Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики.
Оценка 4.7

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики.

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
математика
6 кл
18.09.2018
Развитие познавательной активности учащихся  на уроках математики.
Цели и задачи моего профессионального развития: освоение новых подходов в дидактике и методике обучения математике школьников, изучение современных форм и методов преподавания, внедрение информационно - коммуникационных технологий в учебный процесс, создание условий для индивидуализации и дифференциации обучения. (из опыты работы)
из опыта работы.docx
Тема: Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики. Идея   опыта:  развитие   и   укрепление   познавательного   интереса   учащихся   к   изучению математики как важного мотива учения, создание условий для учения без принуждения, основанного на достижении успеха, на интересе к предмету. Цели   и   задачи   моего   профессионального   развития  :  освоение   новых   подходов   в   дидактике и методике обучения математике школьников, изучение современных форм и методов   преподавания,   внедрение   информационно   ­   коммуникационных     технологий   в учебный процесс, создание условий для индивидуализации и дифференциации обучения. Условия   возникновения   и   становления   опыта.    Согласно   концепции математического   образования     школа   должна  «предоставлять   каждому   обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей успешной   жизни   в   обществе,   обеспечивать   каждого   обучающегося   развивающей интеллектуальной   деятельностью   на   доступном   уровне»,   «обеспечение   отсутствия пробелов   в базовых   знаниях   для   каждого   обучающегося,   формирование   установки:  нет      математике  детей». Концепция модернизации образования направлена на неспособных к   введение  в школах  системы  специализированной подготовки  (профильного  обучения)  в старших   классах   общеобразовательной   школы,   ориентированной   на   индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся.   Методическая основа моего опыта – передовые идеи педагогов, психологов, педагогические технологии, которые содержатся в работах: Г.И.Щукина   «Теория   познавательного   интереса»,   А.К..Макарова, И.В.Харламова   «Активизация   учебной   деятельности»,   С.Лысенкова,     Ш.Амонашвили, Е.Ильина   «Педагогика   сотрудничества».   На   формирование   опыта   повлияло:   изучение опыта   коллег,   взаимопосещение   уроков,   обучение   на   курсах   повышения   квалификации учителей,   участие   в   различных   семинарах,   конкурсах,   вебинарах,   методических объединениях,   совместная   работа   с   коллегами   над   следующими   проблемами: «Дифференцированный   и     индивидуальный   подход   в   обучении»,   «Гуманизация   учебно­ воспитательного   процесса»,   «Интегрированное   обучение»,   «Развитие   интереса   к предмету»,   «Межпредметные   связи   на   уроках   математики»,   «Повышение   качества обучения математике в условиях введения ФГОС», участие в инновационных процессах (системно­деятельностный подход в обучении, сетевое обучение, дистанционное обучение, уроки с применением информационно ­ коммуникационных  технологий).   Т.Н.Шамова, Теоретическая интерпретация опыта.   Новизна опыта.  Современное общество ждёт от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях введения ФГОС ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества. Ребёнок, придя в первый класс, с большим желанием учиться,   постепенно   утрачивает   интерес   к   учёбе   вообще   и   на   уроках   математики     в частности,   и,   как   следствие   ухудшение   успеваемости.  При   традиционном   способе преподавания учитель часто ставит ученика в положение объекта передаваемой ему извне информации.   Такой   постановкой   образовательного   процесса   учитель   искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении. Ученик пассивен, а пассивность – основная питательная   почва   скуки   и   лени.   Только   активность,   только   творчество,   только постоянный поиск растят настоящего человека – с гармонически развитым интеллектом. Ещё В.А.Сухомлинский говорил: «Страшная  это опасность – безделье за партой, безделье шесть часов подряд, безделье месяцы и годы…». Сейчас вспомнить эти слова особенно своевременно,   поскольку   из   опыта   работы   знаю,   что   существует   проблема   утраты познавательного интереса учащихся к учению вообще и на уроках математики в частности, и,   как   следствие,   происходит   ухудшение   успеваемости.   Опыт   требует   знаний психологических     и   физиологических   особенностей   детей,   создание   методических   и дидактических материалов с учётом этих особенностей и индивидуальных способностей каждого ученика. Такой предмет как математика всегда считался одним из самых сложных в изучении. Поэтому постоянно актуальным оставался вопрос «Как повысить мотивацию учащихся,   активизировать   познавательную   деятельность   учащихся?».   