Развитие речи на уроках русского языка с помощью дидактических игр
Оценка 4.8

Развитие речи на уроках русского языка с помощью дидактических игр

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
русский язык
1 кл—4 кл
17.04.2019
Развитие речи на уроках русского языка с помощью  дидактических игр
Цель данной статьи: познакомить коллег с опытом работы по развитию речи на уроках русского языка. Применение игры способствует тому, что учебный материал становится увлекательней для ребенка, мотивирует на получение знаний, облегчает процесс обучения. Выполняя задания, учащиеся будут пополнять свой лексический запас и закреплять пройденный материал., развивать мышление
Развитие речи на уроках русского языка с помощью дидактических игр.doc
«Развитие речи на уроках русского языка  с помощью дидактических игр». Язык  –   важнейшее  средство  человеческого  общения.  Язык  –    Следовательно,   одна   из важнейших   задач начальной  школы  ­  развитие  речи  учащихся.  Научить  ребенка  говорить, значит научить его мыслить.  возникшая  в  человеческом  обществе  и  развивающаяся   система (членораздельных)  звуковых  знаков,  предназначенная  для  целей  коммуникации  и способная выразить  всю  совокупность  знаний  и  представлений  человека  о  мире.  Как   писал   Л.С. Выготский, «задолго до школы он (ребенок) практически владеет всей грамматикой родного языка, но он не знает, что ... владеет. Эти операции неосознанны». Ученик на уроках русского языка постепенно начинает «произвольно оперировать своими собственными умениями», а далее они преобразуются «из бессознательного, автоматического плана в план произвольный, намеренный и сознательный». Основная цель изучения русского языка в начальной школе  заключается в том, чтобы сделать для детей язык, который с детства им знаком, предметом наблюдения и анализа. Помочь понять его устройство, вникнуть в действующие в нём правила и научить осознанному применению данных правил при решении различных языковых и речевых задач, в том числе и при   письме.   Задача   педагога   ­   повлиять   на   отношение   школьников   к   предмету   «Русский язык»,   вызвать   интерес   к   урокам   русского   языка   и   к   самому   языку.     Недаром   нам   так помнятся   слова   К.Г.   Паустовского:  «Истинная   любовь  к   своей   стране   немыслима   без любви к своему языку...» В обучении предмету «Русский язык» у учащихся формируются определенные речевые умения. Эти умения интегрированы в 4 группы. Поэтому  при подготовке к уроку необходимо четко планировать, над какими умениями будут работать ученики и учитель. 1. Ориентироваться  в ситуации общения, т. е. определять кому, зачем, о чем буду говорить или писать. 2. Планировать  высказывание,   т.е.   осознать   (кратко   и   подробно, эмоционально или по­деловому), в какой последовательности буду излагать мысли. 3. Реализовывать  свои замысел, т.е. говорить или писать строго на тему, обеспечивая развитие мысли, используя различные средства выразительности. 4. Осуществлять  контроль за речью, вносить необходимые коррективы в созданное высказывание.  Хотим познакомить коллег с опытом   работы по развитию речи на уроках русского языка. Для   работы   по   развитию   речи   и   творческих   способностей,   мы   применяем: дидактические   игры,   загадки   и   пословицы,   поговорки,   ребусы,   головоломки,   кроссворды, викторины. Большое внимание уделяем языковым играм. Цель игры: пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению.  Игра   помогает   развитию   фонематического   восприятия   слова,   обогащает   ребенка новыми   сведениями,   активирует   мыслительную   деятельность,   внимание,   способствуют формированию   орфографической   зоркости   младшего   школьника,   стимулирует   речь.   В результате чего у детей появляется мотивация к изучению русского языка.  Применение игры способствует тому, что любой   учебный материал становится увлекательным для ребенка, мотивирует на получение знаний, облегчает процесс обучения. Мы стараемся систематически накапливать   и   отбирать  занимательный  дидактический   материал,   способный   привлечь внимание каждого ученика. Приведем некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые  применяем на своих уроках.  Кто лучше слушает? Цель:  развивать   фонематическое   восприятие   и   слуховое   внимание;   формировать умение слышать в словах  звуки, дифференцировать их на слух, правильно выделять в слове нужный звук. Вариант 1. Учитель  ставит спиной друг к  другу двух детей (боком к классу), и дает задание: «Я буду называть слова,   а Лена будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком {ш}. А Лариса будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук {ж}». Необходимо еще раз повторить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают   количество   правильных   ответов,   отмечают   ответы   неверные.   