Развитие структурнологического мышления на основе интегративного
подхода.
Выступление на педсовете: Якимович Н.М.
Довольно часто учащиеся среднего звена школы испытывают сложности при
решении задач по физике. Имея математические знания, не умеют учащиеся
применить их на таких предметах как физика, химия, технология и т.д. Однако в
современном производстве все более требуется знание технического направления,
необходимости понимания научных принципов производства.
В учебных программах, как правило, сохраняется разобщенность предметов.
Поэтому вопрос интеграции привлек наше внимание, так как интегративный
подход позволяет развивать структурнологическое мышление учащихся. Мы с
учителем физики Малышонок Любовь Владимировнтй в связи с этим поставили
перед собой проблему и наметили цели её выполнения, разработали ряд
интегрированных уроков, рассмотрели возможность межпредметных связей с
учетом изменения тематического планирования.
Проблема: Формирование ключевых компетенций учащихся на основе
деятельностного подхода.
Цель:
Профессиональный
выбор,
социализация личности,
самоопределение.
Конечно же мы рассматриваем интеграцию как систему, которая помогает
изменить уровень преподавания математики и физики. Несомненно интеграция
должна иметь различные уровни.
Например:
1При решении задач на построение графиков надо рассматривать задачи
практического содержания и имеющими физический смысл.
В вычислительных задачах по курсу физики довольно часто используют знания о
приближенных вычислениях и решении линейных уравнений, известных из курса
математики. Межпредметные связи помогают нам добиться более высокого
уровня умения оперировать знаниями, получаемыми на уроках физики и
математики, в решении задач комплексного характера, умения осуществлять
всесторонний подход к изучению явлений, протекающих в природе и технике.
Проводили интегрированные уроки математикафизика такие как лабораторные
работы, на которых ребята выполняли экспериментальные практические расчеты,
а затем с помощью математических расчетов и умений в построении графиков
завершали работу, делали выводы.
Осуществление межпредметных связей приводит к образованию в сознании
учащихся межсистемных ассоциаций, а это приводит к серьезным изменениям
психологии мышления: мышление становится более гибким, подвижным, что очень
важно для решения задач творческого характера.
Для достижения цели развития структурно логического мышления на основе
интегративного подхода нами используют технологии:
Блочномодульная;
Проблемное обучение;
ИКТ;
Работа с текстом;
Графические (график, схема, таблица)
Решение задач, и т.д.
Основными направлениями в нашей работе по проведению интегрированных
уроков “физика + математика”, являются
Определение рациональной последовательности изучения учебных
дисциплин. Эта последовательность должна быть такова, чтобы изучение
математики готовило почву для изучения физики.
Осуществление преемственности в формировании понятий и умении.
Обеспечение единства в интерпретации общих понятий, законов и теорий.
2 Осуществление единого подхода к формированию общих понятий и умений.
Например, осуществление общего подхода к формированию у учащихся
таких умений, как работа с учебной литературой, измерительных,
вычислительных, графических и других умений, являющихся общими для
многих учебных дисциплин.
Показ общности методов исследования, применяемых в математике и
физике.
Подготовка к ЕГЭ.
Согласование содержания программ (физика+математика) является важным
условием успешной интеграции в преподавании. Поэтому мы рассмотрели
возможность объединения некоторых тем для совместного изучения.
7 класс:
Функции и графики;
Взаимное расположение графиков линейных функций;
8 класс:
Графический способ решение уравнений;
Решение задач с помощью уравнений;
Уравнение прямой;
Угловой коэффициент в уравнении прямой
Стандартный вид числа и приближенные вычисления;
Египетский треугольник
9 класс:
Понятие вектора и действия с ними;
Решение систем уравнений;
Преобразование подобия;
Площадь круга, длина окружности.
Понятия тригонометрических функций.
10 класс;
3 Функции и их графики;
Периодичность тригонометрических функций;
Гармонические колебания;
Производная в физике и технике;
Наибольшее и наименьшее значение функции.
Внеклассные мероприятия:
Физикоматематическое кафе;
Смотр знаний «Физика и математика шагают в ногу»;
Физикоматематические бои;
Предметные недели.
Как итог работы над развитием комбинаторнологического мышления на основе
интегративного подхода можно рассматривать образовательный эффект, который
способствует формированию таких ключевых компетенций, как:
Языковая
Коммуникативная
Исследовательская
А также в ходе в ходе интегративного подхода достигаются цели:
развитие интереса к предмету;
демонстрация учащимся возможностей математики, ее связи с физикой,
техникой;
пропедевтика физики;
развитие у учащихся познавательного интереса.
4