Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе
Оценка 4.6
Семинары
docx
чтение
1 кл—4 кл
04.03.2019
В начальной школе на уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, которая помогает младшему школьнику осознать себя думающим, грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. В статье рассматривается важность развития творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальных классах, актуальность воспитания личности через творчество. Автор предлагает разработку урока по литературному чтению в 4-ом классе
статья Захарченко.docx
Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного
чтения в начальной школе
Автор: Захарченко Татьяна Михайловна
Аннотация: В статье рассматривается важность развития творческих способностей
учащихся на уроках литературного чтения в начальных классах, актуальность воспитания
личности через творчество. Автор предлагает разработку урока по литературному чтению
в 4ом классе
России.
образование
гражданина
Начальное
высоконравственного,
Основной целью системы современного образования является воспитание разносторонне
развитой личности с серьёзным интеллектуальным потенциалом. В связи с переходом
отечественной системы образования на ФГОС второго поколения [1], выросла потребность
в совершенствовании приёмов и методов работы с детьми, которые позволят развить в
учащихся самостоятельность мышления, креативность, способность к решению жизненных
задач нестандартными методами. Стандарты нового поколения ставят перед российским
образованием новую цельвоспитание: социальнопедагогическая поддержка становления и
ответственного, творческого, инициативного,
развития
компетентного
должно
гарантировать разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и
индивидуального развития каждого обучающегося( включая одарённых детей и детей с
ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала,
познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны
ближайшего развития [1]. Проблема развития творческих способностей не нова для
психологопедагогических исследований и до сих пор актуальна, так как: а) общество
заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он принесёт
максимальную пользу; б) это одна из основных задач образования; в) не только школу, но и
родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся; г) младший школьный
возраст – наиболее благоприятный период для развития творческой личности.
Следовательно, развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной
личности актуально в современной школе [1].
Уроки литературного чтения – это то поле деятельности, где наиболее полно могут
раскрыться интеллектуальные, духовные, нравственные способности школьника. Чтение,
как учебный предмет, имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на
личность, как художественная литература. Художественная литература несет в себе
огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному
опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства.
В начальной школе на уроках литературного чтения формируется читательская
компетентность, которая помогает младшему школьнику осознать себя думающим,
грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего
самообразования. Именно грамотный читатель испытывает потребность в постоянном
чтении книг, понимает прослушанное и прочитанное произведение, владеет техникой
чтения, а также приёмами работы с текстом, умеет самостоятельно подобрать книгу для
чтения, оценить и проанализировать содержание прочитанного, рекомендовать друзьям
понравившиеся книги и авторов. Учитель обращает внимание начинающих читателей на
отношение автора к своим героям и к окружающему их миру, на словеснообразную
природу художественного произведения, на нравственные проблемы, которые волнуют
автора. Дети учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность
словесного искусства [1]. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем большее
воздействие на личность оно оказывает. Поэтому в качестве одной из ведущих задач
обучения чтению, программа выдвигает задачу обучения восприятию художественного
произведения. В современной методике при восприятии художественного произведения
принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии, так как художественное
произведение допускает возможность различных трактовок. Под полноценным
восприятием понимаем способность читателя сопереживать героям и автору произведения,
видеть динамику эмоций, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями
поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию,
осваивать идею произведения. Полноценное восприятие художественного произведения
характеризуется наличием эстетических оценок и личностным отношением детей к
прочитанному, пониманием не только логической стороны произведения, но и восприятием
его образной и эмоциональной стороны.
Урок литературы – это не монолог, это диалог потенциальных творческих возможностей
ученика и учителя, которые должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами,
интересными друг другу личностями. Решающим условием развития литературно
творческих способностей школьников является повседневная работа учителя с учетом
интересов, способностей и подготовленности учеников. Одна из самых серьёзных задач –
это научить детей думать, мыслить творчески, самостоятельно, раскрыть в детях качества,
лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами
творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных
проблемных ситуаций [1].
