Развитие речи детей является одной из ведущих задач в современной школе. Известно, что хорошо развитая речь младших школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной речьюРазвитие речи детей является одной из ведущих задач в современной школе. Известно, что хорошо развитая речь младших школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной речью
РАЗВИТИЕ РЕЧИ.pptx
Развитие речи
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Здвинская средняя общеобразовательная школа №1
РАЗВИТИЕ
РЕЧИ И
НАВЫКОВ
ЧТЕНИЯ
«Самой большой творческой находкой в своей
педагогической деятельности считайте тот миг,
когда ребенок сказал свое слово. В этот миг он
поднялся на одну ступеньку в своем
интеллектуальном развитии.» В.А. Сухомлинский
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Фёдорова Марина Васильевна
Развитие речи
Одним из показателей уровня
культуры человека, мышления,
интеллекта является его речь. Речь -
это канал развития интеллекта. Чем
раньше будет освоен язык, тем
полнее будут усваиваться знания.
Речевая деятельность детей
способствует овладению родным
языком. Речь помогает ребенку не
только общаться, но и познавать мир.
Развитие речи
или
его
«Дитя, которое не привыкло
вникать в смысл слова, темно
понимает
не
вовсе
понимает
настоящего
значения и не получило навык
распоряжаться им свободно в
устной или письменной речи,
всегда будет страдать от этого
коренного недостатка при
другого
изучении
предмета»,-
считал
К.Д.Ушинский.
всякого
так
Развитие речи
МНЕНИЕ УЧЕННЫХ
По мнению Р.С.Львова, речь – это способ познания действительности.
С одной стороны, богатство речи в большей степени зависит от
обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями, с другой –
хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных
связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью
всегда успешнее учатся по разным предметам.
вооружить
По мнению М.С. Соловейчик, нужно
учащихся
определенными знаниями о речи, о том, например, что, говоря о чем-
то, можно повествовать, рассуждать, что-то описывать и оценивать,
что в высказывании всегда должен быть «стержень» (тема и основная
мысль), на который, как в детской пирамидке, в определенной системе
«нанизываются» предложения. Эти знания, конечно, не самоцель.
Они нужны лишь для того, чтобы помочь каждому ребенку
научиться сознательно, относиться к речи, направлять свои усилия
на ее совершенствование.
учащимися
Т.Г. Рамзаева, под развитием речи в узком смысле понимает
овладение
умений,
обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в
устной и письменной форме. При этом знания и умения по языку и
речеведению составляют для учащихся фундамент, на котором
происходит овладение речевыми умениями.
совокупностью
речевых
Развитие речи
В
Речь
научный
методике
существуют
современной
подход.
деятельностью
разные
методические подходы, направленные на развитие речи.
В основе курса «русский язык» в начальной школе взят
является
системно-деятельностный
своеобразной
человека,
целенаправленной,
деятельностью.
Признание
этого
анализ
соответствующего понятия положили начало новому
подходу к работе по развитию речи — с позиций теории
речевой деятельности. Дети с хорошо развитой речью
всегда успешнее учатся по разным предметам. Есть
несколько условий, без соблюдения которых речевая
деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно
и успешное развитие речи учащихся.
творческой
факта
и
Первое условие речевого развития ребенка – это
потребность общения, или коммуникации.
Второе условие речевого развития ребенка – создание
речевой среды. Еще одно условие – речевая активность
самого ребенка.
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство
коммуникации. Логически четкая,
доказательная,
образная устная и письменная речь школьника –
показатель его умственного развития
Развитие речи
РАЗВИТИЕ РЕЧИ – ВАЖНАЯ
ЗАДАЧА ОБУЧЕНИЯ
Развитие речи детей является одной из ведущих задач в
современной школе. Известно, что хорошо развитая речь
младших школьников оказывает непосредственное влияние
на обучение детей не только языку, но и всем учебным
дисциплинам, являясь показателем интеллектуального
развития. Трудно стать активным участником общественной
жизни, интересным собеседником, не владея связной речью.
Современная система работы по развитию связной речи
учащихся
задачу
формирования умений воспринимать и воспроизводить текст
и сознательно создавать собственное высказывание в устной
и письменной форме. Для решения данной задачи
рекомендуют
которые
максимально приближены к естественным условиям
общения. В этом случае повышается речевая активность
учащихся, обеспечивается высокая мотивация в обучении
Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей
мере определяют успех в учебной работе по всем
предметам.
ситуации,
выделяет
создавать
речевые
в
качестве
основной
Развитие речи
Развитие речи – важная задача обучению языку.
В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой
задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса.
Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по правописанию. Работа
над правильным произношением и выразительностью устной речи, над обогащением
словаря, над точностью и правильным употреблением слова, над словосочетанием,
предложением и связной речью, над орфографически грамотным письмом – вот
основное содержание уроков по развитию речи.
Развитие речи – та необходимая составная часть содержания, то звено, которое
органически связывает все части начального курса языка и объединяет их в учебный
предмет – русский язык. Наличие этого связующего звена открывает реальные пути
осуществления межпредметных связей и создания системы занятий по развитию речи,
единой для уроков грамматики и правописания.
К первому классу ребёнок владеет устной речью, свободно произносит слова и в
процессе общения не задумывается над расстановкой слов внутри фразы. Она самая
развёрнутая и нормативная. Построение каждой фразы в письменной речи является
предметом специального обдумывания. Обучение письменной речи связано с высокими
требованиями
высказывания,
обоснованность мысли, точность в употреблении слов, предложений, выразительных
средств языка. Учителю при работе по формированию связной речи учащихся следует
уделять внимание не только развитию письменной речи с опорой на устные
высказывания,
занятиям устной, успешность которых
непосредственно связана с учётом мотивации речи.
