Развитие социально-личностных компетенций на уроках обществознания

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 08.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Ориентация школы изменяется в сторону компетентностно- ориентированного подхода, а достижения нового образовательного результата заключается в формировании ключевых компетентностей у учащихся. Одной из ключевых компетентностей является социально- личностная. Это означает, что человек способен соотнести свои устремления с интересами других людей и социальных групп, использовать ресурсы людей и социальных институтов для решения задач; продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу; анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды. От уровня развития всех этих компетентностей зависит процесс социализации человека в обществе, достижения им социальной зрелости. Успешная самореализация личности, ее активная социализация, органичная адаптация на рынке труда – вот одна из важнейших задач образовательного процесса.
Иконка файла материала Развитие социально-личностных компетенций на уроках обществознания 2.doc
Развитие социально­личностных компетенций на уроках обществознания Новые социально­экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Ориентация школы изменяется в сторону компетентностно­ ориентированного подхода, а достижения нового  образовательного результата заключается в формировании ключевых компетентностей у учащихся. Одной из ключевых компетентностей является социально­ личностная. Это означает, что человек способен соотнести свои устремления с интересами других людей и социальных групп, использовать ресурсы людей и социальных институтов для  решения задач; продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу; анализировать и  разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды. От уровня развития всех этих  компетентностей зависит процесс социализации человека в обществе, достижения им социальной зрелости. Успешная  самореализация личности, ее активная социализация, органичная адаптация на рынке труда – вот одна из важнейших задач  образовательного процесса. Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет эффективное использование  новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление школьником собственной нравственности,  гражданской позиции, различных ролей в процессе обучения. На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного  социокультурного опыта школьника. Для реализации поставленных задач в нашей школе широко используются различные активные методы обучения, в том  числе и игровые. Например, в основе проблемно­дискуссионной игры лежит воображаемая ситуация, будто бы  случившаяся в прошлом, при этом действие строиться не по сценарию, а вокруг обсуждения важного вопроса или  проблемы. В игре предполагается спор участников. Учитель сводит свою роль к минимуму, ставит проблему и промежуточные вопросы, распределяет роли участников.  Ученики же в этой игре призваны решить проблему с позиции своих персонажей, причем результат решения заранее  неизвестен. В итоге игры может быть принято несколько решений или не принято вовсе, но не принято вовсе, но здесь  важно участие каждого ученика в разработке проблемы. Это научит школьников не оставаться в стороне от проблем,  происходящих в государстве. Современный учитель истории и обществознания практически на каждом занятии, особенно в старших классах, использует элементы дискуссии. Она призвана выявить существующие многообразие точек зрения участников на какую­либо  проблему и при необходимости – инициировать всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирование собственного взгляда каждого ученика на ту или иную историческую, социальную или какую­либо проблему. На дискуссионных уроках каждый ищет свою “истину”, свое решение проблемы. При этом школьники овладевают  важнейшими ораторскими умениями и искусством доказательной полемики, что уже само по себе является важным  приобретение для взрослой жизни. Так же данные формы проведения урока способствуют реализации поставленных целей курса обществознания, таких как: Способствование успешной социализации учащихся;   Формирование навыков и умений социальной адаптации, ответственного поведения свободного человека  свободного общества;  Формирование потребностей в получении новых знаний;  Осознание учащимися необходимости личного выбора ответственности за сделанный выбор;  Формирование навыков социальной мобильности и активной жизненной позиции. Автором данной статьи были разработаны несколько спецкурсов делающих упор на социализацию учащихся, на  формирование гражданственности. Данные спецкурсы призваны помочь учащимся 5­9 классов пополнить свои знания о  человеке, обществе, о правилах и нормах жизни, развить способность ориентироваться в различных жизненных ситуациях,  оценивать социальную реальность и действовать осознано и ответственно. Таким образом, на основе всего выше изложенного можно сделать следующие выводы. Условиями, обеспечивающими эффективность усилий по социализации школьников, являются: Опора на те элементы современной социально­экономической, политической правовой, духовной ситуации,  которые соответствуют принципам динамично развивающейся экономики, гражданского общества и правового  государства;  Отбор содержания образования в соответствии с принципами демократизма, историзма, научности, законности,  гуманизма. Такие темы как: “Государственная символика России. Гимн”, “Государственные символы в истории России” способствуют воспитанию патриотизма, развитию познавательного интереса к истории своей страны, популяризации государственных  символов и гимна Российской Федерации, расширяет историческое знание учащихся.