Обычный   процесс передачи   информации   от  учителя   к  ученику,   в  котором  ребёнок  выступает   пассивным участником   обучения,   в   век   современных   технологий   становится   неэффективен. Применение   ИКТ   влечет   повышение   познавательного     интереса   школьников,   а, следовательно, формирование мотивации к дальнейшему обучению.              Актуальность и перспективность опыта  проявляются в том, что при снижении интереса   учащихся   к   предмету,   я   анализирую   условия,   позволяющие   стимулировать познавательную и творческую деятельность учащихся через использование различных форм развивающего обучения. Математика является одним из сложных школьных предметов, которые требуют максимальной усидчивости и трудолюбия. Большинство учащихся нашей школы   имеют   средние   способности,   поэтому   дети   встречаются   с   трудностями   и утрачивают   интерес   к   предмету,   а   также   для   сильных   учеников   тоже     необходим индивидуальный подход. Значит, надо помочь учащимся усваивать изучаемый материал, поддерживать интерес к предмету и самое главное «научить учиться». Как сделать учение интересным   для   учащихся?   Как   разбудить   в   ученике   стремление   работать   над   собой, стремление к творчеству? Что же можно сделать, чтобы активизировать класс? Отвечая на эти вопросы, я применяю разнообразные «методические уловки». Приведу слова Д. Пойа о том,   что  «обучение   –   это   ремесло,   использующее   бесчисленное   количество   маленьких трюков».  Итак,   если  создавать  условия   для  формирования  познавательного  интереса  и целенаправленно и регулярно его развивать, это будет способствовать  достижению более высокого уровня познавательного интереса и, развития креативных способностей личности и,   следовательно,   качественному   росту   результатов   обучения   и   успешной   сдаче   ОГЭ. Введение   в   практику   обучения   информационно­коммуникационных   технологий обеспечивает ситуацию, в которой учащийся является не только объектом, но и субъектом учебной деятельности. Технология   опыта.  Психологи   и   педагоги   выделяют   три   основных   мотива, побуждающих школьников учиться.  1)Интерес к предмету  .  ( Я изучаю математику не потому, что преследую какую­то цель, а потому что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие). 2)Сознательность. (Задания по данному предмету мне не интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься). 3)Принуждение  .  (Я занимаюсь   потому,   что   меня   заставляют   родители,   учителя.)   Часто   принуждение поддерживается страхом наказания или соблазном награды. Различные меры принуждения в большинстве случаев не дают положительных результатов.     В   отличие   от   других   стимулов,   интерес   в   очень   высокой   степени   повышает эффективность уроков. Так как ученики занимаются в силу своего внутреннего  влечения, по   собственному   желанию,   то   учебный   материал   они   усваивают   достаточно   легко   и основательно,   в   силу   этого   имеют   хорошие   отметки   по   предмету.   У   большинства неуспевающих   учеников   обнаруживается   отрицательное   отношение   к   учению.   Таким образом, чем выше интерес учащегося к предмету, тем активнее идёт обучение и тем лучше его   результаты.   Чем   ниже   интерес,   тем   формальнее   обучение,   хуже   его   результаты. Отсутствие интереса приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и даже к   полной   потере   приобретённых   знаний,   умений   и   навыков.   Значит,   для   успешного обучения школьников необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями. Содержание   учебного   материала.  Прежде   всего,   интерес   возбуждает   и подкрепляет   такой   учебный   материал,   который   является   для   учащихся   новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет их удивляться.  Удивление – сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперёд. Иной стимул ­ практическая значимость знаний. Для   школьников использование стимула   интереса,   заключённого   не   в   содержании,   а       в     практической   деятельности, особенно значимо, оно способствует устранению несоответствия, образовавшегося между их   познавательной   и   практической     деятельностью,   и   подводит   их   к   осознанию необходимости     теоретических   знаний.   Зная   такую   особенность   детей,   известный математик   Н.Я.Виленкин     рекомендовал   изложение   нового   теоретического   материала начинать с прикладных задач, приводящих к постановке рассматриваемых вопросов. Таким образом,   в условиях внедрения ФГОС необходимо применять системно­деятельностный подход в обучении, каждый учитель должен стать тьютером для своих учеников и сделать их   первооткрывателями,   чтобы   каждый   ребёнок   испытал   ситуацию   успеха.   На   своих уроках я пытаюссь подвести ребят к теме урока, чтобы они сами сформулировали его цель и задачи. При изучении нового материала пытаюсь раскрыть его практическую значимость. Чтобы у учащихся не возникало представление о «сухости» математики, оторванности её от жизни, показываю взаимосвязь математики с другими областями человеческих знаний и окружающим миром. При изучении некоторых тем школьники сами приводят примеры их применения в жизни.  