Творчество перестает быть уделом единиц, а творческая работа помогает учащимся
обретать личностный смысл и постигать собственные ценности. На помощь учителю
приходит технология НФТМТРИЗ, которая призвана помогать не только ребёнку быть
более успешным в учёбе, но и улучшать качество жизни взрослого человека в той области
деятельности, которой он занимается. Учитывая то, что система НФТМТРИЗ основана на
поисковопознавательной деятельности человека и направлена на развитие фантазии и
творческого воображения, использование учителем её приёмов позволяет достигать
глубокого усвоения фактических знаний, формировать стиль мышления, направленный не
на приобретение готовых знаний, а на их самостоятельную генерацию, а так же умение
видеть, ставить и решать проблемные задачи в нужной области деятельности, умение
понимать закономерности, воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как
динамического пространства открытых задач [2]. Каждый ребёнок талантлив от природы и
это является исходной позицией системы НФТМТРИЗ. Воспитание личности через
творчество – принцип работы по данной технологии, а создание учителем условий для
выявления творческих способностей и их развития – основная задача [2].
Применение ТРИЗ на уроках литературного чтения даёт возможность учителю
демонстрировать ученикам красоту научной мысли, использовать полученные знания для
решения различных практических, исследовательских и учебных задач. На креативных
уроках учитель, опираясь на индивидуальные возможности детей, создаёт условия для
выявления и развития творческих способностей учащихся. Развитие познавательного
интереса происходит через положительные эмоции и радость творчества на уроке.
Урок литературного чтения в 4ом классе по теме «В мире художественного слова
И. А. Бунина. Густой зелёный ельник у дороги…»
Цели урока: создание условий для выявления художественной идеи и подтекста
стихотворения; формирования общего представления о поэте; обучения лингвистическому
анализу стихотворения (обучающая цель), формирования навыков выразительного чтения;
самостоятельной исследовательской работы с учебником и дополнительным материалом;
развития творческой мотивации и творческих способностей; развития культуры речи (развивающая цель), воспитания любви к родной природе, нравственноэстетических
представлений о красоте (воспитательная цель)
Тип урока: урок целевого применения усвоенного с включением творческой работы.
Планируемые результаты:
Предметные: читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно. Выбирать при
выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы. Пользоваться
элементарными приемами анализа текста. Наблюдать, как поэт воспевает родную природу,
какие чувства при этом испытывает.
Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение.
Анализировать стихотворение И. А. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…» с опорой
на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль произведения. Оценивать свои
результаты работы в парах с помощью «Листа самооценки».
Личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих писателей и поэтов,
любовь к Родине.
Метапредметные связи: русский язык, темы «Лексика», «Текст», «Части речи»; музыка,
тема «Симфоническая музыка»; окружающий мир, тема «Лента времени», «Охрана
окружающей среды».
Ресурсы урока: Э. Э. Кац «Литературное чтение. Учебник 4 класс», портрет И. А. Бунина;
фотографии оленей; презентация.
Оборудование урока: Портрет И. А. Бунина; рисунки учащихся; видеоролик с песней
«Лесной олень» композитора Е. Крылатова на слова Юрия Энтина; аудиозапись
стихотворения И. А. Бунина.
Ход урока:
1. Блок мотивации: Создание эмоционального настроя (музыкальный эпиграф –
видеоролик с песней «Лесной олень» композитора Е. Крылатова на слова Юрия Энтина).
– Кто слушал песню первый раз?
– А вы видели когданибудь живого оленя в лесу или в зоопарке?
– Можете предположить, почему эта песня прозвучала в начале урока? (через некоторое
время мы поймём, насколько вы были правы)
2. Блок творческого разогрева: Обращение к эпиграфу: «У каждого из слов душа
своя…».
Это слова человека, трепетно любящего живое русское слово, русскую природу, поэта
И. А. Бунина, о творческой деятельности которого мы будем говорить на сегодняшнем
уроке и познакомимся с его стихотворением «Густой зеленый ельник у дороги…»
Работа по «Ленте времени»:
– Послушаем сообщение о поэте (12 ученика)
– Назовите годы жизни И. А. Бунина. Обратите внимание на ленту времени. Какие важные
исторические события произошли за этот период? Краткие сведения о Бунине
(Индивидуальное сообщение «И. А. Бунин – трижды лауреат Пушкинской премии, лауреат
Нобелевской премии).
