В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество – вот имя этой волшебной птицы. Что же такое творчество? Это созидание, это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Таково научное определение. Но лучше бы было духовные ценности поставить на первое место, так как без души, без чувств и мысли не возможна деятельность по имени «созидание».СТАТЬЯ «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ РОДНОГО КРАЯ»
СТАТЬЯ «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ РОДНОГО КРАЯ»
Филинова Т.Н.,
МБОУ «Ивнянская СОШ №1»,
Ивнянский район, Белгородская область
Современное российское общество находится в состоянии духовно
нравственного кризиса, что неизбежно сказывается на судьбах подрастающего
поколения.
Выход из этого кризиса видится в духовнонравственном возрождении нации,
которое может начаться лишь с образования.
Вопрос духовнонравственного воспитания детей является одной из ключевых
проблем, стоящих перед семьей, школой и обществом в целом.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования направлен на обеспечение духовнонравственного развития и
воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как
основы развития гражданского общества. В соответствии со Стандартом на
ступени начального общего образования осуществляется духовно
нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее
принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных
ценностей.
Основной задачей, которую ставит стандарт перед образовательными
учреждениями, является воспитание гражданина России.
В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета.
Творчество – вот имя этой волшебной птицы. Что же такое творчество? Это
созидание, это деятельность, результатом которой является создание новых
материальных и духовных ценностей. Таково научное определение. Но лучше
бы было духовные ценности поставить на первое место, так как без души, без
чувств и мысли не возможна деятельность по имени «созидание». Начало
обучения в школе – переломный момент в жизни ребенка. На смену игре
приходит учение. Это новый и неизвестный детям вид деятельности и, как все
новое и неизвестное, он является фактором тревожности ребенка. К
сожалению, ребенку отводится пассивная роль незнайки и неумейки, которого
знающие и умеющие взрослые всему научат – только прилежно выполняй все
указания учителя. И неудивительно, что очень скоро у части детей интерес к
учению пропадает. Вот поэтому необходимо развивать творческие
возможности учащегося на всех этапах школьного обучения. Главное не
искалечить душу ребенка, видеть в нем личность, помогать в его развитии и
самоутверждении. В процессе педагогической деятельности я пришла к
выводу, что задача каждого учителя состоит в том, чтобы обеспечить
каждому ребенку максимальную подготовку к духовнопрактической
деятельности в современном обществе. Сегодня очень важна готовность
человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах – этот социальный запрос соответствует потребностям ребенка быть
самостоятельным, знать и уметь использовать (реализовывать) свои
возможности.
Многолетний опыт работы утвердил мысль о том, что школа призвана,
прежде всего, оказывать индивидуально ориентированную помощь детям в
реализации базовых первичных потребностей, без чего невозможно ощущение
природной «самости» и человеческого достоинства. Кроме того, я убеждена,
что начальное обучение создает условия для максимально свободной
реализации
интеллектуальных,
эмоциональных способностей и возможностей, помогает ребенку в духовном и
творческом самовоплощении.
заданных природой физических,
Я убеждена, что успех и уверенность в обучении и воспитании зависит
от того, как учитель сможет помочь раскрыть индивидуальные способности,
качества и таланты каждого. И здесь большую помощь могут оказать себе
сами дети, если они будут больше знать о себе, об особенностях своего
внимания, памяти, умении общаться. В решении данной проблемы помогает
комплекс творческих заданий и мероприятий, выполнение которых требует
индивидуального решения, умения реализовывать свое «Я».
Использование в многолетней педагогической деятельности личностно
ориентированного подхода позволяет мне раскрыть и активизировать
творческие возможности учащихся,
удовлетворить образовательные
потребности каждого ученика в полной мере, воспитывать уверенность в
своих силах, адаптировать весь учебный процесс к особенностям школьников,
стимулировать процессы самопознания и самоопределения личности.
В соответствии с требованиями Закона «Об образовании» и Федеральным
государственным образовательным стандартом разработана Концепция
духовнонравственного воспитания российских школьников,
которая
определяет основные ориентиры духовнонравственного развития ребенка,
идеологию отбора содержания образования, программ воспитания и
социализации на ступенях начального, основного и среднего общего
образования. Сформулированные в Концепции базовые национальные
ценности Российского общества позволяют привести к единому основанию
систему учебновоспитательной работы образовательных учреждений
Российской Федерации. В Концепции определен современный национальный
воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный
гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,
осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Духовнонравственное развитие и воспитание личности гражданина России
это, по сути дела, весь уклад школьной жизни в единстве учебной и
внеучебной деятельности образовательного учреждения, его взаимодействие с
основными институтами социализации,
системы
дополнительного образования, институтами гражданского общества и т.д.
культуры,
спорта,
2 Основным инструментом педагогической поддержки духовнонравственного
развития личности гражданина является общеобразовательная школа,
выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами
воспитания: семьей, институтами гражданского общества, общественными
организациями.
В последние годы активно растет национальное самосознание, усиливается
внимание народов к сохранению и развитию национальной культуры. К
возрождению народных традиций и именно в этом все народы видят свое
духовное спасение в период экологической и духовной катастрофы. Народная
культура – неисчерпаемый кладезь мудрости, нравственных начал,
духовности, любви, доброты и бережного отношения ко всему, что окружает
человека.
