Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
doc
воспитательная работа
Все классы
15.12.2018
В статье рассматривается проблема развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности. Акцент делается на интегративном подходе в организации образовательного процесса ДОО. Интегративный подход позволяет ликвидировать трудности в переработке дошкольниками все возрастающего объема информации и лимитом времени на его усвоение.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.doc
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор: Родина Елена Алексеевна
Воспитатель МБДОУ №57 «Рябинка»,
Калужская область, г. Калуга
В настоящий момент перед обществом особо остро встает вопрос о
необходимости воспитания личности нового типа – личности творчески
мыслящей, неординарной, свободно ориентирующейся в реалиях пестрой,
информационнонасыщенной и разорванной картины мира. Развитие у детей
творческих способностей является исключительно важным условием их
включения в активную деятельность в неопределенных и изменчивых
современных условиях. Именно поэтому первостепенной задачей современной
концепции дошкольного воспитания является всемерное содействие
воспитанию творчески активной личности в условиях субъективно
личностного взаимодействия педагога с воспитанником.
Дошкольный возраст является особенно благоприятным для развития
детского творчества. И наиболее эффективное, раннее, организованное в
различных видах деятельности формирование детского творческого
потенциала и творческой активности возможно именно в условиях
дошкольных образовательных организаций.
Анализ психолого педагогической литературы по проблеме развития
творчества у детей дошкольного возраста свидетельствует, что основанием
этого процесса является продуктивная деятельность детей. Именно с
продуктивной деятельностью детей дошкольного возраста большинство
исследователей связывают развитие творческих способностей ребёнка.
Рассмотрение исследований, предметом которых было развитие творчества в
разнообразных продуктивных видах деятельности, позволяет заключить , что
эти виды деятельности играют разную по значимости роль в становлении
психического и личностного развитая дошкольников.
По мнению ученых О.М. Дьяченко, К. Торренс, В.В. Давыдова, Е.Е.
Кравцовой и др., развитие воображения и изобразительная деятельность
занимает особое место на ранних этапах развития ребенка. Именно в ней
проявляются разные стороны развития личности ребенка. Психическое и
личностное развитие тесно связано с изобразительной деятельностью детей и
позволяет утверждать, что изучение условий и механизмов формирования
изобразительной деятельности детей может рассматриваться как становление
творчества в дошкольном периоде развития.
Требования, предъявляемые обществом, педагогической наукой, относятся
и к современному дошкольному образованию. Они включают, прежде всего,
необходимость создания оптимальных условий для воспитания творческой личности, способностей к полноценному взаимодействию с окружающей
средой в соответствии со своими возрастными особенностями и
возможностями. Концепция дошкольного воспитания выделяет формирование
творческих способностей как важнейшую задачу. Учеными доказано, что
именно на данном этапе детства закладываются основные направления, по
которым будет проходить развитие личности в дальнейшем (Л.И. Божович,
Н.ФЫ. Вишнякова, А.Ф. Лазурский, А.М. Матюшкин, Л.А. Парамонова, С.Л.
Рубинштейн и др.).
Особую актуальность приобретает проблема осознания ответственности
взрослых перед детьми. Неповторимость – основа целостности личности.
Неповторимость ребенка проявляется в процессе самореализации,
способности сохранять и защищать свою особенную сущность как устойчивую
качественную определенность, проявляющуюся в его взаимодействии с
миром: природой, людьми, культурой.
Воспитательно – образовательную работу надо так строить, чтобы она
стимулировала развитие каждого ребенка в соответствии не только с
возрастными, но и индивидуальными возможностями.
Движущей силой развития особенностей детей дошкольного возраста
является образование. Оно рассматривается педагогами как целостная форма
психологопедагогической деятельности,
направленная на развитие
особенностей дошкольников.
Особенности развития воображения, связанные с движением и общей
моторикой ребёнка являются одним из условий становления творческой
изобразительной деятельности.
Раскрывая специфику воображения у детей дошкольного возраста,
Л.С. Выготский неоднократно подчеркивал его моторный характер, который
он связывал с двигательной природой воображения дошкольников. Умение
воссоздать образы «при посредстве собственного тела» по мнению Л.С.
Выготского, является основой формирования творчества.
Многие педагоги и психологи, такие как Качалова Л.П., Воробьева Д.И.,
Голованова И.Л., предполагают, что психологическим механизмом развития
творчества в изобразительной деятельности является формирование
воображения, которое обеспечивает, как смысловую сторону, так и иные
технические способы выражения собственного замысла. Формирование
изобразительной деятельности с учетом особенностей развития воображения
обеспечивает возникновение у детей осмысленной моторики, являющейся
важнейшим показателем изобразительного творчества.
Творчество в своем развитии предполагает две стороны – замысел и
способы его выражения, которые в единстве обеспечивают развитие
творчества в той или иной деятельности. Ученые выявили связь воображения,
рисунка и игры в дошкольном возрасте и определили способы включения
воображения в изобразительную деятельность детей. Основными условиями и
механизмами развития творчества в дошкольном детстве являются: необходимость самостоятельной предметной деятельности детей;
обучение детей изобразительной деятельности ведет к развитию
творчества, если оно строится в логике развития игровой деятельности и
воображения;
специфические особенности воображения у детей дошкольного возраста
связаны с формированием осмысленной моторики.
