Развитие творческих способностей у учащихся начальных классов.
Оценка 4.8

Развитие творческих способностей у учащихся начальных классов.

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа
3 кл
28.10.2018
Развитие  творческих способностей  у  учащихся   начальных классов.
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, восприятия, памяти.Творчество – это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Это все же мир детства и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, восприятия, памяти.
Развитие творческих способностей сладших школьников.doc
Развитие  творческих способностей  у  учащихся   начальных классов.                                                                                   Не школа преобразовывает жизнь, а,                                                                   напротив того, жизнь создает для себя                                                                   школу и приспосабливает её к своим                                                                    потребностям и стремлениям.                                                                                                         Д.И. Писарев.                                      Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Это способствует   активизации   познавательной   деятельности   учащихся, стимулирует   и   развивает   психические   процессы,   развитие   мышления, восприятия, памяти.                             Что же такое творчество? Творчество – это созидание. Оно порождает   новые   духовные   и   материальные   ценности.   Стремление   к творчеству  характерно для школы наших дней. Это все же мир детства и надежд,   где   почва   благоприятна   для   творчества   и   где   не   угасает одухотворяющий поиск разума и добра.   Творчество   детей   необходимо   развивать   в   процессе   всего   обучения   в младшей   школе.   И   в   настоящее   время   одно   из   актуальных   значений приобретает проблема развития творческих способностей  личности. Дети   младшего   школьного   возраста   наиболее   открыты   и восприимчивы и любопытны. Для развития творческих способностей детей необходимо   создать   ситуацию   заинтересованности.   Развивающее   обучение направлено на то, чтобы дети не только запоминали факты, усваивали правила и определения, но и обучались рациональным приёмам применения знаний на практике,   переносу   своих   знаний   и   умений   как   в   аналогичные,   так   и   в изменённые   условия.   Творческие   способности   проявляются   в   решении творческих задач, но оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников.                      Работая в школе, мне всегда было интересно заниматься чем­то новым и увлекательным, узнавать о   новых технология и применять их на практике.   Каждый   свой   урок   мне   хочется   построить   так,   чтобы   ученики захотели   получать   предложенные   им   знания   и   учились   добывать   их   сами. Поиск   эффективных   методик   привел   меня   к   развитию   творческой деятельности.   Ведь   творчество   и   творческая   деятельность   определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает не только теоретический, но и практический смысл. Развивают  логическое мышление, память, внимание, творческое воображение.                     Способности бывают учебными и творческими. Они отличаются друг   от   друга.   Первые   определяют   успешность   обучения   и   воспитания, усвоения   человеком   знаний,   умений   и   навыков,   формирование   качеств личности. Вторые – создание предметов материальной и духовной культуры, производство   новых   идей,   открытий   и   изобретений,   индивидуальное творчество,   в   различных   областях   человеческой   деятельности.   Высокий уровень   развития   способностей   называют   талантом.   Младший   школьный возраст   остаётся   благоприятным   для   развития   творческих   способностей. Дети, в отличие от взрослых, способны проявлять себя в различных видах деятельности ­ учебной, художественной. Они с удовольствием выступают на сцене,   участвуют   в   концертах,   конкурсах,   выставках   и   викторинах, предметных олимпиадах. Учителям и взрослым следует помнить, что развитое творческое воображение, типичное для детей младшего школьного возраста, по мере взросления человека постепенно снижается. Вместе с уменьшением способности   фантазировать   «обедняется»   личность,   гаснет   интерес   к искусству и науке.                    