Слово учителя: Иван Алексеевич очень много путешествовал и хорошо знал русский,
английский, французский языки. В гимназии он начал писать стихи и писал их до конца
жизни. Для стихотворений Бунина характерна задушевная интонация. В них отразилась
любовь поэта к России, родной земле. В своих стихотворениях он заставляет нас
почувствовать тепло своего сердца, обаяние родной природы и музыку родного слова.
– Прослушивание аудиозаписи стихотворения И. А. Бунина «Густой зелёный ельник у
дороги.» (читает Игорь Петренко). Осмысление.
– Вам понравилось это стихотворение? Почему?
– Какое настроение вызвало в вас это стихотворение? (тревогу, радость, чувство
восхищения) – Что вызывает у вас восхищение? (красота оленя)
– Что вызывает у вас тревогу? (переживание за его жизнь, он может погибнуть)
– Что вызывает радость? (что олень убегает, пытается спастись)
3. Блок «Работа в парах»
– Готовясь к выразительному чтению, нам необходимо разобраться в лексическом значении
слов, понимание которых может вызвать у вас затруднения. Они выделены в тексте.
Давайте попытаемся самостоятельно определить значение этих слов. Будем работать
парами, так как сидите за столом. На каждом столе есть красные карточки и зелёные
карточки. Красные карточки – это слова или сочетания слов, а зелёные карточки – это их
лексическое значение. Вам в паре надо соединить слово и его лексическое значение.
Например, возьмём красную карточку со словом «ельник», найдём зелёную карточку,
соответствующую слову «ельник» – это карточка с предложение «Лес, в котором растут
ели». Соединили эти карточки. А дальше продолжите эту работу самостоятельно парами.
Проверим, как вы справились с заданием.
1 строфа (первый ряд)
Ельник – лес, в котором растут ели.
Тонконогий олень – олень, у которого тонкие ноги.
Тяжкие рога – тяжёлые рога
2 строфа (второй ряд)
Зубом скрёб – зубом грыз
Остинка – уменьшительноласкательная форма слова «ость»: тонкая длинная
щетинка на колосе у злаков; в данном случае речь идёт о хвойных иголочках.
Макушка ёлки – верхушка ёлки
3 строфа
Размеренный след – определённая мера для следа
Собачий гон – (гнать – охотиться, загонять.)
4 строфа (третий ряд)
Долина – открытая местность
Бешено – изо всех сил
В избытке свежих сил – много новых сил
Стремительность – быстрота
– Кто из вас выполнил задание без ошибок? Оцените работу своей пары.
4. Блок «Содержательная часть»
1. С описания чего начинается стихотворение? (С густого ельника)
Чтение 1 и 2 строк:
Густой зелёный ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега [3].
2. Как вы думаете, почему Бунин начал своё стихотворение с описания ельника? (Нам
показана спокойная жизнь леса, когда человек не мешает природе)
3. Кто является главным героем стихотворения? (Олень). Давайте прочитаем строки, в
которых мы впервые видим оленя. Чтение 3 и 4 строк 1 строфы [3].
4. Опишите оленя, опираясь на прочитанные только что слова из стихотворения. (Олень
могучий, тонконогий, с тяжёлыми рогами)
5. Прочитайте про себя 2ую строфу, 2ой столбик стихотворения [3]. Попытайтесь в нём
найти ещё одного героя стихотворения. Кто же является ещё одним героем
стихотворения? (Автор, рассказчик)
6. Почему вы так решили? (Из 2ой строфы видно, что идёт описание героем –
рассказчиком того, что он наблюдал: вот след оленя, здесь он натоптал тропинок,
здесь ёлку гнул и зубом скрёб. 7. Как вы думаете, видел ли автор самого оленя? (Нет, только его след; а по следу он
нам рассказывает, что же произошло с оленем)
Люди, хорошо знающие и любящие природу, могут по следам животного, как по книге,
понять, что произошло в лесу. Вот и автор по следам оленя узнал его историю.
Интересно, сумеем ли мы это сделать, анализируя дальше стихотворение.