Учёными   установлено,   что   при   решении   в   младших   классах,   среднем   звене математических   задач,   имеющих   неинтересные,   не   несущие   какой­либо   информации тексты, часто у учащихся наблюдается быстрое утомление, а вследствие этого – потеря интереса к решению задач. Каждый учитель знает, что многие учащиеся не любят решать задачи, понимают их плохо, хотя академик Ю.М. Колягин подсчитал, что школьники за время обучения в школе решают свыше 20000 задач. Возможно, одна из причин нелюбви детей   к   задачам   кроется   в   отсутствии   в   школьных   задачах   познавательной   жизненной информации.   Поэтому   для   привития   интереса   использую   на   уроках   задачи   с биологическим, географическим,   историческим, литературным, экономическим, бытовым и     сказочным     сюжетом,   провоцирующие   задачи   (задачи­ловушки).     Для   развития креативных способностей предлагаю школьникам самим составить задачи с «сюжетом». Важным   стимулом   познавательного   интереса,   связанным   с   содержанием   обучения, является   исторический   аспект   школьных   знаний   ­     историзм.     Чтобы   у   учащихся   не возникло   представление,   что   математика   –   наука  безымянная,   знакомлю   их   с   именами людей,   творивших   науку,   богатыми   в   эмоциональном   отношении   эпизодами   их   жизни. Часто   в   этом   мне   помогают   сами   учащиеся,   подготавливая   доклады   и   сообщения. Ознакомление   с   историей   открытий   способствует   осознанию   огромных   трудностей научных поисков, поднимает престиж науки в глазах учащихся, формирует уважение к установленным научным фактам и понятиям. Включения  в урок математики элементов истории   способствует   укреплению   познавательных   интересов,   углублению   понимания материала, расширению кругозора учащихся, повышению их общей культуры. Организация учебного процесса.  Для того, чтобы школьники стали активными участниками   процесса   обучения,   необходимо   так   организовать   учебную   деятельность, чтобы учащимся было интересно приобретать новые знания, умения и навыки.  Проблемное обучение   является   одним   из   стимулов   познавательного   интереса.   Его   сущность заключается   в   том,   что   знания   не   даются   в   готовом   виде,   а   учитель   организует   их «добывание»,   «открытие»:   подбирает   такие   задачи   и   вопросы,   которые   заинтересуют учащихся и вызовут напряжённую мыслительную деятельность. Возникновение интереса учащихся   зависит   от   умения   учителя   создать   так   называемую   проблемную   ситуацию   ­ такое жизненное или учебное затруднение, возникающее тогда, когда учащийся понимает задачу (явление, ситуацию), пытается решить её (объяснить), но чувствует недостаточность имеющихся   знаний.   Эта   ситуация   вызывает   у   учащихся   желание   найти   объяснение непонятному   факту,   создаёт   мотивы   учебной   деятельности.   Разрешение   проблемной ситуации   может   занять   несколько   минут,   а   может   быть   весь   урок   построен   в   виде проблемной беседы, когда решаются от 2 до 5 вытекающих друг из друга проблем.   Передовым опытом доказано, что многообразие форм самостоятельных работ, их сменяемость, стимулирует активную деятельность учащихся. Однако исследования учёных показали,   что   на   самостоятельную   работу   учащихся   отводится   не   более   13%   всего учебного времени урока.  Причём их большинство приходится на закрепление  изложенного учителем   материала   и   на   проверку   знаний   учащихся.   Таким   образом,     преобладает репродуктивный вид деятельности школьника. Чтобы процесс обучения был эффективным и   интересным,   неоходимы   практические   работы   поискового   и   исследовательского характера, проектная деятельность. Занимательность ­ необходимое средство возбуждать   и поддерживать внимание. Одна из основных и первоначальных задач при обучении математике является выработка у ребят навыка хорошего счёта. Однако считаю, что однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес, как к счёту, так и к урокам вообще. Поэтому, например, предлагаю   ребятам   решать   примеры   в   виде   блок­схем;   примеры,   содержащие   много действий, решать с помощью эстафеты, соревнования.  В 5­6 классах очень важно не только дать  детям    твёрдые  знания  начал  математики,  но  не отпугнуть  школьников  холодной строгостью   «царицы   наук»,   увлечь   их   этим   предметом.   Большое   значение   имеет организационный   момент   каждого   урока.   Чтобы   быстро   настроить   детей   на   работу организационный   момент   в   зависимости   от   поставленных   целей   осуществляю   в   виде математической зарядки.       Ребятам   для   лучшего   запоминания   необходима   наглядность.   