Народные традиции в нравственном, физическом, экологическом воспитании
и, особенно, в формировании здорового образа жизни могут стать надёжным и
точным средством передачи опыта народа в виде различных норм и правил,
разрешить многие проблемы личности, семьи, школы, нации. Сегодня многие
добрые традиции утрачены, но именно традиции и обряды всегда были
направлены на воспитание, на сбережение здоровья духовного и физического.
Мы живем в интересное время, когда на многое начинаем смотреть поиному,
многое заново открываем или переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это
относится к нашему прошлому, которое оказывается, мы знаем очень
поверхностно. Не знаем, что заботило, радовало и тревожило наших предков,
чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что
передавали своим детям и внукам.
Все это не просто любопытство. Знание истоков отечественной культуры,
нравов и обычаев своего народа поможет понять и объяснить многие моменты
истории страны, судьбы разных поколений, поможет избежать многих ошибок.
Родная земля становится еще близкой и родной, когда знаешь её историю. И
сейчас в наше время уделяется большое внимание вопросу возрождения
национальных культурных традиций, народных обрядов и праздников.
Этот выбор сделан не случайно:
1. Народная культура – основа национальной культуры. Поэтому логично
начать знакомство ребёнка с достижениями общечеловеческой культуры
именно с этих основ.
2. Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского
народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.
3. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников
формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот
красивый и выразительный мир и поэтому интересен для детей.
4. Особенно привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребёнку стать
активным участником игры. Он может попробовать себя в разных ролях и
видах деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в
театральных постановках, разгадывать загадки сказочных героев – все эти
3 возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым,
способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.
5. Привлекателен и языковой аспект. В то время как в повседневной жизни
отношение к русскому языку недостаточно уважительное, произведения
фольклора дают нам образцы красивой, образной и поэтической речи.
6. Изучение народной культуры (особенно подготовка и участие в
театрализованных праздничных действиях, в работе мастерских) не только
способствует развитию личности ребёнка, но и формирует навыки
межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по
сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс
родителей.
Таким образом, включение ценностей и традиций русской народной культуры
в процесс воспитания младших школьников даёт возможность решить многие
воспитательные цели и задачи:
— развитие познавательного,
физического, эстетического потенциала личности ребёнка;
— воспитание личности ребёнка, знающей, уважающей историю и традиции
своего народа;
— сплочение классного коллектива;
— органичное включение родителей в воспитательный процесс;
— использование в работе разнообразных доступных и интересных детям
форм и методов работы.
Россия – родина для многих, но для того чтобы считаться ее сыном или
дочерью, необходимо ощутить жизнь своего народа и творчески утвердить
себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои
собственные. Настоящий патриот учится на исторический ошибках своего
народа, на недостатках его характера и культуры.
коммуникативного,
нравственного,
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в
себя все условия жизни: территория, климат, природу, организацию
общественной жизни, особенности языка и быта.
Духовный и творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но
подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и
переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью
человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам, педагог не может
и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Именно пробудить, а не
привязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью
души ребенка, началом, порождающей личность.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по
новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, в которых
народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.
В младшем школьном возрасте детей знакомят с традициями русского
народа, ребята уже сами могут выделить определенный смысл из
4 произведений русского народного творчества. Поэтому необходимо широко
использовать все виды фольклора. Знакомя детей с поговорками, загадками,
сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим
ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные
жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные
качества людей. Особое место в произведениях русского народного
творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение
мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является
богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
В нашей школе, на протяжении многих лет, уделяется внимание возрождению
и сбережению народных традиций. Изучение фольклора начинается в
начальном звене. Большое внимание уделяется изучению народных традиций
Ивнянского района.
Такое эмоциональное отношение к красоте воспитывается долго, кропотливо
и целенаправленно. Школьникам нужно унести с собой во взрослую жизнь не
только умение понимать и любоваться прекрасным, но они должны стремится
и сами к новым встречам с прекрасным, эстетическое восприятие
действительности должно стать для них естественным. А самое главное –
школьники должны сами стать творцами красоты, не бессознательно, а с верой
в прекрасное, со стремлением вносить его во все сферы жизни: в дом, в семью,
в отношения с близкими, в воспитание своих детей, в свой труд.
Очень важно не только сохранить живое наследие народа, но и сделать его
частью современной жизни, предметом пристального и подробного изучения.
Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и
укреплению национального самосознания, так важного для сохранения
самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего
народа.
Через народное творчество ребенок может развиться, может проявлять
свои умения, фантазию, показывать себя в играх, участвуя в различных
конкурсах ребенок проявляет себя и развивается. Именно в младшем
школьном возрасте ребенок осознает половину информации через игру, а в
народных играх столько поучительного, если взять сказки, то они многое
могут рассказать ребенку о мире, в котором они живут, об их стране, их
предках. Я считаю, что если продолжать знакомить ребенка в школе с
русским народным творчеством, то ребенок будет намного лучше развиваться
как личность.
Литература:
1. Болотова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В. Рукотворная краса
земли Белгородской:
Ч.2/
С.И.Болотова, Т.А.Приставкина, А.В.Рябчиков. – Белгород, 2000. 40 с.
2. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество:
Учебнометодическое пособие\ Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А.
Поровской. – М.: Просвещение, 2000. – 250 с.
Учебнометодическое пособие.
5 3. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество/ А.А.
Грибовская. – М.: Просвещение, 2004.154 с.
4. Жиров М. С. Региональная система сохранения и развития традиций
народной художественной культуры: Учеб. пособие/ М. С. Жиров–
Белгород, 2003. 198 с.
6
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.