8. Прочитайте третью строфу, 3ий столбик [3]. Подумайте, где заканчивается описание
спокойной жизни леса? (1ой строкой: Вот снова след, размеренный и редкий.)
9. Как вы думаете, с какой строки, с каких слов меняется след оленя? [3] (Со 2ой, со
слов: И вдруг – прыжок!).
10. Как вы думаете, почему меняется след оленя, почему он прыгнул?
(Испугался)
11. Посмотрите на две последние строки 3ей строфы. Кого испугался олень? (Собак) [3]
12. Почему вы так решили? (Появляются собачьи следы). Зачитайте строки, которые
указывают на это [3]. (И далеко в лугу / Теряется собачий гон)
13. Как ведёт себя олень во время погони? (Стремительно бежит)
14. Подтвердите это словами из стихотворения. (и ветки, / Обитые рогами на бегу; О, как
легко он уходил долиной! / Как бешено, в избытке свежих сил…….. (до конца) [3].
15. Прочитаем последнюю строку стихотворения. Прочитает нам её……....[3].
Какое чувство у вас вызывает эта строка? Почему? (Радость, олень остался жив)
5. Блок «Творческая разминка»
а) «Название стихотворения»
Ребята, вы уже обратили внимание, что Бунин не дал названия своему стихотворению. Мы
называем его по первой строке стихотворения: «Густой зелёный ельник у дороги…».
– Как вы думаете, почему сам автор не дал никакого названия своему стихотворению?
(Оно лишает читателя возможности самому проникнуться чувством восхищения перед
красотой зверя.)
Я вам предлагаю творческое задание: придумайте название стихотворению (Варианты
ответов «Красавец олень», «Красота побеждает смерть», «Густой зелёный ельник у
дороги…», «Красота»)
– Ребята, какое название из предложенных вариантов вам наиболее понравилось? Почему?
(Он красоту от смерти уносил! – главная тема стихотворения)
б) «Продолжи стихотворение».
– Думаю, вам не раз приходилось слышать выражение «человек – хозяин природы».
– Как вы понимаете это выражение?
– Согласны вы с этим высказыванием?
– Кто же тогда человек?
Он – неотъемлемая часть природы. Именно для нас с вами каждый год наступает весна,
природа оживает, чтобы человек любовался ею, воспевал её. И олень – это часть природы.
И вот представляете, для оленя, который такое же живое существо, как и мы, весна может
не наступить, потому что комуто просто захотелось его убить.
И автор ставит многоточие (что это такое?), потому что от переполнившего его волнения
не смог даже подобрать слов, чтобы выразить это чувство.
– Что просит нас понять автор?
6. Блок «Работа в группах»
– Олень ушёл от преследования, выжил, и я предлагаю вам попробовать дописать, что же
случилось с оленем дальше:
1 группа – в прозе (попробуйте найти слова, чтобы выразить полностью и чувства автора, и
наши с вами чувства от прочитанного)
2 группа – в стихах (найдите место каждой строчки в 5 строфе)
Чистовой вариант пятой строфы. Затих зелёный ельник у дороги,
И замолчал в лугу последний пёс.
Ушёл олень могучий, тонконогий
И красоту от смерти он унёс.
3 группа – подобрать подходящие по смыслу глаголы и прилагательные в 5ой строфе:
……….. зелёный ельник у дороги,
И ………….. в лугу последний пёс.
……… олень могучий, тонконогий
И красоту от смерти он ………... .(глаголы)
Затих ………….. ельник у дороги,
И замолчал в лугу …………. пёс.
Ушёл олень ……., …………………
И красоту от смерти он унёс. (прилагательные)
7.Блок «Закрепление» Работа над выразительностью чтения:
– Всё ли стихотворение мы будем читать в одном темпе?
– Какие строки читаются медленнее, а какие – быстрее?
– С какой интонацией читать последнюю строфу? Почему?
Выразительное чтение вслух [3].
– Разберёмся ещё раз в настроении лирического героя, рассказчика. Какое оно и как
меняется?
Строфа 1. [3] Любование и ожидание (описание)
Строфа 2. [3] Ожидание, вглядывание, поиск (повествование)
Строфа 3. [3]Снова ожидание, вглядывание и … неожиданность – «и вдруг – прыжок!»