Педагог   с небольшим интервалом называет слова (всего 15 слов: 5 – со звуком {ш}, 5 – со звуком {ж}, 5 – где нет этих звуков). Примерный набор слов: шарик, ком, жук, пила, ножик, кошка, корова, вешалка, чижи, карандаш, кочка, ножницы, ворона, кожа, крыша. Остальные дети следят, правильно ли ребята выполняют задание, исправляют ошибки, указав на заданный звук в слове или на его отсутствие. В конце игры выбирают ученика, который был наиболее внимательным, верно выделил все слова и ни разу не ошибся.  Вариант 2. Учитель  вызывает двух детей: один из них должен поднимать руку на слова со звуком {ш},   другой   –   со   звуком   {ж}.   Предлагает   остальным   детям   называть   слова,   в   которых встречаются эти звуки. В конце игры дети называют победителя. Вариант 3. Педагог предлагает двум детям подбирать слова: одному со звуком {ш}, другому – со звуком   {ж}.   Выигрывает   тот,   кто   больше   назовет   слов,   не   допустив   ни   одной   ошибки   в произношении. То же можно проделывать и с другими парами звуков. Назови первый звук в слове Цель: развивать фонематическое восприятие. После показа картинки, учитель  предлагает определить,  с какого звука начинается слово. После ответов детям дается задание: определить, с какого звука начинаются имена их соседей, названия тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить зе в слове Зоя, вэ – в слове Вадик).  Назови последний звук в слове Цель: развивать фонематическое восприятие. Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, зверь, самовар, кровать, бегемот и др.)          Учитель   показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом указать   последний   звук   в   слове.   Обращается   внимание   на   четкое   произношение изолированных   звуков,   дифференцирование   твердых   и   мягких   согласных   (в   слове   зверь последний звук рь, а не р). По окончании рассмотрения картинок, учитель просит отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий. Детям, которые не четко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в конце слова.  «Назови себя» Цель: учить представлять себя коллективу сверстников. Ход игры. Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравиться, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его назвали в группе. Сколько слов можно прочесть, читая по часовой стрелке? Из букв, написанных на каждой строчке, составьте слова и напишите их. о, р, у, к;    а, р, у, к;    д, р, а, г;    т, а, л, п, и;     о, н, к, о;      к, а, л, о, ж.  Детям очень нравятся такие задания, как:  Заменить словосочетания одним словом:  промежуток времени в 60 минут,  военнослужащий, стоящий на посту,  ребенок, любящий сладкое,  очень смешной фильм.      Составь рассказ по опорным словам:  зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.  Составить слова из букв: Соствбннеые меиан  (Собственные имена) так может быть зашифрована тема урока. Составить новые слова из большого слова: Если взять большое слово, Вынуть буквы раз и два, А потом собрать их снова. Выйдут новые слова. Например, первоклассник – лак, класс, веник, лесник, сон, полка, волк, санки и т.д. Подобрать антонимы (слова, противоположные по значению) Широкий пояс     –           узкий Старый человек    –         молодой Старый дом    –                новый Скучный рассказ  –         интересный Бесполезный подарок  – ценный Неряшливый ученик  –   аккуратный. Что заметили? Какое слово получилось по вертикали? Подобрать синонимы (слова, близкие по значению) Умение   употреблять   синонимы   помогает   сделать   нашу   речь   разнообразной, выразительной. БОЛЬШОЙ   –   здоровый,   громадный,   гигантский,   огромный,   значительный, астрономический и т.д. СМЕЛЫЙ   ­   храбрый,   мужественный,   отважный,   безбоязненный,   бесстрашный, решительный, героический и т.д. КРАСИВЫЙ   –   прекрасный,   интересный,   хорошенький,   очаровательный, привлекательный, миловидный. Заменить   фразеологизм     одним   словом.  Фразеологизмы   ­   это   устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы часто   можно   заменить   одним   словом,   менее   выразительным.   Такое   знакомство   позволило показать   фразеологическое   богатство   нашего   языка,   обогатить   речь   фразеологизмами, сформировать умения замечать фразеологизмы   в предложении и умело их использовать в тексте и в устной речи. На уроках ученики используют фразеологические словари, которые помогают   им   в   обучении.   Вот   примеры   упражнений,   которые   мы   используем   на   уроках русского языка, чтения.   Например,  в   1   классе:   заморить   червячка   –   перекусить;   черепашьим   шагом   – медленно. Мартышкин труд ­ бесполезные усилия, ненужная работа. В 3­4 классах можно давать следующие задания: 1. Составь предложение или небольшой текст, где можно употреблять данные выражения: бежать во все лопатки, медведь на ухо наступил, воробью по колено. 2. Подготовьтесь объяснить смысл пословицы:  За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. 3. Объясните, когда так говорят, попробуйте изобразить, о чем говорится.  