Независимо от того, какую программу воспитания и обучения реализует
дошкольная организация, содержание дошкольного образования должно быть
направлено на решение трех важных задач:
сохранение здоровья ребенка
развитие базовых качеств личности
предоставление равных стартовых возможностей.
Однако во многих дошкольных организациях, увлечения расширением
объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса
приводит к перегруженности, что, в первую очередь, отражается на ребенке.
Складывается своего рода противоречие между желанием «больше дать
ребенку» (каждый специалист расширяет объем содержания) и
действительными психическими и физическими возможностями ребенка
дошкольного возраста.
Древнейшее представление о целостности окружающей природы и
человека на современном этапе находит отражение в активном внедрении
интегративных процессов в практику разных ступеней образования.
Многими учеными и педагогами отмечены преимущества интегративного
подхода в организации образовательного процесса ДОУ (С.Б. Шарманова,
И.В. Максимова, С.Н. Николаева, Р.М. Чумичева и др.). Интегративный
подход позволяет ликвидировать трудности в переработке дошкольниками
все возрастающего объема информации и лимитом времени на его усвоение.
Система интегрированной деятельности, возможно, поможет избежать
перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое,
психическое и социальное здоровье, развития особенностей дошкольника.
Интеграцию мы понимаем как более глубокую форму взаимосвязи,
взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей
дошкольного возраста. Интеграция должна охватывать все виды
художественнотворческой и речевой деятельности, разнообразные игры:
дидактические,
сюжетноролевые;
изобразительную деятельность, художественно – речевую, музыкальную
Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями,
переживаниями, эмоциями; способствует формированию коллективных
взаимоотношений. Тем более что каждый цикл интегрированных занятий
включает в себя создание коллективной композиции в виде игр, драматизации,
театрализованных представлений, картин в изобразительной деятельности и
литературно музыкальных композиций.
игрыдраматизации,
подвижные,
Содержание интегрированной деятельности должно быть насыщенным и
образовательным, соответствующим познавательным интересам современного
ребенка. Исходя из принципов гармоничности образования для органического
вхождения ребенка в современный мир, программа должна предусматривать
широкие взаимодействия дошкольников с различными сферами культуры: с
изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным
языком, игрой и другими видами развивающей деятельности.
Важнейшими задачами в современной педагогике считаются:
развитие у детей на основе разного образовательного содержания
эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к
проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении,
поступках;
способствование развитию познавательной активности, стремление к
самостоятельному познанию и размышлению;
укрепление физического и психического здоровья.
Образование детей должно строиться как увлекательная проблемно –
игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и
постоянный рост его самостоятельности и творчества. Такую возможность
развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу
особенностей ребенка дает деятельность интегрированного характера.
Содержание и приемы в организации интегрированной деятельности
продуманы по принципу установления теплых, доверительных отношений с
ребенком. В психологии есть такое понятие: «снять барьер в общении», то
есть наладить тесный контакт и взаимопонимание, снять отчуждение,
холодность при общении. Это именно то тепло и заинтересованное отношение
педагога, что вызывает отклик у ребенка, который старается сделать все,
чтобы оправдать это отношение.
Интегрированная деятельность дает детям возможность развивать свои
творческие способности и интересы.
Таким образом, создается среда (специально организованная,
педагогически целесообразная и адаптированная к современным детям), в
которой формируется механизм поведения в общении каждого ребенка от
наблюдения (пассивного созерцания) – к переживанию – пониманию – оценке
– выбору для себя установки творческого развития, а, следовательно,
развития личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
практике. Екатеринбург, 1994.110с.
2.
1968.464с.
Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Воробьева Д.И.
Интегрированная программа интеллектуально
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.:
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.
Васильева А.И. Совершенствование обучения в детском саду. Минск,
3.
Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к
школьному обучению. // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста.
М., 1958.4267с.
4.
Бугрименко Е.А. Формирование осознанного отношения к слову. //
Особенности психического развития детей 67 летнего возраста. М.,
Педагогика, 1988.7376с.
5.
1980.
6.
художественного развития личности дошкольника. СПб.: ЛГОУ, 1996. 112с.
7.
Союз, 1997.96с.
8.
Вопросы психологии. 1966. № 6.
Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1934.
9.
Гуткина Н.И. Психологическая подготовка детей к школе в группах
10.
развития. // Активные методы в работе школьного психолога. М., Изд. АПН
СССР, 1990.311с.
11. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в психологии. Вопросы
философии. 1980, №12.
12. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения: опыт теоретического
исследования. М., 1986.120с.
13. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М., Просвещение.
1985.
14. Казакова Т.Г. Интеграция видов изобразительной деятельности
(программа: задачи, принципы, содержание) // Дошкольное воспитание:
традиции и современность. М., 202. 48с.
15. Кравцова Е.Е. Игра в дошкольном возрасте. // Новые исследования в
психологии и возрастной физиологии. М., 1991. № 2/6.2439с.
16. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению
в школе. М., 1991. 152с.
17. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма
усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. 240с.
18. Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у
дошкольников. // Вопросы психологии.1990. № 1.16с.
19. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М., 1965.
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.