(рассуждение)
– Обратите внимание на звуки, помогают ли они подчеркнуть стремительность событий?
Какой звук? (рр) :
В стремительности радостнозвериной
Он красоту от смерти уносил
Строфа 4. [3] Глубокий вздох любования –высшая точка чувства рассказчика
(повествование)
б) Тайный смысл (подтекст) стихотворения:
– А как же тайна? Есть она в стихотворении? В чём заключается тайный смысл
произведения? (он красоту от смерти уносил)
– Помогут вам его понять ключевые слова 4 строфы. Какие? [3] (красота – смерть) Только
ли о природе стихотворение? (о победе красоты над смертью, добра над злом)
Вывод: Иван Алексеевич Бунин в стихотворении «Густой зелёный ельник у дороги…»
видит большее, чем сохранение жизни животного, он видит СОХРАНЕНИЕ КРАСОТЫ.
Бунин призывает нас особенно зорко видеть и замечать то, что сокрыто от глаз ленивого,
равнодушного к родной природе человека. Издревле олень считается универсальным
благоприятным символом. Он ассоциируется с чистотой, восходом, обновлением, светом,
духовностью и созиданием. Наиболее характерные качества животного: грациозность,
стремительность, красота. Образ оленя неслучайно появляется в стихотворении Бунина.
Посредством него поэту удается продемонстрировать читателям величественность и
великолепие северной природы. Из всех лесных зверей именно олень в наибольшей степени
подходит в качестве олицетворения красоты и благородства.
8. Блок «Резюме»
– Что вас взволновало?
– О чём задумались? (Писатели, художники, поэты умеют любить и ценить природу,
поэтому они нарисовали удивительные картины красками и словами.) – Это стихотворение написано 100 лет назад, но сегодня, почти век спустя мы изучаем это
стихотворение и любуемся этими картинами. Почему? (Стремление спасти красоту от
гибели по–прежнему актуально, и поэтому прекрасное стихотворение Бунина звучит очень
современно.)
Продолжить фразу (рефлексия):
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Меня взволновало…
Я задумался…
Мне сегодня удалось…
Мне было интересно…
Я затруднялся…
Хотелось бы…
К следующему уроку я…
Домашнее задание:
– Ребята, дома все поработаете:
а) над выразительностью чтения стихотворения (наизусть по желанию)
Те, кто пишет стихи,
б) попробуйте написать к следующему уроку свое стихотворение о природе.
Те, кто любит рисовать,
в) нарисуйте иллюстрацию к стихотворению.
Эти задания вы найдёте в рабочей тетради.
Рекомендация: просмотр художественного фильма «Ох, уж эта Настя».
Поэт обладает даром рисовать словами, как художник рисовать кистью. А стихи
открывают нам красоту родной природы, призывают её охранять, учат понимать язык
природы. Но откроется это не всякому, а только человеку умному, доброму, чуткому и
внимательному. Постараемся же стать такими!
Совершенствование преподавания литературы подразумевает совершенствование урока, на
котором делается акцент на развитие креативных способностей. Урокам литературного
чтения в начальной школе принадлежит ведущее место в эстетическом, интеллектуальном
и эмоциональном развитии ребёнка. Учителю важно учить детей мыслить, а именно на
креативных уроках ученики находятся в постоянном поиске, открывают для себя чтото
новое. Детское творчество неисчерпаемо и задача учителя – создать условия для
творческой деятельности, стимулирующей нестандартное мышление. Использование
системы НФТМТРИЗ (непрерывное формирование творческого мышления и развития
творческих способностей) помогает ребёнку учиться легко, с удовольствием и, самое
главное, осмысленно.
Ссылки на источники
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования: Федеральный закон РФ от 17 декабря 2010 г. №1897ФЗ. 2.
Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной
курс научного творчества: Учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный
ЦИТО», 2013. – 212 с.
3.
Кац Э. Э. Литературное чтение, «Планета знаний», 4 класс в 3х частях, 2 часть,
АСТ – 2013 – С. 112–113.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе
Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе
Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе
Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе
Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе
Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе
Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе
Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.