Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.
Ориентация школы изменяется в сторону компетентностно- ориентированного подхода, а достижения нового образовательного результата заключается в формировании ключевых компетентностей у учащихся.
Одной из ключевых компетентностей является социально- личностная. Это означает, что человек способен соотнести свои устремления с интересами других людей и социальных групп, использовать ресурсы людей и социальных институтов для решения задач; продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу; анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды. От уровня развития всех этих компетентностей зависит процесс социализации человека в обществе, достижения им социальной зрелости. Успешная самореализация личности, ее активная социализация, органичная адаптация на рынке труда – вот одна из важнейших задач образовательного процесса.
Развитие социальноличностных компетенций на уроках обществознания
Новые социальноэкономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили
и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.
Ориентация школы изменяется в сторону компетентностно ориентированного подхода, а достижения нового
образовательного результата заключается в формировании ключевых компетентностей у учащихся.
Одной из ключевых компетентностей является социально личностная. Это означает, что человек способен соотнести свои
устремления с интересами других людей и социальных групп, использовать ресурсы людей и социальных институтов для
решения задач; продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу; анализировать и
разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды. От уровня развития всех этих
компетентностей зависит процесс социализации человека в обществе, достижения им социальной зрелости. Успешная
самореализация личности, ее активная социализация, органичная адаптация на рынке труда – вот одна из важнейших задач
образовательного процесса.
Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет эффективное использование
новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление школьником собственной нравственности,
гражданской позиции, различных ролей в процессе обучения.
На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного
социокультурного опыта школьника.
Для реализации поставленных задач в нашей школе широко используются различные активные методы обучения, в том
числе и игровые. Например, в основе проблемнодискуссионной игры лежит воображаемая ситуация, будто бы
случившаяся в прошлом, при этом действие строиться не по сценарию, а вокруг обсуждения важного вопроса или
проблемы. В игре предполагается спор участников.
Учитель сводит свою роль к минимуму, ставит проблему и промежуточные вопросы, распределяет роли участников.
Ученики же в этой игре призваны решить проблему с позиции своих персонажей, причем результат решения заранее
неизвестен. В итоге игры может быть принято несколько решений или не принято вовсе, но не принято вовсе, но здесь
важно участие каждого ученика в разработке проблемы. Это научит школьников не оставаться в стороне от проблем,
происходящих в государстве.
Современный учитель истории и обществознания практически на каждом занятии, особенно в старших классах, использует
элементы дискуссии. Она призвана выявить существующие многообразие точек зрения участников на какуюлибо
проблему и при необходимости – инициировать всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирование собственного
взгляда каждого ученика на ту или иную историческую, социальную или какуюлибо проблему.
На дискуссионных уроках каждый ищет свою “истину”, свое решение проблемы. При этом школьники овладевают
важнейшими ораторскими умениями и искусством доказательной полемики, что уже само по себе является важным
приобретение для взрослой жизни.
Так же данные формы проведения урока способствуют реализации поставленных целей курса обществознания, таких как:
Способствование успешной социализации учащихся;
Формирование навыков и умений социальной адаптации, ответственного поведения свободного человека
свободного общества;
Формирование потребностей в получении новых знаний;
Осознание учащимися необходимости личного выбора ответственности за сделанный выбор;
Формирование навыков социальной мобильности и активной жизненной позиции.
Автором данной статьи были разработаны несколько спецкурсов делающих упор на социализацию учащихся, на
формирование гражданственности. Данные спецкурсы призваны помочь учащимся 59 классов пополнить свои знания о
человеке, обществе, о правилах и нормах жизни, развить способность ориентироваться в различных жизненных ситуациях,
оценивать социальную реальность и действовать осознано и ответственно.
Таким образом, на основе всего выше изложенного можно сделать следующие выводы.
Условиями, обеспечивающими эффективность усилий по социализации школьников, являются: Опора на те элементы современной социальноэкономической, политической правовой, духовной ситуации,
которые соответствуют принципам динамично развивающейся экономики, гражданского общества и правового
государства;
Отбор содержания образования в соответствии с принципами демократизма, историзма, научности, законности,
гуманизма.
Такие темы как: “Государственная символика России. Гимн”, “Государственные символы в истории России” способствуют
воспитанию патриотизма, развитию познавательного интереса к истории своей страны, популяризации государственных
символов и гимна Российской Федерации, расширяет историческое знание учащихся.