Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе.
Оценка 4.7

Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе.

Оценка 4.7
Документация
doc
чтение
3 кл
20.01.2018
Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе.
Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе. Этот материал из опыта работы. Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент обучения. Успешное развитие творческих способностей обучающихся возможно при создании определенных условия, благоприятствующих их формированию. Развитие воображения и творчества является важнейшей задачей начального образования.
МБОУ творчество.doc
МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №2 п. Ивня» Белгородской обл.            Работу выполнила: Спицина Л.М. учитель МБОУ»СОШ№2 п. Ивня» 2014г        Дети все хотят учиться. Вспомним, какими они приходят в 1 класс, как гордятся новой формой, портфелем, как переполняет их предчувствие радостной встречи со школой, с  тайнами, которые их там ждут. Они любознательны, всюду суют свои носы, тянутся ко  всему новому, необычному, обожают учителя, радуются учению, хотя толком еще не знают, что это такое. Как сделать, чтобы дети были счастливы в школе? Как сохранить у них  огонек жажды знаний? Выполнение любого задания требует от ребенка целенаправленных  усилий. Собирался в школу, малыш был уверен, что учеба ­это радость, надеялся на успех  и одобрение учителя. Ребенку ведь так мало нужно: чувствовать себя умным,  сообразительным, быть уверенным в себе. Успех в учении вдохновляет на новые успехи. А  счастливого ребенка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал. В каждом человеке с детства заложены самые различные способности: их надо только  развивать, не боясь труда. Новые подходы требуют знания психологических основ общения и обучения, дидактических и методических умений, соответствующих приемов  организации учебного процесса. Ученик должен прикладывать определенные усилия в  процессе образования. Без усилий эмоционального интеллектуального, волевого  напряжения – невозможны ни активизация познавательной деятельности, ни сознательного  участия в учебном процессе, ни субъектное взаимодействие учителя и ученика.      Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу,  фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с  течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального  внимания и дальнейшего развития. Сегодня в обществе особенно остро ощущается  потребность в людях инициативных, творческих. Методика развития творческих  способностей должна опираться на следующие принципы:  1) деятельности ­ любое развитие происходит в процессе какой­либо деятельности;  2) индивидуальности ­ необходимо учитывать, что индивидуальные особенности каждого  ребѐнка позволяют тренировать его способности лишь в определенных пределах;  3) последовательности ­ предлагать упражнения надо начиная с самых простых, постепенно усложняя их по мере овладения;  4) поэтапности ­ включать в учебную деятельность упражнения для развития способностей, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий;  5) цикличности ­ включать развивающие упражнения необходимо определенными циклами,  повторять эти циклы в течение учебного года целесообразно несколько раз;  6) психологической комфортности ­ ребенок не должен чувствовать свои неудачи;  7) сотрудничества педагога со школьной психологической службой и родителями.  Для развития творческих способностей необходимо выполнение следующих условий:  избегать в стиле преподавания традиционности, будничности, монотонности, отрыва от  личного опыта ребѐнка; не допускать переутомления и учебных перегрузок;  использовать стимуляцию познавательных интересов;  стимулировать познавательные интересы многообразием приемов (иллюстрациями, игрой,  кроссвордами, задачами­шутками, занимательными упражнениями);  специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать  проблемно­поисковые методы обучения.  Таким образом, у детей необходимо формировать положительную мотивацию к учению,  предполагающую проявление волевых усилий в процессе овладения знаниями, что и  является, по сути, развитием познавательной активности ребѐнка. Основные условия развития творческих способностей младших школьников Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных  условий, благоприятствующих их формированию. В психолого­педагогической литературе  такими условиями являются: 1. Изменение роли ученика. Принципиальное изменение роли ученика начальной  школы на уроке, согласно которой он должен стать активным участником познания,  имеющим возможность выбирать, удовлетворять свои интересы и потребности,  реализовывать свой потенциал. В процессе выполнения творческих заданий необходимо личностно­деятельностное взаимодействие учащихся и педагога. Суть его ­ в  неразрывности прямого и обратного воздействия, осознание взаимодействия как  сотворчества. 2. 3. 4. 