Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
Оценка 4.7

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
doc
воспитательная работа
Все классы
15.12.2018
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
В статье рассматривается проблема развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности. Акцент делается на интегративном подходе в организации образовательного процесса ДОО. Интегративный подход позволяет ликвидировать трудности в переработке дошкольниками все возрастающего объема информации и лимитом времени на его усвоение.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.doc
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Автор: Родина Елена Алексеевна Воспитатель МБДОУ №57 «Рябинка»,  Калужская область, г. Калуга   В   настоящий   момент   перед   обществом   особо   остро   встает   вопрос   о необходимости   воспитания   личности   нового   типа   –   личности   творчески мыслящей,   неординарной,   свободно   ориентирующейся   в   реалиях   пестрой, информационно­насыщенной и разорванной картины мира. Развитие у детей творческих   способностей   является   исключительно   важным   условием   их включения   в   активную   деятельность   в   неопределенных   и   изменчивых современных условиях. Именно поэтому первостепенной задачей современной концепции   дошкольного   воспитания   является   всемерное   содействие воспитанию   творчески   активной   личности   в   условиях   субъективно­ личностного взаимодействия педагога с воспитанником.   Дошкольный возраст является особенно благоприятным для развития детского   творчества.   И   наиболее   эффективное,   раннее,   организованное   в различных   видах   деятельности   формирование   детского   творческого потенциала   и   творческой   активности   возможно   именно   в   условиях дошкольных образовательных организаций.        Анализ   психолого   ­   педагогической   литературы   по   проблеме   развития творчества у детей дошкольного возраста свидетельствует, что основанием этого   процесса   является   продуктивная   деятельность   детей.   Именно   с продуктивной   деятельностью   детей   дошкольного   возраста   большинство исследователей   связывают   развитие   творческих   способностей   ребёнка. Рассмотрение исследований, предметом которых было развитие творчества в разнообразных продуктивных видах деятельности, позволяет заключить , что эти   виды   деятельности   играют   разную   по   значимости   роль   в   становлении психического и личностного развитая дошкольников. По   мнению   ученых   О.М.   Дьяченко,   К.   Торренс,   В.В.   Давыдова,   Е.Е. Кравцовой   и   др.,   развитие   воображения   и   изобразительная   деятельность занимает   особое   место   на   ранних   этапах   развития   ребенка.  Именно   в   ней проявляются   разные   стороны   развития   личности   ребенка.   Психическое   и личностное развитие тесно связано с изобразительной деятельностью детей и позволяет   утверждать,   что   изучение   условий   и   механизмов   формирования изобразительной деятельности детей может рассматриваться как становление творчества в дошкольном периоде развития.      Требования, предъявляемые обществом, педагогической наукой, относятся и к современному дошкольному образованию. Они включают, прежде всего, необходимость   создания   оптимальных   условий   для   воспитания   творческой личности,   способностей   к   полноценному   взаимодействию   с   окружающей средой   в   соответствии   со   своими   возрастными   особенностями   и возможностями. Концепция дошкольного воспитания выделяет формирование творческих   способностей   как   важнейшую   задачу.   Учеными   доказано,   что именно  на  данном  этапе   детства   закладываются  основные  направления, по которым будет проходить развитие личности в дальнейшем (Л.И. Божович, Н.ФЫ. Вишнякова, А.Ф. Лазурский, А.М. Матюшкин, Л.А. Парамонова, С.Л. Рубинштейн и др.). Особую актуальность приобретает проблема осознания ответственности взрослых   перед   детьми.   Неповторимость   –   основа   целостности   личности.  Неповторимость   ребенка   проявляется   в   процессе   самореализации, способности сохранять и защищать свою особенную сущность как устойчивую качественную   определенность,   проявляющуюся   в   его   взаимодействии   с миром: природой, людьми, культурой.         Воспитательно – образовательную работу надо так строить, чтобы она стимулировала   развитие   каждого   ребенка   в   соответствии   не   только   с возрастными, но и индивидуальными возможностями.        