ю. Чужака «Покупал баран баранки» можно закреплять обратный счет. На  базаре (выставляют кулак) Спозаранок (ставят ладонь на ребро) Накупил (показывают ладонь) Баран (кулак) Баранок (ребро) Для барашков (пальцы левой руки «играют») Для овечек (пальцы правой руки «играют») Десять маковых колечек (показывают 10 пальцев) Девять сушек, Восемь плюшек, Семь лепешек, Шесть ватрушек, Пять коржей, Четыре пышки, Три пирожных, Две коврижки И один калач купил (показывают соответствующее количество пальцев). Про себя не позабыл (отрицательное движение головой), А для женушки – подсолнушки (пальцы обеих рук растопырены, большие пальцы прижаты  друг к другу)! Современные требования к организации обучения побуждают воспитателей обогащать  занятия игровыми и сказочными сюжетами, использовать дидактические игры. Несмотря на важность игры в работе с детьми по ФЭМП, она не самоцель, а средство для развития  интереса к предмету обучения.  Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на  первый план.

«Развитие познавательной активности дошкольников на занятиях по ФЭМП».

«Развитие познавательной активности дошкольников на занятиях по ФЭМП».

«Развитие познавательной активности дошкольников на занятиях по ФЭМП».

«Развитие познавательной активности дошкольников на занятиях по ФЭМП».

«Развитие познавательной активности дошкольников на занятиях по ФЭМП».

«Развитие познавательной активности дошкольников на занятиях по ФЭМП».

«Развитие познавательной активности дошкольников на занятиях по ФЭМП».

«Развитие познавательной активности дошкольников на занятиях по ФЭМП».

«Развитие познавательной активности дошкольников на занятиях по ФЭМП».

«Развитие познавательной активности дошкольников на занятиях по ФЭМП».

«Развитие познавательной активности дошкольников на занятиях по ФЭМП».

«Развитие познавательной активности дошкольников на занятиях по ФЭМП».

«Развитие познавательной активности дошкольников на занятиях по ФЭМП».

«Развитие познавательной активности дошкольников на занятиях по ФЭМП».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2019