При царе Горохе, обвести вокруг пальца, после дождика в четверг; яблоку негде упасть, прокатить с ветерком. Во  фразеологии   отображается   богатый   исторический   опыт   народа,  в   ней   переданы представления, связанные с трудовой деятельностью, культурой и бытом людей. Изучение фразеологии является необходимым звеном в усвоении языка, в повышении культуры речи. Использование фразеологизмов придает речи некоторое своеобразие, яркую выразительность, меткость, образность.  Русский язык необыкновенно богат фразеологическими оборотами. Они делают нашу речь более эмоциональной, образной и колоритной. «Круг» 1. Подбирая слоги, записанные в круге, составьте слова с сочетаниями чу­, ­щу­. Ответ:  чугун,   молчу,   чудо,   щука,   качу,   чужой,   тащу,   кричу,   ищу,   лечу,   пищу,  ' чучело, щурить, чудак, чулок, свищу, кручу. Существенная   роль   дидактических   игр   на   уроках   состоит   и   в   том,   что   они способствуют   снятию   у   детей   напряженности   и   тревожности   при   письме,   являются прекрасным дополнением изучаемой темы, создают положительный эмоциональный настрой в ходе урока.  В   работе   мы   также   используем   лексико­орфографические   упражнения,   которые позволяют   заинтересовать   особенностями   родного   языка,   способствуют   пополнению лексического запаса, формируют осознанные навыки написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи. Развитию орфографического навыка способствует использование разных видов диктантов. Виды диктантов: 1. Творческий 2. С комментированием 3. По памяти 4. Диктант с использованием загадок 5. Выборочный диктант 6. Картинный 7. Зрительный Помимо   словарных   диктантов,   значительное   место   в   системе     словарно­ орфографических упражнений занимают упражнения лексического характера. Необходимо   добиваться,   чтобы   ученики   понимали   как   изучаемое   слово,   так   и однокоренные  ему  слова  и  могли   использовать  это  слово  в  речи  в соответствующем   ему значении.   Наиболее   эффективный   прием   объяснения   значения   изучаемого   слова   ­   показ предмета или его изображения. Проводим наблюдения над многозначностью и омонимичностью изучаемых слов, их прямым   и   переносным   значением,   включаем   в   уроки   синонимы   и   антонимы,   работая   с незнакомыми или сложными словарными словами.   Работая с текстами, учащиеся находят непонятные   им     слова,   выясняют   их   значение,   составляют   с   ними   словосочетания   и предложения,   а   также   доказывают   необходимость   включения   того   или   иного   слова   в контекст.  Важное   место   в   работе   над   словами   имеет   формирование   навыков   правильного произношения и ударения в словах, уместного употребления в речи учащихся неизменяемых имен существительных: метро, пальто, шоссе; имен существительных в форме родительного падежа,   множественного   числа.   Помимо   вышесказанного,   знакомим   детей   с   «волшебными словами», что позволяет формировать навыки речевого этикета. На уроках развития речи   знакомим учащихся с лексическим значением слова, даем понятие    о  том,  что  в   словарный  состав   современного  русского   языка   входят  разные  по происхождению группы слов: исконно русские слова и заимствованные. Учащихся узнают о том, что с развитием общества развивается наш язык: одни слова в языке устаревают, выходят из употребления и на смену им приходят новые.  Этимологическая справка, данная ученикам в доступной их возрасту форме, помогает объяснить правописание изучаемых слов. На уроках ученики работают с этимологическими словарями.  Широко применяем игры для активизации и обогащения словарного запаса учащихся при изучении слов из словаря: «Кто  больше?», «Кто лучше?», «Кто быстрее?», «Кто быстрее и правильнее?». 1. «Кто   быстрее?»  Вспомните,   о   ком   так   говорят:  ворон   считает,   проехал зайцем, трещит как сорока, как огурчик. 2. «Кто   правильнее?»  Кого   так   называют:  шофер,   тракторист,   инженер, агроном, директор. 3. «Кто быстрее?»  К данным словам подберите противоположное по значению (близкое по значению) слово из словаря. Белый ­ …, юг ­ … , грустно­ … , медленно ­ … , прощай ­ … , плохо ­ …, друг ­ …. 4. «Кто быстрее и правильнее?».  К данным словам подберите подходящее по смыслу слово из словаря. Жареный ­ …, восточный ­ …, соленый ­ … , тракторный ­ … , сытный ­ … , школьный ­ … , прекрасный ­ … , огородные ­ … . 5. «Кто   больше?»    К   данным   словам   запишите   однокоренные   слова.   Герой, комбайн, желтый, песок, осина.  В процессе многократных упражнений формируется навык грамотного письма. При систематической   тренировке   зоркость   автоматизируется   и   становится   частью орфографического навыка. Использование разных видов работ разнообразит работу на уроке, вызывая активность учащихся и способствует формированию орфографической зоркости. Виды работ по развитию орфографической зоркости. 1. Определи в слове ударение. В слове может совсем не быть орфограммы, т.