Движущей   силой   развития   особенностей   детей   дошкольного   возраста является образование. Оно рассматривается педагогами как целостная форма психолого­педагогической   деятельности,   направленная   на   развитие особенностей дошкольников.        Особенности   развития   воображения,   связанные   с   движением   и   общей моторикой   ребёнка   являются   одним   из   условий   становления   творческой изобразительной деятельности. Раскрывая   специфику   воображения   у   детей   дошкольного   возраста, Л.С. Выготский неоднократно подчеркивал его моторный характер, который он связывал с двигательной  природой воображения дошкольников. Умение воссоздать   образы   «при   посредстве   собственного   тела»   по   мнению   Л.С. Выготского, является основой формирования творчества.       Многие педагоги и психологи, такие как Качалова Л.П., Воробьева Д.И., Голованова И.Л., предполагают, что психологическим механизмом развития творчества   в   изобразительной   деятельности   является   формирование воображения,   которое   обеспечивает,   как   смысловую   сторону,   так   и   иные технические   способы   выражения   собственного   замысла.   Формирование изобразительной деятельности с учетом особенностей развития воображения обеспечивает   возникновение   у   детей   осмысленной   моторики,   являющейся важнейшим показателем изобразительного творчества.          Творчество   в   своем   развитии   предполагает   две   стороны   –   замысел   и способы   его   выражения,   которые   в   единстве   обеспечивают   развитие творчества в той или иной деятельности. Ученые выявили связь воображения, рисунка   и   игры   в   дошкольном   возрасте   и   определили   способы   включения воображения в изобразительную деятельность детей. Основными условиями и механизмами развития творчества в дошкольном детстве являются: ­ необходимость самостоятельной предметной деятельности детей; ­   обучение   детей   изобразительной   деятельности   ведет   к   развитию творчества,   если   оно   строится   в   логике   развития   игровой   деятельности   и воображения; ­ специфические особенности воображения у детей дошкольного возраста связаны с формированием осмысленной моторики.        Независимо от того, какую программу воспитания и обучения реализует дошкольная организация, содержание дошкольного образования должно быть направлено на решение трех важных задач:  ­ сохранение здоровья ребенка ­  развитие базовых качеств личности ­ предоставление равных стартовых возможностей.  Однако   во   многих   дошкольных   организациях,   увлечения   расширением объема   содержания   в   разных   областях   знаний   педагогического   процесса приводит к перегруженности, что, в первую очередь, отражается на ребенке. Складывается   своего   рода   противоречие   между   желанием   «больше   дать ребенку»   (каждый   специалист   расширяет   объем   содержания)   и действительными   психическими   и   физическими   возможностями   ребенка дошкольного возраста.     Древнейшее   представление   о   целостности   окружающей   природы   и человека   на   современном   этапе   находит   отражение   в   активном   внедрении интегративных процессов в практику разных ступеней образования.        Многими учеными и педагогами отмечены преимущества интегративного подхода   в   организации   образовательного   процесса   ДОУ   (С.Б.   Шарманова, И.В.   Максимова,   С.Н.   Николаева,   Р.М.   Чумичева   и   др.).   Интегративный подход   позволяет   ликвидировать   трудности   в  переработке   дошкольниками все возрастающего объема информации и лимитом времени на его усвоение.        Система   интегрированной   деятельности,   возможно,   поможет   избежать перегрузок   детей,   освободив   время   для   игры,   сохранив   их   физическое, психическое и социальное здоровье, развития особенностей  дошкольника.        Интеграцию   мы   понимаем   как   более   глубокую   форму   взаимосвязи, взаимопроникновения   различных   разделов   воспитания   и   образования   детей  дошкольного   возраста.   Интеграция   должна   охватывать   все   виды художественно­творческой   и   речевой   деятельности,   разнообразные   игры: дидактические,   сюжетно­ролевые; изобразительную деятельность, художественно – речевую, музыкальную        Интегрированные   занятия   объединяют   детей   общими   впечатлениями, переживаниями,   эмоциями;   способствует   формированию   коллективных взаимоотношений.   Тем   более   что   каждый   цикл   интегрированных   занятий включает в себя создание коллективной композиции в виде игр, драматизации, театрализованных представлений, картин в изобразительной деятельности и литературно ­ музыкальных композиций.   