РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
дефектология
Взрослым
22.01.2017
Интеграция в общество человека с ограниченными возможностями здоровья сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование). В статье представлен практический опыт работы по развитию социального потенциала у детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении.
статья.doc
Л.В. Каленкова
преподаватель психологопедагогических дисциплин
Лукояновский педагогический колледж, г. Лукоянов, РФ
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА У ДЕТЕЙ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В настоящее время в России сложилось единое образовательное
пространство, и интеграции стала ведущим направлением при обучении и
воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. Совместное
(инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее
гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного
образования так же становится одним из главных в российской образовательной
политике. Инклюзивное образование определяется Федеральным Законом «Об
образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273ФЗ как
обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом
разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей.
Социокультурный анализ положения детей с ограниченными
возможностями базируется на теории стигматизации И. Гоффмана,
интерпретирующей отклонение не как набор характеристик индивида или
группы, а как процесс взаимодействия между людьми с отклонениями и людьми
без отклонений.
Проблемы социализации детейинвалидов исследованы с привлечением
теорий зарубежных авторов: Ж. Пиаже, М. Мид, З. Фрейда, Э. Гидденса, Н.
Смелзера, А. Шюца.
Понятие «социальный потенциал» раскрывает природу сил «социальной
активности».
Преобразуя мир, она служит средством удовлетворения всех
Активность человека выполняет две функции:
1.
потребностей человека. Эту функцию выполняет деятельность.
2.
Социальный потенциал это характеристика возможностей реализации
человеком богатства своих внутренних личностных сил, раскрытия своих
способностей, возможностей использования обществом способностей и
талантов.
Является средством выражения самой личности – поведение.
Без развития социального потенциала невозможна социализация личности
важнейшего процесса, на которое собственно и направлен весь образовательно
воспитательный процесс.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья испытывает трудности
проникновения в смысл человеческих отношений, потому что он не может их познать теми способами, которыми пользуется нормально развивающийся
ребенок.
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в
нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов
со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой,
недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного
образования. Эта проблема является следствием не только субъективного
фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья
ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного
сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида
архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб ребенок,
имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его
сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования,
развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство
возможностей.
Социальнопедагогическая деятельность по развития
социального потенциала ребенка с ограниченными возможностями здоровья,
направленная на его успешную социализацию, включает развитие духовных и
физических способностей ребенка; установление реального и более
комфортного контакта с внешним миром.
Основными социальными проблемами детей с ограниченными
возможностями являются барьеры в осуществлении прав на охрану здоровья и
социальную адаптацию, образование, трудоустройство. Переход на платные
медицинские услуги, платное образование, неприспособленность архитектурно
строительной среды к особым нуждам детейинвалидов в зданиях общественной
инфраструктуры (больницах, школах, средних и высших образовательных
учреждениях), финансирование государством социальной сферы по остаточному
принципу усложняют процессы социализации и включение их в общество.
Включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общие
образовательные учреждения предполагает проведение предварительной
коррекционной работы, направленной, прежде всего, на подготовку к
интегрированному обучению,
а также постоянное сопровождение
образовательного процесса в условиях интеграции. При включении детей с
ограниченными возможностями здоровья в образовательное учреждение
необходимо обеспечение специальными техническими средствами и
оборудованием. Необходима предварительная подготовительная работа с
педагогическим коллективом, родителями перед поступлением ребенка с
ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения.
Данная проблема в течение ряда лет является предметом исследования в
выпускных квалификационных работах студентов Лукояновского
педагогического колледжа. В ходе различных видов производственной практики,
выполнения дипломных исследований студенты тесно сотрудничают не только с
учителями, но и с социальными педагогами, психологами. Работая над экспериментальной частью ВКР, студенты выпускных групп
провели практическое исследование на базе МБОУ СОШ №1 города Лукоянова,
где обучаются 8 детейинвалидов. Цель исследования – выяснить, какая работа
ведется по развитию социального потенциала у детей с ограниченными
возможностями здоровья в данном образовательном учреждении.
В процессе исследования выяснили, что социальнопсихологическое
сопровождение детейинвалидов осуществляется по программе «Поддержка».
Программа «Поддержка», разработана в соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации, федеральной целевой программы «Дети
России».
Общее руководство и контроль за реализацией программы осуществляет
администрация школы.
Основной целью программы является формирование эффективной
системы поддержки детейинвалидов,
включающей в себя как
профилактические и реабилитационные мероприятия, так и создание
оптимальной среды жизнедеятельности в ОУ, позволяющей реализовать
творческий потенциал ребенка.
В школе создан банк данных детейинвалидов для разработки и реализации
разработана
индивидуальных программ социальной реабилитации,
информационно аналитическая, методическая документация, приобретено
специализированный учебный инвентарь, комплекты развивающих игр и
игрушек.
Программа действует в течение всего года, в том числе и в летние
каникулы. На протяжении этого времени проводятся различные мероприятия,
каждое из них проводится своевременно.
Такие мероприятия осуществляются: социальным педагогом, психологом,
Мероприятия
классными руководителями,
проводятся не только с детьмиинвалидами, но и со всеми учащимися школы.
медицинским работником.
Мероприятия, проводимые в течение всего года:
Лекции, беседы на тему «Здоровый образ жизни».
Игразнакомство «Зачем мы здесь собрались?»
Дискуссия «Факты о нас».
Урок правовой культуры «Человек. Государство. Закон».
Семинарпрактикум «Психология уверенного поведения».
Урок права «Защита детейинвалидов со стороны государства».
Коллективный разговор «Как научиться любить себя и других».
Урок нравственности «Капелька жизни».
Творческая мастерская «Наши стереотипы».
Обучающий тренинг «Понятие «конфликт» и поиск взаимоприемлемого
решения»
Тематическое консультирование «Барьеры межличностного общения».
Тренинговые занятия с детьми инвалидами. Профилактическая работа в данной школе вeдeтcя не только с детьми, но
и с родителями. Школа и семья это два социальных института, от
согласованных действий которых, зависит эффективность системы поддержки
детейинвалидов. Поэтому программой предусмотрена работа с родителями.
Для них организуются встречи с юристом, изучается Конвенция ООН о правах
ребенка, знакомство с правами и обязанностями учащихся.
Из наблюдений и бесед с детьми, учителями можно сделать вывод, что
детиинвалиды чувствуют себя полноценными членами социума, обладают
необходимыми социальными и бытовыми умениями. Они включены в
деятельность, в общественную жизнь школы, выполняют свою социальную роль,
реализуют свои творческие способности наравне с другими детьми.
Грамотно и системно организованная работа социального педагога по
развитию социального потенциала детей с ограниченными возможностями
здоровья выявляет высокий уровень эффективности в работе с учащимися в
данном направлении.
Таким образом, правильно организованная и систематически проводимая
работа социального педагога, направленная на развитие социального потенциала
детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует их успешной
социализации и адаптации в окружающем мире.
Список литературы
1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. М., ИнфраМ, 2001.
2. Мошняга В.Т. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными
возможностями / Технологии социальной работы (Под. Общ. ред. И.И.
Холостовой), М., ИнфраМ, 2003.
3. Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 г. №273ФЗ.
4. Фирсов М.В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2001.
5. Фомин Н. С. Социальнопедагогическая поддержка как условие реабилитации
детейинвалидов. М., 1994.
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.