В   этом   помогает компьютер, интерактивная доска, различные таблицы, слайды. Большой эффект в обучении даёт живое слово учителя в сочетании с наглядностью. Демонстрируя наглядные пособия, стараюсь   мобилизовать   внимание   учащихся   и   привлекать   к   восприятию   изучаемого материала не только  слух, но и зрение, а в некоторых случаях и осязание, так как считаю, что включение большего числа органов    в  восприятии знаний способствует активизации познавательной деятельности школьников. Использую рисунки к задачам, упражнения на готовых чертежах, демонстрирую модели, в том числе и сделанные самими учащимися. Упражнения на готовых чертежах позволяют увеличивать темп работы, обучать учащихся рассуждать, сопоставлять и противопоставлять, находить в них общее и различное, делать правильные умозаключения. При выполнении упражнений на готовых чертежах происходит активная   мыслительная   деятельность   учащихся,   которая   приводит   к   непроизвольному запоминанию определений, свойств, признаков изучаемых фигур. Важно и то, что дети с большим   интересом   выполняют   такие   упражнения,   чем   отвечают   на   обычные теоретические вопросы.   На уроке, где закрепляется и повторяется материал, ученики,  как правило, теряют интерес и внимание, ведь нового они ничего не узнают, поэтому применяю для проведения таких уроков различные нестандартные виды работы, в частности игры. Игра вызывает дух соревнования,   будит   эмоции   учеников,   заставляет   учиться.   В   процессе   игры   у   детей вырабатывается   привычка   сосредоточиваться,   мыслить   самостоятельно,   развивать внимание, стремиться к знаниям. Увлёкшись,  дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Дидактические игры хорошо уживаются с «серьёзным» учением. Включение в урок дидактических   игр   и   игровых   моментов   делает   процесс   обучения   интересным   и занимательным. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная   задача,   поддерживает   и   усиливает   интерес   детей   к   учебному   предмету. Например,  игра «Кто быстрее, кто вернее», « На «3», на «4», на «5». Внедрение   последних   достижений   в   области   мультимедийных   технологий   в образование   позволяют   во   многом   облегчить   труд   учителя,   повысить   у   учащихся мотивацию   к   обучению,   эффективность   и   качество   образования.   Использование компьютера позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость   ребёнка.   Не   секрет,   что   изучение   геометрии   вызывает   у   многих   учащихся затруднения,   усвоение   материала   обычно   строится   на   заучивании.   Использование компьютера значительно облегчает процесс изучения математики через реализацию одного из принципов обучения – наглядность. На уроках необходимо применять дифференцированный  и индивидуальный подход к   каждому   ученику,   учитывая   особенности   каждого   школьника.   Поэтому   на   уроках   я предлагаю ученикам задания трёх уровней сложности, индивидуальные карточки, тесты. Стимулирующее   влияние   на   познавательный   интерес   оказывают   творческие   работы учащихся. Они активизируют эмоционально – волевые и интеллектуальные   психические процессы, способствуют формированию творческих возможностей школьников.   Приведу примеры тех творческих заданий, которые использую в своей практике: сочинить   математическую   сказку,   математический   ребус,   математическую   задачу, кроссворд,   рисунок   на   «Координатной   плоскости»,   доклады   и   рефераты   и   т.д.   Сила влияния творческих работ на познавательный интерес  состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел работы, и процесс её выполнения и результат – всё требует от личности максимального приложения сил. Л.Н.Толстой писал о роли психологического климата в процессе обучения: «Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно, для того, чтобы он учился охотно нужно, чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно, чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях». Таким образом, создание в процессе обучения психологически комфортного климата на уроке, обеспечение таких условий для ученика,   «чтобы   душевные   силы   его   были   в   самых   выгодных   условиях»,   способствует активизации познавательной деятельности учащихся, интенсификации всех мыслительных процессов,   решению   развивающих   и   воспитательных   задач   образования.   Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения   состоит   в   умении   сделать   содержание   своего   предмета   богатым,   глубоким, привлекательным,   а   способы   познавательной   деятельности   учащихся   разнообразными, творческими, продуктивными.

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики.

Развитие познавательной активности учащихся  на уроках математики.

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики.

Развитие познавательной активности учащихся  на уроках математики.

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики.

Развитие познавательной активности учащихся  на уроках математики.

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики.

Развитие познавательной активности учащихся  на уроках математики.

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики.

Развитие познавательной активности учащихся  на уроках математики.

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики.

Развитие познавательной активности учащихся  на уроках математики.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.09.2018