е. ошибку сделать нельзя. Например: шар, ива, крыша, рыба. 2. Один из способов формирования умения обнаруживать орфограммы – диктант «Проверяю себя».   Ученик записывает текст с пропуском гласных букв в слабой позиции. Например: Вет­р  с   сил­й   н­л­та­т  на   д­ревья. 3. В слове на месте гласных в слабой позиции  записать набор букв, которыми может быть обозначен звук. Например: убеIиIжал. Таким образом идёт усвоение сущности понятия орфограммы: в слове есть орфограмма, так как есть выбор букв. Аналогично со словами с парными звонкими и глухими согласными. Например: зубIпI, берёзIсIка. 4. Работа усложняется: встаёт проблема выбора. Из перечисленных слов выбрать только те, в которых есть орфограмма. 5. лесной. 6. 7. Докажи правильность написания букв  а, и, о, е  в словах: грачи, зима, кормил, Выборочное письмо. Из текста выписать слова с определённой орфограммой. Проведение орфографических пятиминуток с включением слов на одно правило или в качестве проверки усвоения орфограмм изученных за целый год обучения. 8. Вспомни правило.  Прочти слова, вспомни правило проверки выделенных букв в словах: чужой, ранний, ряды, голубь, Анна. 9. 10. 11. Игра с «орфографическими часиками». Письмо по памяти четверостиший с орфограммами. Работа   с   текстом   из   художественной   литературы.   Найти   в   текстах   детской литературы слова с названной орфограммой. 12. Средством   развития   орфографического   навыка   являются   стихотворные упражнения.   Они   вызывают   интерес   к   уроку   у   ребят   и   помогают   им   усвоить   правило. Например: мыши, ёжики, чижи – только с и всегда пиши. 13. 14. Картинный диктант. Работа с сюжетной картинкой. Задание: найти предмет на картинке, в названии которого есть  заданная орфограмма.  15. Самодиктанты.     Ученик   себе   сам   диктует   слова   на   заданную   учителем орфограмму. 16. Приём   какографии   –   умышленно   ошибочное   письмо.   Использование «отрицательного языкового материала» позволяет создать условия для формирования у детей действия самоконтроля. 17. Работа в парах.   Учащиеся друг другу диктуют слова с карточки и сами же проверяют у соседа. 18. Использование   интегрированных   карточек.   На   них  слова   сразу   на   несколько изученных правил. 19. Дифференцированные   задания.   Серия   упражнений   различной   степени сложности, которая позволяет усвоить разные способы подбора проверочных слов. 20. Использование   загадок,   пословиц,   поговорок.     Они     являются   прекрасным языковым материалом для уроков грамматики, правописания и развития речи, а также носят воспитательный характер.  В русском языке  много удивительных явлений. Стоит  только найти и подарить детям эти «секреты», чтобы разбудить их природное любопытство и побудить к самостоятельным находкам и открытиям. Используя занимательный материал, педагог с легкостью превратит  обычный  урок в открытие тайны языка. Данные задания направлены на усваивание правописания слов, правил и грамматических  понятий. Выполняя задания, ученик будет пополнять свой лексический запас, развивать мышление   и закреплять пройденный материал. Учитель может познакомить учащихся   с   интересными   наблюдениями   над   языком,   углубить   и   расширить   знания школьников,   закрепить   навыки   самостоятельной   работы,   помочь   учащимся   стать наблюдателями и исследователями самого  величайшего из языков – русского языка. Литература. 1. Е. В Языканова. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения. 1­ 4 классы, М., «Экзамен», 2011. 2. А. Ундзенкова, Л. Колтыгина. Звукарик.­ Екатеринбург, «ЛИТУР», 2003. 3. В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 1­ 4 классы, М., «Просвещение», 2016.

Развитие речи на уроках русского языка с помощью дидактических игр

Развитие речи на уроках русского языка с помощью  дидактических игр

Развитие речи на уроках русского языка с помощью дидактических игр

Развитие речи на уроках русского языка с помощью  дидактических игр

Развитие речи на уроках русского языка с помощью дидактических игр

Развитие речи на уроках русского языка с помощью  дидактических игр

Развитие речи на уроках русского языка с помощью дидактических игр

Развитие речи на уроках русского языка с помощью  дидактических игр

Развитие речи на уроках русского языка с помощью дидактических игр

Развитие речи на уроках русского языка с помощью  дидактических игр

Развитие речи на уроках русского языка с помощью дидактических игр

Развитие речи на уроках русского языка с помощью  дидактических игр

Развитие речи на уроках русского языка с помощью дидактических игр

Развитие речи на уроках русского языка с помощью  дидактических игр

Развитие речи на уроках русского языка с помощью дидактических игр

Развитие речи на уроках русского языка с помощью  дидактических игр

Развитие речи на уроках русского языка с помощью дидактических игр

Развитие речи на уроках русского языка с помощью  дидактических игр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2019