предъявляемые
структуры
но и
специальным
к
ней:
чёткость
Развитие речи
Мотивация речи
Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека
порождается определёнными побуждениями. Наличие мотивации речи
означает, что у школьника не только есть мысли и чувства, которые
могут быть выражены им, но что ему хочется поделиться, т.е. у него
имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и
чувства. Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и
средств. В процессе занятий меняется учебная ситуация и мотивы речи.
Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют “жёсткие
задания”, которые дисциплинируют мысль и направляет в строгое русло
их речевую деятельность. В работе по развитию речи необходимо
сочетать и то, и другое. Чтобы дети говорили хорошо, живо
эмоционально, интересно, чтобы стремились улучшить свою речь, надо
“ввести учащегося в роль увлекательного рассказчика” умеющего
передать замысел простыми словами. Необходимо развивать творческое
воображение детей, учить видеть картины и героев, о которых он
читает, представлять себе те места, тех людей, о которых говорит или
пишет. Важное
установка каждого
самостоятельного высказывания ученика: нужно требовать от ребёнка
рассказать так, чтобы слушатели поняли его мысль, представили себе
описываемую
к
высказанному.
значение имеет целевая
картину, почувствовали
бы
его
отношение
Развитие речи
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ
Каждый связный устный ответ ученика является упражнением в устной речи и, следовательно,
он должен отвечать требованиям к содержанию, построению и оформлению речевого
высказывания. Внимание детей должно акцентироваться на сторонах рассказа, как логичность и
связность изложения, полнота содержания. Правильность синтаксических конструкций,
лексическое богатство. Надо всё время поощрять ребёнка к высказываниям, вызывать его на
разговор, так как его монологическая речь ещё не развита. Ребёнок “понимает в окружающем
больше, чем может передать словами”. Желая чтото рассказать, он торопится, перескакивает с
одного сюжета на другой, изза чего его изложение делается мало понятным. Сам ученик
обычно не замечает своих ошибок. Он убеждён, что нашёл лучшие средства для выражения
своих мыслей и чувств. Это происходит потому, что во внутренней речи все его положения
были для него вполне достаточны и понятны.
Общими требованиям, предъявляемым к речи, должна отвечать как устная, так и письменная.
При обучении связной речи необходимо давать детям минимум теоретических сведений, так
как навыки и умения формируются успешнее, когда они осмыслены. Учащиеся с первого класса
постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляются к речи, в процессе выполнения
различных упражнений осознают, что значит говорить на тему, раскрывать основную мысль,
говорить по порядку, связно. Дети знакомятся с различными видами работ, в процессе
выполнения которых строят разные виды высказываний. Необходимо помочь учащимся
уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение, сказка; чем отличается описание предмета
от описания картины или описания по наблюдениям ; что отличает рассказ о том, что видел и
наблюдал, от рассказа по картине или рассказа по наблюдениям. Все эти наблюдения дети
получат только практическим путём в процессе выполнения тех или иных упражнений или
заданий.
Развитие речи
НАВЫКИ ЧТЕНИЯ
Эксперименты, проводимые за последние
годы, показали, что быстрое чтение
активизирует процессы мышления и является
одним из средств совершенствования
учебного процесса для самых различных
уровней обучения, от начальной до высшей
школы.
Оптимальное чтение – это чтение со
скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от
120 до 150 слов в минуту. Именно к такой
скорости приспособился за многие столетия
артикуляционный аппарат человека, именно
при этой скорости достигается лучшее
понимание текста.
Развитие речи
СКОРОЧТЕНИЕ
Cистема Федоренко по скорочтению
Техника Быстрого Чтения
Автор: Кузнецов О. А., Хромов Л. Н. | Раздел: Скорочтение
Издание 1983 года. Авторы рассказывают о том, как
научиться читать быстрее научно-технические и
популярные тексты, улучшив при этом качество усвоения
прочитанного. Рассматриваются методы обучения,
разработанные в Советском Союзе и за рубежом.
Кубики Зайцева — пособие для обучения чтению с двух
лет и может использоваться в семье, детском саду и
школе. Методика даёт хорошие результаты в работе с
детьми, имеющими диагнозы ЗПР, ОНР, ММД, алалия,
аутизм, а также со слабовидящими, слабослышащими и
глухими. Пособие может использоваться при обучении
детей и взрослых, для которых русский язык не является
родным.
Развитие речи
РАБОТА С ТЕКСТОМ
О.КРЫЛОВА
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художе ственными произведениями, духовно-
нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю
читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и
общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них
умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека,
формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом предмета является формирование навыка чтения и других видов речевой
деятельно сти учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением
текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих
знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной
культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить
монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов,
самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в
словарях, спра вочниках и энциклопедиях.
На уроках формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику
осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности
для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении
книг, владеет техникой чтения и приёмами рабо ты с текстом, пониманием прочитанного и
прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс «Чтение. Работа с текстом» пробуждает интерес учащих ся к чтению художественных
произведений. Внимание начи нающего читателя обращается на словесно-образную природу
художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на
нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту
поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета решает множество важнейших задач начального обучения и готовит
младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Развитие речи
ЛИТЕРАТУРА
«Развитие речи младших
школьников»
Серенькова Наталья Витальевна
«Развитие речи учащихся - главное в
начальном обучении» Карп Елена
Витальевна
Сухарева Ольга Александровна
«Современные методы и приемы
работы по развитию речи младших
школьников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.