5. Комфортная психологическая обстановка. Создание комфортной  психологической обстановки, благоприятствующей развитию способностей: поощрение  и стимулирование стремления детей к творчеству, вера в силы и возможности  школьников, безусловное принятие каждого ученика, уважение его потребностей,  интересов, мнений, исключение замечаний и осуждений. Отрицательные эмоции  (тревога, страх, неуверенность в себе и др.) негативно влияют на результативность  творческой деятельности, особенно у детей младшего школьного возраста, т. к. им  присуща повышенная эмоциональность. Важен благоприятный психологический климат и в ученическом коллективе, царящий в том случае, когда создана атмосфера  доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Создание внутренней мотивации учения. Необходимость внутренней мотивации  учения с установкой на творчество, высокой самооценки, уверенности в своих силах.  Только на их основе возможно успешное развитие творческих способностей. Тогда  познавательная потребность, желание ребенка, его интерес не только к знаниям, но и к  самому процессу поиска, эмоциональный подъём послужат надежной гарантией того,  что большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на  пользу. Корректная педагогическая помощь ребенку. Ненавязчивая, умная,  доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. Нельзя делать что­либо за  ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может доду­ маться. Сочетание разнообразных форм работы. Оптимальное сочетание фронтальных,  групповых, индивидуальных форм работы на уроке в зависимости от целей выполнения  творческого задания и его уровня сложности. Предпочтительность коллективной и групповой форм обусловлена тем, что совместный поиск позволяет объединить знания,  умения, способности нескольких человек, способствует повышению интенсивности  рефлексии, играющей важную роль в процессе создания нового. В процессе рефлексии  ученик осознает не только творческую деятельность как таковую, но и себя в  творчестве (свои потребности, мотивы, возможности и т. п.), что позволяет ему  корректировать свой образовательный путь. Межпредметность. В процессе решения творческих задач, как правило,  необходимо использовать знания из разных областей. И чем сложнее задача, тем больше знаний следует применить для ее решения. Создание ситуации успеха. Задания творческого характера должны даваться  всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность. Не стоит готовить творческие задания персонально  для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые  даются всему классу. Самостоятельность выполнения творческого задания. Самостоятельное  решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок  добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок  все выше и выше. Необходимы сложные, но посильные для детей творческие задания,  которые стимулируют интерес к творческой деятельности и развивают  соответствующие умения. Разнообразие творческих заданий, как по содержанию и по формам их  6. 7. 8. 9. представленности, так и по степени сложности. Оптимальное сочетание творческих и  обычных учебных заданий содержит богатые развивающие возможности, обеспечивает  работу учителя в зоне ближайшего развития каждого из учащихся. 10. Последовательность и системность в развитии творческих способностей  младших школьников. Эпизодический характер творческих упражнений и заданий,  предусмотренных любой программой начального обучения, не способствует  активизации творческой деятельности учащихся, следовательно, недостаточно  эффективно отражается на развитии творческих способностей детей.        Курс   литературного   чтения  предполагает   вовлечение   всех   школьников   в творческую деятельность, причем не только читательскую. В зависимости от склонностей и задатков   каждый   ребенок   может   проявить   себя   в   творчестве   по­разному:   в   качестве писателя,  критика, художника­иллюстратора,  чтеца, актера.  Одной из форм творческой работы может быть создание  собственного произведения. Как правило, это сказки, загадки, истории,  потешки.   Наиболее   благоприятными   условиями   для  развития   творческих способностей     является   наблюдение   природы   и  окружающей   жизни.   К   примеру,   после изучения   темы:  «Уж   небо  осенью  дышало...»   можно  дать  творческую   работу:  написать рассказ об осени. Вот отрывок из сочинения: «У клена листочки, как игрушки на елке. Есть красные,   есть   желтые,   зеленые.   Дунул   ветерок,   и   пошел   золотой   кленовый   дождь.   А красавица рябина надела праздничные красные бусы. Березка роняет на землю свои желтые листочки» Целесообразно   один   ­   два   раза   в   учебном   году   проводить   уроки   ­утренники.   В качестве примера можно привести содержание урока­утренника «Идет волшебница ­ зима»: 1. Выставка творческих работ учащихся по теме; 1. Конкурс чтецов; 2. Инсценировка отдельных произведений; 3. Конкурс знатоков  загадок о зиме; 4. Викторина. Можно устроить парад «живых книг». (Дети сами выбирают книгу, которую хотят представить, делают обложку, готовят сообщение: как называется (автор и заголовок), кто герой книги, о чем в ней рассказано.) Развитие воображения играет большую роль в творческом воспитании личности.     Поскольку творческая деятельность предполагает наличие у детей литературно­ творческих умений, необходима специальная система упражнений и заданий, которая  позволила шаг за шагом формировать умение выполнять творческие задания.      