игры­драматизации,      подвижные,           Содержание интегрированной деятельности должно быть насыщенным и образовательным, соответствующим познавательным интересам современного ребенка. Исходя из принципов гармоничности образования для органического вхождения ребенка в современный мир, программа должна предусматривать широкие взаимодействия дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным   искусством   и   музыкой,   детской   литературой   и   родным языком, игрой и другими видами развивающей деятельности. Важнейшими задачами в современной педагогике считаются: развитие   у   детей   на   основе   разного   образовательного   содержания эмоциональной   отзывчивости,   способности   к   сопереживанию,   готовности   к проявлению   гуманного   отношения   в   детской   деятельности,   поведении, поступках; способствование   развитию   познавательной   активности,   стремление   к самостоятельному познанию и размышлению; укрепление физического и психического здоровья.        Образование   детей   должно   строиться   как   увлекательная   проблемно   – игровая   деятельность,   обеспечивающая   субъектную   позицию   ребенка   и постоянный   рост  его  самостоятельности   и  творчества.  Такую  возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу особенностей ребенка дает деятельность интегрированного характера.        Содержание   и   приемы   в   организации   интегрированной   деятельности продуманы по принципу установления теплых, доверительных отношений с ребенком. В психологии есть такое понятие: «снять барьер в общении», то есть   наладить   тесный   контакт   и   взаимопонимание,   снять   отчуждение, холодность при общении. Это именно то тепло и заинтересованное отношение педагога,   что   вызывает   отклик   у   ребенка,   который   старается   сделать   все, чтобы оправдать это отношение.        Интегрированная  деятельность   дает  детям возможность   развивать  свои творческие способности и интересы.     Таким   образом,   создается   среда   (специально   организованная, педагогически   целесообразная   и   адаптированная   к   современным   детям),   в которой  формируется  механизм поведения в общении  каждого  ребенка  от наблюдения (пассивного созерцания) – к переживанию – пониманию – оценке –   выбору   для   себя   установки   творческого   развития,   а,   следовательно, развития личности.    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. практике. Екатеринбург, 1994.­110с. 2. 1968.­464с. Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и Божович  Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Воробьева   Д.И.   Интегрированная   программа   интеллектуально­ Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Выготский   Л.С.   Игра   и   ее   роль   в   психическом   развитии   ребенка. Васильева А.И. Совершенствование обучения в детском саду. Минск, 3. Божович   Л.И.   Психологические   вопросы   готовности   ребенка   к школьному обучению. // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1958.­42­67с. 4. Бугрименко   Е.А.   Формирование   осознанного   отношения   к   слову.   // Особенности   психического   развития   детей   6­7   летнего   возраста.­   М., Педагогика, 1988.­73­76с. 5. 1980. 6. художественного развития личности дошкольника. СПб.: ЛГОУ, 1996.­ 112с. 7. Союз, 1997.­96с. 8. Вопросы психологии. 1966. № 6. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1934. 9. Гуткина  Н.И. Психологическая   подготовка  детей  к  школе  в группах 10. развития. // Активные методы в работе школьного психолога. М., Изд. АПН СССР, 1990.­3­11с. 11. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в психологии.­ Вопросы философии. 1980, №12. 12. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения: опыт теоретического исследования. М., 1986.­120с. 13. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М., Просвещение. 1985. 14. Казакова   Т.Г.   Интеграция   видов   изобразительной   деятельности (программа:   задачи,   принципы,   содержание)   //   Дошкольное   воспитание: традиции и современность. М., 202.­ 4­8с. 15. Кравцова Е.Е. Игра в дошкольном возрасте. // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии.­ М., 1991.­ № 2/6.­24­39с. 16. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.­ 152с. 17. Мухина   В.С.   Изобразительная   деятельность   ребенка   как   форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981.­ 240с. 18. Поддъяков   Н.Н.   Новый   подход   к   развитию   творчества   у дошкольников. //  Вопросы психологии.1990.­ № 1.­16с. 19. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М., 1965.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.12.2018