Наше время – это время перемен. Сейчас нужны люди, способные принимать   нестандартные   решения,   умеющие   творчески   мыслить. Основными   показателями   творческих   способностей   являются:   беглость   и гибкость мысли; оригинальность; любознательность; точность и смелость. В какой   степени   творческие   импульсы   ребенка   превратятся   в   творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых. Семья способна   развить   или   уничтожить   творческий   потенциал   ребенка   еще   в дошкольном возрасте.     Главное,   при   выборе   творческих   заданий   следует   учитывать следующие требования: ­ ежедневное и систематическое включение в учебный процесс   творческих   заданий   и   упражнений;   ­   стараться   использовать творческий   потенциал   ребёнка   в   соответствии   с   уровнем   его   развития (посильность выполнения творческого задания); ­ творческие задания должны постепенно усложняться; ­ при оценке творческих работ учащихся отмечать положительные   стороны   (о   недостатках   работы,   выполненной   ребёнком, следует   говорить   корректно,   так   как   резкое   замечание   может   отбить   у ученика   желание   выполнять   творческие   задания   в   будущем);   ­   привлекать семью   к   выполнению   творческих   заданий.   Вести   разъяснительную   работу среди родителей. Каждый учитель, который стремиться развивать творческие способности ученика, может в своей практике использовать следующие типы уроков:   •  творческие   мастерские;   •  интегрированные   уроки;   •  внеклассная работа (классные часы, организация классных и семейных праздников). Детьми   ведется   «Книжка­малышка»,                  Готовясь к урокам литературного чтения ,  я стараюсь все виды работ продумать так, чтобы ученик активно мыслил в течении всего урока. Для этого я прибегаю к специальным приёмам. К одному из таких приёмов относится приём «постановка вопросов».                  Вопросы ставлю так, чтобы ученики, могли сравнить и на этом основании сделать вывод, например:  ­ Чей план, из написанных на доске, более удачный? ­ Какой пункт в нашем плане вам кажется главным? ­ Чему можно научиться, следуя сказанному в этом вопросе?                Стараюсь, чтобы дети могли в знакомом по первоначальному чтению тексте   открыть   что­то   новое   для   себя,   ранее   ими   не   замеченное, сосредоточить внимание на главном.    Дети очень любят придумывать сказки и различные истории, продолжение произведения.   Например,   после   прочтения   сказки   Е.Шварца   «Сказка   о потерянном времени», обучающим было предложено написать «Сказку, о том, как человек избавился от своей вредной привычки».                        Такая работа способствует развитию творческого воображения, чувства   слова.   собственного изготовления, в которых записываются частушки, загадки, песни. Именно в этой работе дети шаг за шагом открывают эмоциональные способности.                              Очень нравится ученикам подбирать слова для характеристики литературного   героя.   Из   написанных   на   доске   слов   выбираются   нужные, доказывая свой выбор. Например, на доске слова: добрая, скупая, ласковая, грубая,   злая.   Ребята   подходят   к   доске   и,   доказывая   свой   выбор,   стирают слова, которые не подходят для характеристики героя.                На уроках русского языка , я использую еще один приём. Называется приём   «Выделение   противоположных   свойств».   Этот   приём   предлагает выделение в одном и том же предмете или явлении противоположных свойств. Умение находить противоречия – есть основа парадоксального мышления, а оно в свою очередь, является обязательным атрибутом истинного творчества. Выделение   противоположных   свойств,   их   сопоставление   и   объединение, позволяет раскрывать новые, неожиданные стороны предметов и явлений.                 Я часто использую на уроках русского языка  развивающую игру «Противоположность». задаются противоположные свойства или признаки, а обучающиеся должны догадаться, какие предметы  или явления могут этими свойствами обладать. Например: Острый  ­ тупой (угол) Горячий – холодный (утюг) Добрая – злая (собака) Веселый – грустный (человек) Глубокое – мелкое (озеро) Слабый – сильный (животное, ветер) Быстрая – медленная (езда)   В   игре   «Противоположности» Идти – стоять (часы) и т. д.               Необходимо добиваться, чтобы ученики называли как можно больше таких вариантов.              