В зависимости от вида творческой деятельности можно выделить 3 группы методов и  приемов, которые нацелены на стимулирование творческой активности младших  школьников и развитие творческих способностей на уроках литературного чтения: 1. 2. 3. Словесное развертывание образов произведения. Театральная творческая деятельность. Изобразительная творческая деятельность.     Для воспитания внимания к слову я предлагаю детям составить кроссворд по  прочитанному произведению или использую готовые кроссворды.       В системе творческих заданий особое место занимает игра «Путаница». Это  творческая игра в слово, игра словами, как говорил М. Горький. Суть игры такова. На  доске или на отдельных листочках выписаны вперемежку, через запятую, слова нескольких афористичных изречений. Детям нужно внимательно прочитать слова, подумать и  постараться вычленить из всех слов те, которые составят знакомые афоризмы. Можно  привлечь не только пословицы, но и поговорки, загадки, различные примеры детского  фольклора. Прием «Мозаика» Класс делится на группы и каждой группе предлагается задать вопросы по заданному  отрывку текста. Прием «Ассоциативные загадки»     Большое внимание на уроках уделяется фольклору, особенно работе с пословицами,  загадками, русскими народными сказками, а также с былинами и легендами. Работа над  загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности,  воображения. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Уроки с использованием  загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения  для ума. Сочиняя загадку, дети получают возможность сконцентрировать свое внимание на конкретном, реально воспринимаемом или воссозданном в воображении предмете. Еще  одна особенность этого жанра: загадка – это форма поэтического творчества, это всегда  короткое произведение, что существенно для младших школьников, когда им доступен для записи небольшой текст. Работа на уроке проводится в несколько этапов: отгадывание  загадки, наблюдение, собственно сочинение загадок, сначала коллективное, потом  самостоятельное. Цель последнего этапа – научить пользоваться алгоритмом для  сочинения ассоциативных загадок. Работа ведется по таблице, которая заполняется по  ходу сочинения загадки.     Для развития творческих способностей детей я  использую методический прием, предложенный Т.Д. Зинкевич­Евстигнеевой,  ­ интерпретация сказки. Интерпретируя произведение, каждый ученик имеет возможность творчески проявить себя, выступая в новой роли. Сочинительство сказок – это один из эффективных приемов для развития творческих  способностей детей, способствует самовыражению младшего школьника. Работа по  творческой переработке ведется на протяжении изучения сказок. «Самое главное – сказку  не спугнуть», так сказал Н. Добронравов. Ребенок тянется к сказке, потому что это мир его фантазии, это его первые представления о жизни. Способность верить в чудо, в мечту  формируется в детстве. Она помогает нестандартно смотреть на жизненные ситуации,  творчески подходить к решению проблем. Слушая и читая сказки, человек накапливает  «банк жизненных ситуаций». Творческой работой является объяснение основных  сюжетных линий, поступков героев, сравнение с аналогичной сказкой. Сухомлинский  писал: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная  дорога к сердцу ребенка». Дети очень любят слушать сказки, но, как правило, не умеют их  сочинять. Поэтому, прежде чем давать детям написать собственную сказку, в начале  обучения целесообразно использовать приемы, которые помогут постепенно ввести детей  в роль «сказочников». Инсценирование произведения Инсценируя, дети изображают героев с помощью интонации, мимики, позы, жеста.  Изобразительная творческая деятельность на уроках литературного чтения Изобразительная творческая деятельность подразумевает приемы: 1. 2. 3. 4. рисование эпизода, который больше понравился; рисование заданного эпизода, персонажа, серии рисунков; изображение настроения эпизода, произведения или персонажа; составление рисованного диафильма; аппликацию,   лепку,   изготовление   макета   книги,   рассматривание   и   обсуждение иллюстраций художников.  Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке  являются: ∙игровая деятельность; ∙создание положительных эмоциональных ситуаций; ∙работа в парах; ∙проблемное обучение.     Я  работаю  над  проблемой  «Развитие  творческих  способностей  учащихся  на  уроке   математики». Главная  цель  моей  работы  с  детьми – научить  мыслить.     Продуктивным  считаю  в  системе  метод  чередования  задач, решаемых  разными   способами, сопоставление  задач,  различные  преобразования,  приводящие  к  упрощению   и  усложнению. Стараюсь  « не  разжевывать», создаю  проблемные  ситуации,  ориентирующие  учащихся  на  поиск.  