РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Оценка 4.9

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
дефектология
Взрослым
22.01.2017
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Интеграция в общество человека с ограниченными возможностями здоровья сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование). В статье представлен практический опыт работы по развитию социального потенциала у детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении.
статья.doc
Л.В. Каленкова преподаватель психолого­педагогических дисциплин Лукояновский педагогический колледж, г. Лукоянов, РФ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В   настоящее   время   в   России   сложилось   единое   образовательное пространство,   и   интеграции   стала   ведущим   направлением   при   обучении   и воспитании   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья.   Совместное (инклюзивное)   обучение   признано   всем   мировым   сообществом   как   наиболее гуманное   и   наиболее   эффективное.   Направление   на   развитие   инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Инклюзивное образование определяется Федеральным Законом «Об образовании   в   Российской   Федерации»   от   29   декабря   2012   г.   №273­ФЗ   как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия   особых   образовательных   потребностей   и   индивидуальных возможностей. Социокультурный   анализ   положения   детей   с   ограниченными возможностями   базируется   на   теории   стигматизации   И.   Гоффмана, интерпретирующей   отклонение   не   как   набор   характеристик   индивида   или группы, а как процесс взаимодействия между людьми с отклонениями и людьми без отклонений. Проблемы   социализации   детей­инвалидов   исследованы   с   привлечением теорий зарубежных авторов: Ж. Пиаже, М. Мид, З. Фрейда, Э. Гидденса, Н. Смелзера, А. Шюца. Понятие «социальный потенциал» раскрывает природу сил «социальной активности». Преобразуя   мир,   она   служит   средством   удовлетворения   всех Активность человека выполняет две функции: 1. потребностей человека. Эту функцию выполняет деятельность. 2. Социальный   потенциал   ­   это   характеристика   возможностей   реализации человеком   богатства   своих   внутренних   личностных   сил,   раскрытия   своих способностей,   возможностей   использования   обществом   способностей   и талантов.  Является средством выражения самой личности – поведение.  Без развития социального потенциала невозможна социализация личности ­ важнейшего процесса, на которое собственно и направлен весь образовательно­ воспитательный процесс.  Ребенок с ограниченными возможностями здоровья испытывает трудности проникновения в смысл человеческих отношений, потому что он не может их познать   теми   способами,   которыми   пользуется   нормально   развивающийся ребенок. Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со   сверстниками   и   взрослыми,   в   ограниченном   общении   с   природой, недоступности   ряда   культурных   ценностей,   а   иногда   и   элементарного образования.   Эта   проблема   является   следствием   не   только   субъективного фактора,  каковым   является   состояние   физического   и   психического   здоровья ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания,   которые   санкционируют   существование   недоступной   для   инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб ­ ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.   Социально­педагогическая   деятельность   по   развития социального   потенциала   ребенка   с   ограниченными   возможностями   здоровья, направленная на его успешную социализацию, включает развитие духовных и физических   способностей   ребенка;   установление   реального   и   более комфортного контакта с внешним миром. Основными   социальными   проблемами   детей   с   ограниченными возможностями являются барьеры в осуществлении прав на охрану здоровья и социальную   адаптацию,   образование,   трудоустройство.   Переход   на   платные медицинские услуги, платное образование, неприспособленность архитектурно­ строительной среды к особым нуждам детей­инвалидов в зданиях общественной инфраструктуры   (больницах,   школах,   средних   и   высших   образовательных учреждениях), финансирование государством социальной сферы по остаточному принципу усложняют процессы социализации и включение их в общество. Включение  ребенка  с ограниченными  возможностями   здоровья  в  общие образовательные   учреждения   предполагает   проведение   предварительной коррекционной   работы,   направленной,   прежде   всего,   на   подготовку   к интегрированному   обучению,   а   также   постоянное   сопровождение образовательного   процесса   в   условиях   интеграции.   При   включении   детей   с ограниченными   возможностями   здоровья   в   образовательное   учреждение необходимо   обеспечение   специальными   техническими   средствами   и оборудованием.   