Еще один вариант развивающей игры, которая называется «И хорошо, и   плохо».   В   игре   предлагается   оценивать   явления   природы,   действия   и предметы: Зима, лето, осень, весна; Дождь, снег, солнце, ветер, огонь; Кушать, спать, гулять, в лесу, лазать по горам; Пить лекарства, делать зарядку, умываться; Нож, тарелка, стекло, утюг.              Стараюсь, чтобы мои учащиеся нашли хорошие и  плохие стороны явлений.             В русском языке ,я так же использую прием «постановка вопросов». Способность обучающих к постановке новых вопросов и проблем является одним   из   показателей   развития   творческих   способностей.   Для   расширения возможностей  учащихся и  ломки  стереотипов  в  формулировании  вопросов (что? как? почему? ), необходимо создать ситуацию общения с ребенком на равных, а так же важно показать учащему образцы других форм вопросов, демонстрировать различия и исследовательские возможности этих форм.                      Необходимо научить выбирать направленность вопросов. Важными являются   вопросы,   которые   относятся   к   ключевым   моментам   проблемной ситуации,   к   причине   явлений,   к   существенным   признакам   и   функциям предметов.                        Этому процессу ученик может обучиться только   при помощи взрослого в ходе учебной или игровой деятельности. Главное, чтобы вопросы побуждали обучающего к интеллектуальной активности, чтобы в них были элементы неизвестности и противоречия, чтобы они были направлены более на развитие логических умений и навыков.               Когда учащиеся задают вопросы, не надо спешить отвечать на них, можно предложить им высказать свои предположения («А как вы думаете?»).               Я учу детей задавать вопросы самим себе и пытаться самостоятельно найти ответы на них.                           Например:  ученик загадывает какое – либо существительное, остальные   учащиеся  задают   не  более  пятнадцати   вопросов,   на  которые   он отвечает «да» или «нет». Цель такого упражнения, назвать существительное, которое было задумано.             Еще одно преимущество этого приема, он учит составлять текст по   вопросам.   Например,   метод   контрольных   вопросов.   Этот   метод облегчает процесс творчества. Напиши сочинение по вопросам: ­ Кто это был?... ­ Что он ответил?... ­ Как выглядел?... ­ Что ему сделали? … ­ Куда пошел? … ­ Его реакция?  и т.д.             На уроках окружающего мира, я поставила перед собой цель: ­ развивать творческие способности учащихся, их интеллекта и творческого мышления, через мыслительные операции, через развития природоведческого кругозора   детей;   научить   учащихся   самостоятельно   добывать   знания   и применять их в разнообразной учебной деятельности.             Для этого, я стала отбирать и создавать для работы  разнообразный методический   и   дидактический   материал,   а   также   использовать   различные приемы,   направленные   на   формирование   специальных   и   интеллектуальных умений.              Дети самостоятельно находят ответы на поставленные вопросы. В доказательных   ответах   учащиеся   имеют   дело   с   самостоятельными обобщениями   и   конкретизацией   понятий,   сравнением   и   систематизацией знаний.                       Для   развития   творческих   способностей   учащихся   на   уроках окружающего мира, я использую задачи на доказательство.  Значение  таких задач   в   развитии   творческих   способностей   учащихся   велико.   Они   дают возможность выявить не только глубину понимания изученного вопроса, но и умение оперировать приобретенными знаниями.             Например: «Гуляя в еловом лесу, вы замечали, что в нем темно, сыро, деревья растут очень густо, их кроны пропускают мало света. А в сосновом лесу светло, деревья растут редко, кроны высоко поднимаются над головой, света проникает много. Почему так ?»             В данном случае у учащихся формируются понятия «светолюбивые» (сосна) и «тенелюбивые» (ель) виды растений.                         При работе с рисунками у учащихся конкретизируются общие представления,   формируются   умения   находить   в   рисунках   необходимые объекты, обобщать, делать выводы.                          Развитие творческих способностей на уроках окружающего мира помогают   привить   интерес   к   предмету,   развивать   интеллектуальные способности младшего школьника.               