В  результате  ученик  выступает  в  роли   исследователя, открывая  для  себя  новые  знания. Большое  внимание  уделяю  тренингу  мышления, он  полезен всем  учащимся, а особенно   тем, которые  испытывают  трудности. Осуществляю  на  практике  подбор  нестандартных заданий ( ошибки  невидимки,  задачи  в  стихах, логические  задачи, ребусы,  зашифрованные  слова     На своих уроках я стараюсь учить учащихся самостоятельно работать, высказывать и  проверять собственные предложения, догадки; формировать умения делать обобщения  изучаемых факторов, творчески применять знания в новых ситуациях.        Немаловажную роль отвожу я и дидактическим играм на уроках математики. В  игровых формах обучения усматривается возможность эффективной организации  взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им  элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.      В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить  самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь, дети не  замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях.  Пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию, особенно те, кто в другое  время просто бы не реагировали на урок. Даже самые пассивные из детей включаются в  игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по  команде. Для создания игровых ситуаций на уроках математики использую исторические  экскурсы, факты из жизни, занимательные задачи.        На уроках я часто предлагаю детям яркие, красивые и хорошо оформленные ребусы.  Они с удовольствием их разгадывают, увлекаются, а затем самостоятельно находят новые  ребусы в книгах или придумывают их сами. Особое внимание уделяю домашним творческим работам.      На уроках русского языка использую такие методики:      Методика «Составь рассказ о несуществующем животном» Ребенку дается лист бумаги и предлагается придумать рассказ о необычном  фантастическом животном, то есть о таком, которого никогда и нигде ранее не  существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). На  выполнение задания отводится 10 минут. Качество рассказа оценивается по критериям и  делается вывод об общем уровне развития творческих способностей. Методика "Три слова" Это тест­игра для оценки творческого воображения, логического мышления, словарного  запаса, общего развития. Ученикам предлагали три слова и просили их как можно скорей  написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а  вместе они составляли бы осмысленный рассказ. Слова для работы: берёза, медведь, охотник. Методика  “Особенности творческого воображения” Цель: выявить особенности творческого воображения. Материал. Отдельные слова: ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Ход исследования. Испытуемые записывают слова, затем составляют логически связный  рассказ, используя данные слова. Методика  “Незаконченный рисунок” (адаптированный тест Поля Торренса) Цель: исследование уровня развития оригинальности обучающихся. Материал: листы с незаконченными рисунками. Ход исследования: получая листы с незаконченными рисунками, испытуемые добавляют к  рисункам дополнительные линии, чтобы получились интересные предметы или сюжетные  картинки.       Целенаправленность, систематичность работы по развитию творческих способностей  обеспечивает положительные результаты и позволяет сделать выводы: 1. Речь детей обогащается новыми словами, расширяется их лексикон. 2. Возрастает интерес к изучению русского языка. 3. Повышается орфографическая зоркость, улучшается успеваемость по русскому языку,  литературному чтению. 4. Развиваются познавательные способности младших школьников, наблюдательность,  мышление, воображение детей. 5. Дети с удовольствием участвуют в творческих конкурсах, школьных и районных.  Творчество ­ это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные  ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Это все же мир  юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Главное в педагогике творчества ­ не дать угаснуть Божьему дару,  не помешать расцвести " таинственному цветку поэзии ( Л. Н. Толстой ) в душе ребенка,  школьника, начинающего мастера. Развитие воображения и творческих способностей  является важнейшей задачей начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все  этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых  решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что  истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и  навыками, но и развитие, воспитание творческого человека.

Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе.

Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе.

Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе.

Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе.

Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе.

Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе.

Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе.

Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе.

Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе.

Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе.

Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе.

Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе.

Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе.

Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе.

Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе.

Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2018