Необходима   предварительная   подготовительная   работа   с педагогическим   коллективом,   родителями   перед   поступлением   ребенка   с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения.  Данная проблема в течение ряда лет является предметом исследования в выпускных   квалификационных   работах   студентов   Лукояновского педагогического колледжа. В ходе различных видов производственной практики, выполнения дипломных исследований студенты тесно сотрудничают не только с учителями, но и с социальными педагогами, психологами. Работая над экспериментальной частью ВКР, студенты выпускных групп провели практическое исследование на базе МБОУ СОШ №1 города Лукоянова, где обучаются 8 детей­инвалидов. Цель исследования – выяснить, какая работа ведется   по   развитию   социального   потенциала   у   детей   с   ограниченными возможностями здоровья в данном образовательном учреждении.  В   процессе   исследования   выяснили,   что   социально­психологическое сопровождение детей­инвалидов осуществляется по программе «Поддержка».  Программа «Поддержка», разработана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации, федеральной целевой программы «Дети России». Общее руководство и контроль за реализацией программы осуществляет администрация школы. Основной   целью   программы   является   формирование   эффективной системы   поддержки   детей­инвалидов,   включающей   в   себя   как профилактические   и   реабилитационные   мероприятия,   так   и   создание оптимальной   среды   жизнедеятельности   в   ОУ,   позволяющей   реализовать творческий потенциал ребенка. В школе создан банк данных детей­инвалидов для разработки и реализации   разработана индивидуальных   программ   социальной   реабилитации, информационно­   аналитическая,   методическая   документация,   приобретено специализированный   учебный   инвентарь,   комплекты   развивающих   игр   и игрушек. Программа   действует   в   течение   всего   года,   в   том   числе   и   в   летние каникулы. На протяжении этого времени проводятся различные мероприятия, каждое из них проводится своевременно. Такие мероприятия осуществляются: социальным педагогом, психологом,   Мероприятия классными   руководителями, проводятся не только с детьми­инвалидами, но и со всеми учащимися школы.   медицинским   работником. Мероприятия, проводимые в течение всего года:  ­ Лекции, беседы на тему «Здоровый образ жизни». ­ Игра­знакомство «Зачем мы здесь собрались?» ­ Дискуссия «Факты о нас». ­ Урок правовой культуры «Человек. Государство. Закон». ­ Семинар­практикум «Психология уверенного поведения». ­ Урок права «Защита детей­инвалидов со стороны государства». ­ Коллективный разговор «Как научиться любить себя и других». ­ Урок нравственности «Капелька жизни». ­ Творческая мастерская «Наши стереотипы». ­ Обучающий тренинг «Понятие «конфликт» и поиск взаимоприемлемого  решения» ­ Тематическое консультирование «Барьеры межличностного общения». ­ Тренинговые занятия с детьми инвалидами. Профилактическая работа в данной школе вeдeтcя не только с детьми, но и   с   родителями.   Школа   и   семья   ­   это   два   социальных   института,   от согласованных действий которых, зависит эффективность системы поддержки детей­инвалидов.   Поэтому   программой   предусмотрена   работа   с   родителями. Для них организуются встречи с юристом, изучается Конвенция ООН о правах ребенка, знакомство с правами и обязанностями учащихся. Из наблюдений и бесед с детьми, учителями можно сделать вывод, что дети­инвалиды   чувствуют   себя   полноценными   членами   социума,   обладают необходимыми   социальными   и   бытовыми   умениями.   Они   включены   в деятельность, в общественную жизнь школы, выполняют свою социальную роль, реализуют свои творческие способности наравне с другими детьми. Грамотно   и   системно   организованная   работа   социального   педагога   по развитию   социального   потенциала   детей   с   ограниченными   возможностями здоровья выявляет высокий уровень эффективности  в работе с учащимися в данном направлении. Таким образом, правильно организованная и систематически проводимая работа социального педагога, направленная на развитие социального потенциала детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья,   способствует   их   успешной социализации и адаптации в окружающем мире. Список литературы 1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. ­ М., Инфра­М, 2001. 2. Мошняга В.Т. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями   /   Технологии   социальной   работы   (Под.   Общ.   ред.   И.И. Холостовой), ­М., Инфра­М, 2003. 3.   Федеральным   Законом   «Об   образовании   в   Российской   Федерации»   от   29 декабря 2012 г. №273­ФЗ. 4. Фирсов М.В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. ­ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 5. Фомин Н. С. Социально­педагогическая поддержка как условие реабилитации детей­инвалидов. М., 1994.

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2017