Развитие структурнологического мышления на основе интегративного
подхода.
Выступление на педсовете: Якимович Н.М.
        Довольно часто учащиеся среднего звена школы испытывают сложности при
решении   задач   по   физике.   Имея   математические   знания,   не   умеют   учащиеся
применить их на таких предметах как физика, химия, технология и т.д. Однако в
современном производстве все более требуется знание технического направления,
необходимости понимания научных принципов производства. 
        В учебных программах, как правило, сохраняется разобщенность предметов.
Поэтому   вопрос   интеграции   привлек   наше   внимание,     так   как   интегративный
подход   позволяет   развивать   структурнологическое   мышление   учащихся.   Мы   с
учителем физики Малышонок Любовь Владимировнтй в связи с этим поставили
перед   собой   проблему   и   наметили   цели   её   выполнения,   разработали   ряд
интегрированных   уроков,   рассмотрели   возможность   межпредметных   связей   с
учетом изменения тематического планирования.
 Проблема:  Формирование   ключевых   компетенций   учащихся   на   основе
деятельностного подхода.
 Цель:
 Профессиональный  
выбор,
 
социализация   личности,
самоопределение.
           Конечно же мы рассматриваем интеграцию как систему, которая помогает
изменить   уровень   преподавания   математики   и   физики.   Несомненно   интеграция
должна иметь различные уровни. 
Например:
1При   решении   задач   на   построение   графиков  надо   рассматривать   задачи
практического содержания и имеющими физический смысл. 
В вычислительных задачах по курсу физики довольно часто используют знания о
приближенных вычислениях и решении линейных уравнений, известных из курса
математики.   Межпредметные   связи   помогают   нам   добиться   более   высокого
уровня   умения   оперировать   знаниями,   получаемыми   на   уроках   физики   и
математики,   в   решении   задач   комплексного   характера,   умения   осуществлять
всесторонний подход к изучению явлений, протекающих в природе и технике.
     Проводили интегрированные уроки математикафизика такие как лабораторные
работы, на которых ребята выполняли экспериментальные практические расчеты,
а затем с помощью математических расчетов и умений в построении графиков
завершали работу, делали выводы.
        Осуществление межпредметных связей приводит к образованию в сознании
учащихся   межсистемных   ассоциаций,   а   это   приводит   к   серьезным   изменениям
психологии мышления: мышление становится более гибким, подвижным, что очень
важно для решения задач творческого характера.
       Для достижения цели развития структурно логического мышления на основе
интегративного подхода  нами используют технологии:
 Блочномодульная;
 Проблемное обучение;
 ИКТ;
 Работа с текстом;
 Графические (график, схема, таблица)
 Решение задач, и т.д.
Основными направлениями в нашей работе по проведению интегрированных
уроков “физика + математика”, являются
 Определение   рациональной   последовательности   изучения   учебных
дисциплин.  Эта   последовательность   должна   быть   такова,   чтобы   изучение
математики готовило почву для изучения физики.
 Осуществление преемственности в формировании понятий и умении. 
 Обеспечение единства в интерпретации общих понятий, законов и теорий. 
2 Осуществление единого подхода к формированию общих понятий и умений.
Например,   осуществление   общего   подхода   к   формированию   у   учащихся
таких   умений,   как   работа   с   учебной   литературой,   измерительных,
вычислительных, графических и других умений, являющихся общими для
многих учебных дисциплин. 
 Показ   общности   методов   исследования,   применяемых   в   математике   и
физике. 
 Подготовка к ЕГЭ. 
Согласование   содержания   программ   (физика+математика)   является   важным
условием   успешной   интеграции   в   преподавании.   Поэтому   мы   рассмотрели
возможность объединения некоторых тем для совместного изучения. 
7 класс:
 Функции и графики;
 Взаимное расположение графиков линейных функций;
8 класс:
 Графический способ решение уравнений;
 Решение задач с помощью уравнений;
 Уравнение прямой;
 Угловой коэффициент  в уравнении прямой
 Стандартный вид числа и приближенные вычисления;
 Египетский треугольник
9 класс:
 Понятие вектора и действия с ними;
 Решение систем уравнений;
 Преобразование подобия;
 Площадь круга, длина окружности.
 Понятия тригонометрических функций.
10 класс;
3 Функции и их графики;
 Периодичность тригонометрических функций;
 Гармонические колебания;
 Производная в физике и технике;
 Наибольшее и наименьшее значение функции.
Внеклассные мероприятия:
 Физикоматематическое кафе;
 Смотр знаний «Физика и математика шагают в ногу»;
 Физикоматематические бои;
 Предметные недели.
Как итог работы над развитием комбинаторнологического мышления на основе
интегративного подхода можно рассматривать образовательный эффект, который
способствует формированию таких ключевых компетенций, как:
 Языковая 
 Коммуникативная 
 Исследовательская
А также в ходе в ходе интегративного подхода достигаются цели:
 развитие интереса к предмету;
 демонстрация учащимся возможностей математики, ее связи с физикой,  
техникой;
 пропедевтика физики;
 развитие у учащихся познавательного интереса.
4