Развитие речевой коммуникации на индивидуальных занятиях по РРС и ФПСР
Оценка 4.8
Повышение квалификации
doc
дефектология +1
Взрослым
25.01.2018
Основной задачей в обучении детей с нарушениями слуха является формирование и развитие коммуникативной компетенции.
Умение общаться с окружающими – достаточно большая проблема для детей с нарушениями слуха. Их словарный состав ограничен, а речь маловыразительна. Потеря возможности устной коммуникации у детей чаще всего делает их замкнутыми и пассивными. Они боятся вступать в контакт с окружающими их слышащими людьми. Но ежедневно и многократно учащимся приходится обращаться к кому-то, приветствовать своих знакомых, прощаться, кого-то благодарить, перед кем-то извиняться.
Введение учащихся в речевую коммуникацию осуществляется на индивидуальных занятиях по развитию речевого слуха и формированию произношения.
развитие реч комуникаций.doc
Развитие речевой коммуникации
на индивидуальных занятиях по РРС и ФПСР Основной задачей в обучении детей с нарушениями слуха является
формирование и развитие коммуникативной компетенции.
Умение общаться с окружающими – достаточно большая проблема для
детей с нарушениями слуха. Их словарный состав ограничен, а речь
маловыразительна. Потеря возможности устной коммуникации у детей чаще
всего делает их замкнутыми и пассивными. Они боятся вступать в контакт с
окружающими их слышащими людьми. Но ежедневно и многократно
учащимся приходится обращаться к комуто, приветствовать своих знакомых,
прощаться, когото благодарить, перед кемто извиняться.
Введение учащихся в речевую коммуникацию осуществляется на
индивидуальных занятиях по развитию речевого слуха и формированию
произношения.
Я придерживаюсь следующих основных направлений работы по
формированию речевых высказываний на индивидуальных занятиях :
развитие потребности в речевом общении;
формирование произносительных навыков;
развитие речевого слуха;
развитие диалогической речи;
накопление активного словаря;
развитие слухозрительного восприятия
работа над просодической стороной речи;
развитие памяти, внимания, мышления.
Школа для детей с нарушением слуха призвана учить детей не только
говорить, но и понимать обращённую к ним речь. Для реализации этой задачи
в содержание программы по формированию произношения и развитию
речевого слуха включены упражнения по обучению диалогической речи.
Диалог – это речевое средство, это развитие желания и умения
общаться на основе устной речи. Диалогическая речь развивает способность
мыслить, творить, оценивать чужую мысль, чужое творчество.
В диалоге дети с нарушенным слухом испытывают следующие трудности:
• дети занимают пассивную позицию в диалоге;
• предпочитают больше отвечать, нежели спрашивать, не инициируют
диалог;
в речи, в основном, преобладают короткие односложные предложения;
в ответах часто ограничиваются одним словом;
•
• • не умеют последовательно и точно излагать свои мысли;
• редко пользуются формами речевого этикета;
• ограниченный словарный запас учащихся;
• отсутствие умения правильно строить предложения;
• нарушение грамматического строя речи;
• нарушение связи слов в предложении.
Поэтому Обучение умению вести диалог важная часть коррекционной
работы в школе, которая определяет следующие задачи:
1.Научить детей вступать в контакт и поддерживать его в условиях учебно
игровых и реальных ситуаций общения;
2.Сформировать умения пользоваться различного рода опорами: зрительными
и слуховыми, вербальными и невербальными, содержательными, смысловыми;
умения создавать их;
3.Описывать на элементарном уровне людей, предметы, животных и действий
с ними; научить описывать свой день; комментировать действия сверстников;
4.Научить детей выражать свои интересы, потребности и реагировать на
интересы и потребности собеседника;
5.Научить высказываться и вести беседу об увиденном, прочитанном,
прослушанном; обмениваться мнениями об этом;
6.Тренировать в выразительном чтении диалога вслух и про себя.
При составлении рабочей программы по РРС и ФПСР, я, как учитель
дефектолог, отдаю приоритет речевому материалу, использующемуся с точки
зрения его употребительности в речи. В обучении, прежде всего, я использую
ситуации из тех сфер коммуникации, к участию в которых необходимо
подготовить учащихся: «Я и моя школа»; «Моя семья»; «Мои друзья»;
«Спорт»; «Каникулы»; «В гостях»; «Общаемся на улице»; «В транспорте»; «В
театре»; «Я заболел» и др. Изучение новых, не совсем знакомых слов,
устойчивых словосочетаний, глаголов, качеств человека и вплетение их в
коммуникативные игры благотворно влияют на развитие диалогической речи
учащегося.