На всех уроках я часто  предлагаю выполнить творческие задания: приготовить   сообщения   по   определенной   теме,   написать   сочинение, нарисовать иллюстрацию, используя ИКТ.              Для развития творческих способностей учащихся стараюсь: ­ развивать способности, склонности; ­ интересы каждого учащегося с учетом их возможностей; ­ овладевать приемами осознанного решения различных творческих задач; ­   направлять   и   активизировать   творческие   способности   учащихся   через практическую деятельность.             Важным условием развития художественных способностей учащихся ребенка являются индивидуальный подход к нему в процессе обучения.               Я заметила, что творческие способности не могут быть развиты у всех ребят одинаково в силу их индивидуальных   возможностей. Но все ­   таки стараюсь   дать   каждому   ребенку   возможность   активно,   самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.            Индивидуальную работу с учащимися веду так,  чтобы все учащиеся, в особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников, научить ребенка работать самостоятельно с полной отдачей сил; создать благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями.            Стараюсь вселить в каждого ученика уверенность в том, что он может фантазировать   и     творить   и   что   для   этого   нужно   внимательно,   изучить реальность. Одним из способов я использую ряд неожиданных и необычных заданий. С помощью этих заданий развивается воображение, вырабатывается привычка к собственному решению, открытиям, умению отойти от образца и работать по собственному замыслу: ­ сказочные птицы, птицы­фантазии, животные; ­ село будущего; ­ портрет, составленный из цветов, из овощей, фруктов; ­ необычная игрушка из необычного материала; ­   интеллектуально   –   развивающие   игры:   «Волшебные   кляксы»,   «Помоги художнику».               Результатами моей деятельности служат: 1. Участие   в   школьных   праздниках   ,   конкурсах   рисунков,   оформление выставок; 2. Участие в районных мероприятиях; 3. Участие в городских конкурсах поделок и рисунков.                      Развивая творческие способности у младших школьников могут быть   путешественниками,   открывателями,   творцами,   они   могут   думать, рассуждать,   творить   красоту   и   радость   и   находить   в   этом   творении счастье. Хочу подвести итог и сделать следующие выводы:  каждому учителю необходимо развивать у учеников творческие способности, так как творческой   личности   легче   адаптироваться   в   социуме   и   противостоять негативным   обстоятельства,   находить   позитивные   выходы   из   сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей, саморазвитию. Развивать   творческие   способности   младших   школьников   можно   как   на уроках, так и во внеурочное время. Предлагая им разнообразные творческие задания, происходит формирование таких важных личностных качеств, как  ответственность,   самостоятельность,   появляется   интерес   к   школьным предметам.                Принимая участие в конкурсах, дети начинают понимать значимость учебного   процесса.   На   развитие   творческих   способностей   в   младшем школьном возрасте оказывают творческий подход учителя к педагогической деятельности и отношение семьи.                         Таким образом, работая над развитием творческого потенциала младших школьников, мы в конечном итоге получаем всесторонне гармонично развитую личность, способную быстро адаптироваться к быстро меняющимся условиям современного мира.

Развитие творческих способностей у учащихся начальных классов.

Развитие  творческих способностей  у  учащихся   начальных классов.

Развитие творческих способностей у учащихся начальных классов.

Развитие  творческих способностей  у  учащихся   начальных классов.

Развитие творческих способностей у учащихся начальных классов.

Развитие  творческих способностей  у  учащихся   начальных классов.

Развитие творческих способностей у учащихся начальных классов.

Развитие  творческих способностей  у  учащихся   начальных классов.

Развитие творческих способностей у учащихся начальных классов.

Развитие  творческих способностей  у  учащихся   начальных классов.

Развитие творческих способностей у учащихся начальных классов.

Развитие  творческих способностей  у  учащихся   начальных классов.

Развитие творческих способностей у учащихся начальных классов.

Развитие  творческих способностей  у  учащихся   начальных классов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2018