учитель ИЗО и черчения, I квалификационная категория
МАОУ «Средняя Общеобразовательная школа №15»
г.Альметьевск Республики Татарстан
Живопись –это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль. Природу цветного зрения изучали многие известные художники и ученые: Леонардо Да Винчи, в.Д.Поленов, К.Ф.Юон. Многие годы работы посветил раскрытию проблемы физиологического и психологического развития Гете.
Одно из самых замечательных особенностей зрения человека является способность различать цвета предметов, их оттенки и сочетания. как правильно заметил один известный художник, «цвет сам по себе –ничто, если он не соответствует сюжету и если не усиливает воздействие картины на воображение».
Любой предмет имеет свой цвет. некоторые объекты мы узнаем только при благодаря цвету. Цвет помогает нам узнать, поспели ли ягоды, или о том, что уже наступила осень, потому что зеленые листья пожелтели или покраснели.
Вообразите, что если все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо-белым. Какая унылая, однообразная картина получится. Оказывается, как много в нашей жизни значит цвет.
Развитие цветового восприятия окружающей действительности на уроках изобразительного искусства является важным средством формирования художественно-образного мышления.
Восприятие цвета очень индивидуально. Особенности детского восприятия заключается в том, что зрительный аппарат ребенка еще не достаточно сформирован, и поэтому оценки психологического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно слиты с нравственными.
Развитию чувства цвета помогают уроки живописи. Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой, получение оттенков при помощи белил и воды, смещение красок для получения нового цвета- все это процессы, в которых для детей много приятных ощущений. Стихи цвета и красок приходит вместе с ощущением прозрачности потоков акварели, свободно стекающих по листу, вязкости и густоты гуаши, бархатистости и хрупкости пастели, дающие множество нежных оттенков.
Занятия по изучению живописи направлены на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основаны на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельными и гуашевыми красками, цветными карандашами и пастельными мелками. Занятия помогают им становиться духовно богаче, щедрее душой, развивают художественный вкус, творческое воображение. В целом уроки живописи знакомят школьников с правилами рисования, элементарными правилами воздушной перспективы, светотени, гармонии световой окраски, расширяют их представления о многообразии предметов, явление действительности.
Одна из задач учителя изобразительного искусства заключается в том, чтобы развивать в каждом ребенке стремление к красоте, заложенной самой природой.
Как только ребенок начинает осознавать себя, он пытается понять окружающий мир: его рука интуитивно тянется к цветку, яркой игрушке, краскам, цветным карандашам… Все это генетически заложено в каждом человеке.
как дальше развивать это интуитивное стремление к красоте, к цвету, приобщить маленького человека к колористической культуре, к живописи, к пониманию того, что цвет оказывает большое влияние на жизнедеятельность человека, его творчество и самочувствие?
Решая данные задачи, следует искать индивидуально-творчески подход к каждому ребенку.
Важно помнить, что цвет может не только радовать, но и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти – иными словами, цвет оказывает на человека эмоциональные воздействия. Успокаивающее воздействия оказывают зеленый, голубой, синий, а возбуждающий- пурпурный, красный, оранжевый, желтые цвета.
Действие цветов обусловлено как непосредственным влиянием на организм человека, так и ассоциациями, которые вызывают цвета на основе всей предшествующей практики человека.
Одним из первых начал исследовать воздействие цвета И. Гете, который как поэт смог убедительно почувствовать, что в зеленым цвете заключены доброта, умиротворение, способность успокоить глаз и душу, синий цвет вызывает чувство холода, а красный действовал на него устрашающе.
Принято считать, что богатый ассоциациями красный цвет – возбуждающий , согревающий, оживляющий, активный, энергичный: желтый цвет – теплый, бодрящий , веселый, привлекательный: оранжевый цвет – веселый, радостный, пламенный , добрый. Богат ассоциациями и зеленый цвет, он задает спокойное, приятное и мирное настроение. А вот синий цвет характеризуют как серьезный, печальный, тоскливый, сентиментальный. Фиолетовый цвет соединяет эмоциональное воздействие красного и синего цветов – он является одновременно и притягивающим, и отталкивающим, полным жизни и вместе с тем вызывающий тоску и грусть.
На урок изобразительного искусства приходят разные дети, и каждый – с индивидуальным чувством восприятия. Наблюдая за творчеством учащихся, целесообразно проводить цветодиагностику, которая помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучение. Для этого учителю нужно наблюдать за тем, какие цвета предпочитает использовать ребенок в своих работах. После того как у учителя появляется информация о детских цветовых предпочтениях, можно приняться за анализ этой информации.
Интересные приемы, необычные методические решения, помогут учителю воспитать в ребенке чуткость и стремление к красоте, развить художественный вкус, творческое воображение и фантазию.
Литература:
1.Кузин В.С. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе»/ В.С.Кузин-М.: Агар,1998.
2Покатило А: «дЕТИ И ЦВЕТ»/ а.Покатило // Искусство в школе.-2004.-№4
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.