Список вопросов записывается, разучивается, от разговора к разговору
растет степень самостоятельности участия в разговоре, уверенность в своих
силах. Отбираю для каждой темы слова и фразы. Работа над словом и фразой
веду в процессе составления связных высказываний по данной теме. Речевой
материал дифференцирую в зависимости от индивидуальных особенностей
учащихся. Необходимо учитывать состояние произношения, уровень
развития речи, уровень обучаемости и общее развитие ребенка. Для сильных
учеников подбираю речевой материал большего объема и с более сложными
речевыми конструкциями.) При работе над диалогом я использую такие приёмы:
1. составление диалога из рассыпного текста;
2. составление диалога по картинкам и иллюстрациям;
3. продолжение диалога по его началу;
4. вставка в диалог пропущенных реплик (из числа предложенных);
5. разучивание диалога при формировании произношения;
6. ведение диалога по заданию учителя на различные темы в связи с
событиями личной и общественной жизни и с изучаемым программным
материалом;
7. составление диалога по ситуации (естественной,
наглядной,
воображаемой);
8. смена позиций беседующих (например, диалог ведут «мама» и «дочка»,
затем они меняются ролями);
9. трансформация диалога по различным заданиям (изменение времени или
места действия);
10.самостоятельное составление диалога на заданную тему;
11.разыгрывание по ролям;
12.инсценировка.
При составлении диалогов для специальной работы над произношением
учитываю фонетический принцип. Я использую речевой материал, состоящий
из звуков, которые ученик произносит правильно, а также тех звуков, которые
закрепляются в его речи в данный период обучения.
Приведу пример диалога на дифференциацию звуков «сш» в 7 классе.
Сергей, где твой карандаш?
В сумке.
А где твоя сумка?
В шкафу.
А класс закрыт. Где ключ? Посмотри на столе.
Спасибо, я взял карандаш.
Здесь перед учеником стоит задача самостоятельно поупражняться в
умении дифференцировать в речи звуки «сш».
Можно проверку и уточнение знаний учащихся тех или иных звуков
проводить так же в форме диалога. Например:
Чем похожи звуки «т» и «д»?
При звуке «т» и «д» кончик языка вверху за зубами.
Чем отличаются звуки «т» и «д»?
Звук «д» звонкий, при произнесении «д» есть голос. А звук «т» глухой,
при его произнесении голоса нет.
Совершенствование обучения диалогической речи неслышащих
школьников способствует развитию их речевого общения и речевого слуха.
Оно осуществляется за счет частоты применяемых школьниками речевых средств,
предугадывания ответов собеседника.
вариативности высказываний,
проведенных аналогий,
Таким образом, предлагаемый мной опыт работы над диалогом
способствует увеличению показателя внятности произношения, развитию
речевого слуха.
Чтобы достигнуть таких результатов необходимо работать в тесной
связи с участниками учебновоспитательного процесса. Учительдефектолог,
учитель, воспитатель, родители прилагают все усилия к тому, что полученные
произносительные и коммуникативные навыки на индивидуальных занятиях,
ребенок проявляет в самостоятельной речи на уроках, во внеурочное время.
Все задания по коррекции звуков, развитию связной речи и умению
зрительного восприятия устной речи способствуют активизации собственной
речи учащихся, дают возможность применять полученные навыки в общении с
окружающими.
Литература:
1. Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. М., 1977.
2. Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих
учащихся: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1991.
3. Сурдопедагогика / Под ред. Е.Г. Речицкой. М., 2004.
4. Pay Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих:
Пособие для учителей. М : Просвещение, 1981.
5. Pay Ф.Ф. Формирование устной речи глухих детей. М.: Педагогика, 1981.
6. Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В. Развитие устной речи у глухих
школьников: Методическое пособие: В 2 ч. М.: НЦ ЭНАС, 2001.
7. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с
нарушениями слуха. М.: Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2001.
Развитие речевой коммуникации на индивидуальных занятиях по РРС и ФПСР
Развитие речевой коммуникации на индивидуальных занятиях по РРС и ФПСР
Развитие речевой коммуникации на индивидуальных занятиях по РРС и ФПСР
Развитие речевой коммуникации на индивидуальных занятиях по РРС и ФПСР
Развитие речевой коммуникации на индивидуальных занятиях по РРС и ФПСР
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.